Ирек Миннахметов: «Гонка – вещь непредсказуемая»

Бывший генеральный директор АО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов, так неожиданно ушедший из жизни, был известен не только как талантливый менеджер и бизнесмен, но и как первоклассный гонщик – он имел звание мастера спорта.

В июне прошлого года Миннахметов уверенно победил на первом этапе гонок Can-Am X Race в абсолютном зачете на квадроциклах. В ходе беседы на автодроме «Высокая гора» с корреспондентом ИА «Татар-информ» Ирек Джаудатович не только оценил итоги гонки, но и объяснил семейное увлечение автоспортом, а также дал понять, что с младшим братом соревноваться на трассе никогда не будет. Очень закрытый человек немного открылся. Сегодня агентство публикует это интервью, не вышедшее в прошлом году по ряду причин.

В шестой раз в десяти сезонах гонка Can-Am X Race прошла в нашей республике. Чем вам запомнилась нынешняя?

На эти гонки пришли камазовцы, победители «Дакара», поэтому груз ответственности у нашей команды «Чингисхан» стал сумасшедшим. Мы понимаем, что в гонку пришли реально серьезные профессионалы, пускай и из другой дисциплины. Но они ездят по такой же легенде с теми же штурманами, отличается только техника. После грузовика они пересели на багги, но гонка показала, что им в этом классе есть чему учиться. Как профессионалы они, думаю, могут достаточно быстро перепрыгнуть эту планку. Но впереди еще два этапа гонок, время покажет. Конечно, я рад, что победил соперников в таком именитом составе. Да и проиграть дакаровцам мне было бы не обидно.

Табло официальных итогов первого этапа гонок Can-Am X Race в абсолютном зачете по классу «Абсолют» на квадроциклах:

1-е место – Ирек Миннахметов / Евгений Павлов / Казань / Тверь;

2-е место – Алексей Бердинских / Антон Панчехин / Москва;

3-е место – Игорь Чагин / Иван Безденежных / Набережные Челны.

А как вы прокомментируете свой 16-минутный отрыв от второго места, это ведь очень много?

Одна поломка, одна ошибка. Плюс-минус 16 минут, гонка – вещь непредсказуемая.

Всезнающая «Википедия» характеризует вас как «предпринимателя, управленца и спортсмена». Гонки для вас – просто хобби, или всё гораздо серьезнее?

Да, это мое любимое хобби, мое единственное хобби. Которое отнимает у меня все свободное время. Конечно, приоритет – это работа, и всё же прямо сейчас я не готов сказать, что у меня на первом месте.

Это отец привил вам любовь к гонкам (Джаудат Миннахметов неоднократно становился победителем самых разных гонок в конце прошлого – начале нынешнего века – прим. ред.)?

Да.

Так у вас просто автомобильная семья! Ваш отец, вы, ваш младший брат Радик, жена Алина, которая побеждала ранее на Can-Am X Race...

Да, но, к сожалению, на этих гонках вчера у Алины не сложилось. Немножко не получилось.

Никогда не было желания собрать под одной автомобильной крышей всю семью, чтобы в такой мощной компании (все гонщики!) сокрушить всех конкурентов? В одном танке. Понятно, что такое нереально технически, но как красиво бы выглядело!

Нет у нас такой задачи. Да и не хочу я, чтобы мы все вместе ездили. Вот жена хочет, она пробует, однако у нас спорт травмоопасный. И если меня спросят, хотел бы я, чтобы мои дети участвовали в гонках, не факт, что захотел бы этого, не факт, что соглашусь. Но если они сильно захотят, я их поддержу.

А с младшим братом Радиком вы никогда на трассе не выявляли сильнейшего?

Нет, и никогда не было такого желания – драться или гоняться с родным братом. Никогда не пересекались на трассе.

Вы участвовали в самых разных гонках, были чемпионом России по автокроссу и авторалли, победителем открытого чемпионата Беларуси по кольцевым автогонкам. Какой же вид автоспорта у вас любимый?

То, на чем сейчас гоняю, – багги, квадроцикл. Это мне и нравится.

Вы успели порулить и МиГ-29 – не захотелось переквалифицироваться в летчика?

Да, порулил этим истребителем, но я, наверное, не воздушный пилот. Не хотелось мне больше управлять ни самолетом, ни вертолетом. Люди воздуха – это одни люди, люди земли – другие.

Так вы и за руль болида «Формулы-1» садились на чемпионате страны «Формула России». Это на земле, хотя аппарат подобен космическому. И тут не было желания сменить квалификацию?

Это тот же формат кольцевых гонок, хотел попробовать себя в самом престижном классе автогонок. Я же чемпион по авторалли. А на болиде мне понравилось, хотя для России это тяжелый класс, точнее, малоразвитый.

С учетом того, что вы председатель республиканской Федерации спортивного пейнтбола, не хотелось организовать турнир по стрельбе краской, но сидя за рулем?

А такой вид уже есть, это называется биатлон, но на багги, а не на лыжах с винтовкой. Гонки на время в три круга, потом останавливаешься и стреляешь, мы это назвали квадробиатлоном.

Вы организовали и поддерживаете клуб единоборств «Хан». С какой целью, это ведь не автоспорт?

Этим занимается очень хороший человек, которого я знаю именно по единоборствам, он вкладывает туда хорошие деньги, сам я в этом достаточно плохо разбираюсь. Наша задача – поддерживать детей, что у нас неплохо получается. Это отдельная тема.

Казань – спортивная столица России. В свете этого как вы оцениваете бурный прогресс автоспорта в Татарстане?

Автоспорт у нас развивается скачками. Причем очень серьезное развитие в республике получили самые разные виды гонок, например, кольцевые. Пришли новые люди, влилась новая кровь. Это отдельная тема, для разговора по которой стоит собраться специально. Лично я не люблю особо освещать гонки. Но когда на данную гонку пришли камазовцы, дакаровцы, я переживал – получится выиграть, не получится, как всё будет происходить. В итоге появился сумасшедший стимул, большая мотивация победить таких именитых соперников. Огромное им спасибо за то, что пришли в гонку квадроциклов. Этим они подняли уровень нашей серии, подготовили четыре машины для гонки!

Первый гонщик республики Рустам Минниханов легко управляет любым автотранспортом, рулит и вертолетом. А у вас не возникает желания расширить свой рулевой репертуар?

Нет у меня такого желания.