Перелетные птицы: готов ли Казанский аэропорт к самому опасному авиасезону?

20 Октября 2019

    Фото: Михаил Захаров
    Автор материала: Оксана Романова
    После того, как 15 августа в Подмосковье самолет «Уральских авиалиний» А321 аварийно и ювелирно приземлился на кукурузном поле после попадания в двигатели птиц, готовность к подобным инцидентам местных аэропортов осветили многие СМИ. «Татар-информ» узнал альтернативную экспертную точку зрения о безопасности воздушной гавани столицы РТ.

    Казанский аэропорт: снаряженный до зубов?

    Зеркальный светобликовый отпугиватель, зеркальный шар, биоакустические установки Bird Card Super Pro AMP (стационарные и мобильные) и гром-пушки, они же газовые механические пушки DBS-MC – такие средства защиты орнитологической безопасности полетов в наличии перечислил Международный аэропорт «Казань» в ответ на запрос информационного агентства «Татар-информ», подчеркнув, что за последние несколько лет на территории аэродрома не было зафиксировано авиационных инцидентов, связанных с птицами. 

    «Когда я прочел материал, что за последние годы столкновений в аэропорту Казани с птицами не было, это меня, мягко говоря, окончательно вывело из себя! Ровно за месяц до удачной посадки в Жуковском, 15 июля, птица попала в двигатель «Боинга» при взлете из Казани (подтверждение тому, действительно, есть в СМИ – Ред.)! Тоже повезло: чайка только в один двигатель попала, «Боингу» удалось экстренно вернуться в аэропорт. Прошлым летом, по устному сообщению орнитолога аэропорта «Казань» Александра Изотова, при взлете «Боинга» произошло столкновение со стаей чаек, сидящих на взлетной полосе. Птицы попали в остекление кабины пилотов, в стойку переднего шасси. В двигатели птицы по счастливой случайности не попали. Самолет экстренно вернулся в аэропорт. По трупам птиц, оставшихся на полосе, орнитолог определил их видовую принадлежность. Это были озерные чайки», – рассказал корреспонденту «Татар-информ» доктор биологических наук, председатель НКО «Русский сокол», главный специалист России по биорепелленту (ловчим птицам) Ильдар Еналеев.

    В архиве ИА «Татар-информ» также содержится информация о подобных происшествиях. Например, 6 июля 2016 года из-за попавшей в двигатель аэробуса птицы, как пояснила тогда авиакомпания S7, был задержан рейс из Казани в Москву.

    «6 июля в 09:40 при снижении воздушного судна, следовавшего рейсом СБИ 61 Москва (Домодедово) – Казань произошло попадание птицы в носовую часть самолета. После столкновения борт благополучно совершил посадку в Международном аэропорту «Казань», – поясняла тогда пресс-служба аэропорта.

    Пассажирам пришлось ожидать почти 8 часов до нового времени отправления судна после устранения последствий.

    «Осень – самый опасный сезон для самолетов, потому что идет миграция птиц», – подчеркнул Еналеев.


    Эволюционный страх – лучшая защита от незваных птиц

    Казань – родной город орнитолога. Здесь еще в 1987 году, будучи студентом кафедры «Охрана природы и биоценологии» биофака КГУ, в старом аэропорту Казань-2 он писал курсовую работу об использовании ястребов в качестве биорепеллента (естественного отпугивания птиц). Затем основал НКО «Русский сокол», преподает в известном на всю страну аграрном университете имени Тимирязева, обучая, в том числе, сотрудников орнитологических служб аэропортов Шереметьево и Домодедово. В 2013 году получил степень доктора биологических наук.

    «У меня на курсах по соколиной охоте и биорепелленту в Тимирязевке отучились четыре сокольника из аэропорта Домодедово и один – из Пулково. Все в один голос утверждают, что самый эффективный способ отпугивания стайных птиц с летного поля аэропорта – это ловчие птицы! В октябре будет обучаться группа слушателей Академии из Афганистана. Три орнитолога из “Внуково” записались ко мне на курсы в ноябре. Мы всех уже обучили московских, сейчас ждем региональных – Саратов, Сочи, Минводы и т.д. Почему Казань пробуксовывает, сам не пойму… Мои письма есть, ответов нет. Я и устно звонил, и писал бывшему генеральному директору. Никаких ответов не было – ни положительных, ни отрицательных», – констатировал Ильдар Еналеев.


    Впрочем, идею охранять аэропорты и свалки Татарстана с помощью пернатых хищников весной этого года рассмотрел Госсовет РТ. Однако, спустя почти полгода после встречи в Комитете по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ, какого-либо резюме Еналеев так и не получил. Тем временем команда орнитолога успешно заступила на охрану от птиц-приживал на мусорном полигоне в Новочебоксарске. За год совместного эксперимента со Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды ВНИИ «Экология» при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ метод «показал себя безусловно эффективным и позволил в полном объеме решить поставленную задачу отпугивания стайных птиц» при ежедневном присутствии на полигоне хищных пернатых, сказано на сайте института.

    «Суть использования биорепеллента (ловчих птиц) – естественный источник страха для стайных птиц, которые преодолеть его не могут, потому что эволюционно в них заложено, поэтому это наиболее эффективное средство, которое в комплексе с техническими средствами дает максимальный эффект. Все эксперты это говорят. Вероятность столкновения снижается до 0,1%, то есть птиц практически в аэропорту не бывает при таком комплексном подходе. Благодаря постоянному присутствию хищника, стайные пернатые начинают воспринимать аэродром как опасную территорию и избегать ее», – разъяснил орнитолог.


    В аэропорту Казани же, отметил он, стандартная система орнитологической безопасности, основанная на технических средствах отпугивания. Это своего рода обязательный минимум, который применяется во всех аэропортах, но, подчеркнул Еналеев, на практике не обеспечивает эффективного отпугивания птиц. «Залетные» очень быстро привыкают к этим средствам и игнорируют их.

    Для охраны нашего аэропорта нужно две работающие ловчие птицы как минимум и два сменных орнитолога (всего, получается четыре человека), потому что эта работа должна проводиться ежедневно – ни выходных, ни отпусков. Использовать оптимальнее ястребов-тетеревятников. Но и соколов тоже используют, например, во “Внуково”», – заметил орнитолог.

    Должность орнитолога есть – орнитолога нет…

    Как оказалось, в штате Международного аэропорта «Казань» предусмотрена даже отдельная должность. Правда, человек, который на ней находится, не то, что орнитологической, хотя бы биологической специальностью не обладает. Его задачи сравнимы с работой техника: запускать и контролировать имеющиеся технические установки, размещать и переустанавливать мобильные экземпляры.

    Нам удалось поговорить с Александром Изотовым, в прошлом сотрудником Казанского аэропорта, проработавшим там 43 года. Последние 11 лет он был в той самой должности инженера по обеспечению орнитологической безопасности.

    «С ноября 2018 года я на пенсии. Биологического образования у меня нет. Но авиационная орнитология находится на стыке наук, специально ей нигде не обучают. Пытаются в Риге в Политехе, в Москве пытаются создать, каждые пять лет в Питере проходят курсы по орнитологической безопасности полетов. По идее нужно и аэропорт знать, быть инженером, разбираться во всей структуре аэропорта, и в то же время знать орнитологию. И наоборот, орнитологу придется внедряться и изучать все службы аэропорта. После меня, знаю, на мою должность перешел коллега помоложе из метеослужбы», – рассказал Изотов.

    Собеседник агентства пояснил, что в одиночку пытался создать при Казанском аэропорте специальный отдел для защиты от непрошеных птиц. Однако штат под эту идею так и не выделили за все 11 лет его работы по направлению орнитологической безопасности воздушной гавани Казани.

    «Первое время этому вообще мало внимания уделяли. Я входил в аэродромную службу, сейчас это называется служба авиационной безопасности. Составлял договора, инструкции, закупками оборудования занимался. Но мне, правда, помогали инженеры круглосуточной службы. Дежурный тоже все знал, и мы постоянно проводили обучение, что нужно делать. Когда я пришел, в старом еще аэропорту, у нас только пиротехника, или так называемый сигнал охотника был. Из технических это, пожалуй, самое эффективное средство, которое активизируется прямо перед взлетом самолета. Во-первых, это звуковой эффект, а во-вторых – вспышка. На старте или перед посадкой диспетчеры смотрели на поле и стреляли», – поделился воспоминаниями Изотов.

    Птичий базар на взлетном поле

    По его словам, с годами изменился видовой состав птиц, которые могут угрожать безопасности авиаперелетов. В первые годы его службы по ночам было очень много голодных сов, особенно, если, как говорит Александр Изотов, год был «мышиный». Еле от них отбились, уверяет он.

    Среди нежеланных пернатых гостей в небе над аэропортом встречались также галки и грачи. Последние, правда, лишь единственный раз – пара молодых особей оказалась на аэродроме по неопытности. Вороны, а они считаются большими интеллектуалами среди пернатых, никогда не попадались «ловцам птиц» в аэропорту. В последние годы, подтвердил Изотов утверждения зоологов КФУ, опубликованные в предыдущей статье «Татар-информ» по этой теме, на взлетном поле стали преобладать чайки.

    «Отчего? Во-первых, пахать надо в ночное время, и в зоне 15 км от аэропорта не должно быть никаких сельхозугодий, которые косвенно влияют на безопасность полетов. В Питере, в Москве, в Шереметьеве везде борьба со свалками идет. У нас полигон ТБО за регламентированной зоной находится – с мусором у нас проблем нет. У нас чайки скапливаются на сельхозугодьях недалеко от аэропорта. Приходится их гонять, особенно когда засеют озимые, яровые и начинают боронить. Появляются черви, чайки сразу слетаются стаями. Приходилось даже дежурить, чтобы не прекращать полеты, потому что пока есть птицы, диспетчер не имеет права старт давать», – пояснил Александр Изотов.

    Он также признал, что на количество столкновений птиц с самолетами существенное влияние оказывают погодные условия и сезон года. Во время туманов и дождей на поверхности почвы также выбираются черви, и птицы также начинают охотиться за ними как за легкой добычей. Повышается частота подобных происшествий весной и осенью, зимой – их практически не бывает.

    «Долго выходил я на руководство. Потом, наконец, нам закупили первую передвижную биоакустическую установку. Она мобильна, можно в любую точку на машине проехать, четыре динамика, она тоже эффективна. Потом вторую закупили, с восемью динамиками от галок и грачей. Потом зеркальных отпугивателей 24 установки поставили. Еще давали заявки на газовые пушки – сейчас они, может быть, уже и прибыли. Пиротехника у нас была в отделе охраны. В последнее при мне закупили 12 мощных дорогих американских установок на солнечных батареях, которые можно переносить. Мы расставили их вдоль взлетной полосы. Но вот на специальной орнитологической службе экономят, все экономят. Я им предлагал, когда уходил, взять в штат хотя бы одного орнитолога. Два через два выходили бы, потому что у инженеров и техников тоже своя работа...» – сказал Изотов.


    Бывший сотрудник аэропорта «Казань» рассказал также, что разрабатывал инструкции на разные случаи для специалистов различных служб аэропорта, заполнял журнал регистрации случаев столкновений авиабортов с птицами, даже если они не приводили к происшествиям (ежегодно таких несколько). Со временем такую сводку стали отсылать в Москву.

    «Я понимаю, что у вас вопрос этот после происшествия в Жуковском. Но у нас пока ничего не случится, всегда ведь все тихо-мирно, а потом начинается... Содержание орнитологической службы накладно, ведь нужно зарплату платить. Одно время они (Ильдар Еналеев – Ред.) даже выходили с ловчими птицами на взлетное поле, куропаток тогда распугали. Птицы у них обученные, а если необученые – как бы сами не попали в самолет. Это все вопрос целесообразности: одно приобрести для орнитологической безопасности или другое. Последнее время мне навстречу шли и закупили дорогие установки, которые хорошо отпугивают чужих птиц (случайно залетающих на территорию аэропорта). Могу сказать, что по сравнению с тем, когда я начинал, наш аэропорт, конечно, теперь лучше гораздо оснащен. Но, конечно, нужно усиливать орнитологическую защиту в дальнейшем, чтобы рядом не было никаких угодий, свалок, и подключить хищных птиц лишним совсем не будет», – заключил Александр Изотов.

    Дело случая

    По международным стандартам, при посадке самолета птиц над аэродромом не должно быть на высоте 150 метров, при взлете – на высоте 60. Эта же рекомендация, пояснил главный специалист России по биорепелленту (ловчим птицам) Ильдар Еналеев, относится ко всем техническим средствам отпугивания, но только хищные птицы обеспечивают полное отсутствие пернатых приживал и на 100 метрах, и на 200…

    «Не понимаю, почему в Казанском аэропорту отказываются усилить орнитологическую безопасность полетов ловчими птицами (биорепеллентом). Пока в нашем аэропорту не произойдет непоправимого, то есть такого авиапроисшествия, которого скрыть уже будет невозможно, не дай Бог, с человеческими жертвами, так и будет вся система аэродромной безопасности работать по принципу "авось пронесет..." Так что, может быть, стоит тоже хотя бы засевать прилегающие к нашему аэропорту поля кукурузой…», – саркастически подытожил Еналеев.


    А, может быть, Казанскому аэропорту просто повезло: во время последнего споттинга (специально организованный пресс-тур для фотожурналистов на летное поле – Ред.) над территорией взлетного поля кружила большая дикая хищная птица, которую запечатлел фотограф редакции. Охотился хищник за «несанкционированным» аэропортовским зайцем.


    Рассмотрев фотографии, доктор биологических наук, ас по ловчим птицам легко опознал в пернатой пролетного подорлика (крупная хищная перелетная птица семейства ястребиных). Над летным полем он оказался случайно, уверен Еналеев, поскольку эти птицы зимуют в Аравии.



    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    «Его творческая сила была мощнее, чем у любого из нас»: каким друзья и коллеги запомнили погибшего в ДТП кавээнщика Ильяса Хасанова

    8 ноября в районе 23 часов на 924-м километре трассы М7 Москва – Уфа в страшное ДТП попали организаторы Татарской лиги КВН. В аварии погибла основатель Лиги КВН РТ Фарида Таштабанова, один из редакторов Ильяс Хасанов скончался вчера в Республиканской клинической больнице.

    Общество

    «Тогда введем траурный день в Татарстане»: что думают политики и авторы телеграм-каналов про инициативу признать Стояние на Угре памятной датой в России

    В начале этой недели в СМИ появилась информация о том, что, со слов губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, Владимир Путин поддержал инициативу калужан о признании дня победного окончания Стояния на реке Угре памятной датой России. После в администрации Президента России эту информацию опровергли. Как к этой инициативе относятся в Татарстане и что думают российские политики – в материале ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна