«Экономика футбола» в КФУ: Причины проблем национальной сборной, критика правил УЕФА и где пройдут Олимпийские игры 2024

В Казанском федеральном университете состоялась международная конференция «Экономика футбола».
Во время проведения матчей Кубка конфедераций 2017 в Казанском федеральном университете состоялась международная научная конференция «Экономика футбола», организованная под эгидой Высшей школы экономики, КФУ и Российской экономической школы. В дни конференции, 23 и 24 июня, ученые российских и зарубежных университетов презентовали результаты своих исследований, связанные с пересечением двух «стихий» мирового сообщества — экономики и спорта. 

В пленарной сессии форума приняли участие Аркадий Дворкович, Василь Шайхразиев, Ильсур Метшин, Ильшат Гафуров, Наиль Измайлов, и другие эксперты, экономисты и функционеры от футбола. После представительской части, началась, собственно, научная, в которой представители вузов поделились результатами исследований посвященных футболу. Рабочим языком конференции был английский, в том числе и потому, что соавторами многих исследований выступили ученые из Европы и США.

Чем сильны национальные сборные или эффект социального капитала

Многие ученые уделили внимание изучению факторов успеха национальных сборных. В своей работе Инна Зайцева, младший научный сотрудник НИУ ВШЭ, задается вопросом: какую роль занимает кооперация между игроками в успехе национальной команды? Согласно предлагаемой модели, кооперация внутри национальной футбольной команды может быть измерена с точки зрения национального уровня социального капитала. 

Под «социальным капиталом» понимается способность коллективно действовать ради достижения общей цели. Эффект воздействия социального капитала зависит от способностей игроков в команде, то есть является дополнительным факторов успеха. В научных работах этот фактор чаще связывают с экономическими успехами государства. 

На форуме в КФУ Ирина Зайцева представила расчеты, которые позволили прийти к выводу, что «социальный капитал дополняет индивидуальные навыки и таланты членов футбольной команды» и способствует победе в турнирах. Таким образом, получается, что успешная или неуспешная игра сборной зависит не только от уровня финансирования, личности тренера и игроков, но и от состояния общества и качества отношений внутри него.
Личность тренера и уровни зарплат футболистов

С несколько другой точки зрения предложено изучение командной работы футболистов исследователями Анной Быковой (НИУ ВШЭ) и Дэннисом Коутсом (Университет Мэриленда). В своем докладе ученые выдвигают интересную гипотезу — «чем большим опытом работы обладает тренер, тем слабее оказывается отрицательный эффект от широкого распределения заработной платы игроков на общую производительность команды». 

Как оказалось, распределение заработной платы между игроками не влияет на общие показатели деятельности команды, а предыдущий опыт тренера в качестве игрока даже способствует положительным результатам. Другими словами, авторитет тренера может убрать противоречия между игроков из-за разных сумм контрактов.

Стимулы для проигрышей в Лиге Европы и Лиге чемпионов УЕФА

В каких же случаях конкурирующие футбольные команды имеют порочные стимулы для умышленного проигрыша? Как отмечают Константин Сонин и Дмитрий Дагаев, представляющие НИУ ВШЭ, такими стимулами могут быть коррупция, формирование коалиции во время игры, однако ученые не остановились на таких очевидных и понятных факторах. 

Среди стимулов к проигрышу они называли и неодинаковое ранжирование и распределение призов. Именно последний стимул может сыграть решающую роль, поэтому исследователи советуют избегать следующего правила перераспределения мест:

«Если обладатель кубка занимает первое или второе место в национальном чемпионате, то эта команда попадает в Лигу чемпионов, а команда, идущая вслед за обладателем кубка — в Лигу Европы». 

Дагаев и Сонин приводят пример, что это правило используется при распределении мест в двух основных европейских международных турнирах: Лиге чемпионов УЕФА и Лиге Европы УЕФА. Согласно разработанной ими расчетной модели, при перераспределении мест (например, когда одна и та же команда выигрывает и домашний турнир, и кубок), необходимо отдавать предпочтение результатам чемпионата, а не победы за кубок. Иначе, некоторые команды, могут воспользоваться своим положением и проиграть намеренно, чтобы подняться по турнирной таблице за счет действующего правила перераспределения. 

Как завоевать доверие клубному бренду и проблемы открытого рейтингования

Профессор Коутс в соавторстве с коллегами из Высшей школы экономики и Университета Южной Дании также представил на общественный суд академического сообщества тему брендинга в европейском футболе. По данным модели, построенной на основе информации по девяти футбольным лигам Европы, основной драйвер для успеха бренда футбольного клуба — победа в национальном чемпионате, что неудивительно. В своем докладе Коутс и его соавторы отметили: 

«В относительно небольших и молодых футбольных лигах России и Дании число побед оказывает больше влияния на силу бренда, в сравнении с Нидерландами, где эффект гораздо слабее, но до сих пор позитивен». Кроме того, доля иностранных игроков в команде может незначительно или даже негативно отразится на качестве бренда футбольного клуба. 

Тема спортивного маркетинга играет заметную роль при продвижении товаров и услуг, как и в других отраслях экономики. При выборе футбольной лиги рекламодатели часто обращают внимание на ее позицию в международных рейтингах — такой аргумент в защиту необходимости полных и переходных рейтингов приводит Константин Сонин (НИУ ВШЭ) во время обсуждения работы Арсения Столярова и Глеба Васильева.

Последние на основе сетевого анализа трансферов между 28-ю главными футбольными лигами пришли к выводу, что невозможно составить полный рейтинг футбольных клубов в виду недостатка информации. 

Глобальные посредники внутри трансферной сети

Ранее упомянутый сетевой анализ трансферов между клубами также нашел отражение в работе Петра Паршакова, Юлии Найденовой и Дэнниса Коутса. 

«Мы анализируем европейский рынок трансферов в виде сети с целью понимания, как различные стратегии на рынке труда влияют на спорт и финансовые результаты футбольных клубов», — подметили исследователи в своей презентации. По их мнению, финансовый успех футбольного клуба обеспечен в случае его положения в качестве глобального посредника внутри трансферной сети.

Политика в большом спорте и где пройдут Летние Олимпийские игры 2024 года

Экономика футбола рассматривалась не только с финансовой стороны, но и с точки зрения политики и публичной дипломатии. Юваль Вебер, доцент НИУ ВШЭ, развил теорию о трехступенчатой модели формирования мягкой силы во внешней политике стран с помощью спортивных мега-событий: принадлежность, компетенция и ценности бренда. Вебер раскрыл свою теорию на примере глобальных спортивных мега-событий (Летние Олимпийские игры в Пекине — 2008, Чемпионат мира по футболу в Южной Африке — 2010 и т. д.). Исследователь обозначил, что Россия оказалась в выигрышной ситуации со стороны двух элементах модели — принадлежности и компетенции, отметив общепризнанный успех Всемирной летней Универсиады в Казани. 

В свою очередь, в работе Николая Авхимовича (РЭШ, НИУ ВШЭ) был затронут вопрос — влияет ли политический режим на определение страны-хозяйки спортивных мега-событий (Чемпионата мира по футболу или Олимпийских игр)? На основе эконометрической модели, автор сделал вывод, что увеличение в стране уровня демократии на одну единицу по десятибалльной шкале способствует снижению на 7,65 процентных единиц успешности заявки для проведения спортивных мега-событий. Автор также сделал предсказание, что с вероятностью 50,80 процента Лос-Анджелес получит право организовать Летние Олимпийские игры 2024 года.