Полтысячи автобусов-нелегалов: как Минтранс Татарстана борется с незаконными перевозками пассажиров

8 Февраля 2019

    Фото: Елена Кривопатре
    Автор материала: Елена Кривопатре
    Транспортную компанию «Ак Барс Трансфер», которая возит пассажиров из Казани в Набережные Челны, оштрафовали на 300 тысяч рублей. И, как выяснилось, это не первое подобное наказание. ИА «Татар-информ» побывало у железнодорожного вокзала Казани, где автобусы этой фирмы собирают пассажиров, а также выслушало экспертов.

    Проблема с нелегальными перевозчиками в Татарстане существует не первый год. По республике колесят автобусы компаний, у которых нет ни разрешения, ни лицензии на этот вид деятельности. Помимо того что такие фирмы не платят налоги и создают конкуренцию своим добросовестным коллегам, они еще и не дают никаких гарантий безопасности пассажирам. К примеру, если автобус вдруг сломается на полпути, пассажирам скорее всего придется самим решать, как добираться до пункта назначения.

    В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ рассказали, что одним из таких недобросовестных перевозчиков является компания «Ак Барс Трансфер». Эта фирма возит пассажиров преимущественно по маршруту Казань – Набережные Челны.

    «Перевозка пассажиров строго регламентирована федеральными законами, а ”Ак Барс Трансфер”, игнорируя все требования, занимается перевозкой фактически незаконно. В частности, под видом заказных осуществляет регулярные перевозки пассажиров», – рассказал заместитель начальника Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Радик Рамазанов.

    Дело в том, что осуществлять перевозки по регулярным маршрутам достаточно выгодно, однако необходимо соблюдать ряд требований. К примеру, выезд должен осуществляться строго с автовокзала, водитель должен регулярно проходить медкомиссию, автобус должен быть оборудован тахографом и системой ГЛОНАСС. Кроме этого, налоговые сборы для компаний, выполняющий регулярные маршруты, значительно выше, чем для тех, кто ездит по заказным.

    «К нам обратилась общественная организация “Автоспасс”, которая провела исследование. Они изучили, как ездит ”Ак Барс Трансфер”, предоставили чеки, билеты и время, когда они выезжают. И таким образом доказали, что автобусы компании ездят по регулярным маршрутам. В связи с этим нами было принято решение привлечь их к административной ответственности за перевозку пассажиров на регулярных маршрутах без карты допуска», – рассказывает Радик Рамазанов.

    Таким образом, 23 января Ространснадзор оштрафовал компанию на 300 тысяч рублей. К слову, «Ак Барс Трансфер» наказывают рублем уже не первый раз.

    «В декабре антимонопольный комитет вынес решение и запретил им заниматься такими перевозками в связи с недобросовестной конкуренцией. Однако они продолжили свою деятельность», – отметил замначальника управления.

    Как выяснилось, история с этим перевозчиком началась еще в прошлом году.


    «Мы провели конкурс на право осуществления регулярных рейсов по маршруту Казань ­– Набережные Челны, в котором ”Ак Барс Трансфер” принял участие. Они выиграли этот конкурс, и мы выдали им свидетельство на право осуществлять регулярные перевозки по маршруту Казань – Набережные Челны с вокзала ”Восточный” в Казани», – рассказал начальник Управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.

    По словам Алексея Сидорова, сначала компания ездила без нарушений, но через некоторое время начались жалобы от пассажиров. Люди покупали билеты в кассе вокзала, но в назначенное время автобусы не приезжали.

    «По закону, если автобусы компании не выезжают в рейс три дня подряд, мы имеем право обратиться в суд за аннулированием свидетельства. Мы ходили на вокзал четыре дня, но ни одного рейса ”Ак Барс Трансфер” так и не выполнил», – вспоминает Алексей Сидоров.

    Так перевозчик лишился права на регулярные перевозки, но это не помешало ему продолжить возить людей из Казани в Челны и обратно практически каждый час. По словам сотрудников Ространснадзора и Минтранса, автобусы этой компании собирают пассажиров на разных остановках, а не как полагается, на вокзале.

    «У нас был случай. Женщина решила перевезти с собой кошку. Ей сказали: “Плати”. Она начала возмущаться: “Как же так? По правилам допускается перевозка животных бесплатно”. Ей сказали: “У нас свои правила, нам вообще плевать. Мы заказные перевозчики и сами устанавливаем правила. Не нравится – не ездите”. А попробуйте вернуть билет обратно! И паспорта они не спрашивают, а это нарушение требований безопасности», – рассказал Алексей Сидоров. 

    Погоня за автобусом, нарушение ПДД и «насиженное» место на вокзале

    Чтобы своими глазами увидеть, как работает «Ак Барс Трансфер», мы вместе с сотрудниками Ространснадзора РТ отправились на Привокзальную площадь Казани. Старший государственный инспектор Алмаз Ярхамов рассказал, что здесь у «Ак Барс Трансфера» есть свое «насиженное» место.


    «Обычно, они стоят рядом с отделением почты, прямо под запрещающим остановку знаком. Сотрудники ГИБДД регулярно их за это штрафуют, но они все равно встают здесь. Штраф всего 600 рублей – эту стоимость они могут “отбить” оплатой с одного пассажира», – объясняет Алмаз Ярхамов.

    Чтобы узнать, когда приедет очередной автобус этой компании, мы позвонили по номеру, указанному на сайте «Ак Барс Трансфера».

    «Забираем с ж/д, от театра Камала, у парка Горького, от остановки «Полет». С ж/д вокзала можно уехать почти каждый час. Ближайший автобус отъезжает в 11. Вас записывать?» – спросила диспетчер.


    Девушка попросила назвать имя и сообщила, что приедет белый «Форд» с номером 906.

    Ближе к назначенному времени к отделению почты подъехали два автобуса – обещанный нам 16-местный «Форд» и еще один большой автобус с номером 157.


    К месту почти сразу подъехали сотрудники ГИБДД. Автоинспекторы проверили документы водителей – у обоих на руках были путевые листы. У водителя автобуса с номером 906 в документе исполнителем маршрута был указан индивидуальный предприниматель Фахрутдинов, а заказчиком ИП Камалов (фамилии и имена изменены). Как следует из документа, автобус должен был отправиться по маршруту «Казань – Набережные Челны».

    Водитель «Форда» рассказал, что работает сам на себя и каждый день стоит у вокзала в ожидании клиентов. По его словам, в неделю он один-два раза выезжает по междугороднему маршруту.

    «Скажут – поеду, не скажут – не поеду, значит, у них своя машина какая-то», – объяснил он.


    Водитель не смог точно сказать, сколько стоит проезд, кому платить, тоже было непонятно, а при упоминании «Ак Барс Трансфера» сказал, что никогда о такой фирме не слышал.

    В путевом листе автобуса с номером 157 исполнителем был указан «Ак Барс Трансфер», маршрут такой же: Казань – Набережные Челны, и тоже заказанный индивидуальным предпринимателем.

    «Они указывают заказчиком какое-нибудь ИП. Сами же пассажиры обычно даже не в курсе этого. Вот как мы с вами, спросили время и номер автобуса, ни о каком ИП-заказчике нам не сообщали», – отметил сотрудник Ространснадзора.


    Мы решили пройти ближе к вокзалу, где, по словам Алмаза Ярхамова, стояли те самые «зазывалы». Мужчину в форме сразу узнали.

    «Опять вы? Что на этот раз?» – с улыбкой поинтересовались они у сотрудника Ространснадзора.

    Когда хлынул поток людей из прибывшего поезда, зазывалы начали выкрикивать названия городов, в которые в ближайшее время отправятся автобусы.

    Среди них был молодой человек, приглашавший потенциальных клиентов в автобус с номером 906. Увидев, что мы снимаем его на камеру, он подошел к нам: «Да что ты снимаешь? Пошли, я тебе сам все, что нужно, покажу», – пытался он отвлечь внимание корреспондента.

    В это время к сотруднику Ространснадзора подошел мужчина, который достаточно грубо попросил прекратить съемку.

    Так как все нужное было уже снято, мы отправились обратно к автобусу. Через некоторое время загудел мотор, и белый «Форд» тронулся с места. Мы решили последовать за ним, однако водитель сразу же заметил «хвост» и начал петлять по улицам, а затем наконец-то припарковался у одного из домов.

    Ярхамов вновь позвонил диспетчеру «Ак Барс Трансфера»: «Я подошел, а автобуса с таким номером тут нет. Что мне делать?» – поинтересовался он.

    Диспетчер посоветовала нам подождать в автобусе с номером 157. Буквально через пять минут после нашего звонка преследуемый нами автобус тронулся с места. Он вернулся к отделению почты, только припарковался на другой стороне дороги.

    Без десяти одиннадцать нам позвонил диспетчер, чтобы узнать, где мы. Чтобы не томить ни себя, ни перевозчика, мы отменили поездку.

    Почти сразу автобус тронулся с места, и мы вновь отправились вслед за ним.

    Белый «Форд» пытался скрыться от нас, резко поворачивая на соседние улицы, один раз даже проехал на красный. Мы не стали нарушать правила, поэтому на некоторое время отстали от беглецов.

    Настигли автобус только у театра Камала, где он остановился и посадил пассажиров. Следующей остановкой стала площадь у памятника Вахитову, там загрузилась очередная партия пассажиров. Проехав еще несколько метров, «Форд» неожиданно остановился, мы припарковались рядом.

    В этот момент дорогу нам преградила черная «Мазда», из салона вышел мужчина, тот самый, который угрожал Алмазу Ярхамову на Привокзальной площади, и начал что-то выкрикивать.

    Автобус тронулся с места. Мы не стали выяснять отношения и поехали за ним. Зная, что он остановится на Советской площади, мы сразу поехали к месту следующей остановки. «Мазда» следовала за нами.

    На Советской площади мы припарковались рядом с остановкой общественного транспорта. Минут через пять к нашему авто подошел мужчина с камерой, открыл дверь и начал снимать нас.

    «Кто вас нанял? На кого вы работаете?» – спрашивал он журналиста и сотрудника Ространснадзора.

    Мужчина назвался блогером.

    «Мы блогеры из Казани, ведем репортаж о предвзятом отношении, о том, что вас нанимают. Вы клевещете на людей», – затараторил мужчина.

    Представился он не сразу.

    «Хабибуллин моя фамилия, – наконец-то выдал он. – Происходит непосредственное давление со стороны автовокзала “Восточный”, который курирует министр транспорта. На Универсиаду им обещали, если они отработают, дальше будут работать. У ”Ак Барс Трансфера” есть лицензия на перевозку пассажиров, есть страховка», – продолжал блогер Хабибуллин, записывая видео.

    В этот момент подоспели остальные участники погони – мужчина на «Мазде» и зазывала с Привокзальной площади. Все трое пытались убедить корреспондента агентства, что Министерство транспорта «кошмарит» малый бизнес. Чтобы разобраться с ситуацией, мы связались с коммерческим директором компании-перевозчика Василием Михайлишиным.

    «Кошмарят малый бизнес» 

    По словам Василия Михайлишина, компанию хотят вытеснить с рынка междугородних перевозок.

    «В этом бизнесе мы уже 15 лет. Когда вокзал “Восточный” открывался, нас пригласили туда работать, и мы согласились. Нам помогли оформить карту маршрута, мы приняли участие в тендере, затем согласовали график, организовали трансфер от ж/д вокзала и возили пассажиров в Челны», – рассказывает директор.


    Как выяснилось в беседе, компания помимо маршрута Казань – Набережные Челны возит пассажиров по всей России и сотрудничает с турагентствами. В распоряжении перевозчика пять корейских и китайских автобусов.

    Михайлишин рассказывает, что со временем руководство вокзала стало задерживать оплату, начались разногласия и недомолвки.

    «В знак протеста мы несколько раз не выехали по маршруту, а потом, когда приехали снова на вокзал, они нам не открыли ворота. Хотя у нас был с ними договор и карта маршрута. Они не имели права нас не пускать», – вспоминает руководитель компании.

    Михайлишин считает, что «Ак Барс Трансфер» не нарушает законодательство в части регулярных перевозок.

    «Как можно под видом заказных ездить регулярно? Я вообще этого не понимаю! Регулярный рейс – это точка “А” и точка “Б”, один вокзал и другой вокзал. А заказной – это куда тебе заказали, туда ты и поехал. Если группа заказала в аквапарк, поехали в аквапарк, попросила отвезти в кинотеатр или куда угодно – неважно. Ты едешь и оттуда их забираешь – вот в чем разница заказных и регулярных маршрутов. Они нам приписывают, что мы ездим каждый час… ну это тоже неправда, можете посмотреть», – рассказывает он.

    Директор объяснил, что номер, указанный на сайте компании, куда мы звонили в день нашего визита на вокзал, принадлежит не «Ак Барс Трансферу», а некоей диспетчерской.

    «Это у нас заказчик работает, он ездит каждый час. Слов нет – у нас есть расписание даже. Но если у нас не собирается группа, допустим, на 16 часов, то мы не едем или объединяем рейсы. Это же получается, что мы ездим не каждый час», – объяснил Михайлишин.

    На вопрос, почему автобусы компании нарушают ПДД и ставят автобус под запрещающим знаком, директор ответил, что поступают так от безысходности – потому что на вокзал их не запускают.

    «Мы считаем, что карту маршрута у нас забрали несправедливо. Сейчас мы судимся. Когда ее вернут, мы хотим возобновить регулярные маршруты», – поделился планами Михайлишин.


    Полтысячи нелегалов

    По данным Министерства транспорта, в Татарстане почти полтысячи автобусов регулярно возят пассажиров по междугородним маршрутам, не имея на это разрешения.

    «В республике мы насчитали порядка 500 псевдозаказных автобусов. Их годовой оборот составляет примерно миллиард рублей. Эти деньги идут мимо казны. При этом проигрывают официальные перевозчики, которые платят налоги с каждого проданного пассажиру билета», – рассказал Алексей Сидоров.

    В основном автобусы псевдозаказных маршрутов курсируют в Чистополь, Чебоксары, Йошкар-Олу, Набережные Челны, Альметьевск.

    Но самое главное, по мнению экспертов, это то, что в автобусах-нелегалах никто не отвечает за безопасность пассажиров.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Происшествия

    Навстречу праздникам: в МЧС рассказали жителям Татарстана, когда и где можно будет жечь траву и жарить шашлыки

    С 25 апреля на территории Татарстана установлен особый противопожарный режим. Уже несколько лет ограничение вводится на время майских праздников, когда большая часть жителей республики выезжает на дачи и на природу. Меры вынужденные – именно в сухие и теплые весенние дни случается немало пожаров. В этом году в Татарстане уже зафиксировано четыре случая, когда во время сжигания мусора огонь перекинулся на жилые дома.

    Происшествия

    Бумажная фабрика или «Водоканал»: кто виноват в том, что под Казанью появилась кроваво-красная лужа?

    Красная лужа в поселке Залесный под Казанью наделала шума и в соцсетях, и в СМИ. Кто-то начал винить во всем бумажную фабрику «Нега», кто-то, то ли в шутку, то ли всерьез, мясной магазин, который находится по соседству. В свою очередь, бумажная фабрика обвиняет в произошедшем городской Водоканал. В ситуации разбиралось ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна