«Мечтаем услышать звук азана»: жители села Нижняя Береске просят оказать помощь в восстановлении старейшей мечети Татарстана

28 Февраля 2019

    Фото: Александр Эшкинин
    Автор материала: Лейла Хакимова (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
    В селе Нижняя Береске Атнинского района сохранилась старейшая мечеть Татарстана. Она была построена в 1769 году – на два года раньше, чем знаменитая мечеть Марджани в Казани. В документах отмечено, что мечеть села Береске – одна из первых каменных культовых зданий, возведенных татарами после завоевания Казани в 1552 году. Мечеть построена крупным торговцем, известным меценатом Ибрагимом Бурнаевым. Сегодня здание находится в ветхом и заброшенном состоянии. Работы по восстановлению мечети начались лишь осенью прошлого года.

    «Историческая архитектура нуждается в помощи»

    Корреспонденты «Татар-информа» побывали в селе Нижняя Береске и пообщались с жителями, руководством сельского поселения и теми, по чьей инициативе и активной деятельности удалось работы по восстановлению мечети сдвинуть с мертвой точки. Жители села в разговоре с нами признавались, что очень рады восстановлению мечети и мечтают услышать звук азана, произнесенного с минарета старинного храма.

    Глава Нижнеберескинского сельского поселения Аида Фатыхова рассказала, что сегодня уже готов проект реставрации мечети, также открыт счет для сбора средств на ее восстановление. Проведены работы по укреплению фундамента. По оценкам специалистов, общая стоимость восстановительных работ может составить около 52 млн рублей.


    «Мечети – неотъемлемая часть истории наших сел. К сожалению, у многих мусульманских храмов история утеряна, мы не знаем ничего о судьбе имамов. Историческая мечеть в нашей деревне – бесценное достояние для нашей местности и всего нашего народа. Поэтому мы всей душой за восстановление этой мечети. Реставрационные работы уже начались, это удалось сделать благодаря помощи руководства республики и района, поддержке спонсоров, а также частных лиц, которым дорого наше национальное наследие», – говорит Аида Фатыхова.

    По оценкам историков, село Нижняя Береске было основано в 1539 году. Сейчас в Нижнеберескинское сельское поселение входят три деревни. Услуги населению оказывают 2 дома культуры, 1 средняя и 1 основная школа, 2 детских сада, 3 медпункта, 2 библиотеки, 8 торговых центров. В 676 хозяйствах поселения проживают 1514 человек. Из них трудоспособного населения 713 человек, 402 пенсионера, 270 – дети до 18 лет и подростки. В 2018 году родились 10 малышей. 255 человек трудятся в местном сельскохозяйственном кооперативе «Ленин», который занимается производством племенного скота. 

    Мечеть в Береске на два года старше мечети Марджани в Казани


    После завоевания Казани в 1552 году уничтожалось культурное наследие татар, в основном мечети и медресе. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся архитектурные памятники, данные исторических документов, остатки зданий. В 1742 – 1744 годах на территории современного Татарстана были сожжены 418 мечетей. В этот период религиозная жизнь татар всячески преследуется. Начинается кампания по насильственному крещению. По всей территории строятся церкви и монастыри. Но, несмотря на давление, татары-мусульмане не отрекаются от веры и ищут пути сохранения религии.

    Некоторые послабления татары получают в годы правления Екатерины II (1762 – 1796). В 1766 году императрица приезжает в Казань и встречается с представителями мусульманской общины. В результате татары получают разрешение на строительство каменных мечетей, и одной из первых такая мечеть появляется в деревне Нижняя Береске. Вторую мечеть строят в Казани, и она известна как мечеть «Аль-Марджани». Примечательно, что именно казанская мечеть считалась первой каменной мечетью татар после долгого перерыва, однако в действительности первой была основана мечеть в селе Нижняя Береске Атнинского района РТ. 

    Об основателе мечети Ибрагиме Бурнаеве и его судьбе

    Мечеть села Нижняя Береске построил на свои средства крупный татарский торговец, владелец кожевенного завода Ибрагим сын Юсуфа Бурнагул (Бурнаев). Согласно историческим данным, мечеть была построена в 1769 году (1183 год по хиджре). Достоверных данных о происхождении самого Бурнаева не сохранилось. Он поселился в соседнем селе Байчи и открыл там завод по переработке кожи. Известно, что каждую пятницу Ибрагим бай приезжал в Нижнюю Береске на пятничный намаз. Спустя некоторое время он и сам переселился в эту деревню, построил себе большой дом. Затем Бурнаев строит в селе кирпичный завод. Каменная мечеть в селе была построена из кирпичей, произведенных на его заводе. Разрешение на строительство мечети Ибрагим Бурнаев получал лично, обратившись с просьбой к Екатерине II. По сохранившимся данным, кирпич на площадку строительства мечети подвозили на лошадях, а разгружали жители села, передавая кирпичи из рук в руки.


    О мечети села Нижняя Береске упоминает выдающийся татарский ученый и просветитель Шигабутдин Марджани в своем известном труде «Правдивые известия о Казани и Булгаре».

    «Каменную мечеть в центре села Береске построил житель этого села Ибрагим бине Юсуф бине Аснай бине Исанкул бине Бурнагул в конце 1769 года, это очень крепкое здание с чугунным крыльцом», – пишет Марджани. В книге также указано, что купец скончался в месяц Шагбан 1786 года в селе Береске. У Ибрагима Бурнаева остались сыновья Тагир, Сулейман, Якуп, Айса, Абдрашид, дочери Муэмина и Зульхабира.

    По словам главы сельского поселения Аиды Фатыховой, на кладбище села Нижняя Береске сохранился надгробный камень, установленный на могиле Ибрагима Бурнаева, а также построенный над могилой мавзолей, который сейчас представляет собой двухметровую стену из красного кирпича. На надмогильном камне указана дата смерти Ибрагима Бурнаева – 5-е число месяца Шавваль, по Григорианскому календарю – 22 августа 1784 года.

    В вышеупомянутом труде Марджани можно найти также информацию об имамах села Нижняя Береске. В разделе «Личности и события» автор перечисляет имена таких известных религиозных деятелей, как Мелла Башир бине Уразай Бики, Мелла Габделбакый бине Муссалим бине Мустафа бине Салим аль-Берескеви, Мелла Ягъкуб бине Яхъя бине Ягъфарад-Дубьязи, Мелла Габдеррахим бине Бикчентай, и других. 

    Отец Марджани учился в медресе села Нижняя Береске

    Шигабутдин Марджани в своем труде также рассказывает об Ибрагиме Бурнаеве, упоминая о нем как о «выдающемся купце».

    «Весьма состоятельный и предприимчивый человек, большое внимание уделял благотворительности, на собственные средства построил множество мечетей и медресе, совершил много благих деяний в пользу страждущих и немощных». Марджани также пишет о рукописном Коране, подаренном Ибрагим баем Первой мечети Казани.

    «Сейчас этот Коран у меня. В конце 30-й части он написал следующее: «Эту книгу я, житель села Береске Казанского уезда Алацкой дороги Ибрагим сын Юсуфа, подарил большой каменной мечети на Старой слободе города Казани… Если кто-то возьмет его не для чтения, в качестве собственности, и будет держать взаперти, пусть на этого человека падут проклятья великого Аллаха».

    Как рассказала нам глава Нижнеберескинского сельского поселения Аида Фатыхова, известно, что Шигабутдин Марджани и сам неоднократно приезжал в эту деревню и посещал его знаменитую каменную мечеть.


    «Дедушка Шигабутдина Марджани – Субхан сын Абдулкарима (1746 – 1833) состоял имам-хатыбом и мударрисом в нашей мечети. А отец Шигабутдина Марджани – Багаутдин учился в медресе при мечети. В свое время студентом медресе был также и известный татарский просветитель, преподаватель Петербургского университета, историк, этнограф, педагог Хусаин Фаизханов. Он обучался у мударриса Абдуррахима бине Бикчантая. Также сохранились имена имамов Первого прихода Нижней Береске – Гайнутдин Фатхуллин (был назначен 21 апреля 1849 года) и Шайхутдин Фатхутдинов (был муллой с 27 сентября 1889 года по 1917 год). В начале XX века в медресе обучались 90 шакирдов. Население села составляло 1000 человек. Из-за роста числа жителей деревни появилась необходимость в строительстве еще одного медресе. Казанское губернское управление в 1902 году дало разрешение на строительство учебного заведения. В документах указано, что преподавателем медресе 4 мая 1905 года избран Абдулсабир Багаутдинов», – рассказала Аида Фатыхова. 

    Из кирпичей мечети строят здание райкома

    В 1930 году село Атня становится районным центром, и встает вопрос строительства здания для районного комитета Коммунистической партии. Строить решили из кирпичей мечети села Нижняя Береске. К тому моменту мечеть уже лишилась минарета, но само здание продолжало служить прихожанам.

    Таким образом, были снесены купол мечети и половина второго этажа. Но разбирать мечеть оказалось сложно, потому что кирпичи были скреплены между собой очень надежно. По воспоминаниям сельчан, при строительстве в раствор добавляли куриные яйца, их собирали по всей округе.

    Жители деревни были возмущены желанием властей уничтожить некогда процветающие мечеть и медресе. По преданию, глава села (имя этого человека не сохранилось) на свои деньги из Казани начинает возить кирпичи для здания райкома и таким образом спасает мечеть от полного уничтожения.

    «Мечеть отстраивают заново. Но без купола – к тому времени мастеров, способных восстановить купол, не осталось. Крышу покрыли обычной плоской кровлей. Стены тоже отличались от прежних, а вместо дугообразных оконных проемов делают прямоугольные», – рассказала Аида Фатыхова. 


    Проектных данных мечети в архивах РТ не сохранилось

    Мечеть села Нижняя Береске – образец традиционной татарской архитектуры с элементами петербургского барокко. Здание расположено в центре села на открытой местности с сильным перепадом рельефа. На первом этаже размещались магазины и склады, другие помещения бытового назначения. Второй этаж занимали вестибюль и два молельных зала, разделенных толстой крепкой стеной. Кровля мечети представляла собой до этого не встречающийся даже в Казани, сооруженный из кирпича объемный купол. Окна первого этажа, вырезанные полукругом, и окна второго этажа с высокими арками были окаймлены наличниками, характерными петербургскому барокко. Хотя здание было построено почти 250 лет назад, его стены до сих пор поражают своей толщиной и крепостью.

    Эта мечеть – настоящий свидетель старины. Возможно, поэтому в Государственном архиве Республики Татарстан нет ни информации о проекте, ни фотографий мечети. В некоторых исторических источниках сказано, что мечеть построили татары. По словам Аиды Фатыховой, для получения дополнительной информации они хотят связаться с архивами в Москве и Уфе. 

    «Для жителей это – здание клуба»

    По словам собеседницы, история некогда прославленной Первой соборной мечети села Нижняя Береске сегодня оказалась практически забытой. История мечети, ее возникновение до сих пор в должной степени не изучены и не написаны. Видимо, и местное руководство, и жители села не сочли нужным донести это большое наследие до широкой общественности. Желающих досконально изучить историю мечети специалистов не оказалось, и это действительно вызывает удивление. Глава сельского поселения не припоминает, чтобы в деревню приезжали ученые, археологи или сотрудники архива.

    «В свое время каменная мечеть служила в качестве клуба, поэтому к ней никто не относился как к историческому наследию. Она все время как-то оставалась в тени, и народ привык воспринимать ее как здание клуба. Но сегодня наша цель – не ограничиваясь сбором информации о мечети, делиться этой информацией с другими и таким образом восстановить ее в памяти народа. История ведь не просто ради истории, она нужна для воспитания будущих поколений. После завершения реставрационных работ хотим заняться привлечением туристов», – говорит Аида Фатыхова. 


    «Восстановить старое сложнее, чем построить новое»

    Каменная мечеть села Нижняя Береске 150 лет служила народу. В 1930 году она закрылась, здание стало сельским клубом. В 1993 году в селе появилась другая мечеть – деревянная. Клуб в 2012 году переехал в специально построенное для него здание. С тех пор мечеть не обогревается, из-за проникновения дождя и талой воды через ветхую крышу стены начинают разрушаться. Тогда руководство села, желая найти помощь в сохранении мечети, обращается с письмом к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Инициатором был председатель местного хозяйства Ильгиз Хайруллин. Именно он много лет ведет работу по поиску возможностей для восстановления мечети. Корреспондентам «Татар-информ» не удалось встретиться с самим Ильгизом Вильдановичем, но на наши вопросы ответил его заместитель Азат Мухаметзянов.


    «Немногие понимают значимость этой мечети. Здание до 2012 года служило домом культуры, поэтому в 1990 году мы не смогли его включить действующую государственную программу. Руководителя хозяйства Ильгиза Вильдановича эта проблема беспокоит давно. Ему было очень больно видеть мечеть в изношенном, заброшенном состоянии. Куда только ни ездил, к кому только ни обращался. Он говорил, что такой ценный исторический памятник нельзя терять, его обязательно надо сохранить. Отмечал, что мечеть в селе Ташкичу Арского района построена в 1810 году, в Кукморском районе есть мечеть 1791 года постройки, а мечеть села Береске, хотя и старше этих строений, остается без внимания. Ильгиз Вильданович считает нашим долгом дать мечети вторую жизнь. Сами понимаете, исправить старое даже сложнее, чем построить новое, но, несмотря на это, мы решили начать это большое дело», – рассказал Азат Мухаметзянов. 


    На реставрацию потребуется 52 млн рублей

    С 1959 года каменная мечеть считается историко-архитектурным памятником. В 2015 году зданию была проведена экспертиза. В заключении специалистов отмечено, что мечеть является уникальным образцом архитектуры – кирпичным зданием, построенным татарами после 200-летнего перерыва.

    «В первую очередь обратились в Министерство культуры РТ. Вели переговоры с заместителем министра Светланой Персовой. Для разработки проекта мечети государство выделило 3 млн рублей. На эти деньги были подготовлены проектно-сметные документы. Было подчеркнуто, что при подготовке проекта реставрации должна также сохраниться стилистика здания. Стараемся максимально сохранить саму сущность мечети, историческое лицо. Формы окон тоже будут сохранены, на эту работу привлечены известные архитекторы», – рассказал Азат Мухаметзянов.

    По его словам, первоначально специалисты оценили стоимость реставрационных работ в 62 млн рублей. После повторных подсчетов эта сумма снизилась до 52 млн.

    «Мы должны уложиться в эту сумму. Но это будет очень тяжело», – отметил он. 

    Местное руководство вынуждено просить материальную помощь

    Сейчас открыт благотворительный фонд для сбора средств на реставрацию мечети села Нижняя Береске. Каменную мечеть планируют восстанавливать полностью на благотворительные деньги. Поэтому жители села, а также руководство обращаются к спонсорам, руководителям организаций и предприятий с просьбой оказать посильную помощь. На данный момент в фонд пожертвовано около 5 млн рублей. Реставрационные работы начались. Каждый, кто хочет оказать помощь восстановлению уникального памятника архитектуры, ценного наследия татарской культуры – старинной каменной мечети села Нижняя Береске, может перечислить деньги в фонд по указанным реквизитам.

    Реквизиты Благотворительного фонда: 

    ИНН 1653001805

    БИК 049205805

    Р/с 40703810000220000006

    К/с 30101810000000000805


    По словам Азата Мухаметзянова, среди выходцев из села, к сожалению, нет ни крупных бизнесменов, ни официальных лиц. Руководитель местного хозяйства Ильгиз Хайруллин дважды обращался к Президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой о содействии в поиске средств на восстановление мечети. Второе письмо подписали известные государственные деятели и деятели культуры Татарстана, среди которых депутат Госсовета РТ Разиль Валеев, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев и другие. 

    «Тогда решением вопроса начал заниматься руководитель аппарата Президента РТ Асгат Сафаров. Он принял нас у себя. Сказал, что они готовы помочь, но не средствами из госбюджета, а через привлечение спонсоров. Вышло постановление возродить мечеть на условиях государственно-частного партнерства. После этого организовали специальный Благотворительный фонд, 3 октября прошли регистрацию в Минюсте РТ. При помощи фонда смогли собрать 5 млн рублей. Огромное спасибо Асгату Сафарову, из-за привлечения спонсоров нам удалось начать реставрационные работы в старинной мечети. Слова благодарности хотим донести и до руководителя Фонда помощи развитию культуры при президенте РТ Нурие Хашимовой. Она часто приезжает в деревню, делится мнением, предлагает решения. Она искренне старается для восстановления этой мечети. Конечно, поначалу мы очень сомневались, что удастся эту работу осилить: сумма огромная, и мечеть уже в плохом состоянии. Но когда увидели, как в фонде появляются деньги, сомнения отступили. Говорят, из капель образуется море, надеемся, что это богоугодное дело окажется нам по плечу», – поделился Азат Мухаметзянов.


    По проекту в первую очередь должно быть проведено укрепление фундамента здания. В декабре первый этап этих работ был завершен. Фундаментом мечети села Береске занималась компания, которая также была привлечена к восстановлению объектов в Древнем Болгаре и Свияжском заповеднике. Работники бригады местного хозяйства разобрали второй этаж мечети, очистили купола и убрали кучи мусора. По словам Азата Мухаметзянова, согласно графику, работы по укреплению фундамента должны продолжиться до мая.


    РИСУНОК: Эскизный проект реставрации мечети села Береске (фотография взята из книги «Мечети РТ. Каталог-справочник. Первая часть. Фолиант, 2016"). 

    «Не восстановить каменную мечеть – большой грех»

    Действующая деревянная мечеть села Береске построена в 1993 году. Мы посетили мечеть во время намаза. В молельном зале встретили около десятка прихожан. Как рассказал нам имам деревни Адгам Хусаинов, на пятничные намазы в мечеть приходят не только пожилые, но и молодежь. При мечети ведутся занятия по основам религии и изучению арабской графики.


    «Двери мечети не закрываются. Каждый день над деревней звучит мелодия азана, – говорит имам. – Особенно много людей бывает в месяц Рамадан, сельчане ходят на таравих-намаз. Молодежь тоже тянется к вере. На втором этаже преподаем религию на основе арабской графики. Сегодня на занятия ходит более тридцати учеников. Приезжают учиться из соседних сел. В случае восстановления каменной мечети желающих изучать, соблюдать религию станет еще больше, я в это искренне верю».


    Адгам Хусаинов считает, что каменную мечеть можно также использовать в качестве медресе.

    «Восстановление каменной мечети очень важно для всех жителей села. В Атнинском районе нет ни одного медресе, это меня беспокоит. А ведь в свое время многие знаменитые религиозные деятели преподавали в мечетях нашего района. Надо вернуть эту историю. К религии людей больше тянет не мечеть, а медресе. Для нас восстановление каменной мечети стало бы большой гордостью, в этой мечети надо разместить медресе. Если не восстановим каменную мечеть, для нас это большой грех. Если позволим исчезнуть, быть утерянным такому огромному наследию, то какими мы предстанем перед Аллахом? С давних времен это здание было гордостью и украшением села. Хотелось бы, чтобы в новую мечеть пришел имам образованный, имеющий глубокие знания. Еще лучше, если его труд будет оплачиваться», – сказал имам.

    «Было тяжело видеть мечеть разрушенной»

    Долгие годы проработавшая в школе села Нижняя Береске Фарида Гайнутдинова считает, что старинная мечеть – гордость для жителей села и ее обязательно нужно восстановить.


    «Жителям села было тяжело видеть мечеть в разрушенном и заброшенном состоянии. Новость о восстановлении мечети восприняли с радостью, сейчас с нетерпением ожидаем торжественного открытия. Главное – начать это дело, оно не остановится, Всевышний Аллах в этом богоугодном деле нас не оставит», – уверена она.

    Жители села Нижняя Береске едины во мнении, что этот памятник архитектуры XVIII века, удивительно красивое здание нужно сохранить для будущих поколений. Кто-то из пожилых людей также признался, что хотел бы до ухода в иной мир услышать азан с минарета восстановленной каменной мечети.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Религия

    «Пусть убирают знак только там, где собственноручно вешали»: казанские предприниматели недовольны проверкой комитета по стандартам «Халяль»

    Духовное управление мусульман РТ сообщило результаты рейда, проведенного в пунктах общественного питания Вахитовского и Приволжского районов Казани. Сотрудники Комитета по стандартам «Халяль» проверили у этих заведений наличие сертификата, дающего право использовать знак организации.

    Религия

    В России появились доктора исламских наук: в Болгаре впервые защитили диссертации

    В Болгарской исламской академии соискатели защитили три первые докторские диссертации. Все трое получили звания докторов исламских наук. Как проходила защита работ – в материале корреспондента «Татар-информ».

    Религия

    Одиночество по собственному желанию: настоятель Раифского монастыря рассказал о первом монашеском ските в Татарстане

    Монахи Раифского монастыря строят скит в вымирающей деревне Никольское. Расположено оно в Зеленодольском районе Татарстана. Сейчас там стоит небольшая часовня, но вскоре появится церковь и дом для братии. Монахи приезжают в скит, чтобы побыть в уединении. Как устроена жизнь в этом укромном местечке и о планах на будущее – в репортаже ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна