Устранить конкурентов: кто из татарстанских писателей достоин премии Тукая

17 Апреля 2018

Фото: Рамиль Гали
Автор материала: Рузиля Мухаметова (перевод, www.intertat.tatar)
В Союзе писателей Татарстана собрали писателей – кандидатов на государственную премию имени Габдуллы Тукая. Обсуждали их произведения. Кто, по мнению самих литераторов, достоин получить государственную награду? Эксклюзивный репортаж корреспондента «Татар-информ».

Самое время разобрать кандидатов на премию Тукая. Газеты и журналы наперебой хвалят того или иного кандидата, а кто-то утром, днем и вечером мелькает на телеэкранах. Весна делает свое дело – из-под снега вылезает грязь, но все равно хорошо, заметно оживление, как говорят татары – «движуха».

Альфат Закирзянов – человек, «совершивший невозможное»

В музее Тукая идет ремонт, и по этой причине уже который год традиционные встречи с кандидатами там не проходят. Все же в этом году подобную встречу организовали – и говорили там не о личностях кандидатов, а больше обсуждали их творчество. Организовала встречу секция литературной критики Союза писателей Татарстана. Руководитель – литературовед, профессор Альфат Закирзянов.

Факт, достойный похвалы и восхищения – Альфат Закирзянов прочитал произведения всех трех кандидатов (!!!). Таких на секции литературной критики больше не было. Во всяком случае, среди присутствовавших на встрече больше никто не вызвался анализировать творчество всех трех претендентов. Алсу Шамсутова отметила: «Писатели не читают друг друга». Лауреат премии Тукая Газинур Мурат заметил, что это и нереально – прочитать все произведения от корки до корки.

По словам организаторов, многим лауреатам государственной награды имени Г. Тукая были высланы приглашения, но они не явились в назначенный день. Не пришел и председатель Союза писателей Татарстана Данил Салихов. В заседании участвовал его первый заместитель Рамис Аймат.

Ведущий заседания Альфат Закирзянов отметил, что в этом году исполняется 60 лет со дня учреждения премии Тукая и выразил надежду, что в честь юбилея есть вероятность награждения премией сразу нескольких писателей.

Писатели, претендующие в текущем году на государственную награду:

Ахат Гаффар – сборники «Олы юлнын тузаны», «Дэрья башы» (2013), «Эхэт Гаффар: балалар очен экиятлэр, хикэялэр, пьесалар»;

Камиль Каримов – книги «Карурманда кара песи», «Игезэклэр йолдызлыгы»;

Зиннур Хуснияр – книги «Кичу», «Гарасат: роман-дилогия» и «Комеш чыбыркы». 

Оценка Альфата Закирзянова


Ахат Гаффар. «Произведения писателя пронизаны любовью и тоской по татарской деревне, он ищет опору для будущего в прошлом села, считает, что к национальному возрождению можно прийти, основываясь лишь на памяти и нравственности. Главные темы-мотивы всего творчества связаны с родным краем, родной землей. Его герои – простые люди, живущие обыденной жизнью, ищущие смысл жизни не в звездах, а в труде и добродетели», – отмечает критик.

Критик выделил роман автора «Олы юлнын тузаны» («Пыль большой дороги»). «Через связь прошлого и настоящего писатель предостерегает о грозящей нашей жизни опасности», – подчеркнул критик. Учитывая, что роман написан 30 лет назад, можно судить о том, что писатель глядел в будущее.

Дополнение к мнению литературоведа лично от меня. В двухтомнике «Эдиплэребез» указано, что роман «Олы юлнын тузаны» Ахата Гаффара написан в 1989 году, а роман «Дэрья башы» – в 1995 году. То есть, представленные к премии романы хоть и были изданы отдельными книгами в 2013 году, фактически они написаны примерно 30 и 25 лет назад. Кстати, тогда же и были впервые изданы.

Камиль Каримов. Автор в своих произведениях обращается к проблемам сегодняшнего дня, о которых хорошо знает. Через события настоящего он тепло отзывается о жизни в советскую эпоху, потому что там – юность героев, когда они проходят школу жизни. Но в то же время творчество пронизано критическим взглядом. С точки зрения настоящего автор описывает странные и несправедливые одновременно события, обличает, переживает. Еще одно качество – переплетение повествования с юмором.

Альфат Закирзянов отдельно отметил роман «Игезэклэр йолдызлыгы» («Созвездие близнецов»). Главный герой – журналист Шаех Нур. Характер героя открывается читателю через его профессиональный путь и историю любви. В романе подвергаются критике советская эпоха и современная «безжалостная» жизнь, подчеркивается необходимость изменить такую действительность.

Зиннур Хуснияр. Его произведениям свойственны нравственные, философские, публицистические составляющие, включающие в себя важнейшие вопросы бытия. Писателя беспокоят действительность, события в мире, изменения, проникшие в сельскую жизнь, его волнует, что эти изменения вытесняют веками хранившиеся в народе традиции и обычаи. В произведениях Хуснияра – борьба добра и зла. Зачастую герои – растерянные люди, которые не находят свое место в жизни. Альфат Закирзянов анализировал дилогию «Гарасат». В рамках романа встречаются различные темы, изменения стиля, традиции Востока и Запада, переплетаются реализм и романтика.

Немного критики

На примере творений прозаиков Альфат Закирзянов указал на некоторые «мягкие стороны» – недостатки современной татарской литературы. «Сюжеты произведений незапоминающиеся, не носят назидательный характер, не затрагиваются вопросы, которые были бы интересны и важны не только татарам, но и представителям других национальностей, – отметил критик. – Беспокоит и решение образов и характеров. Трудно выделить героев с особенностями характера. Все они одинаковы, бесцветны, а те, что успевают блеснуть, не успевают раскрыться в полной мере».

В произведении Ахата Гаффара не раскрывается мнение, на этом фоне встает вопрос о потере человеческих ценностей, сказала Закирзянов. Невозможно увидеть развитие героя Камиля Каримова на фоне мелких событий и ситуаций. В произведении Зиннура Хуснияра сюжет сильно разветвлен, чересчур насыщен, это затрудняет чтение, теряется нить повествования.

Зиннур Хуснияр – писатель будущего


На заседании секции выступили еще два литературоведа. Оказалось, что они, как это не удивительно, прочитали книги Зиннура Хуснияра и анализировали именно его творчество.

Кандидат филологических наук Гульфия Гайнуллина дала произведениям высокую оценку, отметив, что Хуснияр поднял на новую ступень авангардное направление татарской прозы начала XXI века.

«У меня сложилось впечатление, что творчество Зиннура Хуснияра находится на самой верхней ступени авангардной литературы. Я считаю, что его умение высказывать смелые мысли, связанные с национальной политикой и политикой вообще, так, как это делали Тукай и Гилязов, и, тем более, его умение формулировать мысли в стиле авангард – это нечто новое в современной литературе. И я одобряю то, что Хуснияр как писатель, привнесший новизну в татарскую литературу, представлен кандидатом на государственную награду», – подытожила Гайнуллина.

Алсу Шамсутова так же нашла в произведениях Зиннура Хуснияра отклик на мировую классику. Но в своем же выступлении она поставила вопрос о том, что, вероятно, следовало бы приостановить награждение премией Тукая.

Третья представительница прекрасного пола, присутствовавшая на заседании, – Назибя Сафина по стечению обстоятельств прочитала произведение опять же Зиннура Хуснияра. В свойственной ей эмоциональной манере она также выразила свое положительное мнение. Милые дамы подчеркнули, что Зиннур Хуснияр – писатель будущего, и среди наших потомков еще будут его поклонники.

Ахат Гаффар – писатель прошлого


«Защитники» двух остальных кандидатов состояли только из коллег-мужчин. Свое мнение о творчестве Ахата Гаффара и Камиля Каримова сказал лауреат премии Тукая, поэт Газинур Мурат.

«Ахат абый прославился как писатель, когда мы еще учились в школе. Он писал не как все, написанное его пером отличалось от всего остального. Его романы были у всех на слуху», – отметил он.

Газинур Мурат подчеркнул, что оба писателя пишут для детей и к премии выдвинуты именно их «детские» произведения. «У Камиля абый и Ахата абый есть произведения для детей. На сегодняшний день у нас нет прессы, печатающей литературу. Нет прежних «Ялкын» и «Сабантуй» – мы читали их ради литературы», – сказал он.

Он отметил еще одну черту, свойственную двум писателям, – отточенное мастерство игры со словами. «Если собрать крылатые выражения Камиля Каримова – получится отдельная книга. Ахат Гаффар тоже мастер в этом деле. Для меня было увлекательным, насколько умело писатель жонглирует языком, какое смысловое содержание вкладывает в каждое слово и придумывает крылатые выражения. Это, как полумесяц на минарете мечети, –показатель, определяющий лицо литератора. Ахат абый написал классический рассказ под названием «Кэфенгэ кесэ текмилэр» («На саван карманы не пришивают»). Там что ни слово – то выражение. Например, он пишет: «Для свободного человека мир – это всегда тюрьма». Иногда один рассказ может подействовать на читателя больше, чем целый роман», – закончил он свое слово.

Камиль Каримов – писатель настоящего


«Я хочу сказать несколько слов о Камиле абый, посвятившим почти два десятка лет своей жизни журналу «Казан утлары» и пропустившим за это время через себя творчество каждого прозаика, – взял слово заместитель главного редактора «Казан утлары», кандидат филологических наук Рамиль Ханнанов. – Камиль Каримов занимает особое место в литературном процессе. Есть свой стиль, свой язык и своя художественная манера. Среди двух книг, выдвинутых на премию, особо хочу отметить «Карурманда кара песи» («Черный кот в темном лесу»). Он поднимает тему подростков. Очень редки произведения, где описывается процесс перехода от школы к студенчеству. Я вижу его аксакалом, рассказывающим сегодняшним детям о прошлом, связывая его с настоящим».

Молодой ученый упомянул и о языке повествования. «Предложение может быть или полным, или неполным. В прозе Каримова нет неполных, пустых предложений. Каждое предложение несет в себе слово, привносящее новую информацию, – заметил он. – Собрав его афоризмы, можно было бы выпустить отдельный том. Он дает мудрость, заставляет улыбнуться или же всплакнуть. Камиль абый не ломает традиции классического романа. В некоторых романах бывает очень непросто отделить главную сюжетную линию от вспомогательных. Бывали случаи, когда предложенные в редакцию журнала произведения приходилось разбирать по частям и собирать заново, чтобы получилось подобие романа. Работая на протяжении 20 лет в журнале «Казан утлары», Камиль абый знает об этом. Его книги – одни из самых читаемых произведений среди всех изданий татарского мира».

Слова об «отмене премии Тукая» – преступление!

Затем слово было предоставлено самим кандидатам.

Ахат Гаффар поблагодарил и выразил желание, чтобы высказанные мнения и предложения были донесены до высших инстанций. Камиль Каримов заметил, что мнение некоторых о том, чтобы отменить государственную премию Тукая, – преступление.

«Разве это не есть сохранение языка? Разве не этому мы служим? Получить премию Тукая для писателя еще не финиш», – эмоционально высказался он.

Каримов упомянул о том, что критику в свое время пришлось выслушать Амирхану Еники и Габдрахману Абсалямову.

«Сейчас мы понимаем, что это были величайшие писатели. Укаждого есть своя эпоха, – сказал он. – Давайте остерегаться выдавать свое мнение за мнение общественности».

Писатель поделился своей мечтой: собрать антологию произведений, получивших награду имени Г. Тукая.

«Вынуждены подбирать объедки с царского стола»

Зиннур Хуснияр начал свое выступление с слов о тяжелом труде прозаика. Не забыл заметить, что с дамами, проанализировавшими его творчество, он лично не знаком. Писатель поднял очень важную тему.

«Я хорошо знаком с русской литературой, выписываю все популярные журналы. Нужно отметить, что за последние 10 лет не написано ни одного русского произведения, достойного внимания читателя. А вот проза башкирского писателя, опубликованная в журнале «Дружба народов», меня приятно поразила. Написано на мировом уровне. Эти писатели палец о палец не ударили, чтобы их напечатали в журнале «Дружба народов». Это сделали их Министерство культуры и Союз писателей», – сказал он.

Хуснияр подчеркнул, что продвигать произведения и знакомить с литературой должны специальные организации. «У нас такое не делается. Президент ведь дает деньги. Остальное должны сделать мы. У нас этого нет, – заметил он, впрочем, не указывая, кто именно должен этим заниматься. – У писателей больше нет никаких поощрений. В эпоху строительства коммунизма писатель, нигде не работая, мог выпустить небольшую книгу и тут же приступить ко второй. Габдрахман Абсалямов нигде не работал. Нищий не станет писателем. Тукай не был нищим, он жил в гостинице. Мударрис Аглям не был нищим. Мы принижены до уровня бедности. Мы вынуждены подбирать объедки с царского стола».

Писатели предлагают убрать конкурентов из списка кандидатов – «Таттелеком» и Абдуллу Дубина

Участники заседания выразили сомнение в том, что Положение о награждении премией Тукая соблюдается. Речь идет о творческой группе акционерного общества «Таттелеком» и Абдулле Дубине. Основываясь на том, что в Положении сказано: «Государственная награда присуждается за творчество», собравшиеся засомневались, что в понятие творчество могут быть включены меценатство и коллекционирование.

Участники заседания секции литературной критики хотят донести свое мнение до Союза писателей Татарстана, а также комиссии при Президенте Республики Татарстан.

Напомним, на премию Г. Тукая в этом году кроме трех вышеупомянутых писателей, трех художников, одного театра претендуют коллекционер Абдулла Дубин и «Таттелеком». Последний из кандидатов выдвинут за благотворительность. Претенденты на государственную награду – директор «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин и руководитель пресс-службы общества Рустам Закуанов. Рустам Закуанов – член Союза писателей РТ.

«Больше всего меня удивил тот факт, что в список вошли те, кто вообще не должен был там находиться, – сказал поэт Рифат Джамал. – Я единственный среди вас, кто хорошо знает юриспруденцию. Рассмотрев заявления претендентов, юристы должны были сказать свое слово, основываясь на Положении о премии. Сегодня уровень образованности юристов очень низкий. В Положении сказано, что премия дается авторам. Есть Гражданский кодекс. В статье ГК говорится, что «человек, занимающийся меценатством, оказывающий финансовую, физическую, моральную помощь не является автором». За меценатство есть другие способы поощрения. Пусть дают денежную премию, орден! Я уважаю этих двух личностей. Но они не соответствуют Положению!»

Кандидат на премию Тукая Ахат Гаффар предложил: «Пусть поставят памятник как Галимзянову! (известный благотворитель Асгат Галимзянов – прим. Т-и)».

Руководитель секции Альфат Закирзянов привел строки из Положения и также отметил, что «Таттелком» не отвечает его требованиям.

«Здесь нужно отметить: руководитель ПАО «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин и Рустам Закуанов делают большую работу по сохранению исторического наследия, развитию культуры. Мы благодарны им за меценатство, выражаем уважение и восхищение. По этому поводу хотелось бы, чтобы их деятельность более широко освещалась на радио и телевидении, в прессе. Но нельзя выделить труд двух людей от общего святого дела, тем более, если это дело выполняется на средства общества, в котором работает огромный коллектив!» – заявил он.

«Таттелеком»: создание музеев – разве это не творчество?

После заседания я пообщалась с Рустамом Закуановым и рассказала о мнении писателей. Он ссылался на писателя Вахита Имамова и журналиста Римана Гилемханова. Ранее эти личности заявляли, что премия должна быть присуждена обществу «Таттелеком».


«Нас выдвигали на премию не за меценатство. Там указано: «За вклад в сохранение исторического наследия, реабилитацию и возвращение народу имен наших соотечественников». Создание музеев – это ли не творчество? Выпущены книги, где рассказываем об исторических местах и исторических личностях, об их роли в татарской истории. Они были разосланы не только в школы и библиотеки республики, но и в татарские организации регионов, где проживают татары. Восстановленные родники – это не только природные источники воды, но и открытые музеи. Есть родники Шигабутдина Марджани, Гарифа Ахунова, Курсави и другие. Около каждого родника вывешена историческая информация об этих личностях. Музейные строения в заповеднике Иске Казан в Высокогорском районе, литературно-скульптурный парк в доме Сагди абзый в Арском районе – это тоже музей на открытом воздухе – место, хранящее следы маленького Апуша. В родном доме Туфана Миннуллина организован музейный комплекс. Все эти объекты связаны с творчеством, литературой и искусством. Кто видел их воочию – не скажет, что это не творчество», – уверен кандидат на пермию.

«Вы поймите правильно – мы не претендуем на премию Тукая, – отмечает Закуанов. – Мы не выдвигали себя сами. Основываясь на мнении общественности, нас представили Арский и Высокогорский районы, Министерство культуры и фонд «Янарыш»! Никто не представлен как меценат. Люди, представившие творческую группу ПАО «Таттелеком», утверждают, что это творчество. Мы работаем не ради премий. А соответствует ли это Положению о награждении – решит специальная комиссия».

В качестве примера Закуанов привел творческий коллектив «Кул Шариф», творческие труппы театров, которые ранее были выдвинуты на государственную премию Г.Тукая.  

Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая была учреждена 11 апреля 1958 года. К настоящему времени лауреатами ее стали более 200 человек и один коллектив.





Самое читаемое
Комментарии







Культура

«Если Арслан не станет артистом, переживать не буду. А сегодня я нужна сыну»: Гузель Минакова-Сибгатуллина уволилась из Камаловского театра

Актриса Гузель Минакова, мама пятилетнего Арслана Сибгатуллина, прославившегося чтением «Туган тел» и «Гамлета», сыгравшего роль Утямыша в опере «Сююмбике»,  ушла из Камаловского театра. Наш корреспондент Рузиля Мухаметова выясняет причины и на схожих примерах делает прогноз на будущее.

Культура

Михаил Бычков: «1993 год – время не самое лучшее в истории нашей страны, но тогда казалось возможным построить независимый от государства театр»

В Казанском русском драматическом театре им. В. Качалова проходит Качаловский фестиваль. Первым гостем off-программы масштабного форума стал Михаил Бычков – обладатель многих и многих статусных регалий (включая лауреатство «Золотой маски» и премий имени Станиславского и Волкова), имя, известное в театральных кругах.

Культура

Почему некоторые татарские артисты отказались сниматься в сериале «Зулейха открывает глаза»?

В Татарстане кино пока снимают мало. И качество его не всегда радует, и профессионалов немного. А артисту сниматься в кино хочется. Это естественно. Кино для московских драматических артистов и хлеб, и источник популярности. А нашим актерам драмы ни то ни другое особо не достается. Так почему же в такой ситуации некоторые татарские артисты отказались от московского проекта?

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×