Stockmann в Казани закрылся, не выдержав ковида и отсутствия покупателей

В Казани закрывается магазин брендовой одежды «Stockmann». Он проработал всего три года. Компания, которая пользуется брендом, заявляет, что отдает приоритет онлайн торговле. Эксперты считают, закрытие оффлайн магазина связано с тем, что формат универмага не прижился у казанцев.

«Для него было бы лучше находиться в торговом центре»

С 22 марта в Казани перестанет работать магазин «Stockmann». Он занимает несколько этажей над «Золотым яблоком» в здании на Пушкина, 2. Оно известно горожанам как старый «Детский мир». Но те, кому «Stockmann» полюбился, смогут делать заказы в интернет-магазине.

Перед закрытием «Stockmann» объявил акцию : при покупке двух вещей третью дают в подарок. Некоторые пользователи сети даже стали в шутку вспоминать сеть Sunlight, которая уже не первый год объявляет о ликвидации магазинов и распродаже, но не закрывается.

Участники рынка считают, что на уход «Stockmann» повлияло несколько факторов. Во-первых, его расположение и формат.

«Для него было бы лучше находиться в торговом центре. Видимо, было не так много людей, которые целенаправленно приезжали в «Стокманн». Наверное, для жителей Казани формат универмага не сильно понятен и востребован. Сам по себе неплохой, но трафик не генерировал. Нам больше нравятся торговые центры, где можно поесть, посмотреть фильм и заодно купить что-то», - говорит генеральный директор «A-Development» Мурат Ахмеров.

Как «Stockmann» пришел в Казань

Здание на Пушкина построили в 1963 году как универмаг министерства торговли ТАССР. Позже он превратился в «Детский мир». В 2006 году его выкупило московское ОАО «Подиум». Однако 8 лет здание пустовало: только в 2012 году его продали ООО «Ландор», еще через два года там открылся магазин «Podium Market».

В 2016 году универмаг купила ИК «Джи ЭЙ Групп». Компания зарегистрирована в Екатеринбурге. Ее владельцы – Иван Кузовлев и Максим Паняк – также являются учредителями УК «Кристалл». Именно она занимается развитием сети магазинов косметики парфюмерии «Золотое яблоко». Один из них занимает и первый этаж универмага на Пушкина.

В 2017 году «Reviva Holdings», которая владеет российскими магазинами «Stockmann», занялась поглощением «Podium Market». Тогда «Stockmann» и открылся в Казани.

Общая площадь здания – почти 10 тысяч кв. м. Сейчас универмаг напоминает магазин «Дамское счастье» из одноименного романа Эмиля Золя. За панорамными окнами прохожим хорошо видны большие светлые залы магазинов. Но если в «Золотом яблоке» почти всегда много покупательниц, не многие из них поднимались выше – в «Stockmann».

По оценкам Мурата Ахмерова, аренда в универмаге на Пушкина может стоить порядка 1,5-2 тысяч рублей за кв. м. Место «Stockmann», по его мнению, может занять какой-то другой торговый объект.

Как на «Stockmann» повлиял Covid

Впрочем, казанский «Stockmann» закрылся не только из-за не самого удачного местоположения. Эксперты считают, что повлияла и негативная экономическая ситуация в стране.

«Это универмаг, который работает в сегмент «средний плюс». И имеет очень тонкую аудиторию, которая приобретает товары в определенной ценовой нише. Такое быстрое закрытие магазина в Казани говорит о том, что «Stockmann» не нашел аудиторию в городе. Скорее всего речь идет о стечении негативных факторов, которые сложились воедино. Это и общее ухудшение экономики, сокращение платежеспособного спрос и ковидные ограничения», -отмечает Виталия Львова.

«Stockmann» – финская сеть универмагов, которая продает брендовую одежду и товары для дома. Компания была основана в 1862 году в Хельсинки. В России бренд развивает АО “Стокманн”. Его в 2015 году за 5 млн евро у финнов выкупила Reviva Holdings Limited, одним из учредителей которого является миллиардер Яков Панченко. Reviva Holdings Limited также владеет в России франчайзи-сетью универмагов Debenhams.

В АО «Стокманн» подчеркивают, что компания не связана с финской сетью и не зависит от нее – владеет лишь лицензией на использование бренда до 2034 года.

Летом прошлого года совладелец российского “Stockmann” Яков Панченко рассказывал, что пандемия внесла свои коррективы и сеть изменит формат некоторых универмагов. А конкртнее – они станут меньше, их площадь может сократиться до 2-3 тысяч кв. м. Плюс “Stockmann” хочет развивать онлайн торговлю увеличить продажи через интернет.