«Без бергә» в Татарстане: как попасть на бесплатную консультацию психолога и логопеда

Как родителям наладить отношения с подростком, мотивировать его к учебе и эффективно подготовить к ЕГЭ — ответы на эти вопросы жители республики могут получить в новом проекте центра «Росток».

Грант Минпросвещения РФ в рамках нацпроекта «Образование» в размере более 6,4 млн рублей выиграл Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» из Татарстана. На эти цели в текущем году организована работа консультационного центре «Без бергә». Родители, представители детей и люди, планирующие взять ребенка на воспитание, могут получить в нем бесплатную психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.

«Проект „Без бергә“ реализуется с марта. В прошлом году мы приняли участие в конкурсе грантов, стали победителями. Проект реализуется в семи городах и районах республики: Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске, Лаишевском, Высокогорском, Актанышском и Нурлатском районах. Средства гранта направлены на зарплату консультантов-психологов, оборудование, интернет. Проект будет реализован до конца года. На следующий год специалисты консультационного центра намерены повторно отправить заявку на конкурс»директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Дарья Охотникова

В работе консультационного центра «Без бергә» принимают участие квалифицированные педагоги-психологи. Консультации оказывают логопеды, дефектологи и методисты-психологи. Начиная с марта специалисты консультационного центра «Без бергә» провели 8232 консультации в Татарстане, из них 3980 консультаций проведено дистанционно в связи с самоизоляцией в период эпидемии Covid-19.

«Чаще всего к нам обращаются с такими проблемами, как детско-родительские конфликты. Особенно много обращений было в период самоизоляции по поводу организации режима дня ребенка. Сейчас пошли обращения по поводу поступления в детский сад и в первый класс школы. В основном к нам звонят и приходят родители дошколят и учеников младших классов. Есть обращения от родителей старшеклассников, но их не так много», — отметила Охотникова.

Согласно данным спикера, всплеск обращений наблюдался в период самоизоляции. Родителей интересовали вопросы: как решать возникающие конфликты, реагировать на детские капризы и истерики. Консультации проводятся при личных встречах, по телефону, а также по видеосвязи.

«Услуги нашего центра востребованы. Сейчас не так много мест, где родители могут получить бесплатную консультацию психолога или логопеда. Когда родители узнают о нас, они к нам обращаются. Мы пытаемся рассказать о нашей работе через СМИ, распространяем листовки о проекте. Один родитель может обратиться за консультацией неоднократно», — отметила Охотникова.

Максимальное число психологических консультаций было оказано в марте в период пандемии, когда люди находились в стрессе. Тогда за месяц поступило 2200 обращений. Второй всплеск обращений зафиксирован в июне — 2052. Учебный год в школах завершился и сейчас большинство людей волнуют вопросы подготовки к ЕГЭ и семейных взаимоотношений.

В Набережных Челнах рекомендуют обратить внимание на режим дня

В рамках проекта «Без бергә» психолого-педагогическая помощь жителям Набережных Челнов оказывается с марта. С тех пор специалисты центра проконсультировали 375 человек. Здесь проводятся очные и дистанционные консультации по телефону, скайпу и зуму.

«По зуму мы консультируем приемных родителей в специальной группе. Консультации проводит педагог-психолог. Чаще всего у обращающихся к нам за помощью возникают вопросы родительско-детских взаимоотношений. Люди интересуются специальными условиями получения образования для детей-инвалидов, особенностями развития детей раннего возраста. В месяц обращается не менее 80 родителей дошколят», — сообщила директор Центра психолого-медико-социального сопровождения № 85 в Набережных Челнах Елена Егорова.

В мае было много обращений родителей по вопросу адаптации детей с особенностями в развитии в учреждениях среднего профессионального образования, также обращались родители выпускников коррекционных школ. Их интересовало, как их дети смогут получать образование и адаптироваться в техникумах. В летний период взрослых беспокоят вопросы интеллектуального развития детей, их дальнейшее образование, развитие личностных качеств у подростков.

«Сначала мы выясняем, какая проблема есть у ребенка. Определяем, насколько у него развиты познавательные процессы, как он справляется с учебной программой, каковы его личностные качества и круг интересов, к какой профессии есть склонности. Мы всегда советуем родителям правильного организовать режим дня, чтобы у подростка не было излишней нагрузки», — отметила Егорова.

Совет по правильной организации режима дня особенно актуален в период домашнего обучения, стрессовых ситуаций, во время подготовки к ЕГЭ.

В Нижнекамске советуют делать подросткам расслабляющий массаж

Центр диагностики и консультирования в Нижнекамске оказывает консультационную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Большую часть клиентов центра составляют дети, которые не посещают образовательные учреждения в силу разных обстоятельств, а также их родители.

«Родители малышей приходят к нам за советом, по какой программе лучше обучать ребенка. К нам обращаются родители школьников с проблемным поведением, которые не слушаются и не хотят учиться. Мы запустили программу по поддержке семей, воспитывающих приемных детей, плотно работаем совместно с отделом опеки. Родители приходят на консультации, их интересуют детско-родительские отношения, вопросы взаимопонимания, особенности психологии ребенка в подростковый период», — сообщила директор Центра диагностики и консультирования в Нижнекамске Марина Кислицына.

В месяц здесь обычно проводится около 90 консультаций, всего со старта проекта проведено около 450 консультаций. В период самоизоляции сотрудники центра работали дистанционно, вели психологическое сопровождение клиентов. К примеру, представители одной семьи обращались за консультациями по вопросам взаимоотношений с детьми практически через день. В период пандемии родителей волновали вопросы мотивации детей к домашней учебе. Очные консультации были возобновлены в середине мая, прием ведут два специалиста.

Сейчас жителей района волнует проблема детско-родительских взаимоотношений, вопросы снятия тревожности у детей, умение регулировать их поведение. Начались ЕГЭ, и родители обеспокоены тем, что их дети волнуются и недосыпают. Как снять в этот период стресс у ребенка?

«В первую очередь нужно создать дома гармоничную, спокойную обстановку. Нужно соблюдать все режимные моменты, родителям необходимо быть спокойными, уравновешенными, сдержанными, следить за своевременностью проведения гигиенических процедур. Вечером подростку мы рекомендуем принимать ванну с хвойным концентратом, делать расслабляющие процедуры. Родители могут предложить сыну или дочке массаж, чаще их обнимать и поглаживать. Подросток больше всего нуждается в тактильном ощущении, но стесняется сказать об этом. Мы думаем, что наши дети уже стали взрослыми, но в душе они еще дети, которые нуждаются в родительской ласке и заботе», — советует Кислицына.

Директор Центр диагностики и консультирования в Нижнекамске рассказала, что в летний период очень часто в процесс воспитания вмешиваются бабушки и дедушки. Бывает, что родители отвозят ребенка на отдых в деревню, а забирают совсем другого человека. Подросток неожиданно начинает дерзить, курить и использовать мат в речи. В этом случае родители должны быть настоящими дипломатами, чтобы не испортить отношения с представителями старшего поколения и наладить успешные коммуникации с ребенком. Собеседница «Татар-информа» отметила, что в числе самых актуальных вопросов сейчас в Нижнекамском районе подготовка и сдача ЕГЭ.

«В 90 процентах случаях правильно организованный режим дня, беседы на отвлеченные темы помогают молодым людям расслабиться. Нужно больше позитива, а тему ЕГЭ не стоит слишком часто затрагивать в семье. Нужно исключить посторонние раздражители, повременить с приглашением гостей и организацией вечеринок. Обстановка в доме должна быть ровной и спокойной», — отметила Кислицына.

В Лаишево учат хитростям для повышения мотивации к учебе и чтению

В Лаишевском районе проект «Без бергә» реализуется с марта, в месяц здесь проводится около 180 консультаций. В марте консультации были очные, а с апреля в связи с эпидемиологической ситуацией работа организована дистанционно. Всего два специалиста психолого-педагогической службы провели около 740 консультаций.

«Чаще к нам обращаются мамы, папы звонят реже. Самый популярный вопрос — отсутствие или низкая мотивация школьников к учебе. На втором месте межличностные отношения, а на третьем — отношения между учащимися. Людей часто интересует вопрос, готов ли ребенок к школе в шестилетнем возрасте. Взрослые обращаются за советом, чтобы определить дальнейший образовательный маршрут школьника, который не справляется с каким-либо предметом. Их интересуют способы развития памяти у детей, усидчивости и интеллектуальных способностей», — проинформировала руководитель психолого-педагогической службы Лаишевского района Лилиана Валиева.

В период самоизоляции за консультациями в районную службу обратились 350 человек. Людей волновали сложности при дистанционном обучении и межличностные отношения. Когда все члены семьи были дома, у них возникали разные споры и ссоры. Самый актуальный вопрос сейчас — низкая мотивация детей к учебе. Дело в том, что школьникам дали на лето приличный список литературы, а они не хотят читать книги.

«Ребенка заставлять читать не нужно. Его нужно заинтересовать собственным примером. Еще есть определенные уловки: можно пойти в книжный магазин или выбрать книгу, которая интересна ребенку, в интернете. Заинтересовавшись, он будет ее ждать и обязательно прочтет», — говорит Лилиана Валиева.

В Высокогорском районе консультируют по вопросу готовности к школе

В Высокогорском районе в рамках проекта с марта консультации проводит один человек. Это руководитель психолого-педагогической службы района Альфия Шаймарданова. На данный момент она проконсультировала более 350 человек.

«В период самоизоляции люди спрашивали, как справиться со стрессом из-за того, что засиделись дома, как не сорваться на ребенке. Были вопросы по адаптации детей к дистанционному обучению. Всего за время самоизоляции проведено более ста консультаций. Если в день обычно поступает по три-четыре звонка, то в период самоизоляции число обращений достигало пяти-шести», — сообщила Шаймарданова.

Консультации проводятся дистанционно и при личных встречах. Летом в числе актуальных вопросов в районе также детско-родительские отношения и подготовка к школе. Родители хотят знать, насколько ребенок психологически готов к учебе.

«Возможно, ребенок уже умеет читать и писать, но психологически он еще не готов к школе. Или может быть так, что сейчас ребенок заинтересован, но буквально через полгода мотивация может пропасть. Я советую отдавать детей в школу не ранее семи лет. В шесть лет больше развита игровая деятельность, чем учебная. Чтобы понять, готов ребенок к школе или нет, мы с ним беседуем, проводим диагностику», — пояснила Альфия Шаймарданова.

Как записаться на консультацию

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках нацпроекта «Образование» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих образование в семье. Записаться на консультацию жители Татарстана могут по телефону (843) 563-35-16 или на сайте https://rostok.tatar/