ВремяИстекло: где найдут последний приют уникальные витражи ДК «Сайдаш» в Казани

22 Февраля 2019

    Фото: Рамиль Гали
    Автор материала: Оксана Романова
    Капитальный ремонт бывшего Дворца культуры строителей, ныне ДК «Сайдаш», фасад которого был представлен витражным полотном 20 на 10 м, намерены завершить в этом году ко Дню Республики Татарстан. Какова участь уникального панно, демонтированного еще прошлой осенью с фасада ДК, узнал «Татар-информ».

    Время и стекло

    К настоящему моменту треть витража, левая относительно фасада часть панно, уже заняла надлежащее ей место на здании. Еще треть, как рассказал хозяин витражной мастерской «Биларт» Ильгиз Батталов, занимающийся воссозданием композиции, находится в цеху в ожидании специально изготавливаемого для нее стеклопакета. Над воссозданием последней трети панно мастера еще трудятся – им осталось воспроизвести по подлинным образцам и фотографиям 12 секций.

    «О реставрации речи не идет. Речь идет о воссоздании витража. Выкладываем новый витраж по шаблону старого – полностью, один в один, копируем витраж, который стоял в ДК “Сайдаш”. Новый будет стоять дольше и лучше», – рассказал мастер с 20-летним опытом создания стеклопанно.


    Он пояснил, что в советские годы художники изготавливали витражи на свинцовой протяжке. Из этого гибкого металла делали прожилки между отдельными фрагментами панно, поскольку свинец просто было достать и легко использовать вне промышленного производства благодаря его податливой структуре. Эта техника создания витража стала на какое-то время даже модной тенденцией домашних интерьеров – стеклянными композициями часто украшали внутриквартирные двери. Затем подобное остекление стали применять для больших общественных помещений. Тогда и выяснилось, что на солнце, с перепадом сезонных температур такие витражи «текут».

    Стекло заходит в свинцовую протяжку буквально на миллиметр. Со временем свинец удлиняется, вытягивается, но при должном уходе, когда человек витраж периодически поправляет, панно сохраняет форму. Если нет – стекла начинают выпадать. А это уже невосполнимая утрата», – констатировал Ильгиз Батталов.

    Несмотря на то, что в витраже Дворца культуры строителей при разборе были обнаружены следы ремонта, значительная часть панно была утрачена или испорчена. Несколько лет витраж находился за разбитым стеклом – без защиты от снега, дождя и ветра. Ильгиз Батталов начал бить тревогу и привлекать внимание городских властей к сохранению советских витражей на зданиях Казани еще тогда, лет 10 назад, но услышан не был.

    «В городе практически не осталось советских витражей. В магазине “Подарки” выкинули витражи, в магазине “Детский мир” выкинули витражи. В ДК Химиков витражи просто разбили, заколотили. Я приходил к директору ДК Сайдаш, приходил к заместителю, просил хотя бы наружное остекление поправить – витражи разрушаются. В итоге, когда за ДК взялись, витраж оказался практически наполовину перебитый, выцветший, потекший», – сказал мастер.

    К началу капремонта ДК композицию можно сравнить с местами порванной стеклянной подвижной занавесью, способной колебаться (и рассыпаться) от прикосновений. Вес этой «занавески» – до 2,5 тонн.


    По образу и подобию

    Уцелевшие фрагменты нестабильного витража специалисты при демонтаже пронумеровали и сейчас используют в качестве лекал для создания точных копий, которые установят на фасад ремонтируемого ДК «Сайдаш».

    Свинец в новой витражной композиции будет заменен на латунь. Этот сплав из цинка и меди гораздо прочнее, а, следовательно, долговечнее, чем свинец, который легко согнуть даже несильным нажатием руки. Аналогичных советскому производству стекол уже не найти – завод в Брянске, производивший их, по словам Батталова, прекратил существование еще лет 12 назад. Для воспроизведения витража закупают стекло из Америки.


    «Почему я не могу говорить о полноценной реставрации? Реставрация подразумевает, что мы используем практически весь материал, который есть, и добавляем нового. Добавить нового я не могу, потому что нет запасов того стекла. По уму я должен распаять, вытащить кусочки. Но некоторые прежние, помимо того, что частично утрачены, с налетом солей из-за того, что долго стояли на открытом воздухе. И если бы мы делали профиль один в один из свинца, со временем с витражом случилась бы та же самая история», – подчеркнул мастер.

    Новый латунный профиль серебристый, «красивый, как самолет», говорит Ильгиз Батталов. Оттенки стекол, как и новую методику изготовления витража, согласовали с экспертами специально созванной после демонтажа панно комиссии (ее возглавил председатель Союза художников России в РТ Ильнур Сиразиев). Колористика установленной части панно ярче и сочнее прежних фрагментов.

    Конструктивно изначально витраж был между двух стекол, расстояние между которыми было 60 сантиметров – зона обслуживания, уборки. Но он там жил своей жизнью: за 40 с лишним лет уборщица не могла залезть туда, чтобы помыть его. И стекла выпадали под собственным весом… Теперь витраж вмонтировали в стеклопакет – он не выпадет оттуда никогда», – поделился впечатлением от новой конструкции декоративного светопанно заместитель директора по АХЧ ДК «Сайдаш» Сергей Трусов.

    «Скрестить наследие и цифровые технологии» при воссоздании витража, как пояснил начальник Управления культуры Казани Азат Абзалов, целесообразно было еще и для того, чтобы защитить его от вибрации трамвайной линии, которая расположена неподалеку.

    Последний приют подлинника

    Здание Дворца культуры строителей построено в 1972 году и к настоящему времени в список объектов культурного наследия не включено. По этой причине аутентичные витражи были здесь демонтированы без предварительной экспертизы и согласования последующей реставрации в Министерстве культуры РТ.

    Случившееся стало катализатором к тому, чтобы Татарстанское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) инициировало присвоение статуса памятников архитектуры целому перечню знаковых построек эпохи СССР в Казани и Набережных Челнах.


    Именно фактическое отсутствие государственной охраны (статуса объекта культурного наследия) позволяет сейчас проводить капитальный ремонт здания и не дорогостоящую реставрацию, а лишь визуальное воссоздание витража.

    Востребованные как лекало для новых витражей, остатки подлинных фрагментов пока хранятся в мастерской Ильгиза Батталова. На вопрос об их дальнейшей судьбе мастер разводит руками.

    – Вы же за них так переживали. Неужели просто выбросите? – интересуюсь я.

    – Белмим… Если честно, белмим (в переводе с татарского – не знаю), – уклончиво ответил собеседник.

    Есть ли шанс у творения народного художника ТАССР Виктора Федорова еще быть полезным и уместным? Например, в Галерее современного искусства Музея ИЗО РТ, которая открылась после реставрации в конце прошлого года, или как учебное пособие и средство организации творческого пространства в реставрируемом здании Казанской художественной школы… 




    Самое читаемое
    Комментарии







    Столица

    Замок на воде: ждет ли новая жизнь старый волжский водозабор

    Краснокирпичные постройки старого водозабора Казани десятилетиями привлекали взгляды казанцев, проплывавших мимо на речных судах. Архитекторы, как выяснилось, уже не раз предлагали проекты возрождения памятника архитектуры, а в этом году объектом всерьез заинтересовался крупный инвестор – «Холдинговая компания «Ак Барс».

    Столица

    Войти в «Реку Замбези»: Казанский зоопарк проснулся после зимней спячки и готовится к новоселью

    Один из старейших в Европе Казанский зооботсад стоит на пороге великого переселения животных в новую часть, которая носит название «Река Замбези». Как животные пережили затяжную и снежную зиму и когда в Казань доставят африканских слонов, выяснила корреспондент ИА «Татар-информ».  

    Столица

    Забытый каретный двор и сбитые вазоны на чердаке: волонтеры Казани первыми в стране допущены к возрождению памятников архитектуры

    Предстоящим летом волонтеры движения за сохранение исторического облика городов «Том Сойер фест» займутся фасадами двух образцов деревянного зодчества Казани – домов Богородского и Беркутова. Прежде работать с объектами культурного наследия законы разрешали только аттестованным компаниям. ИА «Татар-информ» рассказывает о том, что под силу добровольцам, когда речь идет об архитектурных памятниках.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна