Интернет во всех школах и запрет гаджетов: как школьников учат бороться с нежелательным контентом

Когда во всех школах Татарстана появится проводной интернет и почему в образовательных организациях могут запрещать пользоваться гаджетами, рассказал и.о. начальника отдела развития информационных технологий и безопасности Минобрнауки РТ Рустем Зинатуллин.

Рустем Галимзянович, сколько школ в Татарстане пока не имеют проводной интернет?

— До 31 декабря текущего года 559 образовательных организаций республики, а это 546 школ и 13 колледжей и техникумов, будут подключены к интернету по технологии волоконно-оптических линий связи. Это будет сделано по федеральному проекту по подключению социально значимых объектов национальной программы «Цифровая экономика».

Кроме того, 522 организации, включая 499 школ и 23 учреждения среднего профессионального образования, до 1 сентября этого года будут подключены к интернету за счет инвестиционной программы акционерного общества «Связьинвестнефтехим».

Таким образом, впервые в России все школы субъекта будут иметь высокоскоростной доступ в интернет.

Как обстоит ситуация в школах республики с доступом к Wi-Fi?

— На сегодня школы Татарстана обеспечены точками доступа Wi-Fi. Всего установлено более 11 тыс. точек доступа. Естественно, установленное оборудование Wi-Fi с течением времени требует замены. Такая работа в республике проводится планомерно по мере выделения финансирования.

Модернизация установленного оборудования Wi-Fi в школах планируется в среднесрочной перспективе.

Чем может быть опасен интернет для школьников?

— Интернет, к сожалению, может нести определенную опасность для детей. Есть, например, электронные ресурсы, созданные религиозными сектами, представляющие особую опасность для незрелой психики несовершеннолетних. В Сети школьники могут поддаться на уловки компьютерных мошенников или вовлечься в азартные виртуальные игры, стать участником онлайн-игры, пропагандирующей жестокость и насилие.

Сейчас развиты социальные сети, в которых ребенок оставляет о себе немало личной информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него психологической обработке, становится заложником пропаганды наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений и так далее.

Есть еще такое понятие, как кибербуллинг или интернет-травля, когда ребенку наносится целенаправленный и повторяющийся вред. То есть намеренные оскорбления, угрозы, издевательства, запугивания.

Более того, у школьника может развиться интернет-зависимость, которая проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

Как в школах Татарстана защищают Сеть от нежелательной информации?

— С 2009 года доступ образовательных организаций республики в интернет осуществляется через Государственную интегрированную систему телекоммуникаций. Ведется учет доступа в интернет, а также контентная фильтрация запрашиваемой информации.

Государственная интегрированная система телекоммуникаций республики — это система, позволившая объединить в единую сеть органы управления власти, научно-образовательные организации и учреждения бюджетной сферы. Сегодня узлы доступа к ГИСТ есть во всех городах и районах Татарстана. И это позволяет государственным структурам любого уровня оперативно взаимодействовать при помощи современных информационных технологий.

Система контентной фильтрации блокирует все интернет-ссылки и ресурсы, входящие в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено. А также блокирует ссылки из федерального списка экстремистских материалов.

Кроме того, блокирует интернет-ресурсы, входящие в такие категории сайтов, как алкоголь, табакокурение, курительные смеси, наркотики, порнография, жестокость, насилие, проявление межнациональной розни, экстремизм, терроризм, азартные игры, онлайн-казино, популярные социальные сети, видеохостинги и другие категории сайтов, которые не связаны с вопросами воспитания и обучения.

Дополнительно в школах республики может быть настроена локальная блокировка интернет-ресурсов с нежелательным контентом. Все необходимые инструкции размещены в личных кабинетах педагогических работников в системе «Электронное образование РТ». Все возникающие проблемы с некорректной блокировкой решаются оперативно и централизованно.

При использовании фильтров для ограничения доступа к нежелательным сайтам не возникают проблемы с тем, чтобы выйти на полезные ресурсы?

— Нет, при действующей технологии блокирования нежелательного контента, то есть несовместимого с воспитанием и обучением, таких проблем не возникает.

Как была организована работа по интернет-безопасности в период дистанционного обучения школьников?

— В период дистанционного обучения большая нагрузка и ответственность легла на плечи наших родителей и педагогов. В этот непростой и напряженный период обучения в Министерстве образования и науки республики активно работали телефоны горячей линии. Специалисты отвечали на вопросы, в том числе по доступу в интернет, регистрации на различных онлайн-платформах и цифровых ресурсах, а также по информационной безопасности детей.

Мы активно работали с родителями и в соцсетях, отвечали на вопросы, давали разъяснения, доводили нормативы по продолжительности непрерывного использования компьютеров, по использованию цифровых платформ.

У всех детей есть гаджеты с доступом в интернет, с ними они приходят в школу. В образовательных организациях контролируют их использование?

— Напрямую федеральный закон «Об образовании» запрета на телефоны и гаджеты в школах не вводит. Однако в нем содержится одна статья, на которую следует обратить внимание.

Речь о 43-й статье, в которой перечислены обязанности обучающихся. В частности, говорится о том, что они обязаны соблюдать устав учебного заведения, выполнять все его требования, уважать честь и достоинство других учеников и сотрудников, а также не создавать другим препятствий для получения образования.

Все это, хотя и выглядит как общие слова, непосредственно затрагивает тему запрета телефонов и гаджетов в школах. Учебные заведения сами определяют порядок использования гаджетов в пределах своего устава. Таким образом, прописанный в уставе запрет на мобильные телефоны в стенах школы является законным.

При этом стоит отметить, что в 2019 году Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования совместно подготовили методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школах. Главный посыл этого документа в том, что школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильников. То есть речь о запрете не идет, это лишь рекомендация.

Эти рекомендации имеются в открытом доступе в интернете, с ними можно ознакомиться. В них содержится важная оговорка — ученики, которым гаджеты нужны по состоянию здоровья, могут оставлять их при себе. Это, например, больные диабетом дети, которые измеряют уровень сахара при помощи электронного устройства.

В школах Татарстана детям объясняют правила поведения в интернете?

— Конечно, в школах республики такая работа проводится в постоянном режиме. Еще в 2017 году был разработан план мероприятий, дорожная карта, по обеспечению информационной безопасности детей в медиапространстве до 2019 года. В основу документа были положены предложения регионального отделения «Общероссийский народный фронт „За Россию“».

К примеру, в 2018 и 2019 годах проводился республиканский конкурс рисунков и видеороликов «Виртуальный мир глазами ребенка». Через творческое мышление и восприятие окружающего мира детьми мы хотели привлечь внимание к проблеме информационной безопасности. Видеоролики конкурсантов сегодня используются в качестве методических материалов на классных часах в школах, посвященных этой проблеме.

В настоящее время разработана новая редакция дорожной карты на 2020–2022 годы. В ней учтены предложения и замечания органов госвласти республики и муниципальных образований. На данный момент проводится экспертная оценка этого документа.

В прошлом году 500 школ республики были обеспечены учебным пособием «Информационная безопасность, или на расстоянии одного вируса» для 7 — 9-х классов. Продолжает работу хэштег #добраясеть в соцсетях, запущенный Минобрнауки в 2018 году. Любой ребенок, родитель или педагог может подписать свой контент (фотографию, рисунок или видеоролик) этим хэштегом, тем самым внеся свой вклад в привлечение внимания общественности к проблеме информационной безопасности.

Проводится ли разъяснительная работа среди родителей?

— Мы проводим работу с родительскими комитетами. Помимо традиционных собраний используем формат республиканских родительских интернет-собраний, онлайн-семинаров. Одно из заседаний родительского интернет-собрания как раз посвятили теме «Виртуальная жизнь ребенка: Интернет — друг или враг?». И такую работу продолжаем.

Более того, с 2017 года в школах республики создаются советы по вопросам регламентации доступа учащихся к информации в Сети. То есть для разработки и принятия мер, ограничивающих доступ учащихся к ресурсам интернета, содержащим информацию, которая не совместима с задачами образования и воспитания.

Какие образовательные программы по информационной безопасности детей разработаны?

— На протяжении многих лет масштабная работа по направлению информационной безопасности детей в нашей стране проводится временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества. Она доводит до субъектов все необходимые методические материалы, программы и рекомендации по данному направлению работы.

Основным мероприятием в учебном году выступает Единый урок безопасности в Интернете. Он как раз направлен на повышение уровня кибербезопасности и внимания родителей и педагогов к проблеме детской безопасности в Сети, развитие цифровой грамотности у школьников.

Единый урок проводится с 2014 года ежегодно по всей России во всех образовательных организациях. Он имеет различные формы проведения. Это традиционный урок, классный час, деловая игра, семинар, занятие с участием приглашенного эксперта, раздача листовок и брошюр по информационной безопасности и другие формы. Образовательные организации республики традиционно принимают активное участие в таких мероприятиях.

Что вы можете посоветовать родителям по безопасности в интернете?

— Советуем приучить детей к тому, что нельзя раскрывать свои личные данные в интернете. Если сайт требует ввода имени, помогите ребенку придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Предупредите ребенка о том, что в Сети он может столкнуться с различными опасностями — наркотиками, порнографией, травлей, злоумышленниками и так далее. При встрече с опасной информацией ребенок должен рассказать о ней родителям.

Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в интернете. Для каждого возраста должна быть своя норма — чем старше ребенок, тем дольше он может находиться в Сети.

Расскажите ребенку, что такое интернет-пространство. Объясните, что интернет может стать хорошим помощником для поиска информации для образования.

Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях. Если ребенок хочет встретиться с виртуальным другом в реальной жизни, то перед этим он обязательно должен посоветоваться с родителями. Объясните детям, что в интернете человек может быть не тем, за кого себя выдает.

Расскажите ребенку о мошенничестве в интернете. Приучите его никогда не отправлять SMS без ведома взрослых. Используйте технические средства контентной фильтрации информации на компьютере или гаджете, с помощью которых ребенок получает доступ в Сеть.

Главное правило для родителей — будьте в курсе действий ребенка в виртуальном пространстве.

Какие рекомендации можете дать подросткам по безопасной работе в интернете?

— Главное правило — это всегда проявлять бдительность и не совершать поспешных действий.

Не рассказывайте о себе и своих близких незнакомым пользователям в интернете и тем более не идите с ними на встречу.

Не отправляйте никому свои персональные данные, не подписывайтесь на сомнительные виртуальные группы и сообщества, не отправляйте SMS. Придумывайте сложные пароли, меняйте их регулярно. Всегда держите антивирусную базу своего компьютера, гаджета в актуальном состоянии.

При любых сомнениях главные помощники для вас — это ваши родители и учителя.