Студенты 13 городов презентовали в Казани радикальные идеи реконструкции ТЮЗа

22 Ноября 2018

    Фото: Михаил Захаров, www.kgasu.ru
    Автор материала: Оксана Романова
    Театр, к которому весной этого года присоединили дворовую территорию и постройки, готовится к масштабной реновации.

    В КГАСУ прошла презентация идей реконструкции Казанского ТЮЗа. Свои концепции представили участники проходящей в вузе Международной школы молодого архитектора ART Polis – студенты и старшеклассники.

    Территория Казанского ТЮЗа, напомним, увеличилась вдвое после решения Президента РТ Рустама Минниханова передать на баланс театра территорию и комплекс зданий во внутреннем дворе. В ближайшей перспективе театру предстоит масштабная реконструкция.


    Обустройство амфитеатра, open air-сцены, водяная стена, каток с новогодней елкой во внутреннем дворе – будущие архитекторы фонтанировали идеями.

    «Мы анализировали опыт итальянских, австрийских театров, изучали подход японских архитекторов к проектированию и все сошлись во мнении, что такое пространство – это не только театр, это место, которое привлекает к себе горожан. Кроме того, в нашем случае новые технологии должны сочетаться с уважением наследия, которое здесь представлено», – предварила представление концепций группами директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина.


    Смелые и неординарные решения театрального пространства экспертам представили ребята из 12 российских городов (помимо Казани это Пермь, Воронеж, Самара, Ижевск, Магнитогорск, Орел, Новокузнецк, Омск, Саранск, Курск и Пенза), а также из Бишкека (Киргизия). Все они работали в смешанных командах

    Первая группа представила концепцию «Целостность», предложив создать в расширившемся театральном пространстве в том числе и инклюзивный театр, библиотеку, open air-пространство и амфитеатр, заканчивающийся водяной стеной. Эта концепция включила в себя сразу три сценические площадки, а основой дизайна стал шестиугольник.

    Как пояснили ребята, дань уважения наследию в их концепции выражена в воссоздании утраченных исторических элементов, но в новых материалах.

    Вторая команда работала над концепцией «Мобильность». По мнению участников, один из недостатков территории – ее устаревший дизайн. Они предусмотрели зону black-бокса с 3D-проекцией (многогранное современное пространство эксперимента и диалога, выдержанное в черном цвете. – Ред.), зону хостела для гастролирующих актеров и гостей, а также мобильную сцену, «окруженную колоннадой, которая вдохновлена театром Шекспира “Глобус”».


    Мобильность

    Концепцию «Сложности» обдумывала третья группа. По мнению участников, главной проблемой территории является ее незадействованность и безжизненность. Ребята наполнили пространство различными, помимо театра, активностями для детей и взрослых.


    Сложность

    Участники четвертой группы продумали понравившийся многим экспертам новый вход на территорию ТЮЗа со стороны Булака. При этом они подчеркнули, что использовали в своей концепции идеи сооружений Древней Греции и Рима. Результатом стало предложение организовать открытую площадку во дворе по принципу амфитеатра, а также надстроить этаж к существующему зданию, а нижнюю часть остеклить – чтобы сохранить, но в то же время показать аутентичные для конструкции колонны.


    Временность

    Кроме того, команда успела спроектировать и необычной формы стулья, которые являются составными частями и легко составляются в единое целое, снова образуя компактное место для сидения.

    Очередной амфитеатр с понижением пространства предложила еще одна группа, работавшая над концепцией «Преемственность». Также ребята увидели, что на месте купеческого в прошлом сада могла бы появиться стеклянная оранжерея.


    Преемственность 

    Следующая команда предложила использовать таинственный, но хорошо узнаваемый образ Алисы в стране чудес – в интерьере, инфографике указателей. Команда назвала свою идею «Концепция сада искусств», где соседствуют многие элементы и аспекты театра. 

    По концепции «Интерактивность» ребята предложили создать на новой территории многофункциональное помещение всесезонного использования с помощью навеса. А также организовать беби-театр, отвести место под театральную площадь и фотолабораторию.

    Оценивая работу команд, профессор Рене Тоуб из Университета Великобритании отметил, что результатом такого экспериментального взаимодействия участников команд стало умение понимать дух места, что крайне важно в условиях реставрации, как и бережное отношение к наследию.

    Микеланджело Пиветта, профессор из Италии, признался, что впечатлен работой, которую проделали студенты, и хотел бы вывести на такой уровень своих студентов.

    «Важно отметить коллективную работу, где каждый имеет право учиться у другого. Это новый вид гуманизма», – сказал Пиветта.

    Эксперт ИКОМОС, один из консультантов Татарстана в вопросе внесения объектов Свияжска в список ЮНЕСКО Алкивиадис Премис дал будущим архитекторам два совета:

    – Будьте лаконичны в выражении своих идей. Вы хотите передать все, что знаете, но это не основная цель. После того как вы закончили свой план, вы должны подумать, что можно из него исключить. И второй совет: всегда уважайте наследие. Оставляйте возможность людям действовать и быть авторами в этих проектах.

    Глава Госкомитета РТ по сохранения объектов культурного наследия Иван Гущин, со своей стороны, акцентировал на том, что здание ТЮЗа – объект культурного наследия, памятник архитектуры и в первую очередь целью должно быть его сохранение.

    «Нужно понимать, что здесь запрещено новое строительство. Здесь тот случай, когда не навреди, поэтому, когда мы говорим о развитии, мы должны опираться на те события, которые там происходили. Например, там бывал Сайдашев и много еще чего интересного происходило... Пожелание на будущее: без акцента на историю подходить к вопросам приспособления нельзя. Но на самом деле все было круто. Сейчас как раз прорабатывается вопрос подготовки территории к реконструкции, и сегодняшние наработки войдут в документацию», – сказал Гущин.

    Помощник главы комитета по наследию Светлана Персова согласилась, что проведенная студентами работа поможет составить полноценное техническое задание по реновации территории театра, поскольку благодаря этим концепциям удалось взглянуть на нее множеством глаз и увидеть веер возможностей.

    «Наш объект очень уникальный и сложный. Вы прокачали нашу территорию энергией, творчеством, молодым, очень талантливым взглядом. Обязательно ваши зерна, которые вы нам представили, будут посеяны. Если не у нас, то еще где-то. Но я очень надеюсь, что они будут компромиссно реализованы и в нашем проекте. А спустя энное количество времени, когда к нам приедут гости, они посмотрят и будут радоваться вместе с нами», – заключила директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Столица

    Глобальная кладбищенская перепись в Татарстане: итоги проекта «Казанские некрополи» и фронт учета прошлого

    В первые рабочие дни нового года проект по поиску и учету исторических захоронений «Казанские некрополи» представил предварительные итоги начального этапа своей работы. Как считали прошлое и о чем грезят инициаторы движения – в материале «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна