«Сильное государство, оставившее глубокий след»: ученый Ильнур Миргалиев о 750-летии Золотой Орды

26 Марта 2019

    Фото: Султан Исхаков, Рамиль Гали
    Автор материала: Рамис Латыпов (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
    В этом году отмечается 750-летие образования Золотой Орды. Юбилейные мероприятия намечены на осень. Руководитель Центра изучения Золотой Орды и татарских ханств им. Миркасима Усманова Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук РТ, кандидат исторических наук Ильнур Миргалиев в своем интервью ИА «Татар-информ» рассказал, что населением Золотой Орды были татары, а языком государства – татарский язык, а также о том, чем важна эта дата для современных татар, почему необходимо популяризировать историю Золотой Орды и какие ожидаются мероприятия к юбилею.

    Ильнур Мидхатович, в этом году отмечается 750-летие образования государства Золотая Орда, и по этому случаю в Казани ожидается большая международная конференция. Насколько важной вы считаете эту дату?

    В 1269 году происходит событие, которое мы можем считать датой образования Золотой Орды. Правители чингизидских государств – улусов собираются на курултай близ Таласа и договариваются меж собой о признании их государств и главное, границ этих государств. Эти улусы прежде находились в составе единой Монгольской империи, и эти государства стремились получить самостоятельность. Уже много лет продолжались междоусобные войны, эти улусы не признавали друг друга.

    На курултае ханы приходят к согласию. Таким образом, признается государство Золотая Орда. В 2019 году этому событию исполняется 750 лет.

    Какие еще государства образуются после этого соглашения?

    Еще в период основания Монгольской империи Чингизхан разделяет свое государство между членами семьи – сыновьями, родным братом и матерью. Эти улусы признают одного кахана, но в то же время действуют независимо. Можно сказать, что это была конфедерация.

    Признание единого кахана зависело от того, кто этот кахан. Чингизхан после себя оставляет третьего сына Угедея. Род Угедея некоторое время продолжается, позже на его место приходят наследники его младшего сына – Толуя. Начинается противостояние между династиями. Династия для Средневековья очень важная вещь. Они должны признавать друг друга.

    К тому же сыновья Чингиза обладали собственными войсками, то есть это государство внутри государства. Кахан был один, но у государств свои ханы. Наряду с государством Золотая Орда были признаны еще три государства – это Чагатайский Улус в Средней Азии, империя Юань, которая контролировала территорию Китая, и государство хулагу в Иране.

    «В Золотой Орде и других чингизидских государствах появились нации»

    Какую роль в этом государстве играли тюрки, вообще предки наших современных татар?

    Надо иметь в виду понятия «нация», «племя», существовавшие в Средние века. Самосознание, отношение к религии может быть разным.

    Чем же особенны Золотая Орда и другие чингизидские государства? Кто-то называет это явление феноменом. Этот исторический процесс не занимал долгого времени, но был очень важным. Именно внутри этих государств формируются нации, этническое смешение, национальные цивилизации проходят через синкретизм.

    Например, часть государства чингизидов находится на территории Китая. Китай – древняя цивилизация, у него есть свой культурный код. После того как империя Юань продержалась там около 70 лет, можем сказать, что китайская культура взяла верх.

    Чингизидское государство в Иране также попадает под влияние древней персидской культуры. После распада государства, в Иране продолжается фарсиязычная цивилизация.

    В Средней Азии – Чагатайский улус. Там тоже много племен и рядом с ними государствоподобные города – Самарканд, Бухара. Форма образования государства также остается противоречивой.

    Чем отличается от них Золотая Орда? Во-первых, территория Золотой Орды была очень большая. До появления Золотой Орды эти степи были территорией передвижения кипчаков, однако по своей форме это не было государством, а скорее политией, то есть формой, имеющей зачатки государства.

    Из настоящих государств на территории Золотой Орды была Волжская Булгария. Это небольшое государство, которое не контролирует большие территории. А самое большое государство – Северный Хорезм из Хорезмшахов в Средней Азии.

    На остальных территориях в то время какой-то богатой истории государственности нет. Земли Золотой Орды с Китаем, конечно, не сравнить. В то время эти земли представляли собой мир сменяющих друг друга тюркских племен. Золотая Орда именно этому ставит точку, устанавливает государственность. Крепко устанавливает понятия «государство», «хан». Этот хан признается на территории Евразии. Возводятся города, выстраиваются государственные институты.

    А что такое государство? Государство – это конструкция, оно объединяет, образует нацию. Есть понятие «государствообразующая нация». Именно тюркские племена, пришедшие из Средней Азии под названием татаро-монгол тюрко-татары, кипчаки, булгары и другие более мелкие тюркские племена – все, объединившись под татарским самосознанием, образуют средневековую татарскую нацию. Они объединяются под названием «татары» и как «государственная нация» являются основным народом страны.

    Основным населением Золотой Орды были татары

    А как называли другие народы людей этой страны? Как себя они называли?

    Есть два варианта названия – экзоним, когда одну нацию называют представители других наций, и этноним – как себя называет сам народ. Если рассматривать в этой форме, конечно, на первом месте везде возникает название «татары».

    Иногда пытаются утверждать, что это не было самоназванием. Нет, было.

    Например, на дошедших до нас ярлыках последних ханов Золотой Орды, Крыма используется название «татар». Это указывает, что они были татарскими ханами. Абдулгаффар Крыми, например, Золотую Орду и вовсе называет «Татарстаном», «Великим Татарстанским государством».

    К примеру, во всей Европе в источниках, написанных на латыни, пишется как «татар» или «тартар», что соответствует тому же значению. В русских источниках слово «татар» применяется и к государству, и к нации. В источниках Кавказа, Анатолии, Ирана, арабских стран – везде используется название «татар».

    Во времена хана Узбека на территории Средней Азии в обиход входит экзоним «узбек». Название «Узбек» идет от хана Узбека, в значении «мы люди Узбек-хана». Такое особенно свойственно восточной части Золотой Орды, это было связано с возвращением страны к временам Узбек хана после смуты в конце XIV века. Это мы видим в источниках того же Абдулгаффара Крыми, Утямеш-хаджи.

    «Узбек» тогда не было названием узбекского народа, как сейчас это слово используется. Это слово применялось как одно из названий татар Золотой Орды. Позже, при формировании новой нации в Средней Азии, это название сохранилось.

    Основным населением Золотой Орды были татары?

    Конечно татары. Если рассматривать Золотую Орду по нынешним критериям, можно сказать, что она была как империя. Есть напрямую управляемая территория, также есть земли, подчиненные в вассальной форме, есть «зоны влияния».

    Скажем, нынешние земли Западной Украины, Балкан были как вассальные земли Золотой Орды. Российское государство, получив ярлык, управлялось своими князьями, но полностью входило в состав Золотой Орды. Даже Московский улус, то есть «Царев улус», «Русский улус», напрямую подчинялся хану. Татарское слово «олыс» («улус») позже вошло в русский язык и преобразовалось в слово «область».

    Наш Булгарский улус также был напрямую ханским улусом, основой государства.

    Народ Золотой Орды знал разные языки

    Каким был язык Золотой Орды, насколько он отличался от современного татарского языка?

    Слава Аллаху, некоторые источники сохранились, их язык читать можем. Например, выдаваемые ханами Золотой Орды ярлыки – официальные документы. Конечно, официальный документ пишется немного сложным языком. Есть литературные произведения, например те же исторические летописи. Современный человек, владеющий татарским языком, их поймет без проблем. Другое дело, когда слова в тексте могут сейчас иметь другое значение, такое тоже может быть, так как язык развивается по своим законам.

    А в действительности для современного татарина понять язык Золотой Орды даже легче, чем язык Казанского ханства (речь идет об официальном и литературном языке). Потому что позже усилилась исламизация, в языке появилось очень много арабских и персидских заимствований, в какой-то момент из тюркского языка оставались практически только глаголы.

    Я бы сказал, что язык Золотой Орды очень близок к современному татарскому языку.

    В состав Золотой Орды входило и русское государство, использовались ли русский, финно-угорские языки?

    Речь идет о применении языка в какой области? Конечно, финно-угорские народы разговаривали и на своем языке. Если посмотрим использование языка в переписках, официальных, религиозных книгах, летописях, то, конечно, использовался средневековый русский язык.

    Это связано также и с крещением русского государства, позже с территории Византии, Балкан, особенно болгары, сербы принесли «литературный» славянский язык. Это основа сегодняшнего русского языка, летописей.

    На этой территории идут большие процессы, формирование наций. В финно-угорских племенах шла христианизация, и позже русский язык вошел уже основательно.

    Но в то же время русское государство 300 лет было под влиянием татарского фактора, поэтому до Петра I использовался татарский язык, он и позже применялся в переписке с иностранными государствами.

    С образованием Казанского университета татарский язык сразу был включен в ряд изучаемых там дисциплин, так как он был нужен для общения с тюркским миром. Петр I тоже знал татарский. Но и русский язык, конечно, обрел свою силу, потому что жили внутри единого русского государства. Княжества объединяются, Москва выходит на первые позиции, формируется русская нация.

    «В ту пору ханы действовали по справедливости»

    А в какой степени знало татарский язык основное население Золотой Орды?

    Даже на территории Балкан были династии с татарскими корнями (можно назвать земли Молдавии, Румынии, Болгарии). Видно, что использовался татарский язык. Это продолжалось и после прихода после татар османов, большая часть людей использовала татарский язык.

    Конечно, татарский язык шел к исчезновению, начинается христианизация. Например, на территориях той же Болгарии, Молдавии. Такое же наблюдается и в русском государстве: ведь в Золотой Орде была свобода вероисповедания, на русской территории в то время еще жили не полностью крещеные, сохранившие язычество племена. Вот они полностью переходят в христианство.

    Если это государство, внутри него должна быть определенная компактная структура, мы говорим «вертикаль». Рядом с государством всегда стояла религия, потому что опорой государства была религия. Она успокаивала народ, воспитывала, внедряла в сознание населения идею государственности. Это свойственно всем обществам. И русское государство тоже с этой точки зрения образуется «правильно».

    Русская церковь того времени не подчинялась русским князьям. Мы знаем: русские князья правили на основе ярлыка, а эти ярлыки не сохранились или не найдены. А вот ярлыки митрополитов найдены, и их много.

    Почему?! Это объясняется просто: ярлыки митрополиты хранили сами, переводили, хранили и при необходимости использовали для сохранения своих прав. Русская церковь строит монастыри, в XIV веке их возводится особенно много. А что такое монастырь? Ему и деревни подчиняются, то есть это своего рода экономическая единица, а еще и способ сокрыть деньги. Золотоордынские ханы ведь не облагали налогом церковь. И князь не мог войти в церковь со своей властью.

    Когда государство Золотая Орда стало ослабевать и подчинение татарским ханам стало ограничиваться отправлением им подарка (русские документы это называют “поминка”), князья, конечно, захотели взять эти церкви под контроль, то есть началась секуляризация. В этот момент попы и показывали свои ярлыки: «Вот же, татарский хан нам дал, это – мое право», и боролись за сохранение своего имущества. Поэтому они и хранили выданные ханами ярлыки.

    Церковь – один из институтов, формирующих нацию. Если бы в Золотой Орде, допустим, была только одна религия, если бы хан Узбек ислам внедрял насильно всем, тогда было бы немного по-другому.

    В ту пору ханы действовали по правде, справедливости. Многие говорят, что в Золотой Орде не было закона, ханы творили произвол, убивали и казнили всех подряд. Многие так себе представляют. Нет, такого не было.

    Например, во времена Узбек хана, когда два русских князя между собой поссорились и один убил другого, убийцу посадили в тюрьму. В течение года шло расследование, только после этого ему был вынесен смертный приговор. Хан не один принимал решение, не единоличным своим приказом все решал, а действовал на основе закона, потому что есть государство. Основной смысл: «Совершивший преступление должен быть предан суду». У хана и народа была своя судебная система. Вы это представляете себе, да? Это – Средние века и Золотая Орда! По-другому и не бывает, государство существует именно так.

    Но до сих пор, к сожалению, распространено мнение, что татарские ханы действовали обычным насилием, просто все разрушали и грабили.


    «Золотая Орда строила на своей территории экономические зоны»

    Говоря о налогах, существует утверждение, что в Золотой Орде налог составлял всего 10 процентов. Это верно? 

    Не совсем. Раз это государство, фискальная система действовала по-разному. Скажем, для городского, оседлого населения применялась одна, для кочевого – другая. Если говорить о фискальной системе по отношению к русским землям, точные объемы налогов неизвестны, потому что не хватает источников. Но, несмотря на это, в сознании людей утвердилось: «татары грабили».

    Недавно зашел к парикмахеру. Женщина-парикмахер меня спрашивает: «Где вы работаете?» Я говорю, в Академии наук, изучаю Золотую Орду. Она мне: «О-о, это же государство, которое 300 лет нас грабило», – и стала мне объяснять, что такое Золотая Орда. Я вижу, что эти стереотипы уже вошли в сознание людей, ярлыки прикреплены и что это очень тяжело изменить. Потому что и сейчас много таких, кто продвигает эту мысль.

    Хотя, говорю же, нет даже источника, сколько платили русские земли. Конечно, в русских летописях немного говорится об этом, например Владимирскому княжеству полагалось заплатить 4 тысячи серебряных.

    Был ученый в Московском университете, сейчас уже покойный, Андрей Леонидович Пономарев. Он очень хороший специалист именно по торговым отношениям с итальянцами у Черного моря, в то время был нумизматом. По его исследованиям, Золотая Орда была устроена на купле-продаже, охраняла транзитные пути, и это было экономической артерией. Мы же говорим «свободная экономическая зона», она строила на своей территории такие зоны и брала там три-четыре, максимум пять процентов налога. Это очень мало.

    В то время еще Америка не открыта, вся торговля между Китаем, Индией и Европой шла через нас, и, конечно, такая низкая пошлина – три процента привлекала очень многих торговцев.

    Пономарев сам рассказывал, он так считал: приплывает судно, везет, допустим, какие-то изделия, ножи или сабли. Идет пошлина с судна, тогда было в дукатах. Одно судно платит три процента, получается 60 тысяч дукатов. Четыре тысячи серебряных русского государства – 20 тысяч дукатов. Почему? Потому что русские земли вошли в состав Золотой Орды. Во-вторых, для того времени, с точки зрения экономики, Российское государство – это еще пока не особо интересные для золотоордынских ханов земли. Там серебро не добывали. Тогда серебро – как доллар в наше время, оно имело хождение везде, налог брали серебром. На русских землях серебро не добывалось.

    Когда Золотая Орда стала распадаться, начинаются междоусобные войны, смута. В конце XV века открывается путь в Америку, позже османы и сефевиды строят большое государство. Значимость «Шелкового пути» снижается. Территория Золотой Орды в действительности начинает деградировать, потому что торговые пути меняются, главная артерия перестает проходить отсюда. Черноморский путь закрывают Османы, перестают пропускать итальянцев.

    Когда начались такие проблемы, особенно в Большой Орде, а затем в Крымском ханстве начинается барымта.

    Что это означает? В то время на территории Кавказа и нынешней Украины, на русских землях уводили в рабство, грабили. Здесь действительно можно применить слово «набег». И вот этот один единичный период перенесен на все время Золотой Орды и применяется на всю Золотую Орду, будто так было всегда. Хотя, повторюсь, такая ситуация складывается после распада Золотой Орды.

    Хочу подчеркнуть: это две разные вещи. Действительно такое происходило, но если мы ведем речь о государстве Золотая Орда до начала века, там была совсем другая ситуация.

    Причины распада Золотой Орды кроются глубоко

    Значит, в последний период Золотой Орды татары действительно уводили население русского государства в рабство и грабили?

    Во-первых, русское государство подчинялось Золотой Орде. А во время политической смуты ханы менялись постоянно. Появляются проблемы: русские князья не знают, когда и кто будет ханом, поэтому деньги начинают чеканить сами. На одной стороне изображение князя, на другой стороне, на реверсе поначалу был Туктамыш-хан, а затем непонятные арабские буквы. То есть получается такой смысл: «Мы подчиняемся Золотой Орде, но кому конкретно подчиняемся – не знаем».

    Тогда князья уже начинают отказываться подчиняться, даже в своих завещаниях пишут: «Если Бог переменит Орду», то есть если Бог изменит ситуацию, поменяет, упразднит государство Золотая Орда. Они находятся в ожидании, потому что действительно большое государство начинает рушиться, татары начинают уничтожать друг друга, самих себя.

    В то время так: назначается хан в Золотой Орде, через два месяца его убивают, приходит другой хан. Он отправляет весть: «Плати казну, мне нужна казна, деньги, чтобы управлять». Русское государство перестает платить. Если не платят, что делает хан?! Идет и забирает! На троне опять нет хана, что делать?! Амиры есть, у него под рукой некоторое войско, какая-то своя территория, а хана нет. Чтобы управлять, нужны деньги, едет – грабит. Такие ситуации встречаются.

    Надо подробнее рассказать о городах. Большой город в степи может существовать только при наличии большого государства и торговли. Чтобы город жил, вокруг него должны быть сёла. Почему? Потому что город занимается торговлей, не все же содержат скот, а город должен питаться, должен быть взаимный обмен.

    У каждого города в Золотой Орде был свой округ. И второе – у золотоордынских городов крепостей не было, потому что они возведены для торговли. В государстве никаких проблем нет, враги не идут, какой смысл строить крепость?! Позже, конечно, появляются оборонительные сооружения.

    Потом, когда русское государство усилилось и Золотая Орда стала распадаться, западные земли уходят из-под контроля, земли теряются до территорий возле Днепра. На Западе Золотой Орды, в нынешнем Кишиневе, например, была самая большая мечеть. И слово “Кишинев” тоже от слова “кәшәнә”– татарское слово, означает “мавзолей”. До сих пор используем это слово!

    В то же время население Кавказа с гор перебралось на равнины, там был татарский город и улус на Северном Кавказе – Мажар. Во время смуты эти земли сильно пострадали, население ушло.

    Куда переселяется этот народ? К сожалению, чтобы сказать точно, источников недостаточно. Конечно, большая часть была вырезана, убита, истреблена, остальное уведено в рабство, часть оттуда переселилась.

    Например, как видно из врученных церквям молдаванских грамот, татарские деревни и села разрушаются, население отдается церквям, часть раздается в качестве рабов. Какая-то часть переезжает. Можем назвать множество небольших городов Золотой Орды на территории нынешней Украины. Позже русские земли Воронеж, Тамбов уходят от Золотой Орды, русские завоевывают Волгу и Урал, Сибирь. И на этих землях оставалось не особо много, от городов в лучшем случае остались фундаменты зданий, сегодня археологи копают одни фундаменты.

    Можно сказать о городе Укек близ Саратова, рассказывать о нашем Булгаре. Даже к приезду Петра I там еще оставалось более 150 зданий, а сейчас сохранились лишь шесть-семь из них. И они только потому, что использовались то в качестве церкви, то для других целей. Оставили только для нужды. Эти города разрушены до основания.


    Особенно города на Нижней Волге. Археологи даже сегодня не могут сказать, который из этих руин – город Сарай, а который – Гулистан. Какой огромной столицей был Сарай, но до сих пор даже его мы конкретно не можем опознать. Красноярск, Царевское городище – только так их можем называть. Споры идут до сих пор. У больших городов копают только фундамент, они разрушены до фундамента.

    Еще даже в XVIII веке итальянцы нанимали мужчин и добывали кирпич в местах золотоордынских городов – разрушали и разбирали здания. Из этих кирпичей возводились Астрахань, Саратов, Самара. Древние города Золотой Орды разбирали в течение нескольких столетий, разбирали на кирпичи, и из кирпичей, изготовленных в Золотой Орде, были возведены несколько новых городов!

    Наверное, все знают Аулию Челяби, он объездил весь мир. Он рассказывает об остатках города Сарай XVII века. В то время еще город Сарай стоял, люди в нем не жили, возможно, жили только в каких-то частях города. Он пишет: «Я объездил весь исламский мир, видел такой красоты мечети, медресе, но таких зданий, увиденных в городе Сарай, в исламском мире нигде не встречал». Но, к сожалению, сегодня от них остались лишь фундаменты.

    Почему они так сильно разрушились?

    Во-первых, это происходило не за один день, шел долгий процесс. Чем слабее становились татары, тем больше усиливалась Москва. Татарские государства еще существовали, однако они разделились на ханства, единство ушло. Даже если у кого-то из ханств, например Крымского хана, было желание объединить эти татарские государства, сил у них на это не хватило. 

    Потом, ведь большая часть населения – кочевое. На основных, средних территориях кочевничество еще долго сохраняется. Восточная часть Золотой Орды полностью заселена кочевниками. И до сегодняшнего дня кочевничество сохраняет свой архаизм – трайбализм, то есть разделение на племена. И сегодня казахи, киргизы знают свои племена.

    У татар информации о происхождении из определенного племени сохранилось меньше, на это не обращалось внимания. Потому что переход в городской и ранний оседлый образ жизни, развитие торговли, этнические процессы были немного другие. Но можем сказать, что та же структура племен была и здесь.

    И в восточной части Казанского ханства было кочевничество. С одной стороны, кочевая жизнь – это само по себе отдельный мир, его также называют цивилизацией. В то же время, исходя из исторической точки зрения, видим, что были кочевники XVI – XVII веков. И у татар полукочевничество все равно долго еще сохраняется. При распаде Золотой Орды они деградируют, потому что в городе нет торговли. В кочевничестве города и не нужны. Позже степные кочевники пишут русским: «Я хочу построить мечеть, пришли мне гвозди», даже гвоздей нет.

    Некоторые эпизоды из кочевнической жизни в Золотой Орде приводят Утямеш-хаджи, Абдулгаффар Крыми. Например, случай из позднего периода, это уже когда начался распад государства: умер Бардибак хан, вместо него приводят хана из рода Шибана. Этот хан ломает покрытый золотом и украшенный золотым порогом дом-шатер золотоордынского хана и по кусочкам раздает своим людям. Похожий случай описан в истории Идегея, когда его сын Нуритдин мирза выходит против своего отца, он также ломает и сжигает принадлежащий отцу мечеть-шатер, ковры раздает своим людям.

    Население Казанского ханства тоже прошло через кочевничество, но у нас климат и ландшафт не пригодны для кочевой жизни. Только в южных областях Казанского ханства, Мангытском улусе кочевничество продлилось дольше.

    Часть населения деградирует, и деревенская жизнь, в прежние времена существовавшая в тесной связке с городом, сходит на нет. Почему?! Люди в страхе перед кочевниками перебираются севернее, в Заказанье, в лесную местность.

    Кочевниками можем называть тех же татар. В татарских ханствах, особенно в Большой Орде и Астраханском ханстве, кочевничество сохраняется еще долго. Позже Ногайская Орда – мангыты строят свое государство. Но и это государство исчезает в результате междоусобных войн.

    В татарских ханствах везде были мангыты. Они также участвуют и в этнической истории ханств, переселяются в разные места, например, правительница нашего Казанского ханства Сююмбике – из них. Часть мангытов поглощается казахами. 

    Кочевничество еще долго существовало у ногайцев, казахов, потому что они жили в степи. До XVII века татары были полукочевыми, потом кочевничество прекратилось. Но какие-то отдельные случаи все же встречались, например, как пишет Абдулгаффар Крыми, даже в XVIII веке некоторые татары в Крыму вновь ушли в кочевничество.


    Золотая Орда объединила русское государство

    Говорят, государство Золотая Орда заложило основу Российского государства. Это верное утверждение?

    До прихода Золотой Орды русское государство представляло собой единую цивилизационную зону. Но она имела связь с Византией – православие, ортодоксальная христианская религия идут оттуда.

    В русском государстве власть в руках князя, с точки зрения государственности понятия «царь», еще не существует, она появится только при Иване Грозном. Русские княжества ориентированы на византийских императоров, но в то же время у них есть своя государственная структура.

    Но с приходом Золотой Орды русские княжества объединяются, и насаживается вертикальная система. При возведении структуры Российского государства, при сохранении ими своих особенностей, используются также и созданные за 300 лет в составе татарского государства структуры.

    Во-первых, ханы имели свой подход в выборе правителя того или иного княжества. Если до Орды княжество переходило от отца к сыну, то ханы Золотой Орды назначали на княжение исключительно по наличию необходимых для этого качеств: умеет ли он подчиняться, как управляет. Из какого он рода происходит, значения не имело.

    Можно сказать, русское государство того периода формировалось под влиянием трех факторов – сложившаяся к тому времени собственная государственная система, Византия как источник духовного составляющего (например, митрополитов ставит Византия) и влияние Золотой Орды.

    К сожалению, до сих пор существует стремление не замечать фактора Золотой Орды и татар в истории российской государственности. Доходит до абсурда – книгу исследователя Востока Сергея Сергеевича Аверкиева о влиянии татар на жизнь русского народа не просто не издавали, даже спрятали ее. Этот труд обнаружил доктор исторических наук Илья Зайцев, и мы вместе эту книгу издали. Затем Ильяс Камалов написал книгу по этому труду, обстоятельно проанализировав его.

    Из русских историков крупный ученый Савельев в некоторой степени раскрыл татарский фактор, в то же время другие, например Ключевский, вообще сделали вид, что такого фактора нет. Татарский фактор посадил на стереотип. К сожалению, по этой системе история преподавалась и в советское время.

    «Они считали, что Бог един, поэтому не трогали ни одну религию»

    – Насколько верны утверждения, что в Золотой Орде были свобода вероисповедания, свобода совести?

    Во-первых, надо смотреть Монгольскую империю, Чингизхана, их менталитет. По их менталитету, на небесах – Бог, а религии разные. У них все равно было понятие «Бог един», поэтому они не трогали ни одну религию.

    Притеснения вероисповеданий наблюдались в тот период, когда чингизидские государства выбирали себе религию. Например, в империи Юань в Китае притесняли мусульман.

    Буддийские предводители на Тибете, называемые пандитами, выделяли из нескольких одну и ставили в качестве главной. В Иране, в государстве Хулагуидов, несмотря на то что они держали под контролем исламские территории, сначала опирались на христиан. Затем они переходят в ислам.

    В Средней Азии, Чагатае тоже вначале были подобные проблемы. Там население, будучи в культуре ислама, имело вероисповедание с некоторыми элементами язычества.

    Мы видим подобный синкретизм и в государстве Тамерлана, и в построенной позже его потомками Великой Монгольской империи. То же наблюдалось в Индии во времена Акбара, там была попытка объединить индуизм и ислам. Но стараниями исламских ученых, таких как Имам Раббани, эти попытки не достигают успеха. Проблема синкретизма в Средней Азии и стала причиной возникновения великих ученых. Тот же Накшбанди хазрат жил во времена правления Тамерлана.

    На территории Золотой Орды были земли исламские и христианские. Были также различные нетрадиционные религии, у них священной книги не было. В целом государство не вмешивалось в духовную составляющую жизни своего населения. Главное, чтобы народы платили в ханскую казну, подчинялись власти хана. Это правило объединяло народы.

    В источниках говорится, как Узбек хан хотел ввести ислам повсеместно и к нему пришли беки и сказали: «Ты не смотри на нашу религию, а смотри, как мы тебе служим». Но Узбек хан был сильным, он крепко устанавливает ислам. Но тут надо внести ясность: ислам только для тюрков-татар. Христиан он не трогает. Их духовникам дает ярлыки и в них пишет: «Налог вы платить не будете, у вас лишь одного просим: молитесь за нас и нашу семью».

    Во время правления Туктамыш хана, когда татары построили мечети на пустующих русских землях, русские пишут об этом жалобу, и Туктамыш приказывает разрушить эти мечети. Там, где государство, существуют законы. И, конечно, государство, управляющее такими большими территориями, как Золотая Орда, тоже жило законами.

    Юбилей Золотой Орды отметят в Казани

    Чем эта дата важна для нас и как мы будем отмечать эту дату?

    Во-первых, это будет возможность показать, что у татар есть глубокая государственность. К сожалению, сейчас мы видим и зависть, и высокомерное отношение, и старательное игнорирование татарского фактора, все это есть. Это мероприятие – своеобразный ответ таким явлениям. Потому что есть даже попытки утверждать, что татары к Золотой Орде не имеют отношения.

    В нашем Казанском кремле имеются захоронения шести казанских ханов, все они чингизиды. Здесь было государство чингизидов. Наш город Булгар выполнял функцию первой столицы Золотой Орды. Потом он стал вторым городом хана, ханским городом. Во всех наших источниках указано, что эти ханы были наши.

    Почитайте только дастан «Чура батыр» – он и в Крым приезжает, и в Казань, и степи объезжает – он бывает везде. Это – его государство, его земля, они так и понимали. Наш Крым, Хаджитархан (Астрахань), Касимов, наша Сибирь – они и сегодня, и в те времена были страной татар. Это единый татарский мир! Друг друга знали, понимание того, что «мы – одно государство и один народ», продолжалось до последнего.

    А после, в составе русского государства, в основном образовалась большая татарская нация, которую мы сегодня знаем. Если бы не было той основы, она не смогла бы объединиться, сформироваться.

    С другой стороны, этот юбилей важен и для нашей республики, мы не образовались на пустом месте, мы народ, имеющий государственность. Татарам это присуще с древних времен.

    И главной темой форума, посвященного Золотой Орде, тоже будет тема государственности.

    Говоря о государственности, ее надо рассматривать в широком смысле. Как оно управляло, как работали разные его институты, как они сформировались? Государство – это большой организм, он не может жить просто так. Оно должно вести политику, все должно быть построено на дипломатии. И войска подчиняются дипломатии, и экономика, и строительство городов – все подчиняется дипломатии государства, его образу жизни.

    Золотая Орда, во-первых, из-за того, что занимала большую территорию, во-вторых, что была сильной, была в торговых отношениях со всем миром, и это был большой и многогранный процесс. Татарские ханства это унаследовали и продолжили.

    Что касается мероприятий к юбилею, мы отвечаем за научную часть, это будет научная конференция.

    Наши художники к юбилею сделают выставку с картинами, будет визуализация. Насколько я знаю, подготовка уже началась. Мы хотели бы, чтобы подключилось все культурное сообщество, поэтому обратились к писателям, театрам, особенно хотелось бы, чтобы театр Камала к юбилею вновь поставил на своей сцене спектакль по дастану «Идегей». Кроме того, для Министерства образования РТ мы подготовили методическую книжку для учителей истории, чтобы они провели в школах уроки, посвященные этой дате. Мы им отправляем краткую историю Золотой Орды, чтобы они могли использовать ее в этих уроках.

    Сама конференция будет международная, на нее приглашаются самые сильные, крупные ученые мира. Это очень важно для имиджа Татарстана и Казани.

    Стоит отметить, что в Татарстане работа по изучению Средневековья ведется на очень серьезном уровне. Мы исследуем и издаем источники, которые получают всемирную известность. Издали «Каландар-наме» Абубакира Каландара. Изданы такие авторы, как Утямеш-хаджи, Абдулгаффар Крыми. Подготовили к изданию «Нахжел-фарадис» Махмуда аль-Булгари. Все это делается в Казани, усилиями небольшого коллектива Института истории.

    Это зависит не только от историков, а от всех нас. Думаю, это еще одна возможность всесторонне показать нашу нацию, наше государство, наш Татарстан, защитить и показать наши глубокие корни, нашу великую историю.

    Когда и где будет проходить форум «Золотая Орда»?

    Наш Золотоордынский форум проходит один раз в два года. В данное время с Кабинетом министров РТ идет согласование смет, оргвопросов. Мы решили, что его надо провести в этом году в сентябре.

    Изначально Золотоордынский форум задумывался как форум в Казани. В его рамках могут быть поездки в Болгар, другие места. Такие конференции проводили в Лейдене, Оксфорде, Крыму. Но Золотоордынский форум – мероприятие, которое всегда проходит в Казани.

    «Говорить, что Золотая Орда не принадлежит татарам, – смешно»

    Ильнур Мидхатович, другие народы не против концентрации темы Золотой Орды именно в Казани, не претендуют на это наследие?

    Наследие Золотой Орды обширно. В сегменте Фейсбука есть определенные личности, которые пытаются оспорить право татар на это наследие, которые пишут «Золотая Орда не принадлежит татарам, она наша». К таким заявлениям, я думаю, серьезно относиться не стоит.

    В Золотой Орде род старшего сына Чингиза Джучи держал под своей властью полмира. Если татарские ханства продержались до 16-го века, сибирские – до 17-го, Крымское ханство просуществовало до 18-го века, а казахское ханство – до конца 18-го века, то построенные в Средней Азии Шейбанидами государства существовали вплоть до начала 20-го века. Мы видим, что в той или иной форме государства Золотой Орды дошли до 20-го века.

    Можем сказать о Бухарском эмирате. Это государство было построено сибирскими татарами – выходцами из территории Сибири. Они выгнали оттуда тимуридов и построили свое государство, и оно еще стояло в начале 20-го века. Поэтому они одновременно с нами разделяют это наследие и сегодня они являются родственным нам народом.

    Например, мы недавно побывали в Узбекистане и сейчас начнем исследовать их архивы. У нас есть отдельная программа по изучению источников. Мы в первую очередь позвали на форум их историков, также зовем ученых из Казахстана, других государств. Для нас важно наладить контакты с учеными, способными сказать новое слово в науке, научными центрами.

    Они тоже проводят этот юбилей?

    Мы, конечно, им предложили. Если взять Узбекистан, там, наверное, сложнее, потому что сегодня Узбекистан себя больше ассоциирует с государством Тамерлана, там специалистов по Шайбани практически нет. Они и сами по этому поводу обеспокоены, хотят работать. В последние годы Казахстану хочется войти в эту тему.

    Во времена СССР было принято говорить «татарское иго» и все отрицательное, плохое сваливать на татар. Действительно, в то время у нас в Казани запрещалось изучать Золотую Орду. Миркасым Усманов (доктор исторических наук, профессор – прим. Т-и) изучал ее не как Золотую Орду, а как Улус Джучи, никто не понял, и таким образом ему удалось издать книгу.

    Сафаргалиев, позже изучивший Булгары Равиль Фахрутдинов, другие ученые – все они, невзирая на политическую ситуацию, старались всесторонне изучить историю Золотой Орды.

    А после 1990-х все стали претендовать на это наследие. Лично я ничего не имею против желания быть причастным к истории Золотой Орды, однако если претендуешь, за этим должен быть какой-то научный взгляд, научная основа. Амбиция – это ведь не наука.

    Поэтому мы Узбекистану предложили провести несколько конференций совместно. У них ведь тоже могло существовать правление последних из рода Джучи. По Золотой Орде и татарским ханствам в Алма-Ате есть Институт истории имени Валиханова. Мы им предложили, его директора привезли на конференцию, посвященную Марджани, высказали свои предложения. Конечно, они – независимое государство, у них есть своя научная организация. Если они сами примут, мы, конечно, готовы помогать и поехать, принять в этом участие. Пока же еще каких-то общих проектов с ними выполнить не удалось.

    Это пока проходит только в Казани, в других городах такие мероприятия не ожидаются?

    Желающие, возможно, есть, но для этого нужно не только желание, а какая-то деятельность. Мы за них отвечать не можем, я могу сказать лишь за нас самих.

    Подготовка к юбилею началась не сегодня. Проведенный в 2017 году Золотоордынский форум был начат именно на основе программы подготовки к этому юбилею. Мы стали вести переговоры еще раньше, например вышли на представителей творчества, тех же художников. Мы со своей стороны дали какие-то идеи, предложения. Получилось что-то сделать или нет – точно сказать нельзя, но об этой теме, дате разговор идет давно.

    Конференция и выставка художников – помимо перечисленных вами мероприятий что еще ожидается?

    Я за всех ответить не могу. Еще в 2017 году в Кабинете министров был составлен план подготовки мероприятий. Мы направили свои предложения разным культурным учреждениям, музеям, театрам. В какой степени идет работа, когда увидим результаты, мне сказать пока сложно.


    «С пособием по Золотой Орде можно провести целый урок»

    Вы сказали, что подготовили для школ методические пособия. Что из них можно будет узнать?

    В этих методичках содержится краткая история Золотой Орды, а также информация о главных личностях и датах этого государства. Это мы сделали в помощь учителю истории. А далее там уже идет список рекомендуемой литературы и отрывки из источников для более подробного изложения темы. Эти книги могут быть интересны не только учащимся, но и их родителям.

    В список собрали издания, которые без труда можно найти в интернете. Мы разошлем эти пособия, и хочется надеяться, что система образования также донесет это до населения. Хотелось бы, чтобы тема освещалась как можно шире, не только занятия по истории, можно проводить конференции, открытые уроки для родителей, таким образом, увеличить круг охвата. В школах проходит большое количество мероприятий, а эти уроки поднимают очень важную тему – историю татарского народа, нашей государственности, поэтому хочется верить, что в образовательных учреждениях тоже понимают важность таких мероприятий.

    У вас выходит журнал «Золотоордынское обозрение». Расскажите, когда он начал выходить и с какой целью он издается.

    В Институте истории у нас есть центр по изучению Золотой Орды и татарских ханств. В момент образования центра наш директор Рафаэль Сибгатович Хакимов поставил перед нами первостепенную задачу – мы должны видеть себя как площадь для развития этой темы, как координатор. И мы выпускали разные ежегодники, сборники, книги. В 2013 году, в ходе третьего Золотоордынского форума прозвучала мысль, что по этой теме нужен сильный авторитетный журнал.

    На первый взгляд, тема кажется немного узкой, но для тех, кто работает в области изучения Золотой Орды, этот журнал действительно очень нужен. Для работающих в университетах, научных институтах очень важно наличие авторитетных журналов, включенных в такие базы, как Scopus, ВАК. Таким образом, по решению ученого совета Института истории был основан журнал «Золотоордынское обозрение». Это было весной 2013 года, а во второй половине года мы уже выпустили два номера этого журнала.

    За пять лет нам удалось включить его в базы ВАК и Scopus. На заседаниях Scopus наш журнал уже несколько раз упоминался в качестве примера.

    Наш журнал входит в рефератные базы всех журналов. У него имеется партнерство с шестью разными институтами в Румынии, Оксфорде, Казахстане, Москве. В редколлегию нашего журнала входят крупные ученые со всего мира, есть рецензионный институт. Главное – это все работающие коллективы.

    Научные труды желающих заниматься темой Золотой Орды, печататься в нашем журнале рецензируются крупнейшими учеными мира. Сегодня журнал крепко стоит на ногах, хорошо себя чувствует, о чем можно судить и по тому, что материалов у нас собрано на два года вперед. Это очень много значит. И, конечно, за этим стоит большая работа.

    «Без татарского фактора история не может быть полной»

    Ильнур Мидхатович, когда-нибудь отношение к Золотой Орде изменится? Или оно уже меняется?

    Я могу сказать одно: мы, кто находится в науке, все говорим на одном языке. Российские ученые – они все понимают, что происходящее сейчас – ненормально. Они пишут и говорят правду о Золотой Орде. В действительности они тоже недоумевают, почему этот научный вопрос все еще рассматривается в идеологическом ракурсе, и переживают, что это так происходит.

    По данным известного историка из Воронежа Юрия Селезнева, за последние тридцать лет в учебной литературе для вузов информация о татарских ханствах никак не изменилась, то есть как преподавали раньше, так это и преподают. За тридцать лет наука продвинулась вперед, однако донести это до населения сложно, это вопрос не одного дня.

    Даже по тому случаю в парикмахерской видно, как хорошо «работает» этот стереотип: эта женщина что-то узнала из истории в школе и совершенно уверена, что татары 300 лет грабили русское государство. В то же время сейчас есть все возможности человеку самому составить мнение, как все было на самом деле – стоит лишь захотеть, даже в библиотеки ходить не надо, просто зайти в интернет и почитать, даже тот же наш журнал «Золотоордынское обозрение», – он все поймет, не ограничиваясь школьными учебниками.

    По «игу» тоже стоить отметить: нельзя однозначно утверждать об этом. Мы выступили против определения «иго», потому что оно выставлялось как некая экстремистская система. Тем более термин «иго» начал использоваться сравнительно недавно.

    После того как мы объяснили, что Золотая Орда была настоящим государством и оно не существовало лишь таким способом, слово «иго» из учебников убрали. И, к сожалению, вместе с этим из учебников исчезла и история татар. Потому что раньше брали три темы из татарской истории – нападения Бату-хана, Куликовскую битву и стояние на реке Угре – и связывали это с «игом». Получалось, в учебниках показывали период завоеваний, период, когда Золотая Орда распалась, а то, что было между этими периодами, об этом умалчивалось. А когда убрали «иго», то татар в учебниках и вовсе не осталось.

    К сожалению, такая политика продолжается. Например, сейчас Институт истории Академии наук России пишет многотомную историю России, и, насколько я знаю от работающих там людей, татарской истории в этом многотомнике отведены лишь полторы авторских страницы. 40 – 50 страниц на всю историю татар! Говорим, история России, история Отечества, это ведь не только Москва, не только русская история. А здесь татарской истории практически нет.

    Ладно, я не говорю за Дальний Восток, за других, но татарский вопрос в истории России стоит отдельно. Татарский фактор был, и он имел значительное влияние при образовании этого государства – это и татарские войска, и элиты, входящие в состав государства, и татарское влияние в целом. Если из истории России уберем эту часть, конечно, это не будет полной историей государства.

    Но это – политика. Если честно, у меня есть некоторое сомнение, что эти многотомники будут читать и эта 20-томная работа будет иметь большой вес в науке, так как уже сейчас она построена на политике.

    А по Золотой Орде, слава Аллаху, сегодня много академических трудов. У нас есть семитомная «История татар», третий и четвертый тома посвящены этому вопросу. Кроме того, совместно с Оксфордским университетом изданы книги «Золотая Орда в мировой истории» на русском и английском языках. В этой книге дана исчерпывающая информация по истории Золотой Орды и ее наследии. Книгу писали больше сорока крупнейших, самых авторитетных ученых. Книга доступна в Интернете в русском и английском вариантах.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Наука и образование

    «Татарстан — один из несущих субъектов Российской Федерации»: главред «Эха Москвы» о жизни республики

    Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» высказал свое мнение по актуальным для Татарстана темам на встрече со студентами-журналистами КФУ. Электронное голосование, полилингвальные школы и Казань, которую «завалили деньгами»: что думает об этом Алексей Венедиктов — читайте в материале «Татар-информа».

    Наука и образование

    «Это мини-нефтеперерабатывающие заводы»: США поможет Татарстану перерабатывать отходы и бороться с иловыми полями

    В сентябре делегация Республики Татарстан с рабочей поездкой посетила Соединенные Штаты Америки. Гости ознакомились с производством компаний, занимающихся переработкой вторичного сырья. Об итогах поездки ИА «Татар-информ» рассказал первый заместитель министра строительства РТ Алексей Фролов.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна