«Голубое небо — черная смерть»: соратники разбившихся в Мензелинске парашютистов размышляют, как могла произойти трагедия

22 Мая 2018

Фото: Следком РФ, соцсети
Автор материала: Эльвира Мухаметдинова
В субботу в Мензелинске во время группового прыжка на высоте четырех тысяч метров над уровнем земли разбились два парашютиста — 34-летний Рушан Сибгатуллин и 47-летний Олег Щелканов. Этих опытных спортсменов-любителей знали многие завсегдатаи Мензелинского аэроклуба. Что касается подготовки и собранности во время полета, они были примером ответственного отношения к прыжкам. «Почему это произошло именно с ними?» — не могут понять друзья по парашютному цеху. ИА «Татар-информ» пообщалось с некоторыми из них и узнало об особенностях увлечения полетами со смертельным риском.

Трагедия в Мензелинске произошла 19 мая. Семеро парашютистов-спортсменов выполняли групповое задание в свободном падении на высоте с 4 до 1,6 тысячи метров. На нижней отметке при раскрытии парашютов в воздухе столкнулись Олег Щелканов и Рушан Сибгатуллин. Один из них влетел в раскрытый парашют другого. Предположительно ребята потеряли сознание и приземлились на запасном парашюте. Один из спортсменов скончался в машине скорой помощи, а другой — в реанимационном отделении больницы.


Олег Щелканов


Раушан Сибгатуллин

Отмечается, что и Щелканов, и Сибгатуллин были опытными парашютистами, каждый из которых имел за плечами более 600 прыжков. Один из них прыгал с 2010 года, второй — с 2013-го. Подготовка у обоих была очень серьезная.

Как сообщало ранее ИА «Татар-информ», прокуратура РТ начала проверку по данному факту. На месте работала следственная группа СУ СК России по РТ. Следователи опросили руководство Мензелинского филиала Центрального аэроклуба РТ, проводят проверку, после чего будет принято процессуальное решение. В распоряжении следователей оказалось видео с камеры, закрепленной во время полета на шлеме одного из семерых спортсменов. В настоящее время его изучают.

Друзья и близкие погибших между тем тоже прокручивают в голове случившееся и пытаются понять, как могло произойти смертельное столкновение.

«Я, конечно, себя с Олегом сравнивать не могу, — рассказал корреспонденту парашютист, который представился Максимом Соколовым. — У меня всего 260 прыжков. У Щелканова в три раза больше было. Но по духу мы с ним были очень близки. Буквально две недели назад вместе летели в одном самолете. Было хорошее настроение, Олег улыбался, а сегодня его уже нет...»


По словам собеседника, всем понятно, что парашютный спорт отличается высокими рисками. С начала года в России произошло уже несколько смертельных ЧП. Так, буквально недавно возле Твери в водоеме утонул 17-летний парень, который совершал тренировочный прыжок с парашютом с самолета Ан-2. В Пермском крае разбился инструктор.

«Когда о таких вещах узнаешь, все внутри холодеет. А когда сообщили о том, что произошло с Олегом и Рушаном, внутри образовалась пустота. И она до сих пор не отпускает. И это не страх. Кстати, страх — одна из составляющих парашютных прыжков. Сколько бы ты ни прыгал, перед тем, как шагнуть в небо, всегда ощущаешь его присутствие. И он не купирует желание вновь совершить прыжок. Потому что парашютный спорт — это не драйв, не выброс адреналина в кровь, не повышение самооценки, а образ жизни», — рассказал Максим.


По его словам, хотя про парашютистов и шутят, что «прыгать с самолета, который не терпит крушение, могут только сумасшедшие», увлечение от спортсменов требует собранности, хорошей выдержки и внутренней дисциплины.

И именно потому, что для Рушана и Олега парашютный спорт был образом жизни, совершенно непонятно, как такое с ними могло случиться.

«Оба опытные ребята, для которых вопросы безопасности всегда были на первом плане», — недоумевает парашютист.

«Прыжок был групповой. Наверняка он был отработан по полной программе. Ребята выбросились одновременно на высоте 4 тысячи метров. В свободном падении должны были выполнить задание, которое неоднократно выполняли — и на земле, и на небе. На высоте 1200 метров должны были „разбежаться“, чтобы раскрыть парашюты. При этом все спортсмены всегда остаются в пределах визуальной видимости. Никто из них не мог раскрыться раньше или позже. Все должно было происходить примерно в одно время. Как при таких обстоятельствах кто-то мог в кого-то врезаться, просто непонятно. Тем более, когда парашютист раскрывается, он подает сигнал жестом. Наверняка так же было и в этот раз. Не увидеть это невозможно. Тем более Раушан был в белом комбинезоне. На фоне земли он наверняка смотрелся контрастно. Как можно было в него врезаться?» — задается вопросом Максим.

При этом Максим оговорился, что еще не видел видеозапись того полета, который уже распространили СМИ со ссылкой на Следственный комитет России.

«Возможно, там уже есть какие-то подсказки. Проверяющим придется все видеоматериалы досконально изучить», — предполагает парашютист.

«Были случаи, когда после прыжка мы с Олегом шли на укладку парашютов и обсуждали полет. Ему, конечно, присущ азарт, как любому из нас. Но при разговоре он всегда демонстрировал четкое понимание происходящего, ясный ум и трезвое рассуждение. Он был реалистом и никогда не пренебрегал вопросами безопасности», – добавил Максим.

По словам челнинца, перед каждым полетом на земле парашютисты отрабатывают все особые случаи, которые могут произойти в воздухе.


«Но, когда падаешь со скоростью 200 километров в час, никакие действия предпринять не успеваешь. Не хватает реакции. Так у ребят, видимо, и случилось», — предполагает спортсмен.

К слову, многие из «соратников по небу» даже не догадывались, что 34-летний Рушан Сибгатуллин и 47-летний Олег Щелканов были успешными бизнесменами. Рушан Сибгатуллин занимал ряд руководящих постов на предприятиях ГК «КАН Авто», Олег Щелканов — учредитель и директор трех челнинских предприятий и одного ИП.

«У нас как в нормальной семье — все равны. Социальный статус не афишируется», — пояснил собеседник.

Тем не менее другой собеседник агентства – начальник парашютной службы Мензелинского аэроклуба Сергей Филатов сообщил ИА «Татар-информ», что парашютный спорт отнюдь не дешевое увлечение. Снаряжение многих парашютистов стоит как хорошая машина. Если человек давно занимается, то вложения составляют от 500 тысяч рублей и больше.

«Это, конечно, не одномоментное вложение. Снаряжение дорожает по мере повышения мастерства спортсмена. Человек вкладывает средства в него годами».

Сам Сергей Филатов имеет за спиной свыше 8 тысяч прыжков.


«Я прыгаю чуть ли не с 1990 года. Опыт большой. Участвовал во многих соревнованиях, на разных континентах — и в Америке, и в Африке», — рассказывает спортсмен.

По его словам, становление парашютиста отчасти похоже на то, как человек осваивает внешний мир. А уже опытный парашютист запросто может попасть в своего рода психологическую ловушку.

«Пока он маленький, в нем живет страх перед тем пространством, которое находится за подъездной дверью. Малыш туда выходит только держась за руку родителей, осторожно, пытаясь не делать никаких резких движений. Со временем и возрастом чувство страха притупляется, и в какой-то момент повзрослевший человек теряет бдительность. И тут возникает риск попасть в неприятную ситуацию. Так и здесь. Сначала перед прыжком человек ощущает обостренное чувство страха. Оно помогает ему вести себя правильно, придерживаться инструкции, не делать необдуманных шагов. После несколько сотен прыжков чувство опасности притупляется и возникает нестандартная ситуация, которая может завершиться летальным исходом», — рассказал Филатов.

Однако Сергей сделал акцент на том, что это всего лишь предположение.

«Человеческий — это лишь один из факторов, который мог привести к трагедии», — объясняет он.

По его словам, могло случиться и так, что при «разбежке» при раскрытии парашютов оба могли двинуться в одном направлении.

«Друг друга просто не увидели», — привел возможную версию произошедшего Филатов.

Хотя он тоже не понимает, как такое могло случиться.


Раушан Сибгатуллин

«Раушан и Олег всегда подходили к прыжкам очень ответственно. Никогда не хулиганили в небе. Хотя такое тоже бывает. Все от человека зависит. Хулиганством в небе считается отклонение от задания. Это задание ребята уже выполняли ранее. Оно не было для них сложным», — отмечает спортсмен.

Филатов считает, что по итогам проверок к организаторам полета претензий быть не должно.


«Все было сделано как положено. Все парашютисты прошли обязательный медицинский осмотр. Отработали на земле все задания, все возможные внештатные ситуации, которые могли бы возникнуть во время полета. Снаряжение было исправным. Самолет совершал полет четко по установленному маршруту, погодные условия были хорошими. Осечки случиться не должно было», — говорит Сергей.

«У нас будет проводиться свое расследование — департамент авиации ДОСААФ России назначил комиссию, плюс правоохранительные органы проведут проверку. Только после этого можно будет говорить с уверенностью, из-за чего произошла трагедия», — напоследок сказал начальник парашютной службы Мензелинского аэроклуба Сергей Филатов.


Сегодня в Набережных Челнах состоятся похороны Олега Щелканова. У него остались жена и взрослый сын. Как сказали в компании, Щелканов был хорошим человеком и отличным руководителем. Проводить его в последний путь придет немало людей. Наверняка среди них будут и соратники по парашютному спорту, которые произнесут традиционное: «BSBD».

Аббревиатура расшифровывается как «blue sky — black death», или «голубое небо — черная смерть».

Сибгатулина похоронили вчера на мусульманском кладбище на Самосырово.






Самое читаемое
Комментарии







Происшествия

«Боялась, что захлебнется собственной кровью»: в Набережных Челнах после падения с заброшенного здания девочка впала в кому

На днях в одном из заброшенных недостроенных зданий в Набережных Челнах произошел трагический случай. Когда здесь вечером развлекалась компания подростков, со стены второго этажа вниз сорвалась 15-летняя девочка. Удар о бетон был настолько сильным, что девочка впала в кому. Случившееся вызвало возмущение горожан. Они стали интересоваться в социальных сетях, сколько еще должно произойти трагедий, чтобы заброшенные постройки законсервировали и ограничили к ним доступ. В ситуации постаралась разобраться корреспондент ИА «Татар-информ».

Происшествия

Поле, столб, «КАМАЗ»: подробности нелепой аварии в Камско-Устьинском районе Татарстана

Обычная, казалось бы, авария, которая произошла в Камско-Устьинском районе Татарстана, вызвала интерес и журналистов, и читателей по всей стране: «КАМАЗ» врезался в столб, с небольшой поправкой – произошло это в чистом поле. Как случилось, что водитель грузовика не разъехался с опорой ЛЭП в поле, выясняло ИА «Татар-информ».

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна