Сто тысяч за прохождение опроса: эксперты рассказали, как татарстанцев «разводят» в Интернете

Пройти небольшой опрос и получить за это приличную сумму денег – такие предложения в последнее время то и дело попадаются в Интернете. Жители Казани столкнулись с такой «рекламой», приняли участие в опросах и оказались обмануты мошенниками. Стоит ли доверять щедрым «акциям от банков», как распознать мошенников в Сети – на эти и другие вопросы ИА «Татар-информ» ответили эксперты из полиции и известного банка.
Схема «развода» доверчивых пользователей у мошенников, как правило, стандартная. Человек видит знакомый логотип, к примеру, известного банка и сопутствующую рекламу, которая за прохождение небольшого опроса гарантирует бонус от десяти до нескольких сотен тысяч рублей. Человек переходит по ссылке, открывается заставка, тоже с логотипом известной организации. Пользователю необходимо подтвердить свои данные, тем самым зарегистрироваться как участнику. Вопросы банальные, и их немного. Значит, много времени это не отнимет, а в голову уже закрадываются мысли о том, на что потратить халявный выигрыш. Как правило, такие опросы-лохотроны сопровождают положительные отзывы фейковых «победителей», которые заставляют обращать на себя внимание: «А вдруг я счастливчик и сорву куш?» Как обещают организаторы опроса, на вопросы не обязательно отвечать правильно, вознаграждение можно получить даже за участие. Но здесь начинается самое интересное. Для зачисления выигрыша система предлагает участнику ввести свой номер телефона и адрес электронной почты, после также необходимо указать основные реквизиты банковской карты. Казалось бы, подов для сомнений нет. Однако для получения выигрыша пользователю предлагают произвести так называемый закрепительный платеж – 100 – 200 рублей. Многие попадаются на эту уловку: ты платишь, к примеру, 100 рублей, а выигрываешь 100 тысяч – весьма привлекательно. Но, естественно, никаких денег участник не получает. Одно дело, если человек потерял несколько сотен рублей, хотя, безусловно, это неприятно, другое – когда человек добровольно предоставляет мошенникам данные своих карт, и тогда проблемы могут быть гораздо серьезнее. ИА «Татар-информ» пообщалось с жительницей Кукмора, которая попалась на удочку мошенников. Она поверила в то, что известный банк дарит участникам опроса деньги, однако вовремя остановилась и потеряла лишь 165 рублей. «Как-то мельком увидела эту рекламу и не обратила внимания, но когда в очередной раз в Интернете наткнулась на нее, не удержалась и решила кликнуть. Изначально акция выглядела как аукцион невиданной щедрости. Пользователю предлагалось ответить на шесть простейших вопросов (которые и выглядели странно). Например, какая марка часов вам больше нравится? Какой напиток нравится больше? Какую марку машины вы предпочитаете? В качестве награды за участие в самом грандиозном опросе обещалось вознаграждение в размере от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Ну чем не халява? Согласитесь, звучит неплохо. Изначально, для подтверждения личности мне необходимо было перевести на указанный аккаунт 165 рублей. Я перевела. А потом, чтобы на мой счет был переведен выигрыш, я должна была перевести еще 400 рублей, и тут я насторожилась. Благо муж меня убедил, что это самый настоящий лохотрон», – рассказала Алия Аглямова. Айрат Валеев из Казани планировал поздравить супругу с 8 Марта, а так как сам находился в это время другом городе, решил сделать это при помощи службы доставки. Нашел в Интернете профиль известного цветочного салона и оставил заявку. Так как заказ был дистанционный, Айрат перевел на карту предполагаемому менеджеру 3 тысячи рублей. Как потом оказалось, мужчина остался без денег, а его супруга – без цветов. «Выбрал понравившийся букет, тут же на мое сообщение откликнулся менеджер. Все как обычно, обсудили время доставки, упаковку, текст поздравления. Потом я перевел деньги на указанный счет. Удивился, конечно, что у счета не было конкретного владельца, но раз это салон, к тому же небезызвестный, успокоился. Но потом менеджер перестал выходить на связь и вовсе отключил телефон, так я и понял, что попался на мошенническую удочку», – рассказала мужчина. По словам Айрата, позже он созвонился с истинным владельцем цветочного салона и узнал, что он не единственная жертва злоумышленников. Бесплатный сыр только в мышеловке По информации полицейских, с начала 2019 года в Татарстане зафиксировано 1500 фактов краж с банковских карт и 1700 случаев мошенничеств, совершенных с использованием средств связи и Интернета. Самые распространенные способы мошенничества – это покупка и продажа различных товаров и услуг в Сети, сдача и аренда жилья, сайты знакомств. Поскольку люди сейчас все чаще переходят к упрощенным банковским услугам и банки предоставляют свои услуги в виде карт, создаются личные кабинеты и СМС-уведомления. Люди зачастую не знают, как всем этим правильно пользоваться, и как следствие становятся жертвой обмана.  «Мошенники всячески пытаются завладеть реквизитами счетов под разными предлогами, к примеру, они могут попросить назвать пароль из СМС для определенных операций. Еще одна схема – это когда злоумышленник сообщает, что с вашим родственником случилась беда, и просит перевести некую сумму денег для решения проблемы. В этом случае прежде всего необходимо связаться со своим близким и узнать, всё ли у него хорошо. На эту уловку ранее больше попадались люди пожилого возраста, однако сейчас быть обманутым рискует каждый», – рассказал начальник отделения по раскрытию мошенничеств ОУР УМВД России по Казани Кирилл Чикунов. Полицейские рекомендуют: чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо внимательно пользоваться банковскими картами и услугами. Не передавать и не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию о своих банковских картах, пароли и т.д. Совершать покупки только на проверенных платформах. Не вносить предоплаты. Не верить объявлениям о зачислении денег. Не вносить реквизиты карт ни на какие сайты. Помнить золотое правило «бесплатный сыр только в мышеловке». Мы связались с представителем известного банка и узнали, проводят ли они розыгрыши денег при помощи опроса, как распознать мошеннический сайт и не стать жертвой обмана. «Как и многие компании, банки проводят акции и розыгрыши, но никогда не дарят деньги просто так, особенно в крупных суммах. Зато мошенники любят заманивать подарками, чтобы выудить у людей деньги или личные данные. Для этого они создают фишинговые страницы, похожие на оригинальные банковские. Когда вам пишет банк, в конце письма всегда указываются номера телефонов и почтовый адрес для обратной связи. Если к вам обращается конкретный специалист (например, ваш персональный менеджер), то будет указано и его имя. Мошенники, как правило, в такие тонкости не вникают – либо не пишут ничего, либо просто ставят логотип», – рассказали в пресс-службе банка. Признаки «мошеннического письма» Адрес не в домене банка (не оригинальная адресная строка) Обезличенное обращение (к вам не обращаются по имени и отчеству) Подозрительные вложения и ссылки Обещания денег и подарков «просто так» Отсутствие подписи с контактными данными  Основные правила безопасности при знакомстве с мошенническими сайтами Не спешите кликать по незнакомым ссылкам – обязательно проверьте, действительно ли письмо пришло из банка. В своих сообщениях мошенники предлагают скачать файл или перейти по ссылке, где вас ждет вирус либо фишинговый сайт. Если вы получили письмо, у которого есть хотя бы один признак мошеннического, не переходите по ссылкам, ничего не скачивайте, а письмо удалите. Банки никогда не запрашивают личные данные клиентов в соцсетях. Если в социальной сети вам написал мошенник или вы видите подобное объявление, не отвечайте и проигнорируйте его. Ни при каких обстоятельствах не передавайте никому в соцсетях свои паспортные данные и данные других документов, а также информацию о своих банковских картах. Так вы рискуете потерять деньги. Вы всегда имеете возможность пожаловаться в администрацию любых социальных сетей, если подозреваете, что определенный профиль вызывает у вас сомнения.