Единственная женщина-капитан, работающая в судоходстве на Волге Ирина Портнягина: «Я выросла на реке»

3 Октября 2019

    Фото: автора
    Автор материала: Энже Габидуллина (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
    Героиня этого интервью капитанскую степень получила в 2009 году, в 2010-м ее назначили капитаном теплохода «Зайцев». В 2019 году перешла на теплоход «Борис Полевой». Ирина Портнягина родилась в Уфе, окончила колледж в родном городе, затем Московскую государственную академию речного транспорта. В беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» она рассказала о профессии капитана и особенностях управления теплоходом.

    – Ирина Валерьевна, почему вы выбрали именно эту профессию? И каково это женщине управлять судном?

    Мне не приходилось пробовать себя в другой профессии. Есть только опыт преподавания в колледже, тоже в своей сфере. Почему ее выбрала? Потому что папа был капитаном пассажирского теплохода. Я все время ходила с ним, можно сказать, выросла на реке. Поэтому даже представить себя в другой области не могу.

    Чем запомнился ваш первый выход на воду, уже будучи в профессии?

    В 1988 году пришла на теплоход «Киселев» проходить практику как рулевой. Тогда впервые с реки Белой вышла на Каму, затем на Волгу. Это был рейс продолжительностью в три-четыре дня.

    Как распределяют капитанов по суднам?

    У каждой компании или пароходства есть свой штат сотрудников. Допустим, практикант хочет на следующий год прийти, например, третьим штурманом. Если у компании есть интерес, то она дает ему возможность пройти практику и заботиться о дальнейшем трудоустройстве. Если компании нужен именно этот специалист, то она позаботится и об учебе, и о практике, и о заработной плате специалиста.


    Как получилось, что вы с одного теплохода перешли на другой?

    Я начинала работать еще при Советском Союзе, тогда была немного другая система. В первом пароходстве я проработала до его закрытия. А на теплоходе «Борис Полевой» я работаю только первый год.

    Как проходит рабочий день капитана?

    На теплоходе работают три смены. На вахте стоим по четыре часа. Рабочее время капитана с двенадцати до четырех, с четырех до восьми на вахте стоит второй помощник капитана, а с восьми до двенадцати – старший помощник капитана со своей командой. После ночной смены отдых. Потом, надо ведь вести работу по судну, есть и организационные работы.

    На теплоходе всё находится под вашим управлением?

    Нет. По трудовому уставу судовая деятельность и вообще экипаж являются обязанностью старшего помощника капитана. На данный момент наш экипаж, включая сотрудников ресторана, состоит из 32 человек. Есть люди даже важнее нас – это диспетчеры. Безопасность нашего движения, своевременное прибытие, получение правильной информации – это всё зависит от них.

    Что входит в обязанности капитана?

    Управление теплоходом и обеспечение безопасности движения судна. Если что-то случится, ответственность в первую очередь возлагается на капитана. Я за всё отвечаю.

    Приходилось сталкиваться с опасными ситуациями?

    В моей личной практике аварий не случалось. Лишь один случай запомнился. Тогда я только начинала работать. Мы столкнулись с грузовым судном «Волга-Дон». Там пострадали люди.

    Самым безопасным считается воздушный транспорт. Как вы оцениваете безопасность речного транспорта?

    Я бы не сказала, что речной транспорт опасен. Мне кажется, этот вид транспорта самый приятный. Это ведь еще и отдых. Все зависит от состояния судна. Также большую роль играет уровень подготовки экипажа.


    Кто управляет теплоходом? То есть насколько задействован ручной труд?

    Управление судном производится из рубки капитана. Есть два вида телеграфа. Первый называется «ручной телеграф». Допустим, мы даем команду «вперед» или «назад», а внизу в машине все регулируют вручную. Второй – автоматический телеграф. Когда я даю те же команды «вперед, назад», двигатель в машине все регулирует сам. Это основные маневры, производимые в управлении судном. Их мы больше используем при подходе к порту.

    Есть также навигационные приборы. В их число входит электронная карта. Используется система автоматической идентификации, она нам помогает быть на связи со спутником и сообщает о нас ближайшему диспетчерскому пункту. Где бы мы ни проходили, нас всегда ведут диспетчеры. Ручной труд у нас касается больше матросов, они ведь еще и палубу моют.

    Если теплоход из-за погодных условий опоздает, его оштрафуют?

    Нам отправляют информацию о погодных условиях. Допустим, пришло сообщение о возможном шторме. Если средняя скорость ветра нам позволяет продолжить движение, несмотря на предупреждение, мы продолжаем ход. Как-то ночью при выходе из шлюза поднялся встречный ветер, 26 – 27 м/с. Если скорость движения теплохода обычно не менее 16 км/ч, в тот момент она опустилась до 13 км/ч. То есть наш ход существенно замедлился.

    Иногда довольно долгое время занимает прохождение шлюза. Некоторым судам не хватает уровня воды. Им приходится ждать, по реке выстраивается очередь из судов. Если вдобавок и ветер сильный, то их разбрасывает по реке. Приходится их обходить, чтобы добраться до шлюза. Значит, опять теряется время.

    Если прибываешь в порт с опозданием, на теплоход накладывается штраф. Размер зависит от времени опоздания. За остановки теплоход тоже платит (к примеру, час остановки в Чебоксарах – 7 тыс. рублей, в Казани – 10 тыс. рублей. – Ред.).

    Как долго длится сезон?

    Обычно он открывается в начале июня и завершается в конце августа. Потому что потом уже начинается учебный год, отпуска заканчиваются.

    Экипаж все лето находится на теплоходе?

    Да. Кто-то может сойти, например, если заболеет. А так экипаж находится на судне все лето. Конечно, это создает некоторые трудности, особенно семейным. Но мы стараемся все уладить.

    Кажется, у вас тут много практикантов.

    Да, мы их с удовольствием принимаем. На данный момент у нас работают шестнадцать практикантов. Их и в штат берут. Потом, не подумайте, что матросы у нас только палубу моют. Они еще и швартуются на причале, также ручной труд. Рядом со мной вот стоит учащийся колледжа речного транспорта, он рулевой. Если мне куда-то надо отлучиться, то я со спокойной душой все передаю ему. Я им доверяю.

    Сколько примерно рейсов выходит за сезон?

    В этом году сделали уже двенадцать рейсов. Маршруты тоже разные. Самый дальний – до Волгограда.


    Запасы продуктов пополняются на остановках?

    В каждом городе, где мы останавливаемся, закупаются продукты. Непортящиеся приобретаются в больших объемах, а все остальное – на каждой остановке. Все зависит от количества остановок, с этого вычисляется необходимый объем.

    Откуда берете питьевую воду?

    На теплоходе работает специальная система. Воду мы берем из реки. Потом она проходит несколько этапов очистки. Но все же я бы не советовала пить воду из крана, потому что на теплоходе есть специальные места, где можно взять питьевую воду.

    В какую сумму обходится один круиз?

    Вот на этот вопрос не могу ответить. Коммерческие вопросы меня не касаются.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    «По три доски возил на велосипеде – 300 км намотал!»: как обычный пенсионер из Казани отремонтировал целый мост

    Как у дяди Коли появилась мысль восстановить бесхозный подвесной мост? Кто и как ему помогал? Как по три-четыре доски возил на велосипеде за 9 км от дома. Как однажды чуть не сорвался с моста. История дедушки из Казани, который практически в одиночку отремонтировал целый мост, – в репортаже ИА «Татар-информ».

    Общество

    Радиофобия: стоит ли бояться базовых станций операторов связи?

    По данным Роспотребнадзора по РТ, в последнее время значительно выросло количество обращений от граждан на установку опор базовых станций сотовой связи вблизи жилых домов. Чем они могут быть опасными и куда обращаться при выявлении нарушений, разбирался корреспондент ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна