Фарит Фарисов: Русские хотят знать татарский язык, но надо правильно его подавать

11 Августа 2018

    Фото: Александр Эшкинин
    Автор материала: Динара Прокопьева
    Председатель региональной общественной организации – Татарской национально-культурной автономии г. Москвы о том, кто больше всего бился за татарский язык, почему одного Табриса Яруллина мало для развития Всемирного Форума татарской молодежи и зачем мошенники выдают колбасу со свининой за «халяль».

    Всемирный Форум татарской молодежи больше не пахнет нафталином

    Каким образом формируется список участников Всемирного форума татарской молодежи?

    — Подбор делегатов – это большая и ответственная работа. Мы составляли список, отбирая не просто активных, но самых достойных, чья деятельность по итогам года и участию в различных наших проектах оказалась заметной. И это не просто, потому что у нас прекрасная, инициативная молодежь и они готовы работать и развиваться. В 2017 году проект «Москва многонациональная – город добрых соседей» нашей автономии стал победителем конкурса президентских грантов, и ребята принимают активное участие в его реализации.

    Какие впечатления у участников форума? Они с вами делились? У вас какие ощущения после форума?

    — Для молодежи форум – это очень значимое событие, и, конечно, впечатлений у них очень много. Ежедневно мы проводили мониторинг, что им нравится, что не нравится, как прошел день. Когда мы раньше встречались в середине форума, то видели, что мероприятия не вызывали особого интереса. В этот раз программа была настолько насыщенной и дни расписаны по минутам, что даже время, отведенное на сон, люди предпочитали тратить на общение.

    Мы провели традиционные встречи в конце форума, подвели итоги и выяснили, что все мероприятия форума заинтересовали делегатов и были очень полезны, в том числе и экскурсии.

    Главной задачей была презентация наших проектов. Например, стартап TatApp Ильдара Файзуллина – это мобильное приложение, где будет масса полезной для татар информации о товарах, услугах, культурных событиях и мероприятиях.


    Еще один интересный проект – «Оч суз», смысл которого в том, что каждый татарин, здороваясь с другим, должен произносить три слова на татарском языке. Произнося эти три слова, он вспоминает о своих предках и сохраняет родной язык. Ведь это просто: каждый день используя самые обычные слова “исәнме”, “хәлләр ничек?”, “нишлисең?” (“здравствуй”, “как дела?”, “что делаешь?”), мы формируем разговорную речь и мотивируем на дальнейшее изучение языка.

    Поддержали активисты молодежных организаций и идею проекта АТОМ (автономные татарские обьединения Москвы). Первый номер одноименной газеты уже был презентован на московском междунардном фестивале “Сабантуй-2018”, впереди создание телеканала.

    Какие положительные и отрицательные стороны вы отметили у прошедшего восьмого форума?

    — Очень приятно, что форум поменял формат, программа стала более насыщенной, неформальной. Живое общение – это то, что молодежи сегодня интересно.

    Лидер Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев (председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев – прим. Т-и) предложил новый формат форума, и молодежи он пришелся по душе. Радует, что это не нафталин, как было когда-то.

    Всемирному Форуму татарской молодежи нужны пять Табрисов Яруллиных

    На форуме из тысячи человек кандидатом на пост председателя был лишь один Табрис Яруллин. Это говорит о том, что у Табриса высокий авторитет или о том, что молодежь пассивна?

    — Лично знаю Табриса, он обладает большим опытом и умеет работать. Выбор делала молодежь – им виднее, они общаются на неформальном уровне, поэтому в обсуждения, кто выбирал, кто выдвигался, я не вмешивался. Хочу сказать, было бы хорошо воспитать еще хотя бы человек пять таких, как Табрис, и тогда многое бы изменилось. Ведь у нас тоже есть яркие, талантливые и самобытные личности.

    Среди молодежи есть лидеры?

    — Если в природе нет вожака, то все рассыпается. Когда мы говорим «лидер», то нужно все-таки понимать, что это не тот, кто пользуется большим вниманием, нет. Это тот, кто готов защитить, взять чью-то вину на себя, принять на себя удар. Люди, увидев реального вожака, а не мнимого, объединяются вокруг него и идут за ним. Каждый человек в нашей делегации – лидер. Из этих людей 10 – настоящие лидеры, человек 15–20 этому учатся этому искусству, третьи наблюдают, и, может быть, из них получатся настоящие лидеры.

    Альтернативные кандидаты и проголосовавшие «против» повышают легитимность форума?

    — Я не задумывался об этом, честно говоря. Каждый человек должен понять, что любое молчание – это знак согласия. Не можешь сказать – встань и уйди, чтобы в этом не участвовать. Если ты молчишь, значит, ты согласен. По поводу Табриса мне на сегодняшний день никто неудовлетворения не высказал.


    Успехи Татарской национально-культурной автономии Москвы – это продолжение работы Расима Акчурина

    Есть мнение, что между московскими татарами нет плотной связи. Вы занимаетесь решением этого вопроса?

    — Сегодня Татарский культурный центр объединяет всех татар, но без того колоссального объема работ, что сделал в свое время Расим Сулейманович (Акчурин, почетный президент РОО – Татарской национально-культурной автономии города Москвы – прим. Т-и) этого бы не было. Он руководил автономией в самый сложный период становления. То, что мы делаем сейчас, и наш успех – это продолжение его работы. Дальше должны быть еще более яркие достижения и имена, и это большой труд.

    Очень сложно было объединить татар в Москве, но поддержка со стороны Равиля Ахметшина (полномочный представитель Республики Татарстан в РФ – прим. Т-и) и его участие в жизни татарской общины столицы неоценимы. По его инициативе в Москве установлены два памятника героям нашего народа. Это тоже объединяющий фактор. И посмотрите, какие масштабы сегодня приобрели в столице праздники Дни культуры Республики Татарстан, ифтары в месяц Рамадан, Курбан-байрам, московский Сабантуй!

    Татарстан финансово помогает в организации этого праздника в Москве?

    — Республикой Татарстан на московском Сабантуе ежегодно устанавливается большая татарская деревня, но к бюджету праздника это не имеет отношения. Он формируется при поддержке Правительства Москвы и средств спонсоров. Есть крупное предприятие из Татарстана, которое помогает материально, и мы думаем, что это искренне, потому что люди видят результат.

    Мероприятие, которое мы делаем, одно из красивейших в мире. В этом году Сабантуй в Москве посетило более 250 тысяч человек. Художественным руководителем фестиваля выступил один из лучших европейских режиссеров Ханс-Йоахим Фрай, а праздник был проведен по международным стандартам. Концертные, спортивные, развлекательные площадки, татарская и башкирская деревни, гребная регата, соревнования по волейболу и женскому мини-футболу, турнир по борьбе на поясах с участием зарубежных спортсменов, выступление Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка службы коменданта Московского Кремля, аллея национальных шатров “Улица добрых соседей”, да всего и не перечислишь. В празднике участвовали все национальности столицы, а более 300 волонтеров помогали гостям ориентироваться на 200 000 кв. м площадки праздника. Энергетика московского Сабантуя, как отмечают гости мероприятия, совершенно особая, отличная от других. Это светлый, хороший праздник, каких мало! 


    На критику в Интернете обращаете внимание?

    — Не открою секрета, что я работал на Северном Кавказе и участвовал в наведении конституционного строя, и на провокаторскую критику у меня выработан иммунитет. «Ценю я тех, кто без меня не может, и не мешаю тем, кто счастлив без меня». Сидят и пишут эти провокационные посты кухонные герои, которые и своего имени не показывают, и ничего не делают. У тех, кто делает, другие ценности. Поэтому я не обращаю внимания на тех, кто все время критикует. У меня просто нет на них времени. Если мы будем на каждого такого критика отвлекаться, то мы не дойдем до своей цели.

    Место силы татарской национально-культурной автономии Москвы – это Татарский культурный центр. В каком он состоянии?

    — Сейчас там завершается реставрация фасада и актового зала, и, я думаю, наши гости будут приятно удивлены результатами. В этом году нам повезло – мы получили ценных специалистов. Вместо отдыха мастера высшей категории, которые занимаются реставрационными работами в Кремле, пришли к нам. Они выполняют тончайшую работу на высоте 10–12 метров.

    Как вы считаете, когда казанские, московские и башкирские татары живут отдельно своей жизнью – это хорошо?

    — Нет, конечно. На сегодняшний день многие в Татарстане считают, что республика не обязана кому-то помогать, но почитайте 14-ю статью Конституции Татарстана, и вам все станет ясно.

    Что касается татарского языка, то сейчас мы ведем переговоры с министром образования Республики Татарстан о финансировании преподавателей татарского языка, работающих в столице. Нам нужно хотя бы пять учителей на Москву, чтобы они получали финансирование за то, что поддерживают язык в столице. У Татарской национально-культурной автономии г. Москвы на это нет бюджета. Мы не получаем финансирование из бюджетных источников и работаем на общественных началах.

    Татары Башкирии, в Астрахани, в Сибири, на Северном Кавказе – все разные. Надо объединяться. Надо дальше идти. Мы в Москве совместно с Полномочным представительством РТ в РФ работаем в этом направлении. У нас уже есть Татарский дом, в планах открытие большого Татарского центра. Еще будет музей Татарстана. Надо сделать так, чтобы каждый москвич приходит и видел, кто такие татары, что это не татаро-монгольское иго.


    Откуда у вас уверенность в собственных силах?

    — У меня были прекрасные учителя, среди них участники и ветераны Великой Отечественной войны, которые сформировали мое мировоззрение и нацеленность на достижение результата.

    Мы много лет поднимали вопрос, чтобы Сабантуй в Москве стал общегородским праздником, а в этом году получили статус международного фестиваля. Мы добивались вместе с Республикой Татарстан, чтобы не было названия «монголо-татарское иго». Мы добились этого. Мы добивались, чтобы татар не называли диаспорой. Это община, вторая государствообразующая нация. Не надо забывать, что татары живут на сегодняшний день так, как никогда в Российской империи. Никогда мы не были такими свободными, никогда мы не могли так разговаривать, поднимать и открыто обсуждать свои вопросы. Нужно это ценить. Нужно жить. Ничего страшного не произошло с нашим родным языком. Это временно и не должно влиять на всю нашу деятельность. Сегодня мы пробиваем в Москве на одной из самых популярных радиостанций «Эхо Москвы» передачу «Говорим по-татарски». Это круто!


    Татары в Москве видели, как Гильмутдинов бился за татарский язык

    Что татары в Москве думают о принятом законопроекте о национальных языках?

    — В этом вопросе больше, чем Ильдар Гильмутдинов, никто не сделал. Мне вообще удивительно, когда начали говорить, что он не справился. Мы видели, как Ильдар Ирекович бился, а где были в это время остальные?

    Понятно было, что сотрясания воздуха не работают, что надо было раньше подходить к этому вопросу. Я был на родительских собраниях. У меня внуки, дети учатся. Спрашивал у друзей своих: что происходит? Вывод один – мы просто перегнули палку. Русские хотят знать татарский язык, но надо его правильно подавать. Раньше изучали так, чтобы на нем разговаривать, и людям это нравилось, но когда начался литературный язык, экзамены, все изменилось.

    Как думаете, почему ситуация разрешилась именно так?

    — Идеи не приходят из ниоткуда, их нужно формировать, лоббировать, добиваться результата. Мы все равно должны заниматься языком, его сохранением. Считаю, несправедливо, что у нас в Москве нет ни одного учителя татарского языка, работа которого оплачивалась бы из бюджета Республики Татарстан. В Казани звучат призывы: «Давайте поднимать татарский язык», но как? У нас есть энтузиасты. В Татарском культурном центре Москвы преподаватель обучает татарскому языку всех желающих уже седьмой год. Она не получает зарплату. Мы просто предоставили аудиторию для занятий и помогаем как можем. Сама она преподает в университете, но несколько раз в неделю приходит, чтобы учить языку нашу молодежь, а их на занятиях большинство. Поэтому не стоит опускать руки, нужно просто целенаправленно работать и идти к цели.

    Правильной халяльной продукции в разы больше, чем единичных случаев, как с колбасой «Царицыно»

    В Татарстане был скандал с «халяльной свининой» компании «Челны-мясо», а также нашли в ДНК халяльной колбасы фирмы «Царицыно» мясо свинины. Почему происходят такие ситуации? Чтобы не было подобных случаев, какие меры предпринимает муфтият?

    — Нужно быть морально готовым, что это может произойти. «Царицыно» выпустило свинину, подделало сертификат. Нужно было это предусмотреть.

    Есть два центра стандартизации – в Татарстане и в Москве. В Москве продукция халяль под контролем Духовного управления мусульман РФ. Айдар Газизов возглавляет Международный Центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Он этого принципиально не мог сделать. Очень много пытаются подделать, но у нас подход жесткий, потому что стандарт международный и сертифицируются компании, чтобы выпускать продукцию в Эмиратах, например.

    Хочу успокоить вас успокоить: много мошенников, которые хотят опорочить хорошее дело, чтобы привлечь внимание на себя. Но если на каждого обращать внимание, отвлекаться, то не дойдешь до конца пути. Так что давайте думать и говорить о хорошем. Будем созидать и идти вперед.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    «Буду поститься, пока не установят минарет»: жительница Буинского района 63 года держала уразу в ожидании восстановления разрушенной мечети

    В маленькую деревушку Сарсаз  нас привело желание услышать историю уникальной женщины, ныне уже покойной жительницы этого села Галии апа. Она 63 года подряд держала уразу, потому что дала обещание перед сельчанами, что не прервет поста, пока не восстановят минарет мечети, снесенный в годы установления советской власти. Жители деревни считали ее святой.

    Общество

    О чем говорят мужчины в доспехах: как сэкономить на латах и вырастить коней для «железа»

    Участники фестиваля средневекового боя «Великий Болгар» приехали в Татарстан из разных уголков России, а некоторые даже из других стран. Все они по-настоящему увлечены этим спортом, который позволяет им путешествовать по миру, изучать историю и совершенствоваться. Участники рассказали, что чувствуют во время боя, почему они радовались дождю и как воспитывают лошадей для сражений.

    Общество

    В погоне за большой рыбой: как строитель из Казани поймал карпа-гиганта весом почти 9 килограммов

    В Самарской области состоялся очередной турнир по ловле карпа Monster Carp, на котором команда из Казани, состоящая из двух Максимов, поймала настоящего речного гиганта – карпа весом почти 9 кг! О карпфишинге, местах, где водится хитрый белый амур, самом большом улове и главном принципе рыболова-спортсмена рассказал ИА «Татар-информ» основатель казанского клуба карпфишеров Максим Сивец.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна