Тексты Ветхого Завета, тяжелые судьбы заключенных и душевнобольных: оперу о «страшной» истории острова-града Свияжск представили на «Золотой маске»

17 Марта 2019

    Автор материала: Марат Ишкильдин
    Опера-спектакль Александра Маноцкова была представлена 13 и 14 марта на фестивале «Золотая маска-2019» в Москве.

    Опера Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшное место» рассказывает о истории острова-града Свияжск, а точнее, о заключенных свияжской тюрьмы, душевнобольных из психбольницы острова-града в контексте ветхозаветных текстов. 

    Название «Страшное место» ассоциируется со Свияжском, потому что после революции на острове взрывали храмы и расстреливали священнослужителей. Во времена СССР там располагался лагерь и тюрьма НКВД, в которых погибло около пяти тысяч осужденных. После смерти Сталина на острове была расположена психиатрическая больница. 


     

    Гармоники для хора, или музыкальная составляющая оперы 

    В основу либретто оперы Александра Маноцкова, которую он самостоятельно поставил на территории Свияжского музея-заповедника при поддержке фонда «Живой город», легли тексты разной степени документальности. 

    «Опера представляет собой оригинальный слепок музыкального искусства, ведь в ней перемежаются религиозные тексты и тексты, связанные с людьми, которые были заключенными в тюрьме на Свияжске и которые были пациентами в психбольнице», — говорит PR-директор фонда «Живой город» Зоя Антонова. 

    Исполняют партии хора десять студентов Музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева. Солистка – доцент Казанской консерватории Екатерина Лейдер. Из инструментов в опере задействованы труба, аккордеон и гармоники. Гармоника — это полудуховой, полуклавишный инструмент. 

    «Артисты хора многоголосием создают звучание, которое обволакивает зрителя», — рассказала Зоя Антонова. 


    Выйти за пределы театра и поставить оперу на свежем воздухе 

    Опера относится к сайт-специфик-постановкам, когда основное действо переносят за стены театра и выбирают различные локации, от заброшенного здания до улицы. В случае со «Снами Иакова...» местом действия в 2017 году стал остров-град Свияжск. 

    «Удивительный и уникальный факт, что опера смогла переехать в Москву и показаться так, чтобы не потерять своей формы», — рассказала PR-директор фонда «Живой город». 

    «Сны Иакова, или Страшное место» обычно ставят и показывают при дневном освещении. На острове Свияжск ее показали днем на фоне Свияжского монастыря в окружении казармы, старых домов. Опера глубоко погружена в контекст самого острова и его истории.


     Как московского зрителя погрузили в историю Свияжска 

    В Москве опера «Сны Иакова, или Страшное место» была показана в атриуме Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, потому что зал подошел опере по акустике, а также было естественное освещение из-за полностью стеклянной крыши зала. 

    «Вчера и сегодня нам очень повезло с погодой во время показа оперы», — говорит Антонова. 

    Опера погружает зрителя в атмосферу Свияжска, проходя в специфическом формате. Она нетрадиционна, потому что артисты хора в какие-то моменты окружают зрителя, указывают на них рукой, пытаясь посчитать и отсылая тем самым к истории заключенных и поступивших в свияжскую больницу душевнобольных. 


    Номинация на премию «Золотая маска» для оперы о «Страшном месте» 

    Оперу была номинирована в этом году на национальную театральную премию «Золотая маска». Ее номинировали прежде всего из-за сочетания исторических фактов и игры актеров, которая временами переходит в перформанс. 

    Опера «Сны Иакова, или Страшное место» — проект Фонда развития исполнительского искусства РТ Sforzando, Фонда поддержки современного искусства «Живой город» и государственного Музея-заповедника «Остров-град Свияжск». У произведения есть продолжение под названием «Красный сад», которое в 2018 году было представлено в театральной лаборатории «Свияжск АРТель», тоже в формате променад-оперы, и у создателей оперы в планах создание третьей части.


     




    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Фламандский минимализм, обнаженные ведьмы и йога перед репетициями: театр «Балтийский дом» представил в Казани спектакль «Макбет» режиссера Люка Персеваля

    Театр «Балтийский дом» в рамках Международного фестиваля «Европа — Россия — Азия» представил в столице Татарстана постановку «Макбет». Спектакль культового бельгийского режиссера Люка Персеваля казанцы могли увидеть на сцене КАРБДТ им. Качалова 4 и 5 июня. Для чего актеры перед репетициями посещали занятия йогой? Какие проявления фламандского минимализма встречаются в постановке? Почему спектакль придется по нраву далеко не каждому зрителю? Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал на премьере и пообщался с исполнителями главных ролей — четы Макбетов — Юрием Елагиным и Марией Шульгой.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна