По Волге на всех парусах: В Казани стартовала парусная регата – 2017

Кто такой «Степан»? Есть ли правила в парусном спорте? Кто им занимается? И зачем парусные соревнования понадобились музею? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент ИА «Татар-информ» искала на казанском пляже «Локомотив», откуда сегодня стартовала четвертая парусная регата Татарстана.

Утро пятницы выдалось немного облачным и все еще не по-июньски прохладным. Уже к обеду заметно теплеет – люди на территории яхт-клуба «Локомотив», который находится на одноименном пляже, скинув верхнюю одежду, ожидают начала торжественного открытия Парусной регаты – 2017. Чуть подальше – за пределами клуба прямо на песке загорают в купальниках казанцы. В предвкушении начала сами спортсмены с упоением рассказывают друзьям и родным о предстоящей гонке.

«Скорее, на воду уже пора. Река зовет», – смеются участники соревнований, продолжая что-то бурно обсуждать.

Но вот, наконец, звучат фанфары, музыка, и на сцену выходит ведущая. Соревнования открыты официально.

Музейная регата в этом году пройдет с 9 по 12 июня, 10 июня соревнований не будет, поэтому гонка будет идти в три этапа. Парусные соревнования – часть большого проекта «Волга и Кама: Open History», который запустили в свое время сотрудники Национального музея РТ.

«Очень хотели бы, чтобы наши реки были экологически чистыми. Как все мы знаем Национальный музей РТ охраняет памятники культуры. И, конечно, в фондах нашего музея находится очень много предметов, связанных с историей большой и богатой реки Волги, с судоходством и с судостроением. Не секрет, что вокруг Волги очень много общественных проблем. И в связи с этим, однажды, у нас назрел такой научно-исследовательский проект, как “Волга – Кама: Открытая история”. Захотелось провести какую-нибудь красивую акцию для этого проекта, тут-то нас и поддержали яхтсмены. И в 2014 году мы впервые провели парусную регату. Яхтсменам тогда организовали разные экскурсии по музеям. Красиво все получилось. Они остались очень довольны. Так мы и поняли, что вот такое единение культуры и спорта очень удачное», – поделилась   генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова.

Сотрудники Нацмузея надеются, что красивое соревнование яхт увидит, как можно больше людей. Кстати, наблюдать за гонками можно с Верхнеуслонского берега – оттуда на регату открывается прекрасный вид.

«А самое главное – мы хотим, чтобы жители и музеи прибрежных сел стали востребованы у туристов. Чтобы сами жители понимали, что они живут на красивой реке и развивали речные промыслы, которые, к сожалению, вымерли. Ведь мы строили столько лодок, это же нужно возрождать. Мы бы хотели восстановить судостроение в Казани. В период проведения спортивной регаты Нацмузей организовал для участников и зрителей соревнований насыщенную музейную и культурную программы», – добавила Гульчачак Назипова.

В этот раз на речной старт выйдут экипажи из Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов и Чебоксар. Всего их, по словам организаторов, около 30. Участники из Нижнего Новгорода, Тольятти и Ульяновска приехать, увы, не смогли.

Маршрут регаты будет проходить по акватории Волги в направлении Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Этап первого и третьего дней пройдут по маршруту Казань – Печищи. А следующие два – в Свияжске. Здесь же в воскресенье в 17.00 состоится парад яхт – показательное выступление участников регаты.

По словам организаторов, в этом году зрители впервые за всю небольшую историю регаты смогут понаблюдать за гонками с вершины Печищинского геологического разреза.

К слову, как поделилась Гульчачак Назипова, ее муж тоже вышел на старт в качестве капитана судна. По словам директора Нацмузея РТ, он не пропускает ни одной регаты.

«Он начал заниматься парусным спортом много лет назад еще при Советском союзе. Тогда на завод, на котором муж работал, завезли яхты, и народ начал заниматься этим спортом в свободное время. Молодые ребята втянулись быстро. Да и я тогда впервые на яхте оказалась. Это не страшно, если знаешь, что делать. Нужно быть подготовленным. Без этого никуда. Несколько раз мы попадали в сильные ветра. Вообще парусный спорт – это умение. Вы сами поймете, когда выйдете на воду. Яхта с мотором отходит от причала, идет к месту старта, мотор выключается и все, дальше все зависит от экипажа. От сильных рук капитана. От умений и навыков его самого и экипажа. Этот спорт нужно развивать у нас в городе, однозначно», – поделилась Гульчачак Назипова.


Соревнования без правил или спорт по всем канонам?

К финалу регаты в Свияжске определятся четыре победителя. В парусном спорте есть свои правила и их, кстати, немало. Есть и полоса старта, и буйки, и свои опознавательные знаки.

«Сначала выставляется стартовая линия – место, откуда стартует гонка парусников. В определенном направлении спортсмены идут на своих яхтах до буя, обозначенного на гоночной инструкции. Обогнув буй, они должны вернуться обратно и финишировать. Яхты абсолютно разные, они делятся по группам: есть быстроходные и тихоходные. Соревнуется каждый в своей группе естественно. Предусмотрена целая судейская бригада – в нашей сегодня шесть человек», – рассказывает главный судья соревнований, заслуженный тренер республики Татарстан Борис Зайцев.

У бригады судей тоже есть свое судно. Именно с него отдаются все команды и сигналы, здесь же принимают финиш. Иногда судейское судно может идти параллельно с участниками, чтобы следить за маневрированием.

«Одно из самых главных правил – яхты не должны касаться друг друга. При касании двух суден или столкновении, обе яхты дисквалифицируются. Если, конечно, одна из них не подаст протест на другую. Также определенные правила есть и для огибания соревновательных знаков. Например, нельзя мешать другому судно огибать буй. Вообще, там довольно-таки увесистая книга правил для участников соревнований в парусном спорте. В случае ЧП, например, ближайшие яхты обязаны помочь пострадавшим», – объяснил заслуженный тренер Татарстана.

К слову, во время всех этапов соревнований участников сопровождают инспекторы ГИМС ГУ МЧС России по РТ.

«Музей, как таковой же, не может организовать регату, поэтому и задействована Федерация парусного спорта. Каждое наше мероприятия проходит под контролем спасателей. То есть нас обязательно сопровождает ГИМС ГУ МЧС России по РТ на всех этапах. В принципе, за борт можно упасть при очень сильном ветре. Но, как правило, в непогоду судья отменяют гонку. Принять участие в регате можно и просто матросом. Выйти на яхте с опытным экипажем и набираться опыта. Но сначала нужно пройти обязательную подготовительную школу обучения. А вообще, для меня парусный спорт – это семейное занятие. Собственно, мои родители и основали этот яхт-клуб», – рассказал президент федерации парусного спорта Казани Вадим Трофимов.

«Из-за острова на стрежень, на простор речной волны…»

Торжественная часть закончилась, и участники регаты отправляются на свои яхты готовиться к отплытию. От яхт-клуба «Локомотив», по словам Вадима Трофимова, на старт выходят 20 экипажей.

Участники суетятся, капитаны отдают команды матросам – до выхода на воду остались считанные минуты. Мимо проносят ящик с инструментами. Кто-то кричит: «Отвязываемся».

Идешь по пристани, которая качается под ногами, и кажется, что все сильно торопятся. Подходишь к яхте и думаешь, вот сейчас тебя отправят восвояси, чтобы не мешалась. Как бы не так. Вокруг маленького столика собралась чудо-команда, на столике стоит маленькая электрическая плитка, а в сковороде жарится яичница. Овощи, зелень всякая, чай в кружках стоит и пятеро яхтсменов весело что-то обсуждают. Диссонанс – все вокруг носятся, а эта пятерка беззаботно завтракает.

«А куда нам торопиться? Мы готовы к отплытию. Сейчас старт дадут и вперед. Команда на месте, а этот шестой не наш, это с соседней яхты – поесть зашел. Да, соперников подкармливаем. Наше судно зовут «Ирбис», он – мальчик. Даже не так, он хищник, вот. Дело в том, что это швербот – парусное одномачтовое спортивное судно с выдвижным килем – поэтому и мальчик. Пойдем сегодня под непальским флагом, да, так решили. Погода прекрасная – должны всех порвать, как «тузик грелку». Для нас это идеальная погода. Выходить можно в любую погоду, но когда штиль – неинтересно, конечно», –   задорно сообщил капитан судна Алексей Ладнушкин.

На старт сегодня, правда с опозданием из-за технических неполадок, вышла старенькая, но реконструированная яхта «Степан». Надо сказать, что она существенно отличается от всех остальных белоснежных парусников. Замечаю, что капитана «Степана» все вокруг знают, говорят, что он частый участник соревнований.

«Вон он, на яхте, паруса поправляет», – показывает нам с берега сотрудник музея.  

«Это экспедиционное судно, а не яхта. Под “яхтой” обычно понимается судно для отдыха, а “Степан” все-таки для экспедиций. Да и вообще он – не просто транспорт, он – мой друг. Я сам парусным спортом занимаюсь лет 30. Однажды, когда я учился во втором классе, к нам пришел тренер и спросил, кто из нас хочет заниматься таким спортом. Я и записался, но в тайне от родителей – мне казалось, что они не одобрят мой выбор. И началось… Балдею от истории паруса. Это же самое гармоничное движение в мире! Это – гармония паруса, воды, ветра... И, мне кажется, что трансокеанскими перевозками будут в скором времени заниматься именно парусники. Ведь ветер, по сути, безграничный источник энергии. Это неизбежно», – делится капитан «Степана» Павел Теняев.

В обычной жизни Павел – архитектор. За пять минут до старта, он успевает рассказать много интересного.

«”Степана” я увидел в 2008 году. Его хотели распилить на металлолом, а я не смог этого допустить. Нашел денег и купил яхту. Отреставрировал и с 2008 года на ней хожу. Конструкция корпуса называется вельбот – это спасательное средство, применяющееся на больших морских кораблях. То есть, если судно, вдруг, начинает тонуть, то экипаж грузится вот в такое судно, которое, кстати, может вместить до 30 человек. Имя такое вот серьезное у нас. Для меня оно собирательное, что ли. У моих друзей, например, яхта “Иван”. А когда я шлюзуюсь, представляюсь, как “яхта Степан Разин”. Почему-то, когда подходишь к пристани и говоришь просто – “Степан”, все решают, что это мое имя… Поэтому, теперь у моего друга и фамилия есть», – рассказывает Павел Теняев.

И тут же добавляет, что парусный спорт – опасный спорт, к которому нужно подходить с умом.

«Опасно все в этой жизни, но здесь нужно быть максимально собранным и вопросы безопасности ставить во главу угла. Ты должен просчитывать все последствия каждого твоего шага», – делится капитан Теняев.

Яхты отходят к стартовой полосе, звучит сирена… все, трехдневная гонка началась. Попутного ветра и семь футов под килем, друзья!