Десять заброшенных храмов Татарстана: умирающие, восстанавливаемые и используемые не по назначению

13 Октября 2019

    Автор материала: Елена Кривопатре
    На сегодня, по данным краеведов, в Татарстане начитывается порядка 150 заброшенных церквей. В основном это здания, расположенные в старых деревнях, где почти не осталось жителей. К сожалению, некоторые из них уже не подлежат восстановлению. Построенные несколько столетий назад они пережили советские репрессии, использовались под склады и школы, а сейчас просто доживают свой век. Корреспондент «Татар-информ» собрала десять разных историй о судьбах умирающих и возрождаемых церквей.

    С советских времен некоторые церкви на территории республики до сих пор используются не по назначению: в них расположены СИЗО, архивы или больницы. При этом здания нередко оказываются ценны как архитектурные памятники и объекты культурного наследия.

    В городах и больших селах церкви постепенно восстанавливают. Маленькие церквушки в вымирающих же населенных пунктах вынуждены ждать либо своего спасения, либо дня, когда от них не останется ни следа.

    Однако находятся неравнодушные люди, которые готовы помочь и спасти заброшенные храмы. В мае этого года студенты Казанского архитектурно-строительного университета передали в дар митрополии свои проекты по реставрации храмов, которые будут задействованы в восстановлении.

    Кроме этого, участники общественной организации «Православная молодежь Татарстана» уже второй год подряд выезжают в экспедиции и помогают восстанавливать заброшенные церкви. В их числе краевед Артур Тумаков – он уже не первый год собирает информацию о храмах в архивах и у местных жителей и помогает продлить век святым обителям.

    150 храмов в Татарстане заброшены – подсчеты вел краевед Артур Тумаков, который ездил к почти каждой церкви. Он отмечает, что это объекты, построенные на 1918 год.

    Юматово, Верхнеуслонский район

    По данным Тумакова, трехпрестольный двухэтажный каменный храм Преображения Господня в селе Юматово построен и освящен в 1823 году на средства местной помещицы, статской советницы Екатерины Геркен. Когда-то на церковной земле стояли деревянные дома священника и псаломщика и обширная библиотека.

     

    Село Юматово в XIX – начале XX вв. было поместьем известной дворянской семьи Геркен, три поколения которой уделяли храму большое внимание. В 1882 году на средства майора Владимира Федоровича Геркена надстроен четвертый ярус колокольни», ­– рассказывает краевед Артур Тумаков. 

    К середине 19-го столетия в составе здешнего прихода были: деревни Сеитово и Малое Клянчино – всего 156 дворов с населением 1515 человек. Приходское попечительство существовало с 1867 года. 

    Храм был закрыт в 1937 году. До начала 1960-х он простаивал – местные жители отмечают, что в это время иконостас и иконы еще оставались в сохранности. Позднее храм превратили в зерно- и овощехранилище, гараж и склад, в нем хранили удобрения, сухие строительные смеси. 

    С 2016 года храм возрождается усилиями благотворителей и местных жителей. Внутри местные жители организовали место для молебнов. 

    Большое Ходяшево, Зеленодольский район 

    В селе Большое Ходяшево церковь спасти не удалось – от нее сохранился только фундамент.  Утраченный храм был деревянный и имел два престола: главный был освящен в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя в 1729 году, а в приделе – во имя Варлаама Хутынского. 

    До утраты церковь представляла собой деревянный храм с колокольней, трапезной частью, построенной в стиле XIX века, а храмовая часть и апсида – в стиле, характерном для деревянных храмов XVIII века. В 1882-1883 годах здание было перестроено. Спустя несколько лет расширена трапезная. Скорее всего церковь была возведена на средства Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря, которому до 1764 года принадлежало село, а перестраивалась она на средства прихожан – русских государственных крестьян», – рассказывает Тумаков.

     

    В 1990-х здесь была проведена небольшая реставрация, но по словам местных жителей, в 2006 году в здание попала молния и оно было уничтожено пожаром. Когда волонтеры расчищали фундамент сгоревшего храма, были обнаружены остатки одного из колоколов, который при пожаре рухнул в очаг горения и расплавился. Сохранившийся осколок его по внешнему оформлению позволил установить, что колокол может быть отнесен к XVIII веку. 

    «На юго-западном углу трапезной части храма находится столбовая часовня, поставленная в память о сгоревшем храме. В 2019 году полностью был расчищен фундамент, в скором будущем на нем планируется возведение новой деревянной церкви», – поделился краевед. 

    История самого поселения уходит вглубь истории Казанского ханства. Примечательно, что изначально Ходяшево принадлежало татарскому духовному феодалу Ходже, от которого и получило свое название. Документы ХVI-XVII столетий утверждают, что как Большое Ходяшево, так и Малое Ходяшево до середины XVI века были чисто татарскими аулами. Их обрусение началось после покорения Казани Иваном Грозным. 

    На 1 января 1908 года здесь насчитывалось 173 двора и значительную часть населения село Большое Ходяшево и деревня Малое Ходяшево составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии. 

    Русские Ширданы, Зеленодольский район 

    Трехпрестольный двухэтажный каменный храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1784 году на средства местного помещика – полковника Петра Лазарева.

    «Храм был закрыт в 1940 году, но не был разрушен. За 75 лет бездействия у храма сохранились не только стены, но и кресты, выкованные мастерами в XIX веке. В 1990-е годы храм облюбовала молодежь, которая собиралась под его стенами, а четыре года назад усилиями местных жителей храм начал оживать. Долгий и трудный путь ещё впереди, но, когда у храма есть душа, люди сами к нему придут», – считает Артур Тумаков.

     

    По архивным данным, храм был закрыт 1 февраля 1940 года и отдан под школу. 

    Косяково, Зеленодольский район 

    Трехпрестольный каменный храм в селе Косяково был построен в 1751 году и освящён в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Возведен он был на средства местного помещика Юрия Матюнина. Сам он никогда не жил в селе, так как его основные владения находились в Казанском уезде Казанской губернии. 

    «Храм был закрыт в 1940 году, а позднее в нем разместился колхозный гараж. В алтаре престольного храма находился токарный цех. В 1990-е годы он был заброшен, ему грозила гибель, но в 2017 году начались реставрационные работы, которые продлятся ещё не одно десятилетие», – отмечает Тумаков. 


    В храме сохранилась фресковая живопись, но у абсолютного большинства ликов «выколоты» глаза, за исключением одного изображения – Иисуса Христа. 

    Паново, Зеленодольский район 

    Село Паново расположилось в живописном месте и красиво не только своими видами, но и храмом, расположенном на холме. Построен он был в 1833 году и освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. До строительства каменного храма в селе существовал деревянный, построенный в 1791 году. 

    Каменный храм был возведен на средства помещиков Лакреевых-Пановых и при участии местных жителей. В 1877 году храм перестраивался на средства крестьян, собравших по 6 копеек с души. 

    В советское время храм был разорен. После закрытия здесь действовала пекарня, позднее склад газовых баллонов, а в предперестроечное время – склад удобрений», – поделился краевед.

     

    В 2018 году в храме начались реставрационные работы. Фрагментарно здесь сохранилась фресковая живопись 1897 года. 

    Тихий Плес, Верхнеуслонский район

    Село Тихий Плес впервые упоминается еще в 1565 году и тогда называлось Ягодной слободой. Это поселение относилось к Свияжскому Успенско-Богородицкому монастырю.

    Каменная церковь во имя положения Ризы Господней была построена здесь в 1882 году. Средства на строительство храма выделил казанский купец Павел Прибытков, а свияжский купец Федор Каменев – кирпич на строительство. До каменного храма неподалёку существовала деревянная церковь, построенная еще до 1680 года и разобранная из-за ветхости в1883-м.

    «Внутри каменный храм был богато украшен: в престольной части казанским мастером резных дел Тюфилиным был сделан четырехъярусный иконостас, покрытый золотом, а иконы для иконостаса были написаны иконописных дел мастером Спиридоновым. В приделах иконостасы были трехъярусными», – рассказывает Тумаков.


    По словам краеведа, главной святыней храма являлся серебряный вызолоченный крест с частицей Ризы Господней, которая по легенде была подарена храму умершим монахом в конце XVII века.

    В 1930-е годы церковь была закрыта и разорена. В советское время в храме хранили ядохимикаты. В 2000-е годы храм передали старообрядческой общине Белокриницкой иерархии, которая не смогла взять на себя все заботы по его восстановлению. Но благодаря их усилиям была заменена старая кровля, а вокруг проложен асфальт.

    В 2019 году начался новый этап возрождения. 

    Большие Меми, Верхнеуслонский район

    В селе Большие Меми доживает последние годы деревянный трехпрестольный храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. По некоторым источникам он строился на средства купца Савина – старообрядца и видного деятеля своей эпохи.

    Заложен храм был в 1892 году, а к 1894 году полностью готов и освящён. Инициатива по возведению церкви зародилась у воспитанников сельской школы братства святителя Гурия.


    «Храм богат не только снаружи, но и внутри: две каменные печи, лепнина, роспись. Уцелел частично даже иконостас. Но, увы, храм уже не подлежит реставрации – рухнул северный придел, обрушился верхний ярус колокольни. Храм был закрыт в 1941 году, но не был разорен до 1970-х годов. Позднее в стенах храма хранили люцерну. С начала 2000-х годов храм начал пустеть», – рассказывает краевед. 

    Клянчино, Верхнеуслонского района 

    Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Клянчино была построена в 1848 году помещиком, полковником Дмитрием Лаптевым на личные средства. Позже, в 1882 году, прихожане и помещики Михаил и Александр Салтыковы возвели каменную двухъярусную колокольню.

    Церковь простояла в запустении 80 лет. Все эти годы она использовалась для хозяйственных нужд – сначала как склад, а затем из нее соорудили мельницу. В 50-х годах здание было заброшено и из-за ветхости начало разрушаться.


    Несколько лет назад за восстановление взялся 83-летний Анатолий Бакуркин. Мужчина родился и вырос в Клянчино, а затем вернулся сюда жить после выхода на пенсию.

    Пока храм еще полностью не восстановлен, но в нем уже проходят службы. В той части, где была колокольня, жители Клянчино организовали иконостас, куда принесли старые иконы. Этим летом установлены крест и купола.

    Сохранились только кресты, которые стояли здесь с момента строительства. Когда церковь закрылась, их взяла к себе домой одна старушка, звали ее тетя Зина. Мы нашли их в 2000-х годах и принесли сюда. Старушки приходили и молились на них, вешали ленточки. Правда, они все уже умерли. Они так хотели, чтобы церковь восстановили!» – поделился Анатолий Бакуркин.

     

    Дигитли, Мамадышский район 

    Вознесенская церковь здесь была построена в 1874 году и является объектом культурного наследия. Средства на возведение храма были выделены купцами Марией Сухопаровой и Иваном Стахеевым. Это пятиглавый храм, но часть куполов сейчас обвалилась. Раньше местных жителей радовал звон шести колоколов, которые впоследствии были утеряны. В храме сохранились лишь некоторые архитектурные элементы. 

    Расположена церковь рядом с колонией-поселением №17. Осужденные приходят сюда помолиться, а по праздникам провести службу к ним приезжает батюшка. По словам администрации учреждения, осужденные пытаются своими силами наводить в церкви порядок.

    В феврале 2018 года колонию посетил Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Увидев разрушенную церковь, он предложил помочь с восстановлением.

     

    «Я зашел посмотрел храм. Вот как вы считаете сами, если мы возьмемся и своими руками восстановим этот храм? Куда можно будет просто прийти иногда и постоять перед святым образом, немного отдохнуть душой. Как вы считаете, надо восстановить этот храм?» – обратился он к осужденным. Те в свою очередь с энтузиазмом откликнулись на идею архиерея. 

    Казань 

    В здании Макарьевской церкви в Казани сейчас размещены женский камеры СИЗО №2. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан приложил огромное количество усилий, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. По словам владыки, было принято решение, что УФСИН обязан освободить здание до 2025 года. 

    Церковь была построена в 1712 году и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Возможным меценатом его строительства считается Никита Алферьевич Кудрявцев.

     

    Со временем название придельного храма перешло на весь храм, хотя престол главный не изменял своего посвящения. Церковь несколько раз перестраивалась и расширялась. В 1893-1895 гг. на средства казанского купца Спиридона Алексеевича Васильева с левой стороны был пристроен придел во имя Спиридона Тримифунтского. В 1907 году началось строительство нового храма необычайно больших для тех времен размеров. Новая церковь примыкала к старой со стороны алтаря», – рассказывает Тумаков. 

    В 1936 году храм был закрыт – в нем разместили Дом обороны и клуб водного транспорта, часть помещений была занята военной школой. Еще до войны обе церкви «обезглавили» и окружили бетонным забором. 

    В ближайшее время в храме будут проведены противоаварийные работы. Пока здание принадлежит СИЗО и находится на закрытой территории, реставраторы не могут приступить к ним. Однако уже готов проект по реставрации – его автором стал студент КГАСУ Егор Кузьмин. Свою работу он передал в дар Татарстанской митрополии.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Религия

    «Не мы должны брать пример у арабов, а они у нас»: ДУМ Татарстана издало перевод смыслов Корана на татарский язык

    Духовное управление мусульман Республики Татарстан провело в Москве официальную презентацию издания перевода смыслов Корана на татарский язык «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә». Она прошла в формате круглого стола, одной из главных тем обсуждения стала научная обоснованность нового издания – удалось ли получить авторам одобрение от ведущих исламских вузов мира.

    Религия

    Белый и черный списки религиозных книг: исламский блогер о том, как уменьшить поток экстремистской литературы

    Откуда берутся неверные переводы религиозных книг? Как выходит, что аяты Корана оказываются истолкованы неверно? Как решить проблему попадания в руки читателей экстремистской литературы? На эти и другие вопросы ИА «Татар-информ» ответил известный мусульманский блогер и общественник Расул Тавдиряков.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна