Крик о помощи, попытка обратить на себя внимание или колумбайн-идеи? Психологи о случае в казанской гимназии № 7

16 Мая 2019

    Фото: архив ТИ
    Автор материала: Катерина Фадеева
    В понедельник, 13 мая, ученик казанской гимназии № 7 пришел в класс с ножом и пистолетом и удерживал в кабинете несколько человек. Корреспондент ИА «Татар-информ» вместе с психологами и конфликтологами разбирался, в чем могут заключаться причины такого поведения, возможно ли повторение подобных инцидентов в других школах и на что в первую очередь стоит обратить внимание родителей и учителей.

    Старшеклассник зашел в кабинет русского языка в начале урока, сел за стол учителя и вытащил оружие. Он не выдвигал никаких требований, но удерживал в классе 12 человек. Меньше чем через час 17-летний парень был задержан, никто не пострадал. После ЧП было возбуждено уголовное дело о незаконном лишении свободы. 

    «Нужно обратить внимание не на хулиганов, а на тех, кто ведет скрытный образ жизни»

    Делать какие-либо конкретные выводы относительно состояния ученика, который стал антигероем казанской гимназии № 7, преждевременно, поскольку идет следствие, предупредил доцент кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета и исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ) Андрей Иванов.

    «Ни в коем случае нельзя демонизировать этого молодого человека. Пока из известных фактов и крупиц, которые известны общественности, сложно сконструировать правдоподобную картину, что на самом деле там произошло. В открытых источниках и Telegram-каналах пишут о неразделенной любви этого молодого человека и стрессовых ситуациях в школе. Все это могло спровоцировать такое поведение», — подчеркнул Иванов.

    На основании фактов, которые выяснит следствие, можно будет сделать вывод о том, что это было на самом деле: нервный срыв или вовлеченность в колумбайн-технологии, которые очень популярны в определенной части молодежи, отметил эксперт.

    Вовлеченные в колумбайн-идеи — небольшая категория людей, у которых или серьезный внутриличностный конфликт, или непонимание в учебном заведении. Выход из ситуации они видят в достаточно агрессивном поведении относительно окружающих людей, которых они воспринимают как обидчиков. Могут быть и реальные посылы, связанные с буллингом (травля один на один) и моббингом (травля группой лиц одного или нескольких людей), как обратные реакции отмщения, чувства сохранения справедливости относительно себя, рассказал Иванов.

    Подобные группы есть в соцсети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram, однако в последнее время они активно закрываются. Чаще всего подписчики этих групп — это молодые люди 8 – 10 классов, а также учащиеся колледжей и техникумов.

    «Не каждая из этих групп побежит убивать или проявлять агрессию, но членство в ней — это серьезный маркер. Если подросток вступает в подобное сообщество, он имеет внутриличностные проблемы, является жертвой травли или не находит понимания в школе или дома», — отметил конфликтолог.


    По его словам, родителям и учителям в первую очередь надо обратить внимание на серьезные изменения в поведении подростка в школьной или домашней среде. То есть меняются стереотипы его поведения: был веселый и общительный, а стал, наоборот, замкнутым, агрессивным и скрытным.

    Задача родителей и учителей — обратить внимание на учеников, которые выпадают из школьной коммуникации и не общаются внутри класса, находясь дистанцированно от других. Их надо вовлекать в социальную жизнь класса, школы, техникума. Подключать к решению проблемы конфликтологов и психологов, уверен эксперт.

    «Подросток не обязательно ведет себя по-хулигански — к такому поведению учителя уже привыкли и быстро на него реагируют. Часто бывает, что на молодого человека не обращают внимания, он хорошо учится, погружен в себя. Но возникают стрессы, и он не может адекватно с ними справиться. То есть следует в первую очередь обратить внимание не на молодых людей, которые гиперактивны, а на тех подростков, которые ведут скрытный образ жизни», — подчеркнул Иванов.

    К примеру, студент, который устроил массовое убийство в политехническом колледже в Керчи, был изгоем в учебном коллективе. Внутриличностный и межличностные конфликты толкнули его на откровенно агрессивное поведение. Он видел выход только в уничтожении людей, которые его окружали, рассказал собеседник агентства.

    Однако казанский школьник не предпринимал никаких активных действий. По мнению Иванова, подобное поведение может быть криком о помощи, серьезным нервным срывом.

    «Обратите внимание, как быстро отреагировали школьники: одна из девочек сообщила о происшествии своей маме, которая позвонила на единый номер вызова экстренных служб. Правоохранительные органы оперативно сработали и сразу подъехали. Это говорит о том, что наше гражданское общество уже готово к такой ситуации и не станет пассивно наблюдать со стороны», — заключил конфликтолог.


    «Класс не просто тусовка для учебного процесса. В нем должны быть созданы условия для диалога»

    Подобное поведение — результат двух факторов: особенностей психики и условия конфликта с классом, который хронически долго не разрешался и накапливался, считает доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

    «Для современных школьников типично иметь повышенную тревожность, в силу того что они страдают разными аддикциями (зависимостями), у них низкая воля на преодоление социальных проблем, они больше предпочитают проводить время в виртуальном пространстве», — заявил Гарифуллин.

    По его словам, чаще всего конфликты возникают в том классе, где создается видимость хороших отношений, но на деле в коллективе зреют мощные противоречия. Педагогу необходимо реально взглянуть: дружат ли в классе, нет ли таких ситуаций, где ребенок, затаившись, страдает от травли.

    «В травле всегда есть лидеры, которые знают, что их трогать не будут. К примеру, потому что их родители спонсоры школы или имеют контакт с учениками и директором школы. Надо набраться воли и выявить инициатора такой травли. Если этого не сделать, конфликт усилится. Это сложная задача, но нужная», — сообщил психолог.

    «Класс — это не просто тусовка для учебного процесса и не более. В нем должны быть созданы условия для диалога между учениками. Педагог должен видеть, помогают ли ученики друг другу, сопереживают ли. Причем не формально и для галочки, а именно чтобы у них была ценность прийти в класс, получить радость от общения и самовыражения в этой группе», — подчеркнул собеседник агентства.

    Конечно, такие случаи — это тенденция. Современное общество попало в ситуацию стагнации, при которой извращаются многие ценности, в том числе образования и труда. Подчас в школах и других учебных заведениях учатся только ради оценок и дипломов, а не ради большой цели — развития и получения профессии, отметил Гарифуллин.

    По его мнению, школьников подводят и сами взрослые, которые очень противоречивы и не могут быть основанием для примера. В этой ситуации дети не знают, на что опираться и рассчитывать.

    «Отсюда возникает безысходность — кому верить? Ученики рассуждают так: „Если взрослые дяди и тети сами в тупике, что они требуют с нас?“ Так растет гигантская армия бездельников, которые только тусуются», — рассказал психолог.

    «Каждый родитель должен себя спросить: „А обратится ли мой ребенок ко мне за помощью, если он станет жертвой травли? Насколько он мне доверяет, чтоб рассказать о своей беде?“ Таких родителей будет мало. Родитель должен дружить со своим ребенком и знать, что он чувствует. Ценны те отношения, где ребенок с удовольствием делится своими переживаниями. Вот над чем надо работать», — отметил Гарифуллин.


    «Такой способ выбран, потому что подобные поступки дают общественный резонанс»

    По мнению психолога Любови Романовой, в данной ситуации у вооруженного подростка наблюдается проявление демонстративного поведения, то есть попытка привлечь к себе внимание. Однако причины такого поведения могут быть абсолютно разными.

    «У подростка родители не живут вместе, какая обстановка дома, мы не знаем, плюс неразделенная любовь, попытка самоутвердиться, доказать что-то кому-то», — поделилась Романова.

    «Возможно, такой способ выбран, потому что подобные поступки дают общественный резонанс. А на этом в современном мире во многом построена система восприятия себя как значимого человека. Положительный же резонанс или отрицательный — это второй вопрос. Агрессивное поведение культивируется, различные установки быстро ложатся на неокрепшую психику подростка», — сообщила психолог.

    Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям стоит активно интересоваться жизнью своих детей, проявлять участие и разговаривать с ними, а не только нравоучать. В свою очередь школьникам нужно быть внимательными друг к другу. При подобных ситуациях нужно сохранять спокойствие и самообладание, не провоцировать «преступника» порекомендовала специалист.

    «Когда подобные случаи перестанут происходить? Скажем немного философски: когда система ценностей подрастающего поколения претерпит изменения. А это зависит, прежде всего, от нас с вами, от тех людей, которые ее им транслируют», — резюмировала Романова.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    Уникальные видеокадры из истории Татарстана: как праздновали 1 Мая в Казани в 1937, 1939, 1940 годах

    Информационное агентство «Татар-информ» начинает совместный проект с Государственным комитетом РТ по архивному делу. Мы будем знакомить читателей с уникальными материалами, хранящимися в архивах Татарстана. Проект приурочен к 100-летию ТАССР. Первый материал мы представляем сегодня, 1 мая, в праздник Весны и Труда. Вы узнаете, как проходил Первомай в Казани в 1937, 1939, 1940 годах.

    Общество

    Фаррахов: Комплексная программа развития села будет рассматриваться в Госдуме этой осенью

    Достойный уровень пенсий для сельских жителей, поддержка многодетных семей и три столпа, на которых должно быть основано благополучие подрастающих поколений — об этом рассказал депутат Госдумы от Татарстана в интервью «Татар-информ».

    Общество

    Единственный в Марий Эл мастер по изготовлению гуслей Гарай Магсумзянов: «Мари популяризируют гусли, а мы, татары, их утеряли»

    Житель Йошкар-Олы Гарай Магсумзянов – профессиональный музыкант, последние четыре года активно популяризирует татарские и марийские гусли. По данным телерадиокомпании Марий Эл, он единственный в республике мастер по изготовлению этого старинного народного инструмента. С Гараем Магсумзяновым мы встретились в его мастерской в Национально-культурном центре татар в Йошкар-Оле.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна