«Симфония тысячи участников» впервые в Казани: исполнители, не сдерживающие слез, и неутихающие овации

10 Февраля 2019

    Фото: Виктория Елфимова, Аделя Зиатдинова
    Автор материала: Виктория Елфимова, Аделя Зиатдинова
    В стенах ГБКЗ им. Сайдашева впервые прозвучала симфония № 8 Густава Малера, известная как «Симфония тысячи участников», в исполнении Государственного симфонического оркестра при участии трех хоров и восьми солистов. Корреспонденты ИА «Татар-информ» узнали, как прошел концерт и что чувствуют исполнители произведения.

    «Симфония тысячи» австрийского композитора Густава Малера считается одним из самых сложных и масштабных произведений. Для исполнения симфонии кроме полного состава Государственного симфонического оркестра Республики Татарстана в Казань приехали три хора и восемь солистов, всего было задействовано 200 артистов и музыкантов.

    Симфония № 8 исполнялась Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Александра Сладковского в Казани впервые.

    «Готовность к малеровским партитурам (я имею в виду комплектацию, кондиционность и, конечно, высочайшее качество оркестровых групп, в особенности таких, как медная и духовая) – это показатель профессионализма любого симфонического оркестра высшей лиги», - отметил маэстро Александр Сладковский.


    Полтора часа музыки и антракт не больше минуты

    Зал переполнен, свободных мест нет, некоторым слушателям приходится стоять. Послушать и увидеть уникальный концерт собралось около тысячи человек.


    Прозвучал третий звонок. До выхода на сцену музыкантов оставалось несколько минут. Зрителям объявили, что антракта между двумя частями симфонии не будет и после окончания первой части стоит воздержаться от аплодисментов, чтобы не нарушать художественную целостность произведения.

    И вот открываются двери на сцену, все участники занимают свои места. Остается только выйти солистам и дирижеру. За кулисами, чтобы как-то разбавить атмосферу волнения, маэстро шутит и дает последние напутствия.


    Все объявлены, пора выходить. «С Богом!» –говорит маэстро, и они выходят на сцену. Концерт начинается.

    «Приди, о Дух животворящий»

    Симфония Малера состоит из двух частей и наполнена острым переживанием красоты вместо трагических эмоций, столь характерных творчеству композитора. Это сочинение часто сравнивают с величественной «Одой к радости» Бетховена.

    В основу первой части положен текст католического гимна «Приди, о Дух животворящий». Центральное место здесь занимает двойная фуга. Музыка этой части торжественная и возвышенная, но она является лишь прологом ко второй части – более эмоциональной по своему звучанию.

    Гости увлеченно, но спокойно слушают музыку. Некоторые смотрят в программку, в которой написаны слова.

    Первая часть симфонии заканчивается, и оркестр ненадолго стихает. В этот момент в зале нашлось несколько зрителей, которые не сдержали своих эмоций и начали аплодировать. Звуки быстро стихли, восстановилась тишина, и через несколько секунд оркестр снова начал играть. Перерыв занял не больше одной минуты.

    Финал «Фауста»

    Мелодичное вступление настроило слушателей на лад заключительной сцены из «Фауста» Гете. Звук скрипок начал дрожать, отдельно прорывались звуки духовых. Вступил оркестр, к нему присоединился хор, затем второй. Баритон Василия Ладюка и тенор Алексея Татаринцева вплелись в общее звучание.

    Хор мальчиков своими светлыми и звонкими голосами органично вписался в общую композицию. Юные музыканты устроились на балконе и свои партии пели в микрофоны, чтобы их голоса были слышны наравне со взрослыми. Восьмая солистка исполняла свои партии с балкона вместе с хором мальчиков.



    Опытные солисты пели мощно и с драйвом. Дирижер добился полного единения оркестра и хоров.

    Наиболее эмоциональным и грандиозным моментом стал финал симфонии, когда весь оркестр играл в унисон. Отчетливо можно было услышать звуки барабанов и тарелок, а также орган. Все музыканты в этот момент играли громко, а главное, слаженно и с чувством.

    Многие исполнители не сдерживают слез, зал аплодирует стоя несколько минут кряду.



    Главная подготовка к концерту – это сон

    Собрать в Казани столько профессиональных артистов и музыкантов уже само по себе искусство. Но одно дело собрать, а ведь весь этот огромный коллектив всего за несколько дней нужно превратить в единое целое. Восемь солистов были приглашены в Казань для исполнения симфонии – три сопрано, два меццо-сопрано, тенор, баритон и бас. Солисты репетировали каждый день в течение недели. Один из солистов – лауреат премии «Золотая маска» Алексей Татаринцев (тенор) ранее Малера не исполнял. Он рассказал, что репетиции проходили ежедневно в течение недели.

    «Каждый день в течение недели мы репетировали, точили мастерство, так как очень много нюансов в этой музыке. Мы приложим все усилия для того, чтобы было хорошо», –сказал перед началом концерта Алексей Татаринцев.

    Василий Ладюк сказал, что самая главная подготовка перед концертом – это отдых, и поэтому проснулся перед концертом только в 2 часа дня.

    «Нужно хорошо отдохнуть, нужно хорошо помолчать, но помолчать не всегда получается».

    Участница Московского академического большого хора Юлия Кузьнева (сопрано) рассказала, что самое важное в работе такого большого количества музыкантов и солистов – стать единым целым.

    «Важно артистам смотреть на дирижера, чувствовать музыку. Надо быть одним организмом», - ответила она.

    Слёзы маэстро и солистов

    Музыканты признаются, что во время исполнения произведения тяжело сдерживать эмоции, которые их переполняют.

    «Не может такая музыка не тронуть человека. Там действительно есть такие моменты – мы видели, как Саша (Александр Сладковский. – Ред.) несколько раз плакал на репетиции. И мы плакали. Если закрыть глаза и посвятить себя этим нескольким часам, стопроцентно эта музыка тронет. Может быть, мы музыканты, поэтому так реагируем», - делится солистка концерта, заслуженная артистка России Вероника Джиоева.

    Для участницы Московского академического большого хора Юлии Кузьневой финал оказался самым эмоциональным:

    «На репетиции финала, который мы сейчас допевали, я, честно говоря, всплакнула. Меня лично тема любви коснулась сильно».

    Поднять такой проект мог только такой оркестр, потому что его очень редко исполняют

    Солист Василий Ладюк признается, что идею выступать с оркестром предложил он. Ведь Василий уже давно состоит в теплых дружеских отношениях с оркестром и маэстро Александром Сладковским.

    «Работа с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан – это не просто работа, это очень давняя дружба. В этом и уникальность оркестра. Можно прийти, поработать и не встречаться больше, а когда это дружба, все по-другому воспринимается», - рассказал Василий Ладюк. 

    Сегодняшний концерт – 8-я симфония Малера прозвучит через два дня в Москве, но сначала мы это делаем в Казани, и, видимо, это в дань уважения того, что оркестр из Татарстана», - рассказал артист.

    А солистка Вероника Джиоева рассказала о любви к оркестру и дирижеру.

    «Я Сашу очень люблю. Когда я была студенткой, он мне очень помог. Я его очень люблю как человека, одного из самых талантливых дирижеров. Большое счастье всегда с ним встречаться. Оркестр потрясающий, играют они Малера фантастично. Поднять такой проект, наверное, мог только такой оркестр, потому что его очень редко исполняют, да и на таком уровне, тем более там же огромный состав хора, оркестра», - рассказывает солистка.

    Всегда кажется, что времени мало

    За час до начала концерта на сцене ГКБЗ состоялась финальная репетиция. По всему зданию ГБКЗ раздавались мелодии и голоса музыкантов. Конечно, всю композицию прорепетировать не удалось, ведь это заняло бы больше полутора часов.

    «Вчера у нас была репетиция днем и вечером. Всегда кажется, что времени мало. Вот сейчас распевались чуть-чуть. Прогревали свой организм, была небольшая репетиция перед концертом», – делится один из солистов Василий Ладюк.

    После репетиции все побежали переодеваться, и за кулисами началась суета. Музыканты последний раз перед концертом проверяют инструменты, солисты распеваются, кто-то делится своим волнением с коллегами, кто-то шутит. Все в черных смокингах и строгих платьях в пол, только солистки могут выбрать цвет и фасон платья по своему вкусу. В коридоре приходится пробираться между музыкантами и следить, чтобы не наткнуться на смычок или папку с нотами.

    Между инструментами и музыкантами успевают пробегать дети в строгих смокингах, это участники хора мальчиков. Хор приехал из Москвы. 14-летний Яша Васильев рассказывает, что впервые уехал так далеко от дома на концерт, чтобы исполнить тяжелейшую композицию.

    «До этого Моцарта пели, Малер – это самое сложное, которое пели», – рассказывает юный исполнитель.


    Руководитель хора Данил Лукин говорит, что сам, когда пел в хоре мальчиков, сумел дважды исполнить композицию Малера, но его воспитанникам предстоит это сделать впервые.


    Между гастролями дети успевают учиться по особым программам из-за плотного графика.

    И вот открываются двери на сцену, все участники занимают свои места. Остается только выйти солистам и дирижеру.

    Публика долго не расходится

    После концерта все исполнители еще долго не хотели покидать вечер, все делились своими впечатлениями. Только хору мальчиков нужно было бежать на поезд в Москву.

    За кулисами собралось много зрителей, которые хотели отдельно поблагодарить маэстро и сделать пару фотографий на память.


    Некоторые зрители не торопились домой, они продолжали наслаждаться вечером уже у бара концертного зала.

    С этой программой ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступит 11 февраля в Москве в концертном зале «Зарядье».

    Солистка концерта, заслуженная артистка России Вероника Джиоева считает, что к подобной музыке нужно привыкать и не каждому удастся понять и почувствовать величие музыки Малера.

    «Надо будет наслаждаться музыкой великой, которую зрители, я думаю, очень редко слышат, потому что это неподъемный материал – огромный оркестр, огромный хор, хор детей, это непросто. Это великая музыка. В России, к сожалению, редко ее исполняют», - рассказала солистка.

    «Сегодняшний концерт, конечно, феноменальный»

    Зал разразился аплодисментами, когда прозвучали последние ноты симфонии. Слушатели вставали со своих зрительских мест и отовсюду кричали браво. Солистам и дирижеру Александру Сладковскому вручили цветы. Музыкантов долго не хотели отпускать со сцены. Не стихали бурные аплодисменты и через пять минут после окончания концерта.


    Как отмечают зрители, концерт поразил их масштабностью происходящего и космической музыкой. Свой профессиональный праздник – Международный день стоматолога Марина Челнокова решила отметить в ГБКЗ, на концерте.

    «Я регулярно хожу на концерты, но сегодняшний концерт, конечно, феноменальный. Из всех концертов, которые я слушала, наверно, этот был самый интересный и масштабный. Музыка просто космическая. Хор мальчиков очень понравился – прекрасные голоса», - отметила Марина Челнокова.

    Евгений пришел послушать симфонию с женой, и, как он признался, на таком событии ему довелось побывать первый раз: «Я впервые на таком масштабном событии. Это было грандиозно. Слезы на глаза наворачивались. Особенно в конце. Это было что-то».

    Не смогла сдержать своих эмоций и солистка концерта Вероника Джиоева.

    «Грандиозно, потрясающе, эмоции переполняют. Публика казанская, как всегда, горячо любимая. Было не тяжело, было радостно», – делится Вероника.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    «Каждый день — новая книга»: гендиректор «Таткнигоиздата» о самых читаемых книгах, столетии издательства и молодых авторах

    В преддверии столетнего юбилея Татарского книжного издательства корреспондент ИА «Татар-информ» побеседовал с его генеральным директором Ильдаром Сагдатшиным и узнал, как изменились литературные предпочтения татарстанцев, кто слушает аудиокниги на татарском языке и можно ли предсказать, какая книга станет бестселлером.

    Культура

    Фестивальная столица: пять причин посетить Питер в июле

    Летом культурная столица России может порадовать гостей не только живописной архитектурой и знаменитыми на весь мир музеями, но и фестивалями современного искусства и электронной музыки, а также танцевальными баттлами и концертами на крышах города. Яркие и интересные события летнего Санкт-Петербурга в обзоре корреспондента «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна