Рэпер G.Raf: «Татарский рэп приносит деньги»

10 Марта 2019

    Фото: Султан Исхаков
    Автор материала: Данис Вахитов (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
    Татарский рэпер G.Raf – представитель «старой школы» рэпа, один из организаторов рэп-баттла «ТегерМен», популярный рэпер со 113 треками в копилке и 6 выпущенными в разные годы альбомами. Осенью прошлого года представил свой шестой альбом – «Новый я». Число поклонников Рафиля Галяутдинова растет, только в фан-группе в социальной сети ВКонтакте у него более 5,5 тысячи подписчиков. Корреспондент ИА «Татар-информ» поговорил с Рафилем о развитии рэпа в татарской среде, будущем этого направления, отношении к жизни тех, кто делает «истинный рэп» и влиянии слова на сознание его последователей.

    Расскажи о себе: когда и где родился, сколько детей воспитывались в вашей семье, в каком возрасте познакомился с рэпом, когда женился, есть ли у тебя дети?

    Детей нет. Родом из села Ямбухты Спасского района. В семье нас было двое: брат и я. Женился вот недавно, в ноябре. С рэпом познакомился в деревне. К нам приезжали гости из города, моя троюродная сестра дала послушать, говорит, вот такая музыка. В то время интернета у нас еще не было, слушали, передавая через ИК-порт. Тогда мне рэп понравился – какой классный стиль! Это были 20042005 годы.

    Сегодня у тебя 113 треков, 5 тысяч фанатов, полгода назад вышел шестой альбом «Новый я». Оправдал этот альбом твои ожидания?

    Если честно, нет, я ожидал большего резонанса, но я, видимо, и сам виноват в этом, потому что практически ничего не делал для продвижения – не анонсировал, взял и выложил, и после этого рекламу не делал. Просто совпало с таким временем, не получилось все это сделать. Хотя действительно на альбом возлагал надежды, тем более это мой первый полностью сольный альбом.

    Ты сам пишешь бит к своим трекам?

    Слова пишу сам, раньше брал свободные биты из интернета и писал под них, а потом подумал, что так не пойдет, нужна какая-то оригинальность, и научился сам писать биты, писать музыку. Этот новый альбом – первые мои результаты творчества на свои биты.

    Как создается качественный трек и в какую сумму он обычно обходится?

    Если есть знакомые, можно сделать очень дешево, почти бесплатно. У меня получается бесплатно, нужно только время. А так, если слова пишешь сам и музыка твоя, можно трек сделать за 500 рублей. Раньше писали на диктофон, а сейчас нет, делают нормально.

    Какое минимальное оборудование требуется в студии?

    Хотя бы хороший микрофон, хорошая звуковая карта, хороший компьютер и монитор.

    Рэп приносит деньги?

    Рэп приносит деньги, но немного. Выкладываешь на интернет-площадки, и от продаж идет немного денег.

    А вообще сегодня существует татарский рэп?

    Да, в какой-то степени он есть. Не так, когда мы начинали, но все равно есть. Вроде бы потихоньку идет развитие, но хотелось бы, чтобы было больше. 


    «ЖЕНА – МОЯ ПОДДЕРЖКА»

    – Как относятся к твоему занятию рэпом близкие – жена, родители?

    Они – моя поддержка. Иногда я думаю – а зачем я это делаю. Тогда они поддерживают, говорят, давай, попробуй вот так. Многие рэперы говорят, что родители были против, что им пришлось делать вопреки, а у меня не так, меня всегда поддерживали и сейчас поддерживают.

    Когда ты начинал, что тебя вдохновляло, что давало силы начать делать рэп на татарском языке?

    Как пришел к этому? На каком-то паблике шел конкурс, надо было писать рифмованные строки. До этого никогда не писал стихи, а тут попробовал. Потом подумал, дай попробую записать, записывал на домашний микрофон как эксперимент. Людям понравилось, так началось. Первые треки выкладывал в ВКонтакте. 

    ПРАВИЛЬНЫЙ РЭП: О ПРАВДЕ ИЛИ О ВЫМЫШЛЕННОМ?

    Мы привыкли думать, что главное правило рэпа – его правдивость, все как в жизни. Рэпер читает о том, что с ним происходило на самом деле, с чем он не согласен в жизни. Его слова не расходятся с делом. Все рэперы этого придерживаются? Или есть и такие, что читают о вымышленных ситуациях? И вообще это плохо – придумывать?

    Раньше это было принципом, писать «тру рэп» (true – правда, истина). Если рэпер пишет, это должно было быть правдой. А сейчас рэп такая вещь – у него нет границ. Например, кто-то придумывает образ и на этой основе пишет музыку и может получиться очень хорошо. А кто-то пишет реальность. Сейчас нет таких ограничений.

    Значит, чем хуже образ жизни рэпера, тем он был популярнее?

    В каком-то смысле да. У нас и сейчас так, но пишут по-разному. Например, кто-то пишет «я уличный пацан, подрался так, тому сказал вот это», но смотришь на такого и думаешь – пишет как маленький ребенок, максимум, что он мог сделать, – подраться на перемене в школе. Чувствуется фальшь, но кому-то нравится. 

    «ЗАКРЫВАТЬ ХАСКИ – БЕССМЫСЛЕННО»

    – Рэперов закрывают, кому-то что-то запрещают. Например, того же Хаски. Это правильно?

    Никакого смысла в этом нет, если честно. Да, какие-то ограничения должны быть, но не путем запрета по закону, а родители должны следить за детьми. Если твой ребенок идет на концерт, ты должен знать, что это за концерт. А так запретами ничего не добиться.

    Даже если взять того же Хаски. Его запретили, а ему это, кажется, было только плюсом, он стал популярнее. Запретный плод слаще. Даже тот, кто не слышал его, после запрета о нем узнал и, возможно, начал слушать. Аудитория только расширяется. Поэтому я думаю, что это не совсем правильно.

    К слову, о «тру рэпе». Ни приводит ли это к тому, что рэперы, желая быть правдивыми, будут стараться вести плохой образ жизни?

    Конечно, человек должен думать о последствиях. Не просто увидел и написал об этом, за слова надо отвечать, потому что всякое может быть. 


    КАКОЙ ОН ИДЕАЛЬНЫЙ ТАТАРСКИЙ РЭП?

    – Какой должен быть татарский рэп, чтобы его назвать идеальным? Есть кто-нибудь, достигший такого уровня?

    Идеал для всех разный. Что для меня идеально, для другого – нет. Он должен быть качественным и искренним.

    Назови пару самых крутых татарских рэперов.

    Никого обидеть не хочу, потому что талантливых много. Из татарских рэперов – Funt (Фанир Галимзянов), и Jaa Lil (Ильнар Ишниязов).

    Как воспринимаешь критику?

    Критика нужна. Но если критикуют, это, конечно, задевает. Думаешь «ну вот зачем он это написал», переживаешь. А потом понимаешь – критикует, значит, что-то послушал, неравнодушен.

    В группе татарского рэпа есть критик под ником Баш Мак. Он критикует жестко. Так надо?

    Критика должна быть объективной. Не просто «ты плохо написал», а какой-то конструктив. Если ты говоришь – вот в этом месте такие слова не понравились, наверное, надо немножко вот так – тогда критика хорошая. А если просто скажешь, что плохо, это ни к чему не приведет.

    Что бы ты хотел сделать, но не хватает смелости?

    Все бросить и полностью отдаться музыке не хватает смелости. Есть работа – это ведь источник денег.

    – Что такое Yellow side и сколько вас там?

    Это, скажем, хип-хоп сообщество, нас, если не ошибаюсь, там семь человек. Это и не лейбл, если сказать просто, собрались с друзьями. Давай вместе работать – давай. Сказали – будем Yellow side, и делаем. Скажем, кружок друзей.

    Ребята, которые пришли в Yellow side, – ZRN (Зоран), победитель татарского рэп-баттла в 2015 году Funt (Фунт), – где они сейчас?

    Со многими ребятами общаемся. Многим сейчас рэп уже не интересен, многие выгорели: «Это мне не надо, это мне ничего не дает». У кого-то семья, повседневные заботы поглотили, и они не увидели смысла продолжить. Кто-то до сих пор горит, стоит сделать только один шаг.

    Получается, татарский рэп – это своего рода дополнительная нагрузка для человека?

    Да-да, потому что рэп у нас не особо воспринимают.

    Каким ты видишь будущее татарского рэпа?

    Если взять, например, русский рэп, лет пятнадцать назад была такая же ситуация. Он не был популярен, были только своеобразные тусовки. Прошло какое-то время, потихоньку получило большое развитие. Мне кажется, и в татарском рэпе наступят такие времена. Русский рэп развивается на примере Америки, татары могут чему-то научиться у русского рэпа и когда-нибудь тоже взорвут.

    Есть сейчас площадки, где могут выступать татарские рэперы?

    Да, бывают. Небольшие фестивали. Вот недавно был фестиваль, но там не татарский рэп, а скажем, казанский рэп. Они и сейчас редко проходят, но все равно их делают. Надо искать, стараться, можно найти. 

    «FUNT ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬСЯ В ТАТАРСКИЙ РЭП»

    – Чем порадуешь нас в дальнейшем?

    Больше музыку писать. Начали новый проект, с тем же Funt-ом недавно говорили, что нужна какая-то изюминка. Funt должен вернуться в татарский рэп. Это – новое в рэпе. Да, он должен вернуться.

    Ты говорил, что скоро выходят твои песни.

    Да, скоро. Стараемся не отставать от времени, потому что сейчас old school особо не слушают, если и слушают, надо делать оригинально. Поэтому надо освоить также и новую школу. Чтобы не отставать от времени. Но в то же время нельзя забывать и основы. Вот есть такой проект: сэмплировать разные ретро-песни и делать современную музыку. Такое используется в Америке, России.

    В последнем альбоме засэмплировал Ильгама Шакирова. Хорошо получилось?

    Да, получается интересно. Не знаю, кто как на это смотрит. Кто-то говорит: «Не может сам писать, использует чужое». Но это хорошо применяется в практике, потому что получается красиво. Например, в моем треке «Мин – рэссам» тоже используется. В еще одной песне использован сэмпл, но в обратной прокрутке. На реверсе, и очень красиво получилось.

    Ушел Ильгам абый Шакиров... Кем он был для тебя?

    Он был мэтром. Пример для каждого артиста. Столько лет, и он не потерял имени, большой пример. Каждый артист должен стремиться к этому, потому что после тебя должен остаться какой-то след. Думаю, имя этого великого артиста должно быть увековечено.

    А если взять татарский рэп, люди приходят и в скором времени уходят, немного послушают – все, нету. Надо работать так, чтобы остался след, чтобы тебя всегда вспоминали. Нужно постоянство.

    – В каком состоянии сейчас татарская эстрада?

    Татарский рэп не всегда включают в татарскую эстраду. В чем причина – не знаю. Татарская эстрада как идет, так и идет. Есть песни, которые можно слушать долго, много и таких, что сразу надоедают.

    Нужно ли в татарскую эстраду включать татарский рэп?

    Наверное, пока нет. Татарский рэп пока полностью не готов, потому что имен очень мало. Если татарский рэп, надо очень много хорошего продукта и от разных людей.

    Говорят «бери от жизни всё». А у тебя есть что-то, о чем ты можешь сказать: «Это мне не нужно, этого я никогда не сделаю».

    Все когда-то бывает в первый раз. Пока не попробуешь, не узнаешь. Что касается творчества, надо пробовать всё. Например, ты делаешь рэп, чувствуешь в себе потенциал – можешь включать и другие стили. Надо пробовать всё, чтобы потом не жалеть. Мне кажется, лучше уж сделать и пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал. 

    Интересует зарубежный рэп?

    Конечно. Я их не понимаю, но когда слушаешь, он как-то вдохновляет.

    Если вернуть последние пять лет, что бы ты изменил?

    Если бы вернулся на пять лет назад, был бы смелее. Если бы, имея тот же опыт, который у меня есть, вернулся в прежнее время, сделал бы больше. Переборов свой страх, что-нибудь сделал бы. Нет, я ни о чем не жалею.

    Назови два поступка, которыми ты гордишься?

    Я не люблю ходить гордым собой. Горд за родителей, родных, а они за меня.

    Кто твой кумир?

    Если в музыке, конкретно кого-то назвать не могу, потому что многих с удовольствием слушаю, от рэпа до рока. Поэтому не могу сказать – вот мой кумир. Некоторых и по имени не знаю.

    У тебя есть жизненный девиз?

    Девиз по жизни всегда меняется. Но все же, наверное, такой: «За себя отвечаю, и совесть моя чиста, ни под кого не подстраиваюсь».

    Почему ты не президент, почему ты рэпер?

    У каждого должно быть свое место, если честно. Я не стремлюсь быть президентом, этого мне не надо. Особо вмешиваться в политику не хочу. Но иногда бывает, переживаешь за страну, думаешь, ну что же происходит.

    Если бы на час встретился с президентом, что бы делал?

    Отдал бы свой альбом, сказал бы – послушайте, скажите, пожалуйста, свое мнение.

    Наш общий друг, автор проекта «ТегерМан» в 2015 году устроил татарский рэп-баттл. Среди организаторов было и твое имя.

    Да, я организатор. Вместе с Форумом татарской молодежи решили сделать баттл. Они нам предложили, и мы с основателем этого проекта «ТегерМан» Азатом Садыковым провели его.

    Почему он перестал делать его? Не оправдались надежды?

    Он был сделан на очень высоком уровне. Но многим не понравился способ голосования. Но такие всегда найдутся, плохо сделан или хорошо – будут такие. Всем не угодишь. На мой собственный взгляд, прошло очень красиво, весело.

    Рэп-баттл сейчас прекратил деятельность?

    Пока приостановил, сейчас баттл-рэперов мало, по пальцам пересчитать. Например, я сам не скажу, что боюсь выйти на баттл, но я человек спокойный, мне трудно кого-то опускать. В организации могу участвовать, а в баттле не буду.

    Бывало в жизни – разочаровывался в себе, хотел бросить?

    Конечно, бывает, и сейчас бывает, не такое редкое явление. Иногда говоришь себе – всё, прекращаю, мне это ничего не дает. А потом думаешь – ну ладно, вот же сколько уже сделал, сейчас перестану делать – что я могу потерять. Все равно, когда пишешь песни, это своего рода увлечение, какое-то снятие напряжения, ты доносишь свои мысли. В такие моменты поддерживают родные, близкие, поэтому не останавливаюсь.

    Есть у тебя настоящий друг? Он тоже из области рэпа?

    Друзей много, слава Аллаху. Не только в области рэпа. Чем больше тех, кого можешь назвать настоящим другом, тем лучше.

    А кого можешь назвать своим врагом?

    На данный момент нет человека, которого я бы мог назвать врагом. Нет кровных врагов, есть хейтеры, но их я за врагов не считаю, они всего лишь высказывают свое мнение.

    Ты считаешь себя примером для других?

    В какой-то степени, наверное, и пример, а точнее могут ответить только слушатели. Так как давно занимаюсь музыкой, возможно, для кого-то мой пример и близок.

    Есть рецепт личного успеха?

    Музыка должна быть от чистого сердца, основанная на правде. Если даже пишешь для себя, ты его все равно даешь слушать людям, надо думать и о тех, кто слушает. И самое главное – надо уважать своего слушателя.

    Вспомни, пожалуйста, самый светлый момент в своей жизни?

    Сейчас я думаю о свадьбе. А в творчестве – наверное, первое выступление на большой сцене. Это было в ночном клубе, я участвовал на «ТегерМанПати», который сделал Азат Садыйков (SAD). Помню, очень волновался.

    На какой вопрос, который тебе ни разу до этого не задавали, ты бы ответил?

    Очень интересный вопрос. Видимо, твой вопрос такой и есть, никогда еще не задавали такой.

    Книга, которую должен прочитать каждый?

    Не могу похвастаться, что много читал, из-за нехватки времени, а так читать люблю. Любимая книга – «Тамуг чэчэге».

    А фильм?

    Кино по настроению. Сначала смотрю отзывы, рейтинг, только после этого выбираю и отмечаю себе, что надо посмотреть.

    Патриархат или матриархат?

    – Нужно равенство. Но все-таки, наверное, получается патриархат, потому что у нас менталитет такой.

    Лучший на данный момент татарский рэп?

    Если взять в целом – Funt.

    Что нам ожидать в ближайшие пару месяцев?

    Начали новые проекты, собираемся осовременить старые песни и делать из них качественный рэп.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    Уникальные видеокадры из истории Татарстана: как праздновали 1 Мая в Казани в 1937, 1939, 1940 годах

    Информационное агентство «Татар-информ» начинает совместный проект с Государственным комитетом РТ по архивному делу. Мы будем знакомить читателей с уникальными материалами, хранящимися в архивах Татарстана. Проект приурочен к 100-летию ТАССР. Первый материал мы представляем сегодня, 1 мая, в праздник Весны и Труда. Вы узнаете, как проходил Первомай в Казани в 1937, 1939, 1940 годах.

    Общество

    Крик о помощи, попытка обратить на себя внимание или колумбайн-идеи? Психологи о случае в казанской гимназии № 7

    В понедельник, 13 мая, ученик казанской гимназии № 7 пришел в класс с ножом и пистолетом и удерживал в кабинете несколько человек. Корреспондент ИА «Татар-информ» вместе с психологами и конфликтологами разбирался, в чем могут заключаться причины такого поведения, возможно ли повторение подобных инцидентов в других школах и на что в первую очередь стоит обратить внимание родителей и учителей.

    Общество

    Фаррахов: Комплексная программа развития села будет рассматриваться в Госдуме этой осенью

    Достойный уровень пенсий для сельских жителей, поддержка многодетных семей и три столпа, на которых должно быть основано благополучие подрастающих поколений — об этом рассказал депутат Госдумы от Татарстана в интервью «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна