Заявление, специалист по безопасности и 45 дней ожидания: Госавтонадзор рассказал о новых правилах лицензирования автобусов

8 Апреля 2019

    Автор материала: Ксения Перепеченова
    С 1 марта 2019 года деятельность по перевозке людей автобусами должна лицензироваться. О том, как проходит кампания по лицензированию в Татарстане, – в интервью начальника Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Бориса Смирнова для ИА «Татар-информ».

    О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

    – Какой ожидается результат от новых правил по лицензированию?

    Закон о лицензировании и требования по автомобилям нацелены на то, чтобы мы, наконец, узнали, сколько у нас перевозчиков и автобусов. Раньше таких данных не было, потому что предыдущий закон о лицензировании не требовал перевозчика отчитываться о том, сколько у него транспортных средств, перед контрольно-надзорным органом.

    Кроме того, требования ко всем перевозчикам станут одинаковыми. В прошлом условия были неравными, ведь к тем, кто занимался лицензированной деятельностью, предъявляли конкретные требования, а некоторые, например, так называемые заказные, перевозки под лицензионные требования не попадали. Были неравные условия, даже с коммерческой точки зрения.


    Какие перевозчики попадают под новые правила?

    В соответствии с федеральным законом лицензированию подлежит деятельность всех пассажирских перевозок транспортом, оборудованным для перевозок более 8 мест.

    Правила касаются профессионалов, осуществляющих регулярные или экскурсионные, заказные перевозки. Также лицензировать автобусы должны те, кто владеет автобусами, независимо от формы собственности, и использует их для своих нужд: компании, заводы, фабрики, учреждения дополнительного образования. Если они возят сотрудников на автобусах, в которых свыше 8 мест, то обязаны получить лицензию.


    Школьные автобусы нужно лицензировать?

    У нас в республике благодаря правительству было принято решение о том, что школьные автобусы будут водить профессиональные лицензированные перевозчики, нанятые школами. И это большой плюс, потому что правила точно не создадут проблем с перевозкой школьников.

    По-моему, осталось всего две-три школы в дальних районах республики, которые сами возят детей. Им, конечно, следует получить лицензию.


    Кого закон о лицензировании не касается?

    Если автобус не выезжает на дороги общего пользования, то лицензия на него не нужна, но такого практически нет.

    Кроме того, лицензию не должны получать аварийные, спасательные, военные службы, федеральные органы исполнительной власти, войска национальной гвардии, Следственный комитет РФ.


    КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ НА АВТОБУС

    – В какие сроки нужно получить лицензию?

    С 1 марта по 29 июня у перевозчиков есть право получить лицензию. В данном случае законодатель в достаточно щадящем режиме дал на получение лицензии целых 120 дней.

    К тем, кто не получит лицензию до конца этого срока, будут применять Кодекс об административных правонарушениях и накладывать штрафы.


    За отсутствие лицензии предусмотрена административная ответственность: штраф для граждан и должностных лиц – 50 тысяч рублей, для ИП – 100 тысяч рублей, для юридических лиц – 400 тысяч рублей.

    – Сколько перевозчиков подали заявления на лицензирование с начала марта?

    – На сегодняшний день в Татарстане было около 200 консультаций-обращений. Уже выдано 7 лицензий, практически готовы еще около 60.

    Ранее сообщалось, что по состоянию на 15 марта текущего года Минтранс РФ выдал всего 47 автобусных лицензий.

    Какие документы нужны для лицензии?

    Я бы посоветовал всем, прежде чем начать процедуру, обратиться к нашему сайту. Там мы очень подробно расписали процедуру.

    Мы заходим на сайт, открываем раздел «Деятельность», кликаем на «Лицензионно-разрешительная деятельность» и видим все требования, форму заявления и квитанцию на оплату госпошлины. Скачать, заполнить, подать заявление – всё просто.

    Для тех, у кого лицензия уже была, процедура еще проще, достаточно подать два документа – само заявление и список транспортных средств.

    Сейчас в Татарстане заявления на лицензирование принимают в двух местах: в Казани и Набережных Челнах.

    Вопросы можно задать, позвонив по телефону: (843) 238-78-59 или подать обращение в электронной форме.


    Сколько будет стоить лицензия?

    Соискателю лицензии нужно оплатить госпошлину в размере 7,5 тысячи рублей.

    Сколько времени займет получение лицензии?

    В трехдневный срок заявителя уведомляют, что заявление на получение лицензии принято, если все документы оформлены правильно. 

    В течение 45 дней ему выдадут лицензию. Это время нужно, чтобы провести полную проверку документов: регистрацию перевозчика, страховку транспортного средства, различные реестры.

    Также мы запрашиваем информацию у МВД, ГИБДД и проверяем наличие преступлений, нарушений правил дорожного движения и в результате присваиваем перевозчику категорию риска.

     

    О ПЕРЕВОЗЧИКАХ

    Когда лицензированных перевозчиков проверяют?

    Не ранее чем через год, но позднее чем через 2 года со дня выдачи лицензии.

    После этого перевозчиков с низкой категорией риска могут не проверять до 10 лет, а для остальных устраивают плановые проверки: категорию высокого риска проверяют раз в год, категорию значительного риска – раз в 3 года, категорию среднего риска не чаще одного раза в 5 лет.

    Какие категории риска перевозчиков бывают?

    Если у перевозчика не было никаких ДТП и другие административные правонарушения не выявлены, то будет низкая степень риска.

    Далее есть категории среднего, значительного и высокого риска.

    В категорию высокого риска попадают перевозчики, которые совершили 4 административных нарушения на автобус, или 4 ДТП легкой либо средней степени тяжести, или одно ДТП со смертельными последствиями.

    Категория риска определяет то, как часто перевозчика будет проверять Управление госавтонадзора.


    Какова ситуация с нелегальными перевозчиками в республике?

    Мы называем нелегальными перевозчиками тех, кто нарушает правила перевозки, а также тех, кто развозит людей под видом заказных перевозок. По закону за заказную перевозку платит организатор, а с людей в транспорте не берут денег. Но мы видим, что это не так. В автобусе с надписью «Заказной» с людей берут деньги.

    Если в ходе контрольной проверки Управления Ространснадзора перевозчик заявляет, что перевозка заказная, то я захожу в автобус и говорю: «Граждане пассажиры, вы едете бесплатно». У всех шок, все заплатили, хотя не должны были.

    У нас сейчас есть конкретный пример: марийский перевозчик осуществляет перевозку Йошкар-Ола – Казань. И в документации он указывает фамилию – допустим, Иванов. Что он заказал эту перевозку. Мы нашли в Марий Эл этого Иванова, взяли у него свидетельские показания, что никакой автобус он не заказывал. Сейчас передали дело в следственные органы. Это ведь подделка документов. Уже кроме наших административных материалов о нарушении транспортного законодательства будет еще привлечение и к уголовной ответственности.


    Если гражданин заметил нарушения при перевозке пассажиров, куда следует обратиться?

    В каждом автобусе должна быть информация о перевозчике. Если говорить о гражданском правовом поле, то граждане должны в первую очередь обратиться к перевозчику и сообщить о том, что его водитель нарушает.

    А если это не помогает, то можно обращаться в контрольно-надзорные органы.

    Если нарушение связано с безопасностью перевозок, то граждане могут обращаться в письменной или электронной форме в Ространснадзор.


    В обращении нужно подробно описать нарушение: автобус отправляется не с автовокзала и следует не по маршруту, нет ремней безопасности или водитель ведет себя неадекватно. Желательно указывать время, место, номер транспортного средства. По таким обращениям Ространснадзор проводит проверки.

    Если нарушение по технической части, например неисправность автобуса, то обращаться нужно в ГИБДД. 

    Какие еще нарушения были частыми за прошедший год?

    Первое – нарушение режима труда. Водители не проходят медосмотр перед рейсом и перерабатывают.

    Очень часто мы выявляем подделку путевых листов, фальсификацию документов.

    Сейчас мы выявляем много фактов перевозок без карты маршрута. Карта маршрута – это документ, который входит в реестр Росавтотранса или Министерства транспорта РТ. Каждый легальный перевозчик получает карту маршрута и может законно перевозить людей по нему.

    Кроме того, много нарушений выявляется по местам отправки транспорта, когда автобусы отъезжают не с вокзалов. Но это больше касается нелегальных перевозчиков.

    За все нарушения привлекаем к административной ответственности. 


    О СПЕЦИАЛИСТАХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ 

    У лицензированного перевозчика должен быть специалист по безопасности. Что это за человек?

    Специалист по безопасности дорожного движения – должность на предприятии, организующем перевозки, или в компании, которая осуществляет перевозки для своих нужд.

    Каждый соискатель лицензии должен представить своего специалиста по безопасности дорожного движения. Это человек с высшим образованием, прошедший при необходимости обучение и успешно сдавший аттестацию и тестирование в комиссии при нашей инспекции Госавтодорнадзора и занесенный в единый реестр ФГУ «Росавтотранса». 

    Сколько татарстанских специалистов в этом реестре сейчас?

    В течение последних двух лет по РТ было всего 260 специалистов, внесенных в этот реестр. Но этого было достаточно, учитывая, что до марта было всего порядка 300 лицензиатов.

    Как обучают этих людей?

    Есть перечень учебных заведений, в которых обучают ответственных по безопасности. Программа подготовки большая, рассчитана на 256 часов.

    Что делает специалист по безопасности?

    Во-первых, проверяет квалификацию при приеме на работу водителя, организовывает стажировку, если водителю не хватает опыта. Далее специалист должен проводить все сезонные инструктажи, следить за медицинским освидетельствованием водителей: периодическим и ежедневным. Также он должен следить за автобусами, организовывать техобслуживание, страхование и следить за документацией перевозок.

    – Сколько будет стоить стать специалистом по безопасности дорожного движения?

    Стоимость обучения устанавливается организацией.


    – Какие нововведения коснутся транспортных средств?

    Лицензию на транспортное средство нельзя будет передавать. Если лицензия получена, то транспортное средство закреплено в реестре за собственником, и даже если он сдаст автобус в аренду, то арендатор не сможет получить лицензию, пока бывший его заявитель не снимет его с реестра. Форма заявления также имеется на сайте.


    О БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

    – Скоро пройдет международный чемпионат WorldSkills. Какие меры безопасности будут предприняты?

    Да, такой вопрос поставлен. Мы имеем богатый опыт работы в сфере обеспечения безопасности в период каких-то мировых мероприятий.

    Наши автовокзалы соответствуют требованиям безопасности. Последние построенные вокзалы: «Казань-1», «Восточный», «Южный» внесены в реестр. Я бы порекомендовал начинать движение с этих вокзалов.

    Группы сотрудников будут осуществлять контроль всех автобусов, въезжающих в Казань. Мы предупреждаем об этом и всех перевозчиков, которые въезжают в республику. Мы всегда стараемся внести вклад в безопасность людей.


    – Как обстоят дела с безопасностью перевозок в целом по Татарстану?

    Из четырех субъектов РФ, которые входят в структуру Средне-Волжского управления, Республика Татарстан в лучшем положении из всех. И с точки зрения городских перевозок, и с точки зрения организации, и с законодательной точки зрения.

     




    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    «В этом месяце лимит исчерпан, в следующем – посмотрим»: что делать жене, если муж не обеспечивает ее материально?

    Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага. Такое разделение функций в семье обычно считается правильным. Но иногда женщина, оказавшись на обеспечении мужа, теряет финансовую самостоятельность и вынуждена выпрашивать у мужа денег даже на элементарные покупки. Как выйти из такой ситуации? Корреспондент ИА «Татар-информ» задал этот вопрос женщинам, религиоз ным деятелям и психологам.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна