«Маржа» или «Маржа тугел»: в скандал вокруг футболок от казанского бренда вмешалась прокуратура

18 Июля 2018

Автор материала: Лилия Чанышева
Местный лейбл, выпустивший футболки с провокационными надписями: «Марҗа» и «Марҗа түгел», обвинили в провокации и разжигании межнациональной розни.

Местные соцсети и Telegram-каналы заполонили критические сообщения о появившихся в продаже футболках с надписями «марҗа» и «марҗа түгел» от лейбла «Святая». На одной из футболок нарисован флаг России и надпись «марҗа», на другой – флаг Татарстана и надпись «марҗа түгел» (не марҗа). Слово «марҗа», в татарском языке носит явный негативный оттенок и может восприниматься как оскорбительное по отношению к женщине. Правда, в компании заявили, что надписи переводятся «русская» и «не русская», однако такой креатив оценили далеко не все. Пользователи соцсетей в своем большинстве раскритиковали бренд, назвав надпись не просто оскорбительной, а разжигающей «межнациональную рознь».

«Само по себе ношение флагов на груди не вызывает у нас вопросов, ради бога, но не разобравшись, дизайнеры выпустили футболки, оскорбляющие русских женщин на территории Татарстана, что само по себе не есть хорошо», — говорится в посте канала «Бабай позвонит».

 

Комментарии, не одобряющие провокационный принт, посыпались еще раньше, когда магазин предложил своим подписчикам в Instagram-аккаунте поделиться идеями новых стикеров в Telegram. “Больше креатива!!!” - призвал своих подписчиков магазин. 

Увидев в наборе стикеров таковой с надписью «Марҗа түгел», пользователи возмутились. 

«Я не понимаю как бренд может себе позволять такое. Недавно только там приобретала вещи, сейчас все желание отбило. Назвали бы свой бренд тогда Татарча кибет», – написала одна из подписчиц. 

Негативная реакция пользователей в соцсетях не смутила руководство магазина и уже в середине июня в Instagram-аккаунте был опубликован видеоанонс с появлением в продаже «футболок с самыми эффектными принтами и надписями». 


Кстати, стикеры до сих пор доступны в Telegram, но при этом в наборе есть только один стикер «Марҗа түгел». 

Что скрывается за выпуском футболок с кричащими надписями от лейбла «Святая»? Осознанный PR-ход, недальновидность дизайнеров или провокация?

Мнения пользователей соцсетей разделились. 

«Появление в Татарстане таких футболок — равносильно появлению в США футболок с надписями НЕГР и НЕ НЕГР.... Или в Украине футболок с надписями МОСКАЛЬ и Не МОСКАЛЬ... Если футболки с надписями «марҗа түгел» и "марҗа",- это не проявление расизма, то что это такое?«, — считает IREK_MURTAZIN.

«Маржа-оскорбительно!» — пишет vagapova_veronika. 

Другой пользователь zahrakhamid счел, что надпись не носит уничижительный характер: «У кряшен Мария — Марҗа, Дарья — Дарҗа и т.д. Марҗа — собирательное для русских. Оскорбительного в этом ничего нет». 

Krpskl возразила: «То, что у кряшен это слово означает Мария, не отменяет того факта, что татары используют его в качестве оскорбления. Если погуглить находится много и других версий перевода, зачастую весьма пренебрежительного свойства».


Один из местных telegram-каналов считает, что таким образом компания решила с помощью скандала «засветиться» в федеральных СМИ и получить свою порцию популярности в преддверии открытия своего магазина в Москве. 

Telegram-канал «Неудаща» сравнил ситуацию с футболками в Татарстане со скандалом, виновниками которого стали маркетологи бренда H&M. На сайте бренда была выложена фотография темнокожего ребенка в худи с надписью «самая крутая обезьянка в джунглях». Реклама была признана расистской, а руководство компании удалило опубликованные фотографии и извинилось за ошибку. Авторы поста подчеркивают, что за «провокационный контент» авторы «националистических принтов на футболках даже не думают извиняться за неудачный креатив». 

«Жители Татарстана прекрасно знают, что слово «маржа» не переводится как «русская», «русский» в татарском языке это «урус». Слово «маржа» - искаженное русское имя Марья, которое используется в пренебрежительной форме в отношении женщин. Как бы не старались прикрыть эту подлость националисты, как бы не маскировали это слово под юмор, «маржа» всегда было оскорбительным выражением», – говорится в посте местного Telegram-канала. 

Скандал с провокационной надписью на футболках получил новый виток развития – в дело вмешалась татарстанская прокуратура. 

«Надзорное ведомство обратило внимание на этот случай в ходе мониторинга СМИ. Проводится проверка. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», – рассказал ИА «Татар-информ» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев. 


Примечательно, что казанские дизайнеры уже не в первый раз становятся виновниками скандала. В конце 2016-го в столице Татарстана выпустили серию футболок с названиями и фото бандитских группировок 90-х годов. Так, арт-директор местного издания создала коллекцию футболок с названиями казанских криминальных группировок и фотографиями членов ОПГ «Теплоконтроль», известной организацией драк и убийств в Казани в 1970-е годы. Многие сочли, что «нельзя носить на груди имена убийц» и вообще не стоит напоминать о том, какой беспредел творился в городе во время существования группировок. Со своей стороны представители бренда заявили, что одежда с принтами посвящена «народным» названиям районов Казани, а не ОПГ. 




Самое читаемое
Комментарии







Общество

Погладить зверюшку: чем опасны контактные зоопарки Казани для животных и посетителей?

Участившиеся случаи гибели животных в контактных зоопарках вызвали протесты зоозащитников. Они считают, что в трогательных зоопарках за зверями нет хорошего ухода. Пожары в Кемерово и в Чистополе показали, что жизнь животного вовсе ничего не стоит. Кто должен нести ответственность за животных в контактных зоопарках и как им живется в казанских, выяснял «Татар-информ».

Общество

Рыцарский турнир, фолк-рок и гадание на костях: как проходил фестиваль «Великий Болгар»

11-12 августа в Болгаре проходит фестиваль исторической реконструкции «Великий Болгар», в программе которого средневековые бои, рыцарский турнир и концерты. Корреспондент «Татар-информа» побывал на первом дне фестиваля и рассказал, как он проходил.

Общество

Татарский в скобках: нужен ли татарам свой Яндекс?

Яндекс не принимает рекламу на татарском языке. Журналист Ленар Мифтахов считает, что татарам пора создавать свой собственный поисковик. Действительно ли нужна татароязычная поисковая система? Какие сейчас существуют способы поиска информации на татарском языке? Корреспондент ИА «Татар-информ» поинтересовалась у программистов и создателей сайтов.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна