Борис Титов: Предприниматели делают все возможное, чтобы не нарушать закон, однако это не всегда удается

В Казани под председательством бизнес-омбудсмена РФ прошло выездное заседание и Центра общественных процедур.
В Казани появится возможность сдать квалификационный экзамен на перевозку опасных грузов, перед заводами поставят вопрос о сертификации опасного транспорта, а снос пристроев к одному из домов в столице РТ грозит обернуться головной болью для тысяч бизнесменом по всей стране. Корреспонденты ИА «Татар-информ» послушали, о чем говорил с Борисом Титовым татарстанский бизнес. 

21 отпущенный из СИЗО бизнесмен и другие успехи ЦОПа

В столицу Татарстана на Международный юридический форум Kazan Legal приехал Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. В бизнес-центре «Корстона» Титов принял участие в выездном заседании Центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции». Центр, созданный в 2011 году, занимается анализом поступающих в адрес бизнес-омбудсмена обращений и выявлением фактов нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

На заседание в зале «Достоевский» пришли 35 бизнесменов. Модерировал встречу общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей от незаконного уголовного преследования Андрей Назаров. В приветственном слове он отметил, что выездное заседание впервые проходит в Татарстане. «Татарстан всегда отличался очень креативным и активным подходом к решению всех проблем, в том числе и по улучшению и формированию здесь бизнес-климата, благоприятного для работы предпринимателей, инвесторов», — заявил Назаров.

Далее слово взял Борис Титов. Он подчеркнул, что ЦОП является важным механизмом, потому что не все предприниматели, обращающиеся к омбудсмену за помощью, оказываются правы в своем вопросе. «Часто бывает, что они нарушают закон и хотят использовать нас для того, чтобы улучшить свое положение», — отметил Титов. Тем не менее, он подчеркнул, что чаще всего предприниматели делают все возможное, чтобы не нарушать закон, однако это не всегда удается из-за сложной бюрократии и юридических тонкостей. Разобраться в том, кто прав, а кто виноват — основная задача центра.



«Работа у нас пока очень сложная, обращений много, борьба продолжается — и не простая борьба. Самые сложные обращения связаны с уголовным преследованием, они сложны и юридически, и с точки зрения решения. Тем не менее, что-то удается сделать. Могу сказать, что за последние несколько месяцев у нас был 21 случай, когда мы изменили меру пресечения, когда они (предприниматели — прим. Т-и) были отпущены из СИЗО», — продолжил бизнес-омбудсмен.

В заключение, Титов выразил надежду, что эта проблема когда-нибудь уйдет в прошлое.

В своем выступлении Андрей Порфирьев — руководитель практики законотворчества и административного права Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (одного из организаторов форума) — обратил внимание собравшихся на то, что с центром за эти годы стали сотрудничать огромное количество pro bono (на безвозмездной основе) экспертов со всех уголков России. «У нас бывают ситуации в федеральном ЦОПе, когда по сложным кейсам выступают эксперты из регионов. Единственное, что немного расстраивает — пока нет представителей татарстанской юридической школы, хотелось бы видеть больше pro bono экспертов на федеральном уровне из Татарстана», — подытожил партнер бюро.

Вопрос сертификации машин, перевозящих опасные грузы, направят заводам

Первым вопросом заседания стала проблема регулирования перевозок опасных грузов. С презентацией выступила эксперт Совета по предпринимательству РТ Юлия Каплевская. Сейчас предпринимателям непросто получить разрешение на перевозку — требуется запрашивать документы в целом ряде госорганов: от Роспотребнадзора до ГИБДД. Кроме того, предприятие обязано назначить одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, а экзамен на эту квалификация проходит только в Нижнем Новгороде. Все это занимает немало времени, что приводит к серьезным препятствиям развития бизнеса грузоперевозок. 

«На сегодняшний день у нас складывается ситуация, что предпринимателю, осуществляющему перевозку опасных грузов, до получения разрешения необходимо в органах Ространснадзора подтвердить соответствия требованиям транспортной безопасности принадлежащего ему объекта. Общий срок прохождения данных процедур составляет порядка одного года, а стоимость — 100 тыс. рублей», — рассказала Каплевская. 

Кроме того, эксперт совета назвала нелогичным факт производства автомобилей, изначально не соответствующих требованиям безопасности. 

«Считаем необходимым поддержать и ускорить рассмотрение в Госдуме проекта федерального закона, подготовленного Минтрансом, который предусматривает введение паспорта безопасности транспортных средств», — резюмировала Каплевская.

Начальник управления Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов, в свою очередь заявил, что чиновники со своих позиций сходить не торопятся.

«Это не новость, эти требования появились в 2014 году. Что, перевозчики не знали о них? За 2017 год я выдал 1121 спецразрешение, и отказал всего 16 раз. Стоит об этом говорить?», — высказался Смирнов, добавив, что, будучи надзорным органом, будет требовать исполнения закона.



Тем не менее, начальник управления отметил, что в службе ведется работа по созданию территориальных комиссий для сдачи экзаменов консультантов, что облегчит процедуру для бизнесменов.

Подводя итоги прениям, Борис Титов предложил направить письма Минтрансу и Минпромторгу. «Почему они выпускают с завода автотранспортные средства, которые предназначены для перевозок опасных грузов, а их приходится еще дополнительно сертифицировать?», — подытожил бизнес-омбудсмен.

Казанский ЖСК создал судебную практику которая может стоит потери бизнеса тысячам предпринимателей

Второй темой обсуждения стал вопрос ведения бизнеса на первых этажах многоквартирных домов. Речь идет о жилых квартирах, которые переделывают в офисы, салоны, бары и т. д., организуют дополнительный вход. Оказалось, что одно казанское ЖСК создало судебный прецедент, который грозит всему подобному бизнесу в стране. 

Эксперт Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Артем Гаврилов рассказал о непростом конфликте предпринимателей, владеющих помещениями в доме по улице Адоратского 19. По решению суда этим летом им пришлось разобрать входные группы. 

Полученные разрешение на организацию дополнительных входов в помещения в споре с ЖСК не помогли. Первые иски жилищно-строительного кооператива, который предпринимал попытки по взысканию платы за использование земельных участков, были отклонены, однако, в итоге Верховный суд встал на сторону жильцов. 

Если раньше судебная практика исходила из того, что для организации входных групп достаточно согласия двух третей всех собственников в многоквартирном доме, то сейчас необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме, что на практике становится довольно проблематичным. В результате, многие предприниматели демонтировали пристрои. 



«На наш взгляд, данный спор влечет за собой далеко идущие последствия, как для правовой системы, так и для экономики не только Татарстана, но и, в том числе, Российской Федерации», — отмечает Артем Гаврилов.

Только на территории Казани таких помещений более тысячи, то есть все эти помещения сейчас переходят в статус самовольных построек и ко всем собственникам могут быть предъявлены соответствующие иски. Нарушается принцип однозначности всех видов спора, частные интересы выступают противовес интересам бизнеса. Это не только правовая и экономическая проблема, но и социальная, подчеркивает юрист.

В результате эмоционального обсуждения данного вопроса, эксперты пришли к мнению, что для решения существующей проблемы, необходимо обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.

Заседание продлилось несколько часов, участники покинули Корстон уже ближе к 10 вечера.