Светлое Воскресенье на Зилантовой горе: женский монастырь накануне Пасхи

7 Апреля 2018

Фото: Михаил Захаров, Елена Кривопатре
Автор материала: Елена Кривопатре
В преддверии главного христианского праздника мы наведались в Зилантов монастырь. В Чистый четверг монахини приступили к приготовлению главных его атрибутов.
В разгар буднего дня в монастыре можно заметить лишь пару-тройку прихожан. Безлюдность придает месту особое умиротворение. 

На пороге храма нас встретила настоятельница матушка Сергия. Сегодня у нее немало хлопот – монахини готовят угощения к светлому празднику. Таинств и секретов никаких – все как в обычной верующей семье. Единственное отличие – это количество яств, ведь угостить надо всех прихожан. 

Красные яйца к красной Пасхе

После полудня на просторной монастырской кухне идет полным ходом работа. Одна послушница красит яйца, другая готовит творожную массу для пасхи. 

Инокиня Фотиния окунает белоснежные яйца в кипящую красную жидкость в кастрюле. Ярко-красные складываются тут же, чтобы обсохли. Незамысловатый процесс займет не один час – красят ведь порядка 250 яиц, чтобы и владыке передать, и прихожан угостить. 



В хозяйстве у монастыря примерно 15 кур, но все равно приходится докупать яйца, сетует настоятельница.
В первые века Мария Магдалина пришла к императору Тиберию, принесла ему яйцо со словами «Христос Воскресе». Тот ответил, что как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг в его руках яйцо окрасилось. Красный цвет – это торжество, праздник. Поэтому называется Пасха красная, праздник из праздников, торжество из торжеств», – рассказывает она. 

В монастыре яйца красят и в другие цвета, говорит матушка, но красные должны быть обязательно. И чем больше, тем лучше.



Бабушкины рецепты

Рецепт пасхи из года в год в монастыре используют один и тот же. Процесс довольно трудоемкий и рутинный: творог нужно несколько раз пропустить через мясорубку, постепенно добавляя сначала вареные желтки, потом сырые, сахар, масло и изюм. Всего у монахинь на лакомство уходит 15 килограммов творога. 

«Потом всю эту массу выкладывают в форму, подвешивают и ставят легкий пресс, чтобы стекла водичка. Через восемь-десять часов готово будет, – говорит настоятельница. – В каждой семье используют свои рецепты, часто они передаются из поколения в поколение. Наш рецепт был передан от бабушки одной из наших работниц. Раньше мы делали пасху по-другому, но потом попробовали новый рецепт и решили, что он вкуснее».  



Готовые пасхи поставят в прохладный погреб и потом будут есть целую неделю вместе с прихожанами. Но перед этим обязательно – освятить. 

«Батюшка нам это все освящает, он берет воду святую, читает молитвочки. Потом приносят куличи и яички прихожане, в ночь с субботы на воскресенье. Даже утром приносят, и, как наберется, батюшка все освящает. А потом освящают еще на вторник следующей недели, когда празднуется Пасха для усопших, родительская», – неторопливо объясняет матушка Сергия. 

На праздничный стол обязательно ставят кулич, пасху, яйца, дополняют еще чем-нибудь вкусным.

«Мы ведь семь недель постились, почти ничего не кушали, поэтому хочется и супа, и чая с молоком. Сметанку поставим на стол, с хлебом покушать. Когда не ешь семь недель, даже хлеб таким вкусным бывает. Вот так мы разговляемся», – улыбается она. 

С молитвами и светлыми мыслями

Во время приготовления пасхальных угощений монахини читают молитвы. Но главное тут, говорят, светлые мысли. 

«Пост значит не только не кушать, пост – это воздержание и языка. Язык наш находится за двумя заборами – это губы и зубы, но он столько дает зла, если ты им неправильно пользуешься», – объясняет матушка Сергия. 



Можно читать Иисусу молитву, можно читать Богородицу – это молитвы, которые все знают. Можно даже просто повторять: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», советует матушка. Или обратиться с молитвами к любимым святым, к святым, чье имя вы носите.

«Мы, например, всегда обращаемся к нашим преподобным мученикам Зилантам – это последние монахи, которые здесь жили. В 1918 году их расстреляли. Тогда было население 170 тысяч человек, и когда белочехи напали, 60 тысяч человек вместе с митрополитом покинули Казань. И наши могли тоже уйти, но они остались. Они как воины Христовы остались здесь на своем месте. И когда сюда красные ворвались, они искали белочехов. Белочехов не нашли и нашу братию просто расстреляли из злости. Потом, после ничего тут не было. С 22 по 26-й год здесь была женская колония, а после этого склады были, детская колония была, так вот», – вспоминает матушка.

В 1998 году храм вернули епархии. Тогда в монастыре сохранились только покои митрополита, где и стали жить монахини. 

«Даже ученые не спорят» 

Пока красятся яйца и замешивается творог, матушка рассказывает истории из жизни и из Библии.

«Раньше распятие – это была позорная смерть. И вот когда Иисуса распяли, а он своей смертью распял дьявола», – говорит она. 

Матушка вспоминает, как приходилось бывать в Италии, где она увидела Туринскую плащаницу. 

«Сейчас уже даже ученые не спорят, говорят, что это была такая энергия, что он действительно восстал. Сейчас уже никто не спорит, что это не правда, что это не так», – делится настоятельница. 

Артос

В преддверии праздника у монахинь множество хлопот, поэтому на куличи времени уже не хватает – их покупают в магазине. Но зато инокини пекут монастырский хлеб — артос, который используют в обрядах. Хлеб разделяют на кусочки и раздают прихожанам во время службы. В Зилантовом монастыре в этот раз испекли четыре артоса.



«Они пекутся пять часов. Тут используется своя технология. Тесто нужно поставить, выдержать, вымешать, потом первые полчаса подержать в кастрюльке, потом выложить. Чтобы четыре таких хлеба сделать, нужен целый день. Печем мы его обычно вдвоем. Нужно смотреть, а то они будут непропеченные, а то они будут горелые. Вон какой хорошенький получился, смотрите», – показывает на ровный румянец хлеба матушка.

«Потом мы его режем кусочками и раздаем. Все за артосом приходят. Это прям как лекарство, как святая вода, агиасма», – разъясняет настоятельница. 

Во время беседы матушке приносят поздравление от Патриарха Кирилла и митрополита Феофана, кто-то из прихожан передает кулич. 

«Знаете, если красить яйца и испечь кулич – это еще не значит, что ты православный. Православный – когда ты ходишь в церковь, когда ты причащаешься, принимаешь тело и кровь Христа в себя и живешь по заповедям Господним, которые он тебе дал. Вот тогда ты христианин», – говорит матушка Сергия. 






Самое читаемое
Комментарии







Религия

Архиепископ Челестино Мильоре в Татарстане: Путешествуя по России, понял, почему она важна на мировой арене

О важности диалога с православными и мусульманами, о своих впечатлениях о Казани, о задаче католических епархий в России в интервью ИА «Татар-информ» рассказал апостольский нунций Ватикана в России Челестино Мильоре.

Религия

Вместо Мекки в полицию: челнинского туроператора «Хадж-фонд» обвиняют в создании финансовой пирамиды

Десятки российских мусульман не смогут вместе со своими единоверцами совершить хадж в Мекку. Как выяснилось, у челнинской фирмы «Хадж-фонд» нет квот от властей Саудовской Аравии на получение виз. Уфимские клиенты «Хадж-фонда» пожаловались на компанию в МВД Башкортостана.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна