Самое большое кладбище в Поволжье возводят в Казани: появится ли здесь крематорий?

13 Июля 2018

Фото: Расих Фасхутдинов, Оксана Романова
Автор материала: Оксана Романова
Необходимость строительства крематория в Казани обсуждается уже с десяток лет. Главы религиозных конфессий РТ идею не одобряют, однако власти то и дело возвращались к обсуждению этого вопроса. Окончательное решение к настоящему времени официально не озвучивалось, тем не менее в проект нового погребального комплекса Казани, который уже строится на 77,76 га, «зона крематория» заложена.

«Татар-информ» выяснил, действительно ли кремация является единственным способом решения проблемы все расширяющихся захоронений.

Топографический расчет

Территория под новое кладбище выделена недалеко от существующего Самосыровского, вдоль трассы М7 (автодорога «Волга» Москва – Уфа), а также вблизи логистического центра «Агромир-Казань» и в 500-метровой санитарной зоне от деревни Званка.

Под крематорий, согласно документации, отведен участок площадью 0,55 га слева от центрального входа, в четвертом квадрате от главной аллеи. Территория относится к первой очереди строительства погребального комплекса.


«По проекту территория для крематория, действительно, отведена, но работы там еще не начаты. Он будет располагаться рядом с двумя участками зеленой зоны (вдоль М7 – прим. Т-и) для того, чтобы деревья способствовали очищению воздуха. Помимо центрального входа на кладбище к крематорию будет отдельный заезд», – рассказал «Татар-информ» бригадир дорожно-строительной бригады главного подрядчика работ ООО «Волга-Автодор» Марат Ёкубов, упомянув при этом, что жители деревни Званка «бушевали из-за неприятного запаха от крематория».

Новое кладбище рассчитано на погребение 77 130 христиан и 71 370 мусульман (всего 148 500 человек). От общего числа захоронений 7600 (3,8 га), прилегающие к ротонде на центральной аллее, официально, еще на уровне проекта, выделены в зону почетных. Вместе с тем, помимо административно-хозяйственных построек здесь будут свои мечеть (площадью 24,1 кв. м) и церковь (29,1 кв. м) с прилегающими к каждой навесами для прощания.



Конфессионально-социальный просчет

Проводилось ли какое-либо социологическое исследование для понимания готовности казанцев пользоваться услугами крематория (спроса на кремацию), неизвестно. Возникают вопросы и при выборе участка, отведенного под эти цели: «зона крематория» отведена на христианской стороне кладбища.

Сожжение мертвых широко распространено в восточных религиозных традициях и в некоторых странах Европы. Однако мусульмане к процессу погребения относятся очень щепетильно и, можно даже сказать, ревностно, само собой исключая не только кремацию, но и какие-либо вариации в традициях. Именно в связи с этим, к слову, несколько раз в промежутке с октября 2016 по май 2017 года переносилась церемония перезахоронения казанских ханов: сына правителя Золотой Орды Улуг-Мухаммеда Махмуда (1467 год) и сына Ибрагим-Хана Мухаммад-Амина (1518 год). Ученые и представители муфтията Татарстана никак не могли договориться о деталях перезахоронения.


Христианская традиция предписывает именно погребение усопших и также не приемлет сожжения тел: верующие этой конфессии уповают на второе пришествие Иисуса и воскрешение мертвых. Таким образом, кремация автоматически перечеркивает религиозные убеждение покойного.

Однако участок для крематория, напомним, предусмотрен проектом все-таки не на «нейтральной полосе». Возможно, свою роль здесь сыграло то, что осквернением могил правоверных считается захоронение немусульманина на мусульманском кладбище (впрочем, как и захоронение мусульманина на немусульманском), а уж тем более таковым может считаться размещение рядом «адской печи». Однако ведь и христиане региона вряд ли готовы к такому соседству…

Стоимость кремации, к слову, в Москве и Санкт-Петербурге, составляет не менее 3,5 тыс. рублей, а с сопутствующими услугами (покупка урны, ее гравировка, зал для прощаний и пр.) – как минимум семь тыс. рублей. При этом и без гроба все равно не обойтись – он необходим, чтобы доставить тело в крематорий и для церемонии прощания с покойным.


Пример, не взятый в расчет…

В нашей стране к кремации стали прибегать во время Великой Отечественной войны: тогда неопознанных покойников было слишком много, а времени на установление личности, поиск родственников и индивидуальную церемонию захоронения не было. Так, в блокадном Ленинграде кремировали до 800 тел в день.

Главные проблемы, которые должен решить крематорий сегодня, – переполненность казанских кладбищ и все увеличивающиеся площади под некрополи. В связи со строительством нового погребального комплекса у Званки пришлось переводить землю, относящуюся к Пестречинскому району РТ, в границы Казани.

Однако кремация все же не единственный способ экономить площади под захоронения.


Территория – 131 957 кв. км, население – почти 11 млн человек (из них в столице проживают 7 млн человек), отношении к кремации – крайне негативное. Осложняют процесс захоронения жаркий климат и исключительно каменистая почва. Тем не менее православная Греция до настоящего момента не имеет на своей территории крематория, идея которого категорически отрицается церковью, имеющей здесь огромное влияние.

Кладбища очень компактные, хотя одно захоронение требует площади, сопоставимой с размером гроба. Погребальное место в этой стране очень грубо можно сравнить с арендуемой ячейкой сейфа. Покойного хоронят в гробу и оставляют на несколько лет, затем останки изымают, проводят ритуал омовения (в вине и меде) и либо хранят их затем в специальном ларце для костей (оссуарии), либо перезахоранивают в семейном склепе, где поятся несколько поколений семьи. В освободившееся погребальное место захоранивают следующего покойника.

Оссуарии с останками можно и гораздо удобнее, например, перевезти с места смерти на малую родину покойного для перезахоронения; допускается оставлять их дома и, что более распространено, в специальном помещении прикладбищенских церквей.


Так, в Афинах, население которых, подчеркнем, раз в семь превосходит численность жителей Казани, останки изымают из могилы через 5-7 лет. Умерших в столице, но родившихся на островах греков, родственники благодаря этому перевозят в семейные склепы (мними) нематериковой Греции. Они существуют на всех кладбищах, правда, услуга эта весьма дорога – нижняя планка начинается от 800 – 1000 евро за несколько десятилетий. К тому же по истечение этого срока взимается ежегодная плата.

«У нас, например, в семье в прошлом году кости покойной тетки из Афин привез племянник в семейную могилу похоронить. Могилы вроде как семейные склепы, видимо, из-за того, что земли негусто. На Закинтосе (остров) покойников не трогают, как положили, так и лежат, и за несколько лет истлевают совершенно. Следующий почивший в семье (гроб) ставится прямо поверх праха в тот же склеп», – пояснила уроженка Набережных Челнов, жительница острова Закинтос.


Для сравнения: площадь Татарстана вдвое меньше, чем у Греции, – 68 000 кв. км. Но при том и население всей республики составляют всего 3,885 млн человек (на 2017 год), а это в три раза меньшая величина. А разница по численности населения в столицах, как уже упоминалось, достигает семикратного уровня – с превышением в пользу Афин (справедливости ради нужно все-таки признать, что в этом году на севере Греции, в Салониках, после бурных споров и вопреки церкви все-таки началось строительство крематория, еще два планируется затем построить в Афинах и в Патре).

Демографический учет

Заложенный «запас прочности» нового погребального комплекса составляет минимум 30, а то и все 50 лет, то есть почти вдвое больше нижней планки. Такой диапазон вполне может объясняться не только вариативной динамикой роста населения и соответственно смертности в Казани, но и прагматическим расчетом на растущую с годами популярность услуг кремации и, как следствие, сокращением необходимых для погребения площадей.

Около 3 процентов территории кладбища (2,21 га), согласно проекту, отведено под озеленение. В целом новый погребальный комплекс, как подметил Марат Ёкубов, будет примерно в два, а то и в три раза больше Самосыровского кладбища.


Асфальтовое покрытие на центральной аллее уже сейчас выполнено от главного входа до противоположной границы кладбища. Двухметровая полоса живой изгороди отделит центральную аллею от захоронений в категории «почетные». Согласуются проекты поливочной системы и освещения. В пока еще не расчерченном на квадраты поле уже обозначены участки для мусорных баков.

Все-таки в топку?..

Как рассказал бригадир дорожных рабочих Марат Ёкубов, строительство нового погребального комплекса Казани с «зоной крематория» в проекте началось в сентябре прошлого года и продолжалось до холодов – 16 декабря. Из-за погодных условий пришлось сделать перерыв до 11 мая этого года. весна была поздняя и пришлось долго ждать, когда наконец просохнет рыхлая земля. Две недели потеряли из-за проволочки по согласованию строительства перед центральными воротами и за ними – первоначально работы шли независимо друг от друга по разным проектам.

Сейчас около 140 рабочих «Волга-Автодор», два экскаватора и несколько «КАМАЗов» выполняют работы по прокладке дорог (аллей) и благоустройству. От центральной аллеи, ширина которой 6 метров, через каждые 100 м предстоит организовать заезды (дороги) шириной 4 м в сектораЕще около сотни рабочих, по словам собеседника агентства, строят сопутствующие погребальному комплексу здания (административный корпус, хозяйственный, мечеть, церковь, ротонду и пр.).


«На территории, выделенной под кладбище, как сами видите, рельеф с уклоном, но, согласно проекту, мы должны сначала разровнять землю», – пояснил Марат Ёкубов.

Первая очередь строительства погребального комплекса доходит до ротонды на главной аллее. «Зона крематория», согласно проекту, также выделена как первоочередная.

«Иных земель, пригодных для строительства данного объекта, не выявлено», – прокомментировали в исполкоме Казани обозначенную в эскизном проекте уже строящегося погребального комплекса города «зону крематория», при этом подчеркнув: «На сегодня строительство крематория на территории погребального комплекса не планируется».





Самое читаемое
Комментарии







Религия

Тимергали хазрат Юлдашев: «При наличии 19 тысяч рублей свободных денег мусульманин обязан совершить жертвоприношение»

Совсем скоро мусульмане всего мира будут отмечать один из двух важнейших праздников в исламе – праздник жертвоприношения – Ид аль-Адха, или Курбан-байрам. Как совершается этот обряд поклонения? Какие положения обряда существуют, как выбрать животное на курбан – на эти и другие вопросы отвечает имам-хатыб Галеевской мечети Казани Тимергали хазрат Юлдашев.

Религия

Действия и обряды, которые нельзя совершать на земле Булгар: разъяснение Юсуфа хазрата Давлетшина

21 июля мусульмане Татарстана и России по традиции собрались на исторической земле Булгар – здесь прошел ежегодный съезд «Изге Болгар жыены». Снова, как и в предыдущие годы, здесь можно было наблюдать, как некоторые совершают обряды у древних камней – обходят по кругу, прикладывают руки и осыпают их монетами.

Религия

Богоугодный камень: в Раифе появится масштабная икона-мозаика из морской гальки

Мозаичист Анна Солнечная, две ее мастерицы-сподвижницы Стася Кучумова и Анжелика Сорокина, получившие известность в Казани в дни чемпионата мира по футболу, выложив из гальки портрет аргентинского бомбардира Леонеля Месси, приступили к выполнению новой картины.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна