Тарифы за «коммуналку» не вырастут ближайшие полгода и для большинства татарстанцев не превысят 4,4%

С чем связано повышение суммы в коммунальных платежках за декабрь, как рассчитываются услуги за тепло и стоит ли ожидать роста тарифов, рассказал журналистам первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Алексей Фролов.

Плата за тепло повысилась из-за морозов

Повышение платы за тепло в декабрьском счете-фактуре за жилищно-коммунальные услуги связано с понижением температуры воздуха, а не с изменением тарифов в 2021 году, подчеркнул Фролов.

«Средняя температура в декабре прошлого года составила чуть более 10 градусов мороза. Если сравнивать с декабрем 2019 года, то температура была -4,5 градуса. Поэтому сейчас в платежках можно увидеть определенное изменение. Кроме того, ноябрь прошлого года был теплый, а декабрь – холодный. Мы информацию проверили в Гидрометцентре. Осень была достаточно теплой. Произошли соответствующие начисления по факту», – рассказал первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ.

Спикер упомянул, что последний раз тариф на тепловую энергию в республике менялся в июле 2020 года. В летний период оплата за отопление не начисляется, тепловая энергия учитывается только за горячую воду.

«Все многоквартирные жилые дома у нас оборудованы приборами учета, и начисление платы за тепло происходит непосредственно в отопительный период по факту. Но по ряду услуг был проведен контрольный съем показаний квартирных приборов учета. Это по электричеству и по воде. Как правило, это делают управляющие компании в конце года, чтобы зафиксировать объем потребленных услуг по факту. Платежки, которые сейчас получили жители, – за декабрь. А платежки за январь придут в феврале», – отметил он.

Фролов заметил, что ситуация с изменением в платежах за тепло часто возникает и в феврале, что связано с новогодними каникулами в январе. «В январе возникает большое количество потреблений услуг из-за того, что люди находятся дома. Поэтому полученные платежки за январь в феврале тоже традиционно больше по сравнению с другими месяцами», – пояснил он.

Спикер добавил, что тарифы меняются два раза в год – 1 января и 1 июля. И уже на протяжении нескольких лет с 1 января они не повышаются.

Для большинства татарстанцев тарифы на ЖКХ вырастут не более чем на 4%

В Госкомитете Татарстана по тарифам подтвердили, что с 1 января 2021 года тарифы повышаться не будут ближайшие полгода, а по некоторым организациям могут быть со снижениями. Индексация тарифов произойдет только с 1 июля.

При этом рост тарифов на ЖКХ в текущем году для большинства татарстанцев не превысит 4,4%. Предельный индекс в 7,4% затронет только города и крупные поселки Татарстана, в том числе Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Елабугу, Зеленодольск и Бугульму. 

«Рост оплаты до 7,4% может быть установлен только на электричество и только для жителей домов, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками. По данным “Татэнергосбыта”, данная категория потребителей проживает в 24 городах и 17 поселках городского типа. То есть максимальное изменение размера оплаты за электричество может коснуться не более 2,5% татарстанцев», – сообщили в Госкомитете РТ по тарифам.

На остальной территории республики размер предельных индексов роста оплаты за услуги ЖКХ на этот год составит 4,4%. Но это не означает, что рост оплаты за коммунальные услуги произойдет именно на эту величину. Так, например, в прошлом году величина индекса составляла 4%, а фактический рост платежей – 3,6%, что значительно ниже инфляции. 

«В некоторых муниципальных образованиях рост платы за некоторые виды коммунальных услуг также может превысить значение в 4,4%, если это связано с решением точечных вопросов стабилизации финансово-хозяйственной деятельности. К примеру, при организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в Бавлинском, Зеленодольском и других районах республики. Однако общий размер платы за весь пакет коммунальных услуг для жителей этих районов не превысит ограничение в 4,4%», – уточнили в Госкомитете РТ по тарифам.

«Величина оплаты и величина тарифа – это две разные вещи»

Как объяснил Фролов, величина оплаты и величина тарифа – это две разные вещи. Величина оплаты формируется из стоимости и объема потребления. Стоимость утверждается Госкомитетом РТ по тарифам, а объем услуги фиксируется из фактического потребления.

«Величина объема зависит от погодных условий: чем холоднее, тем больше потребление тепла. Где есть прибор учета, объем тепловой энергии определяется по факту. То есть прибор показывает, сколько тепла вошло в дом. Там, где нет прибора учета, – по нормативу. Нормативная величина определяется исходя из конструктивного состояния жилого дома. У нас фактически приборы учета по теплу стоят во всех жилых домах. Могут быть случаи, когда прибор вышел из строя или его сдали на проверку», – подчеркнул спикер.

По его словам, в соответствии со строительными нормами и правилами, новое жилье уже строится с горизонтальной разводкой отопления. Это значит, что в новых квартирах устанавливаются индивидуальные приборы учета и в каждом помещении можно самостоятельно регулировать тепло. В этом случае учет ведется по каждой отдельной квартире.

«Есть дома с автоматизированной системой погодного регулирования, есть жилые дома, где стоят механические элеваторные узлы. Автоматизированные узлы регулируются исходя из параметров, которые задаются непосредственно в сам прибор. А параметры задаются исходя из наружной температуры, стоит датчик на стене зданий. И уже от наружной температуры задаются параметры внутреннего теплоносителя», – заявил первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ.

Он заметил, что автоматизированные узлы могут регулироваться управляющими компаниями. «Когда осуществляется монтаж узлов погодного регулирования, то они настраиваются по санитарным нормам для обеспечения внутри помещения 21 градуса тепла. В результате в многоквартирных жилых домах возникает ситуация, когда кому-то холодно, а кто-то хочет экономить и говорит, что нужна меньшая температура», – сказал Фролов.

Обеспечить каждое помещение соответствующей температурой узел погодного регулирования не может, для этого необходимо регулирование внутри помещения, продолжил спикер. «Это можно обеспечить установкой на каждую батарею соответствующего регулирующего клапана, которым возможно обеспечивать нужную температуру. Но, как правило, после установки узлов погодного регулирования жители просят довести температуру внутри квартир до 23–24 градусов тепла. Управляющая компания идет навстречу и делает регулировку. Помимо управляющей компании кто-то со стороны зайти и отрегулировать узлы не имеет права», – констатировал спикер.