Исследуем реальную инфляцию: как и почему дорожает топливо?

«Снег» запускает серию исследований, посвященных росту цен в разных сегментах рынка. В этот раз мы выбрали для анализа топливо. На удивление, бензин в прошлом году подорожал в Татарстане в пределах инфляции, плюс, цены на него росли медленнее, чем зарплаты в республике. Если же говорить о газе, то он, несмотря на репутацию дешевого топлива, дорожал в 2020-м в два раза быстрее бензина.

Насколько подорожал бензин?

Сейчас литр 92-го бензина в Татарстане в среднем стоит 44,69 рублей. Согласно данным Росстата, за последний год топливо 92-й марки подорожало на 5% или на 2,11 рублей, а за последние пять лет – почти на 25% или на 8,3 рубля.

Литр 95-го в республике сейчас стоит 48,16 рублей. По сравнению с прошлым годом эта марка подорожала на 2,26 рублей, а за пять лет – на 8,77 рублей.

Много это или мало?

Для ответа на этот вопрос сравним динамику роста цен с уровнем зарплат в Татарстане.

В 2017 году средняя месячная зарплата в республике составляла около 31 тысячи рублей. На эту сумму можно было купить 848 литра 92-го бензина. В 2021 году зарплата татарстанцев выросла до 42,3 тысячи рублей. На эти деньги можно заправить 949 литров бензина 92-й марки. Получается, зарплаты в Татарстане растут быстрее цен на бензин.

Имея стандартный автомобиль со средним расходом 9-10 литров на 100 км, вы, купив бензин на всю среднюю татарстанскую зарплату, сможете доехать хоть до Владивостока, то есть, пересечь почти всю Россию. Звучит вроде бы неплохо.

Ситуация в других регионах

Сравнение динамики роста цен с уровнем средней зарплаты в других регионах может вызвать острое чувство несправедливости. Есть субъекты, жители которых зарабатывают в разы больше, чем татарстанцы, а вот топливо они покупают примерно за ту же цену.

Речь, конечно, о Москве. Литр 95-го бензина там стоит 50 рублей - почти как в Казани. При этом, по уровню средней зарплаты Москва занимает третье место в России: москвичи в месяц зарабатывают порядка 110 тысяч рублей.

Отдельно стоит упомянуть Тюменскую область, где так же, как и в Татарстане добывают нефть. Цены на бензин там невысокие – 48 рублей за литр 95-го. При этом их зарплата составляет около 82 тысяч рублей.

Оценка экспертов

По оценке экономиста Никиты Кричевского, пятипроцентный рост цен на бензин в Татарстане нельзя назвать колоссальным - топливо дорожает в пределах инфляции.

«Уже несколько лет действует механизм демпфер (амортизации – прим. ред.): когда цены на мировых рынках растут - бюджет набирает больше, когда падают - набирает меньше. Это позволяет сохранить стабильные цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. На мой взгляд, рост цен обусловлен удорожанием строительных материалов, ростом заработной платы работников, а также средствами, которые расходуются на инвестирование», - считает эксперт.

В целом, глядя на официальную статистику (а также на табло с ценами на АЗС), можно увидеть очевидный рост цен на бензин. Партнер консалтингового агентства RusEnergy, аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин считает, что у этого есть только одна причина.

«Дело не в цене на нефть и не в политике нефтяных компаний. Дело в налогах. Поскольку в цене на нефть до 70% - это налоговое бремя. Поэтому все претензии надо обращать к правительству, которое эти налоги повышает, а акцизы повышаются», - комментирует аналитик.

А что с газом?

Государство активно агитирует россиян переходить на газомоторное топливо: мол, так дешевле и экологичнее. Помимо этого, тем, кто хочет ездить на метане, правительство даже покрывает часть расходов.

В Татарстане за литр этого топлива сейчас нужно выложить 27,18 рублей. При этом, за год газ подорожал на 13,5%, а за пять лет – на 55%. То есть газомоторное топливо дорожает в два раза быстрее бензина.

Отметим также, что в 2017 году на всю зарплату вы смогли бы купить 1760 литров газомоторного топлива, а в 2021-м – только 1560 литров.

«На газомоторное топливо демпфера нет. Производители подстраиваются под потребности рынка, а они диктуют потребление все большего количества газа. Все больше собственников переходит на газ из-за более низкой стоимости, экологичности и льгот. Не только легковые, но и грузовые автомобили, общественный транспорт ездят на газомоторном топливе, - комментирует Никита Кричевский.

Собеседник «Снега» уверен, что в удорожании газомоторного топлива нет ничего страшного: «Чем наглее будут расти цены, тем быстрее правительство введет сдерживающие инструменты. А пока газ вышел из поля зрителя регулятора».