200 баллов из села Ядыгерь и шпаргалка-классика: как повлияла пандемия на ЕГЭ в Татарстане

В Татарстане завершился основной период единого государственного экзамена. Из-за эпидситуации экзамены проводились в новых условиях, когда результаты ЕГЭ стали нужны только для поступления в вузы. Повлияло ли дистанционное обучение на знания выпускников и баллы ЕГЭ – читайте в материале «Татар-информа».

«Мы задавали вопрос: «Провалим в этом году ЕГЭ из-за эпидемии или нет?»

В Татарстане средний балл ЕГЭ по учебным предметам в этом году по-прежнему выше среднероссийских показателей. Значительно выросли баллы по истории, географии, французскому языку и обществознанию, рассказал на пресс-конференции в «Татар-информ» министр образования и науки РТ Рафис Бурганов.

«Мы объясняем это тем, что по перечисленным предметам готовиться самостоятельно было проще», — уточнил он, упомянув, что в четвертой четверти обучение проводилось в дистанционном формате. По его словам, также незначительно увеличился средний балл ЕГЭ по русскому языку, литературе и физике.

При этом глава Минобрнауки заметил, что средний балл понизился по математике профильного уровня, химии, информатике, биологии, английскому и немецкому языкам. «Это предметы, которые требуют практической подготовки. Готовиться к этим экзаменам без учителя сложнее. Думаю, что это один из ответов тем, кто предлагал заменить очное обучение дистантом», — сказал он.

Все повышения и понижения среднего балла участников ЕГЭ полностью совпадают со среднероссийскими данными, констатировал министр.

«Я был готов и к лучшему, и к худшему результату. Мы задавали друг другу вопрос: „Провалим мы в этом году ЕГЭ в связи с эпидемией или нет?“ Я говорил, что поскольку это выпало на четвертую четверть, то нам повезло. Она направлена на повторение. Одиннадцатиклассники хорошо знают интернетовский контент, как искать информацию, как готовиться. Кто хотел глубже подготовиться, смог это сделать. И об этом говорят наши 100-балльные результаты», — отметил Бурганов.

Все же, по его мнению, для подготовки по естественнонаучным предметам внимания педагогов при дистанционном обучении не хватило. «Мы понимали, что педагог на конечном этапе 11-летнего марафона все-таки будет нужен, чтобы подкорректировать. Поэтому там, где можно было самостоятельно подготовиться, подготовка была лучше, а там, где обязательно был нужен педагог, она была хуже. У нас получилось так, что примерно на уровне прошлого года сдали ЕГЭ. Цифры относительно наших прогнозов ожидаемые», — подчеркнул министр.

«Школа — это не здание, не паркет, не хрусталь, а педагогический коллектив»

Возросло в этом году число экзаменационных работ, оцененных на 100 баллов. По сравнению с 2019 годом количество 100-балльных результатов увеличилось на 40.

«Выросло количество 100-балльников по русскому языку, литературе и информатике. На сегодня в Татарстане 239 стобалльных результатов, из них 227 — у выпускников текущего учебного года», — заметил глава Минобрнауки.

В частности, 100 баллов по одному предмету получили 205 человек, из них 193 выпускника этого года. Кроме того, на 100 баллов по двум предметам экзамены сдали 17 выпускников.

«Мы как всегда говорим, что Казань у нас 100-балльников готовит, столице так положено, а также Набережные Челны, Зеленодольск — 11 человек, Альметьевск — 9. Бугульма у нас очень долго занимала лидирующие позиции, — сказал Бурганов. — Школа — это не здание, не паркет, не хрусталь, это педагогический коллектив. Он подбирается не годами, а десятилетиями. Поэтому там, где это удалось сделать, как правило, на долгие годы лидерство по ЕГЭ захватывается».

Он подчеркнул, что педагоги, способные подготовить высокобалльников, работают не только в городских, но и сельских школах. Так, например, выпускник школы села Ядыгерь Кукморского района Инсаф Файзрахманов сдал четыре предмета ЕГЭ почти на 400 баллов. По русскому языку и информатике он получил по 100 баллов, по физике — 99 и профильной математике — 94.

«Двухсотбалльник у нас есть в Набережных Челнах, есть в Кукморском районе, причем в селе Ядыгерь. Это говорит о том, что там, где есть сильные педагоги, независимо от того, в городе или в селе проживает учащийся, он будет хорошо подготовлен. Потому что программа для всех одинаковая, — заявил глава Минобрнауки. — Есть те, кто у нас по пять экзаменов сдавали и хорошие результаты показывали. Как правило, такие ребята очень разносторонне развиты».

«Выпускники знают как „Отче наш“, что можно с собой брать на ЕГЭ, а что нет»

Не обошелся в этом году ЕГЭ без нарушителей. За использование телефонов и шпаргалок с экзаменов удалили семь выпускников. Два человека не сдали экзамены из-за мобильников и пять — из-за шпаргалок. При этом в прошлом году с телефонами и справочными материалами поймали только двух участников ЕГЭ.

«Результаты удаленных участников ЕГЭ по предметам аннулированы. Пересдать предмет они смогут только в следующем году», — сообщил Бурганов.

В частности, нарушители были выявлены среди выпускников Рыбно-Слободского района, Набережных Челнов, Буинска и Казани. «Каждый случай рассматривался на заседании с просмотром видеоматериалов. Старались объективно оценивать каждый случай. В суды никто не подавал, потому что все было настолько явно, что суд был бы проигран», — заметил министр. 

По его словам, способы изготовления шпаргалок остались неизменными, несмотря на развитие технологий. «В основном — классика. Все-таки, видимо, тоже десятилетиями оттачивалось», — пошутил глава Минобрнауки. При этом он добавил, что все пункты проведения экзамена оборудованы видеонаблюдением, которое ведется в режиме онлайн, поэтому наблюдатели легко вычисляют тех, кто решил списать.

«В зоне онлайн-видеонаблюдения на портале „Смотри.ЕГЭ“ транслировалась каждая аудитория пункта проведения экзамена, — отметил Бурганов. — К сожалению, шпаргалки были. Разрешение у камер видеонаблюдения сейчас очень хорошее, большое. Когда видео начинают увеличивать и разбивать на сегменты, то видно, что в шпаргалке написано до букв, до цифр. Наблюдение будет проводиться и после экзаменов. До 1 марта следующего года наблюдатели будут просматривать записи наших экзаменов».

Говоря о росте числа нарушителей на ЕГЭ в этом году, министр уточнил, что «какие-то драконовские методы наблюдения не использовались». «Мы стараемся как можно лучше подготовить ребят к ЕГЭ. Сегодня благодаря огромному количеству пробных ЕГЭ, которые дети начинают сдавать с 9-го класса, у них рука набита. Выпускники уже приходят на привычную процедуру и знают, что можно с собой брать, а что нельзя. Они это знают как „Отче наш“. Когда я спрашиваю, что нужно, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, все хором отвечают: „Знать предмет“. Год на год не приходится. И мы считаем, что элемент нервозности, из-за которого шпаргалками пользовались, наверное, надуманная причина», — заключил он.