– Какую стратегию выбирают крупные игроки рынка
недвижимости?
– Крупные игроки рынка в большинстве делают ставку на стратегические
направления – формируют земельный банк, который в будущем можно будет использовать для застройки и
получить прибыль. Если говорить о том, что было раньше, то девелоперы его формировали на ближайшие пару
лет, сейчас ситуация меняется на рынке. И формирование земельных активов происходит на более длительный
срок с запасом на пять лет и более. Покупка земельных участков коммерческого назначения – хорошая
инвестиция. Свободной земли вокруг Казани больше не становится, а это значит, что с каждым годом этот
актив будет становиться все более ценным. По данным экспертов, в 2021 году было большое оживание на рынке
и объем сделок достиг 5,4 млрд долл. Это максимум за последние годы.
– Какие сегменты
наиболее востребованы на рынке земли под коммерческую застройку?
– Сегодняшняя ситуация
открыла новые возможности для бизнеса. Во-первых, с рынка уходят иностранные конкуренты, освобождая
выгодные ниши, которые стремятся занять отечественные предприниматели. Во-вторых, появляется все больше
мер поддержки местного бизнеса, местного производства. Тем самым создаются условия для выгодного и
эффективного вложения средств в бизнес - в фокусе внимания наиболее устойчивые сегменты. К примеру,
складской рынок, логопарки, индустриальные парки – они на пике спроса. К ним проявляется наибольший
интерес.
Это связано с тем, что потребление растет. И с развитием активной интернет торговли
компаниям необходимо иметь большой товарный запас, чтобы обеспечить спрос и соблюсти непрерывность
процесса поставок, которая будет устойчива к кризисным ситуациям. Поэтому крупные игроки выбирают наиболее
подходящие места для крупных складских центров, эффективно управляя логистикой.
Москва является
основным складским рынком страны, но сегодня мы видим, что активно развиваются и регионы. К примеру, в
крупных городах как Москва, Санкт-Петербург сталкиваются с отсутствием подходящих площадей, ростом
стоимости аренды, поэтому сегодня наиболее выгодно идти в регионы, покупать землю и строить свои складские
площади, логопарки. Многие сегодня нацелены на то, чтобы не арендовать, а строить для собственных нужд. К
слову сказать, эксперты прогнозируют, что к 2025 году будет необходимо примерно 30 млн. кв. м. складских
площадей для хранения онлайн-заказов. А также будут требоваться и логистические распределительные центры,
чтобы сокращать сроки и время доставки до конечного потребителя. В Москве и Санкт – Петербурге таких хабов
недостаточно уже сейчас, в Казани они тоже в дефиците, а потребность бизнеса в них очень высока. На данном
этапе, важно учитывать это бизнесменам, ниша еще не занята, пока еще есть возможность выбрать выгодную
локацию и организовать высокоприбыльный бизнес: новые производства, цеха. Поэтому, с уверенностью могу
сказать, что складская недвижимость – один из главных двигателей в секторе коммерческой недвижимости и
главный бенефициар.