Знаменитый и забытый татарин: правда ли, что сын булгарского правителя просвещал жителей Бухары и обучил их шитью ичигов?

1 Марта 2019

    Фото: Рамис Латыпов
    Автор материала: www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой
    Делегация Татарстана в составе представителей Всемирного конгресса татар, ученых и журналистов побывала в Бухаре – в этом старинном узбекском городе, всемирно признанном центре исламского просвещения, прошла церемония открытия памятной доски выдающемуся татарскому ученому и просветителю Шигабутдину Марджани. В ходе поездки татарстанцы открыли для себя личность еще одного прославленного соотечественника, известного местным жителям как Ходжа Хасан Булгари. Этого человека, много веков назад построившего здесь мечеть и, по преданиям, обучившего местных жителей религии и ремеслу, до сих пор почитают как святого. Так кто же такой Хасан Булгари? Чем он заслужил всенародное признание и почему татарам стоит изучить его жизнь и деятельность – в материале журналиста ИА «Татар-информ» Рамиса Латыпова.

    Оказывается, бывает и так: человека все знают, он знаменит, но в то же время о нем самом практически ничего сказать не могут. «Знаменитый и забытый» – таким, пожалуй, можно назвать Ходжу Хасана Булгари. Впервые его имя мы услышали от советника Представительства Татарстана в Узбекистане Наримана Каримова, который рассказал о мечети, построенной этим человеком в Бухаре. Захотелось не просто посетить мечеть, но и узнать больше о личности Хасана Булгари – хотя здесь он известен как татарин, в Татарстане о нем почти ничего не слышали. Так группа ученых из Татарстана – Азат Ахунов, Ильгам Гумеров, Марат Гибатдинов, а также корреспондент ИА «Татар-информ» в сопровождении нашей соотечественницы, экскурсовода Решидэ Бекировой прошли по местам, связанным с Хасаном Булгари. 

    Действительно, Ходжа Булгари оказался очень известным в Бухаре человеком, особенно в той части старого города, где расположены связанные с ним исторические объекты. Мечеть Булгари – в центре Старого города. К ней ведет улица Булгари. Проходя по этой улице, мы заметили вывеску с надписью «Хожа Булгари» – данный памятный знак висит на месте, которое считается кладбищем Булгари. 


    Вывеска возле кладбища Ходжи Хасана Булгари 

    «Знаете, кто такие булгары?» 


    Акбар Хакимов у кельи

    Выходим к мазару Ходжи Булгари – это комплекс строений и объектов, которые почитаются местными жителями как святые места. Вот челохона (келья) Хасана Булгари – здание одновременно напоминает Черную палату в Болгаре и пещеру. На стене – вывеска, которая гласит: здание построено в XVIII веке и охраняется государством Узбекистан.

    Заметив туристов, интересующихся кельей Булгари, возле нас останавливается мужчина. 


    Келья. На вывеске написано, что это мечеть

    «Это челохона Хожи Булгари. Знаете Волгу? На Волге живут булгары. Вот был человек, приехавший оттуда, святой. А знаете, кто такие булгары? Татары!» Челохона (келья) – в суфийской традиции место, где верующие уединяются и отрекаются от мирских мыслей, проводят время в произношении зикра (неоднократное упоминание имени Аллаха). 

    Этот человек оказался жителем Бухары, по национальности узбек. Зовут Акбар Хакимов. Узнав, что мы татары, очень обрадовался и тут же пригласил нас посетить мечеть Хасана Булгари, которая оказалась прямо напротив кельи. 

    Акбар Хакимов занимается туристическим бизнесом, у него частная гостиница. Живет рядом с мечетью Булгари. И долгие годы потихоньку восстанавливает здание мечети – ради, как он говорит, довольства Аллаха. 

    «Аллах действительно есть. Можете проверить: если сделаете доброе дело, оно возвращается. Отданные мечети деньги обязательно воздадутся и вернутся если не себе самому, то сыну. У меня тоже было так. Деньги, вложенные в реставрацию мечети, вернулись: сделал частную галерею, дом построил. Хожа Булгари мне так сказал – ты мне помог, я тебе помогаю», – говорит Акбар. 

    В мечети мы застали трех работников Акбара. Увидев гостей, они работу приостановили, показали нам мечеть. Тут же буквально прибежала соседка Акбара Мухаррам Каримова. Оказалось, ей тоже есть что сказать казанским гостям, поэтому торопилась.


    Ремонтные работы внутри мечети 

    Было очень волнительно в далекой Бухаре стоять под сводами старинной мечети, когда-то принадлежавшей татарам. Благодаря фотографиям, сделанным Акбаром до начала ремонта в здании, можно увидеть, в каком оно было раньше состоянии. Очевидно, в восстановление мечети Акбар вложил немало сил. 

    «Надо сказать бизнесменам Поволжья – пусть приезжают, ремонтируют мечеть, – говорит Акбар. – Это их мечеть. Если бы такой же святой человек из Бухары умер где-то на Волге, я бы поехал туда и в его честь отремонтировал бы мечеть, все сделал!» 


    Здание мечети 

    Помимо мечети и кельи на территории квартала сохранились еще несколько зданий, связанных с именем и историей Хасана Булгари. Это, прежде всего, хожрэ – комнаты, в которых проживали шакирды (студенты) медресе и преподаватели. Сохранился дом Булгари, точнее, дом его потомков.

    В народе живет легенда, что имам Булгари любил уединяться в своей комнате и мог в течение 40 дней находиться взаперти, без пищи и воды, целиком себя посвящая лишь служению Аллаху и зикру. 

    «Говорят, в Бухаре нет татарской мечети, вот она!»


    Мухаррам Каримова, 63-летняя одинокая женщина, проживает в здании, где сохранились пять комнат «общежития» шакирдов. Государство выделило ей маленькую комнатку по соседству с этими помещениями. Реставрировать здание у Мухаррам Каримовой, естественно, нет возможности, но она присматривает за комнатами, содержит их в чистоте.
     





    Комнаты (хожрэ). Одна из них используется в качестве кухни

    Мухаррам ханум рассказала, что о святом Хасане Булгари она слышала еще подростком. «Моя мама знала потомков Булгари. Помню, как она рассказывала мне о них. Мне, наверное, было 13 – 14 лет. Но род Булгари уже исчез», – рассказывает она. 

    Осматриваем помещения «общежития». Комнаты совсем небольшие – примерно 2 на 3 метра. Шакирды, муаллимы (преподаватели) вели очень скромный образ жизни. И сам Ходжа Булгари остался в памяти народа как священнослужитель, показавший пример служения духовному, а не материальному. 

    Потомков у Хасана Булгари не осталось, по крайней мере, жители комплекса не знают о существовании таких. Но несколько лет назад сюда приезжали не то туристы, не то журналисты из Америки и Японии. Был также случай, когда Хасаном Булгари интересовалась какая-то татарка. 


    «Это – татарская мечеть, – несколько раз повторила Мухаррам ханум. – Сколько ждала, что приедут татары! Пусть татары приезжают. Говорят, в Бухаре нет татарской мечети, вот это – ваша мечеть! Пусть татары приезжают, посетят это место, готовят свои блюда в часть Хожа Булгари. Возьмите себе. Конечно, согласовав с государством, потому что это все принадлежит государству», – поясняет она.

    А пока татары не едут, Мухаррам ханум своими силами проводит поминальные обряды – собирает гостей, угощает пловом, чаем – так они поддерживают память святого Ходжи Булгари. «Это – святое место», – не уставала повторять Мухаррам Каримова. 

    Открытая ладонь и конский хвост 

    Довелось нам увидеть и могилу Ходжи Булгари. Вернее, место, которое местными жителями почитается как его могила. В действительности точное место захоронения Хасана Булгари неизвестно. По некоторым версиям, умер он в иранском городе Табриз. А здесь, как считается, находится его дух, то есть «условная могила». 


    Могила Ходжи Булгари

    На могиле Ходжи Булгари мы увидели необычную конструкцию: фигуру раскрытой ладони, закрепленную на высоком шесте, и элемент, напоминающий украшенный конский хвост. По словам Мухаррам Каримовой, это раскрытая ладонь – символ, и его местные жители расшифровывают так: «Моя рука пуста, с собой ничего на тот свет не уношу». 

    Существует также версия, что пять пальцев означают пять столпов ислама, а конский хвост указывает на то, что Ходжа Булгари – из рода татар.

    У «условной могилы» Ходжи Булгари на таджикском языке записано его изречение. Мухаррам ханум сделала для нас перевод этих строк: «С наступлением смерти мясо в теле умершего отделится от костей. Соверши здесь молитву от чистого сердца. Придешь с чистой душой – к тебе придет счастье». 


    Надпись на могиле Ходжи Булгари

    В завершение нашего похода по святым местам Ходжи Булгари мы совершили молитву в стенах его мечети. 


    Кто такой Ходжа Булгари?

    С некоторыми фактами, а также предположениями, касающимися истории Хасана Булгари, с корреспондентом ИА «Татар-информ» поделился директор научно-исследовательского центра «Наследие Бухары» доктор исторических наук Роберт Альмеев. Он многие годы изучал жизнь и деятельность этого человека. 


    Роберт Альмеев

    Ученые, имеющие в своих именах приставки «Булгар», «Булгари», начинают появляться в этих местах в X веке, после того как в 922 году государство Волжская Булгария утвердила ислам в качестве своей официальной религии.

    «В исламе, особенно в суфийской традиции, очень распространено перемещение по разным регионам, посещение разных стран для получения знаний и для работы. Если обратите внимание, в биографии многих известных ученых есть указания на их путешествия. Есть упоминания о том, что Ходжа Булгари вел беседы с Сайфиддином Бухари, который жил в XIII веке. Некоторые сведения о Булгари относятся к X, XIII векам. Естественно, так долго человек жить не может, поэтому надо полагать, что в этих местах побывали несколько человек с именем Булгари. Таким образом, Булгари можно считать собирательным образом приезжавших в Бухару представителей Булгара», – считает ученый.

    Опираясь на сведения, приведенные в «Описании Бухарского ханства» Николая Ханыкова, Роберт Альмеев пишет: Ходжа Булгари был сыном булгарского правителя и, якобы поссорившись с отцом, уехал из родных краев. Приехал в Бухару, поселился у мечети в келье для дервишей.

    Умел обрабатывать кожу, шил ичиги. Обучил этому ремеслу местных мастеров. Всегда помнил об Аллахе, жил очень скромно. В Ташкенте и Бухаре у него было множество мюридов (учеников).

    По сведениям Баргата бин Нуриддина аль Булгари, Ходжа Булгари был мусульманским священнослужителем, в Булгарском государстве состоял имамом-хатыбом мечети «Сабан». Правительство Золотой Орды обвиняло его социалистических взглядах, что вынудило имама бежать из Булгара. 

    В Институте исследования Востока в Ташкенте хранятся труды Хисаметдина бин Шарафутдина Булгари (и снова Булгари!), написанные на татарском языке. В рукописи Ходжи Булгари описывается как «Ходжа, справедливый, честный, предавшийся Аллаху шейх, вдохновленный».

    Писатель и поэт XV века Фахриддин Али Сафи писал, что Ходжа Хасан Булгари скончался в иранском городе Тебризе и там же похоронен. Есть также версия, что скончался он в Бухаре, в своей келье. 


    От кладбища Ходжи Хасана Булгари свободным осталась лишь эта площадка 

    Мазар Ходжи Хасана Булгари в Бухаре

    По легенде, после смерти Ходжи Бухари один из местных состоятельных людей строит мавзолей над его могилой (или условной могилой), а также устанавливает шест с символами. Известно, что Ходжи Хасан оставил после себя потомков, которые продолжали строить дома и здания. Как уже было сказано, некоторые из них построены в XVII веке.

    Как пишет Роберт Альмеев, в комплекс мазара (комплекс святых мест и сооружений) Ходжи Хасана Булгари входили одноименное кладбище, мечеть, медресе, хавыз (водоем), колодец, школа для девочек. 

    В советское время исчезли и род Булгари, и его мазар. Во второй половине ХХ века на месте кладбища Булгари был построен медицинский институт. Водоем высушили. Многие здания квартала перестали существовать. Но жители не забывают Ходжу Хасана. Чтобы сохранить могилу святого, они «переносят» ее на 40 – 50 метров в сторону от прежнего места. Таким образом, нынешняя могила Ходжи Хасана действительно является «условной». 

    Из комплекса мазара Булгари до сегодняшнего дня сохранились мечеть, «общежитие» для шакирдов с его пятью комнатами, здания кельей. Местоположение колодца и водоема неизвестно. 


    Решидэ Бекирова 

    По словам экскурсовода Решидэ Бекировой, информация о Ходже Булгари встречается в период от конца Х до XV века, а в вакуфных документах этот квартал впервые упоминается в источниках XVIII века. В плане 1910 года помимо водоема, мечети Ходжи Булгари указано также и поле. В 1923 году в квартал Ходжи Булгари насчитывал 83 дома. 

    В 2001 году ученый Йулдошев приводит доказательства, что могила Хасана Булгари находится не в Бухаре. Как пишет ученый, Ходжа Булгари служил Аллаху, но не отказывался от труда. У него было много мюридов (учеников, последователей). Он считается наставником, направившим в путь суфизма известного шейха Умара Багистана, почитаемого народом как аулия (святой, праведный), могила которого находится в Ташкенте. 


    «Татары внесли вклад в развитие мусульманского мира»

    Доктор филологических наук, сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Галимзяна Ибрагимова Ильгам Гумеров: 

    «Имя Булгари говорит о том, что этот человек происходил из нашего региона. Информации о таких личностях довольно много. О них упоминают Марджани, Ризаэтдин Фахрутдин. Но пока нельзя точно сказать, кем именно был этот человек. Ходжа – это не имя, а титул. Задача ученых на будущее – выяснить личность этого человека. Затем можно найти другие источники и расширить информацию о нем, могут быть обнаружены его рукописи.

    Бухара – центр исламского просвещения. Если удастся уточнить историю этого человека, то удалось бы показать вклад татар в формирование мусульманского мира, мусульманской культуры. У нас часто упоминается влияние Средней Азии, арабов, персов на татарский мир. Но ведь это влияние не было односторонним. Татары также повлияли на Среднюю Азию, в целом на мусульманскую культуру. Татары не ограничились созданием локальной культуры внутри себя, это народ, внесший вклад в общий мусульманский мир. Изучение жизни и деятельности Хасана Булгари даст возможность говорить об этом моменте.

    Сведений о Ходже Булгари у нас мало. Но наше незнание не означает, что этих сведений не было. Их надо искать и собирать по крупицам. Этих людей надо изучать в таком духе.


    «Восстановление мечети Булгари поможет популяризировать татар в Средней Азии»


    Ведущий сотрудник Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства имени Галимзяна Ибрагимова, кандидат филологических наук Азат Ахунов:

    «Достоверных источников, связанных с историей татарского народа, очень мало. Особенно о Булгари источников всего несколько. Они есть, думаю, надо искать в архивах Ирана, Турции.
     

    Надо изучать не просто истории, связанные с человеком, но и легенды, устное народное творчество, связанное с другими личностями. Если даже 10 процентов фольклора будут достоверными – это уже источник. 

    Ходжа Булгари, мне кажется, это собирательный образ, он связан с одной конкретной исторической личностью. Его связывают с XVIII веком. Имя Булгари означает, что он выходец из Поволжья. Прибавление к своему имени «Булгари» продолжалось до XX века. Название «татар» связывали с нашествиями Чингисхана; персы, арабы недолюбливали татар, поэтому, наверное, он взял имя Булгари. Но этот человек – личность, связанная с татарской средой. 

    Уединение в келье – традиция, присутствующая в иранской культуре, его называют «бест» – уединяться где-то в пещере, отказываться от общения с людьми, входить в транс. Поэтому можно сказать, что этот человек был связан с иранской культурой. 

    Сейчас богатые мусульмане довольно много занимаются благотворительностью, вот даже в Африке колодцы копают. Можно было бы и мечеть Булгари в Бухаре восстановить. Во-первых, это связано с историей татар, это интересно татарам. Во-вторых, послужило бы признанию татар среди узбеков, таджиков, фарси. Город от такого сотрудничества, думаю, тоже выиграет, это стало бы укреплением двухсторонних отношений. 

    Тем самым татары сделали бы своеобразный подарок, подношение Бухаре. Им тоже важно наличие туристических объектов. Поэтому, думаю, власти Узбекистана также не стали бы возражать такому сотрудничеству. 


    Улица Булгари в Бухаре 


    Окно кельи 



    Здание мечети





    Самое читаемое
    Комментарии







    Религия

    «Пусть убирают знак только там, где собственноручно вешали»: казанские предприниматели недовольны проверкой комитета по стандартам «Халяль»

    Духовное управление мусульман РТ сообщило результаты рейда, проведенного в пунктах общественного питания Вахитовского и Приволжского районов Казани. Сотрудники Комитета по стандартам «Халяль» проверили у этих заведений наличие сертификата, дающего право использовать знак организации.

    Религия

    В России появились доктора исламских наук: в Болгаре впервые защитили диссертации

    В Болгарской исламской академии соискатели защитили три первые докторские диссертации. Все трое получили звания докторов исламских наук. Как проходила защита работ – в материале корреспондента «Татар-информ».

    Религия

    Одиночество по собственному желанию: настоятель Раифского монастыря рассказал о первом монашеском ските в Татарстане

    Монахи Раифского монастыря строят скит в вымирающей деревне Никольское. Расположено оно в Зеленодольском районе Татарстана. Сейчас там стоит небольшая часовня, но вскоре появится церковь и дом для братии. Монахи приезжают в скит, чтобы побыть в уединении. Как устроена жизнь в этом укромном местечке и о планах на будущее – в репортаже ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна