Первое интервью архитектора Казанской епархии: возвращение единственной шатровой церкви Казани, худсовет при РПЦ и каталог типовых храмов Татарстана

5 Марта 2019

    Фото: Александр Эшкинин
    Автор материала: Оксана Романова
    Спустя столетие в Казанской епархии официально восстановлена должность архитектора. «Татар-информ» первым побеседовал с назначенным на эту должность Степаном Новиковым о первоочередных задачах и планах.

     – С чем связано возвращение должности архитектора епархии, которую упразднили после Октябрьской революции, и как-то обходились и без нее даже последние десятилетия, когда религия стала выходить из забвения?

    – Нужда настала – как и 100 лет назад, когда в 1895 году в Казанской губернии ввели должность епархиального архитектора, которым стал Федор Малиновский. Спрос населения и вытекающий отсюда строительный бум на различные культовые епархиальные сооружения привели к тому, что сама отрасль потребовала этой должности. Храмы становились все более крупными, и по старым технологиям их уже нельзя было строить.

    В Казани должность епархиального архитектора появилась не раньше всех и не как у всех. Чуть позднее, чем в Москве и в Петербурге (в Санкт-Петербургской епархии ее ввели в 1852 году). Находясь на епархиальной службе, такие архитекторы, как правило, совмещали задачи с гражданской проектной деятельностью. В частности, Малиновский был в то же время губернским архитектором, а после и губернским инженером. То есть, как и у меня, должность епархиального архитектора была не основной, а, скорее, дополнительной работой. И она, действительно, не существовала в епархии 100 лет, но и строительство православных храмов возобновилось не так давно – лет 30 назад.


    В мои задачи сейчас входят опись всех объектов, их состояния, создание архива архитектурно-строительной документации – всех проектов и чертежей. У епархии не всегда имелись архивные и проектные материалы, поскольку она мало взаимодействовала с архитектурным и научно-исследовательским сообществом. В виду усложнения законодательства в области работы с объектами культурного наследия возникает множество вопросов, с которыми Церкви сложно справляться самостоятельно. Я буду помогать приходам, службам епархии взаимодействовать с профильными инстанциями – ГлавАПУ, Комитетом РТ по охране культурного наследия. С Иваном Николаевичем Гущиным (руководитель Комитета – Ред.) мы уже встречались и обозначили пути взаимодействия.

    – Сколько всего в Казани и в Татарстане православных приходов? Сколько из них признаны объектами культурного наследия?

    Действующих церквей и часовен в Казани сейчас 55, утраченных – 44, две в руинированном состоянии. Еще два объекта, в том числе Собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре, восстанавливаются. Есть и недействующие церкви и часовни, их 50. Сюда относятся придомовые церкви, церкви при лечебных, учебных заведения, тюрьмах. Есть объекты, которые изначально являлись самостоятельными церквями, но сейчас не действуют. Например, Макарьевская церковь в Казани.

    Всего по Татарстану 345 приходов, из них более 250 – объекты культурного наследия: федерального, регионального, местного значения, а так же выявленные объекты культурного наследия.


    – Каковы ваши функциональные возможности и полномочия как епархиального архитектора? Отличаются ли они от задач ваших дореволюционных предшественников?

    – По существу задачи отличаться не будут. Это разработка и согласование проектов, консультативная помощь и предложения по развитию тех или иных объектов, проектов и не только строительного плана, но и просветительского; выявление новых объектов, постановка их в реестр памятников. Это тоже непростая задача.

    Чем я уже сейчас занимаюсь – взаимодействие с КГАСУ. С профессиональными архитекторами мы будем проводить лекции для духовенства, в свою очередь духовенство будет проводить семинары и лекции со студентами второго курса, которые выполняют проекты культовых сооружений, в т.ч. православных храмов. Под моим руководством выполняются два дипломных проекта – это реставрация Макарьевской церкви начала ХХ века в Адмиралтейской слободе Казани и деревянной церкви Александра Невского 1893-1894 годов в селе Большие Меми.


    – В чем ценность и уникальность этих объектов?

    Церковь в Больших Мемях – выявленный объект культурного наследия, в аварийном состоянии. Построена она была еще до того, как Малиновский стал епархиальным архитектором. У него было множество деревянных с виду подобных церквей, но они все-таки отличались от тех, что строились прежде. И специалистам это четко видно.

    Восстановление этой церкви – в большей степени инициатива местных жителей. С дипломником Шамилем Юсуповым мы стали ею заниматься с сентября, еще до моего вступления в должность архитектора епархии, благодаря ядру активистов, которое собралось вокруг нее. Церковь необходимо как можно скорее фиксировать, потому что деревянные объекты имеют свойство стоять-стоять, а потом резко рухнуть, поскольку дерево подгнивает и резко теряет стабильность конструктивная система. 


    Объект идеальный по сохранности элементов, чтобы на нем учиться. Но силами только студентов здесь не обойтись – в любом случае должна участвовать компания, которая сможет провести противоаварийные работы и имеет лицензию на реставрацию.

    Восстановление Макарьевской церкви, где сейчас располагается СИЗО, – одна из первостепенных задач, которую передо мной поставил владыка, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.


    Существует закон, что к 2030 году все следственные изоляторы, тюрьмы должны вернуть церковное имущество РПЦ. При нашем обследовании выяснилось, что рядом с Макарьевской сохранилась и более древняя трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы XVIII века. В советское время над ней надстроили два этажа и разместили там администрацию тюрьмы, так что она стала абсолютно на себя не похожа. Но при этом в достаточно хорошем состоянии сохранились апсиды (выступающая пониженная часть здания — Ред.), нижние этажи, где нет трещин, в то время как верхние, надстроенные, трещат по швам. С точки зрения ценности обнаруженная более старинная церковь, возможно, даже интереснее для исследования: в отличие от единовременно построенной Макарьевской она много раз перестраивалась.

    Дипломная работа выпускника КГАСУ Егора Кузьмина по этому объекту станет основой для будущей концепции возрождения комплекса Макарьевской церкви и проекта ее реставрации. Кроме того, в КГАСУ под моим руководством выполняется диссертация на тему «Стратегия развития и сохранения культового зодчества Казанской епархии». 


    – Лично вы будете проектировать новые храмы и предлагать варианты реставрации существующих?

    – Выполнять проект объекта в любом случае, как при реставрации, так и при новом строительстве, будут лицензированные компании. Возможно, где-то я буду входить в состав авторов, где-то буду только ставить резолюцию. Итоговая согласующая инстанция – владыка. Возможно, где-то я буду не согласен, но мы будем стремиться к тому, чтобы не было такого. К слову, сейчас при Казанской епархии создается архитектурно-художественный совет из профессиональных проектировщиков.

    – Расскажите подробнее, в чем будет состоять задача совета? Сколько человек и кто в него войдет?

    Дело в том, что не все моменты согласуются Министерством культуры. По новому строительству есть только нормы, по которым строят. Если говорить о художественном облике, то это никак не регламентируется, а хотелось бы, чтобы и этот аспект имел максимально взвешенный характер как по градостроительной посадке объекта, так и по его архитектурно-художественной составляющей и соблюдению всех православных канонов. Для этого и нужен такой совет. 


    Это будут 15-20 представителей профессиональной архитектурной среды, в том числе специалисты по монументальной живописи, инженеры, а также духовенство. Совет не будет надзирающий или запрещающий, он будет от слова «советовать» – что поправить, что изменить, что предложить.

    В него войдут архитекторы, которые уже сотрудничают с епархией и заинтересованы в этом в дальнейшем. Это, например, и Никитин Алексей Игнатьевич, который долгое время занимается восстановлением Богородицкого монастыря (в том числе проектировал воссоздаваемый собор Казанской иконы Божией Матери Ред.), и архитектор-реставратор Ирина Викторовна Карпова (Николо-Низская и Богоявленская церкви Казани, Ивановский монастырь и др.), Светлана Глебовна Персова (в прошлом заместитель министра культуры РТ, сейчас заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия). А также преподаватели КГАСУ — Марсель Мансурович Искандаров (руководитель мастерской Искандарова, архитектор, дизайнер), Инесса Алековна Фахрутдинова, которая защитила диссертацию на тему «Архитектура сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX – начала XX века», и другие практики и теоретики архитектуры. Возглавлять совет буду я.

    – У вас будет право вето в этом совете или возможность «заблокировать» конкретный проект в частном порядке?

    Юридически я не имею права кому-то что-то запретить – запретить может госорган, не разрешить (не дать свое благословение) тот или иной проект может владыка. Я могу только порекомендовать, заинтересовать, раскрыть тот или иной проект или донести до владыки, что это неуместно, и привести доводы.


    Озвученные вам инициативы совпадают с видением ситуации владыкой. Мы уже общались на эту тему и даже дополняем друг друга в видении, как выстроить эту работу. В том числе поднимался и вопрос по новому строительству. Здесь, наверное, даже более актуален строительный надзор, архитектурно-художественные советы, нежели в области реставрации. В реставрации существует обязательная государственная экспертиза, для прохождения которой нужна серьезная доказательная база. С новым строительством решается все, как правило, на местах – приходом, может быть, людьми, которые выделяют на это деньги. Случается, что кто-то хочет часовню сделать, но не знает, как и к кому обратиться.

    Хотелось бы создать работающую структуру, чтобы все культовые объекты были выверенными и согласованными епархией. Пока в районах процветает возведение часовен по наитию, когда есть порыв, поэтому разговор с владыкой также шел о разработке современных типовых проектов малых, средних и крупных деревянных и каменных церквей, часовен и соборов, а также вспомогательных зданий. Они станут основой каталога проектов культовых зданий для РТ по аналогии с дореволюционными альбомами архитекторов прошлого, в том числе первого епархиального архитектора Казанской губернии Малиновского. 


    Объекты будут «сажаться» и приспосабливаться под территорию с учетом соответствия декора национальным и этническим особенностям места. Но возможность строительства нетиповых (уникальных и знаковых) объектов тоже сохранится.

    – Об уникальных объектах: епархии возвращена одна из первых и старейших в Казани церквей (времен Ивана Грозного) – Гостинодворская, с которой связано обретение Казанской иконы Божией Матери и где долгие годы размещался Госархив. Предстоящая ей реставрация уже попала под критические взоры оргкомитета Всероссийской премии «Хранители наследия» и Фонда изучения наследия П.А. Столыпина  Что сейчас происходит с этой церковью?

    – В Гостинодворской церкви московской организацией проводятся изыскательские работы, выполняется проект реставрации. Я сам был в этой церкви с полгода назад. 


    Это очень интересный объект, очень сложный с точки зрения своей строительной периодизации. Он перестраивался множество раз, расширялся… В целом [восстановленный] он повлияет на силуэт Казани – это два крупных шатра (не купол, а конусообразное навершие – Ред.), причем они были исторически деревянные, не каменные. 

    В идеале, деревянными их и следовало бы восстановить, ведь они были такими не случайно – деревянная конструкция более легкая. Но не исключено, что при восстановлении будет замена на металлические конструкции, либо смешанного типа (металл – дерево), поскольку шатры давно утрачены и не прописаны как предмет охраны (деталь, часть, особенность, которую необходимо сохранять ­ при реставрации – Ред.). Объектов с шатровым завершением в Казани больше не припомню.






    Самое читаемое
    Комментарии







    Столица

    Замок на воде: ждет ли новая жизнь старый волжский водозабор

    Краснокирпичные постройки старого водозабора Казани десятилетиями привлекали взгляды казанцев, проплывавших мимо на речных судах. Архитекторы, как выяснилось, уже не раз предлагали проекты возрождения памятника архитектуры, а в этом году объектом всерьез заинтересовался крупный инвестор – «Холдинговая компания «Ак Барс».

    Столица

    Войти в «Реку Замбези»: Казанский зоопарк проснулся после зимней спячки и готовится к новоселью

    Один из старейших в Европе Казанский зооботсад стоит на пороге великого переселения животных в новую часть, которая носит название «Река Замбези». Как животные пережили затяжную и снежную зиму и когда в Казань доставят африканских слонов, выяснила корреспондент ИА «Татар-информ».  

    Столица

    Забытый каретный двор и сбитые вазоны на чердаке: волонтеры Казани первыми в стране допущены к возрождению памятников архитектуры

    Предстоящим летом волонтеры движения за сохранение исторического облика городов «Том Сойер фест» займутся фасадами двух образцов деревянного зодчества Казани – домов Богородского и Беркутова. Прежде работать с объектами культурного наследия законы разрешали только аттестованным компаниям. ИА «Татар-информ» рассказывает о том, что под силу добровольцам, когда речь идет об архитектурных памятниках.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна