Рустем Абязов – о любви к Барбре Стрейзанд, нелюбви к шансону и ожидании «демона виолончели» на фестивале L'arte del arco

13 Марта 2019

    Автор материала: Аделя Зиатдинова
    Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева откроется VII международный фестиваль L'arte del arco, который будет проходить в трех городах Татарстана.Создатель, художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов в интервью ИА "Татар-информ" рассказал об особенностях фестиваля.

    VII Международный фестиваль L'arte del arco с мировыми звездами классической музыки

    В Нижнекамске и в Казани на фестивале выступит «демон виолончели»

    «День дурака, или на Дураках держится жизнь» — первый концерт, посвященный юбилею Рустема Абязова

    Концерты для 500 детей и музыка «Игры престолов» во время тура по Франции и Швейцарии

    Концерт с Бурмистровым и выступления в колонии для несовершеннолетних ради привлечения молодежи

    «Совсем опускаться на уровень тюремного шансона не хочется»

    «Американскую попсу я обожаю»

    «После того как продирижируешь, потом играть на скрипке неудобно»

    «Оркестр не ставит цели, оркестр выполняет»

    «Я хочу играть в Карнеги-холле»

    VII Международный фестиваль L'arte del arco с мировыми звездами классической музыки

    Вы только что вернулись с одного фестиваля, через короткий промежуток времени у вас уже другой — L'arte del arco. Тяжело ли переключаться?

    Тяжело, очень. Потому что когда я поехал во Францию, у оркестрантов были тоненькие партии, а у меня огромные партитуры. Мои партитуры весили килограмма четыре — одни только ноты. Я не к тому, чтобы похвастаться своими мускулами, а к тому, что есть огромный объем музыки на фестивалях и они практически не перекликаются. Может быть, одно-два произведения.


    Мы знаем, что на фестиваль L'arte del arco вы позвали достаточно известных солистов. Каким образом вы их отбирали?

    За семь лет мы уже научились находить человека. Как правило, по записям. За год примерно мы начинаем эту работу, и все получается.

    Например, Стефан Миленкович, который открывает фестиваль, — очень знаменитый, самый известный представитель скрипичной династии Миленковичей. Стефан приедет из Соединенных Штатов. В общем, звезда однозначно.

    Ирмина Тринкос должна была приехать на прошлый фестиваль, но случилось несчастье: села в такси, прищемила руку. И за две недели сообщила, что приехать не сможет. Но она все-таки выполнила обещание и приехала в этом году. 


    В Нижнекамске и в Казани на фестивале выступит «демон виолончели»

    — 14-го числа в Нижнекамске, 15-го в Казани выступит давний творческий друг, как его называют на Западе — «демон виолончели», ученик Ростроповича Марк Дробинский. Он очень известный. И на Западе, и в России очень раскрученный.

    Потом мы с Марком Дробинским сыграем абсолютно новое произведение, которое написано для нас. Американский композитор российского происхождения Александр Гольдштейн написал рапсодию для скрипки, виолончели и камерного оркестра.

     

    Что интересно, автор, американец, решил прилететь на премьеру сюда, и он будет на концерте в Нижнекамске и на концерте в Казани. Более того, на казанскую премьеру вместе с ним прилетят его близкие друзья.

    Приедут олимпийские чемпионы, четырехкратные чемпионы мира по фигурному катанию Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Они специально прилетят на один день, чтобы послушать премьеру в Казани. 

    «День дурака, или на Дураках держится жизнь» — первый концерт, посвященный юбилею Рустема Абязова


    Первый концерт, посвященный вашему юбилею, называется «День дурака, или на Дураках держится жизнь». Почему такое название? 

    Почему «День дурака»? Потому что мы каждый год обязательно отмечаем капустником День дурака если не 1 апреля, то 2-го – 3-го, когда нам зал дадут. Я решил — почему этот год должен быть исключением, а раз мы все равно проводим капустник, то почему он не должен быть посвящен юбилею. Можно же придумать, как смешно обыграть эту ситуацию, и я думаю, что так оно и будет. 

    Юбилейный концерт в двух актах. Первый акт комедия и второй — мелодрама, где уже будет таинство музыки, там уж будет академический концерт, там уже приедут знаменитые музыканты, коллеги, которые будут играть со мной в дуэте. 

    Концерты для 500 детей и музыка «Игры престолов» во время тура по Франции и Швейцарии


    Вы недавно вернулись из тура по Франции и Швейцарии, можете поподробнее рассказать, с чем он был связан, что было нового?

    Мы, как обычно, выступали перед французскими и швейцарскими слушателями, выполняли свою основную работу – давали концерты.

    Что касается нового, во Франции нас привезли в лицей, куда привели молодежь, школьников, которые играют на самых разных инструментах — начиная от флейты и заканчивая гитарой или гармошками.

    Днем, перед вечерним концертом для взрослых, мы приезжали на площадку и давали небольшой, 50-минутный концерт для детей, а их привозили целыми автобусами, человек 600 – 700 примерно.

    Что было интересного, необычного?

    Программы были очень разные. Скажем, если первые три концерта были примерно одинаковыми, то в пригороде Лиона давали программу под названием «Игра престолов». Организаторы концерта уделили внимание музыке из фильма «Игра престолов». Это был концерт в церкви, достаточно большой.

    В действительности этой музыки было минут на двадцать, остальное время звучала классическая музыка. Тем не менее на призыв послушать музыку из фильма «Игра престолов» пришло очень много народу.

    Вам доводилось еще когда-либо играть композиции из кинофильмов, сериалов?

    У нас есть несколько программ, связанных с киномузыкой, только мы, как правило, показываем классические кинофильмы. Не голливудские — ни «Гарри Поттер», ни «Властелин колец».

    Я знаю, что после нас, летом в этот городок приезжает другой российский симфонический оркестр и он должен играть музыку из «Властелина колец». Но ее еще нет, ее еще нужно аранжировать, готовить.

    Чем отличается публика иностранная от российской публики?

    — Она такая же разная, как и в России. Есть люди подготовленные, есть неподготовленные. Но раньше я говорил, что западная публика отличается тем, что она подготовлена, некоторые люди приходят с партитурами, следят, правильно или неправильно ты играешь. Я уж не знаю, для чего это ему, но такие случаи тоже бывали. 

    Концерт с Бурмистровым и выступления в колонии для несовершеннолетних ради привлечения молодежи


    А насколько именно молодежь заинтересована в классической музыке в вашем оркестре?

    Я могу единственное точно сказать, что ее стало больше за последние несколько лет. Новых молодых лиц много, и это меня радует больше.

    Посредством чего-то хотите привлекать молодежь в классическую музыку?

    Мы не хотим – мы привлекаем. Что только не делали для этого. Вспомнить только Митю Бурмистрова, с которым мы выступали. Мне после концерта с ним в БКЗ работники сказали, что столько молодежи в стенах БКЗ еще не было никогда. Они пришли на Бурмистрова, но они при этом прослушали еще и классическую музыку.

    Мы делали разное. У нас был цикл концертов под названием «Мелодии из мобильника».

    Помимо популярных артистов среди молодежи еще какие-то меры предпринимали?

    Был у нас такой забавный случай. Когда еще «была в живых» казанская колония для несовершеннолетних, мы как-то рискнули туда поехать с концертом – это была наша инициатива. Тогда уже началось расформирование этой колонии, там вместо 300 человек было человек 50. Мои оркестранты говорят, что народу мало. А я своим говорю — если хотя бы один после выхода на свободу на классический концерт пойдет, значит, мы не зря сюда приехали!

    И вот когда мы закончили играть, хорошо нас приняли, четверых ребят оставили нам помочь. Я им говорю: «Ребят, придете на классический концерт?» «Мы придем», — сказали они. Это всё, что и требовалось нам. 

    «Совсем опускаться на уровень тюремного шансона не хочется»


    А вы планируете в дальнейшем выступать с артистами эстрады?

    В декабре только был большой концерт, целый фестиваль, посвященный взаимодействию классики и рока. В марте в московском журнале InRock выйдет статья про этот фестиваль. Тогда приехала очень известный корреспондент, и вот она освещала этот рок-фестиваль. Вот поэтому мы «звездим» и в роке!

    Еще какие-нибудь коллаборации с другими жанрами музыки планируете? Может, рэп связать с классической музыкой, попсу или шансон?

    Рэп пока нет вообще, честно говоря. Шансон у меня в голове — это чуть приблатненный бард. Других различий я не вижу. С бардами — да, у нас был концерт. В этой области мы засветились, а вот с шансоном пока не хочется. Совсем опускаться на уровень тюремного шансона не хочется. 

    «Обвинить нас в том, что мы обделяем вниманием татарскую музыку, вряд ли возможно» 


    На фестивале L'arte del arco будут исполнены композиции татарских композиторов?

    Вы как думаете, мне серба и американца попросить сыграть «Алмагачлар»? Как вы себе это представляете, я вот это себе не очень представляю, чтобы они захотели выучить какое-нибудь татарское произведение и сыграть на фестивале. Поэтому я особо не вижу смысла на фестивале пропагандировать татарскую музыку. 

    Как часто исполняете произведения татарских композиторов? 

    Я не могу сказать, что мы на каждом концерте играем произведения татарских композиторов, потому что они не очень подходят программе, трудно сверять Бетховена и Сайдашева, поэтому для исполнения татарских композиторов нужны специальные концерты. 

    Концерты татарстанских композиторов проводим регулярно, и я думаю, на следующий сезон дадим такую программу. Во-первых, 80-летие Союза композиторов, мы не можем пройти мимо этого события и это не отметить, и мы в очень тесном контакте и с Рашидом Калимуллиным, мы с ним давно дружим, мы переиграли очень много его музыки. 

    Год назад мы записали два диска музыки композиторов Татарстана. Это вообще должно до всех дойти, ведь это очень сложная задача, во-первых, записать, во-вторых, выпустить два альбома, полностью посвященных камерной музыке Республики Татарстан. 

    Поэтому обвинить нас в том, что мы обделяем вниманием татарскую музыку, вряд ли возможно.

    «Американскую попсу я обожаю»


    Может, тогда о своих музыкальных предпочтениях расскажете, о том, что вам нравится помимо классической музыки?

    Я люблю красивую музыку. Я плохо отношусь к слову «попса», но американскую попсу я обожаю: Стиви Уандер, Барбра Стрейзанд, Майкл Джексон. Это выдающиеся исполнители США, а вот по России как-то нет. Советская, российская эстрада – нет. Стиви Уандер и как исполнитель, и как композитор для меня номер один в попсе.

    Есть ли композиция, которую вы бы не хотели сыграть? 

    Никогда не задумывался на эту тему, поэтому ответить не могу. По крайней мере, мне в голову не приходит то, что бы вызвало такое нежелание. Ну не знаю, разве что только «Ласковый май». 

    «После того как продирижируешь, потом играть на скрипке неудобно»


    Как вам удается и дирижировать, и играть на скрипке?

    Совмещать по времени тяжело, потому что нужно заниматься и тем и другим. Ну этот год выдался так, что 12 концертов мы дали в турне европейском, и все 12 концертов я играл на скрипке. Такого у меня еще никогда не было.


    И это представляет некие неудобства. После того как продирижируешь, потом играть на скрипке неудобно. Но я уже привык к этому.

    Дирижировать мне нравится, потому что стоишь, все тебе подвластны. А со скрипкой быть нравится, потому что ты тут целиком и полностью за себя отвечаешь. 

    «Оркестр не ставит цели, оркестр выполняет»

     

    Какие цели у камерного оркестра? 

    Не думаю, что камерный оркестр сидит и ставит перед собой цели. Если ставит, то я уж ставлю перед собой и перед камерным оркестром. А они музыканты, их задача поставить ноты, смотреть на дирижера и играть то, что написано в партитуре. Оркестр не ставит цели, оркестр выполняет.

    У меня лично одна цель. Оркестр всегда должен быть в хорошей форме и с мастерством исполнять любую программу. Больше играть, больше ездить, это задачи такие, потому что с точки зрения творческой мы уже на всё способны. Нет уже ничего пугающего, такого, что мы бы не смогли сыграть. Мы уже переиграли всё. 

    У вас есть в оркестре музыканты, работающие параллельно в других?

    Нет, они могут преподавать. Но я знаю, один человек работает в оркестре Камаловского театра, но только тогда, когда у него вечера свободные. Если это не мешает основной работе, я ничего не запрещаю. А так, чтобы в двух оркестрах параллельно играть, это невозможно. Репетиции в одно и то же время, концерты часто совпадают. 

    «Я хочу играть в Карнеги-холле»


    Бывали ли у вас такие мысли, что всё, хватит, мне пора на пенсию? Ведь у вас очень успешный камерный оркестр.

    Если бы он был неуспешным, то, наверное, было бы пора. А так зачем уходить, когда есть успех.

    К сожалению, очень многие творцы, особенно в Татарстане, этим грешат. Но я пока не подвержен подобному. Я не считаю, что достиг всех высот, всегда ведь есть куда стремиться. Пока есть силы, как говорится, а вот когда их не будет, пойду на пенсию.

    Какое любимое занятие помимо оркестра?

    В баню ходить, за грибами. Хотя за грибами все реже и реже — не получается. В баню с сыном стараюсь раз в неделю точно ходить, если не уехал куда-то. У нас не часто воскресные концерты, поэтому с субботы на воскресенье можно и поехать. Для меня ведь это еще и очень хорошая возможность пообщаться с сыном, он тоже полюбил баню, мы с ним туда ходим. Ему 15 лет, и у нас дружная мужская компания.

    Какая у вас мечта?

    Мне легко ответить на этот вопрос, я нашел один ответ, который всех устраивает. Я хочу играть в Карнеги-холле. Это мечта. Может, она вообще не осуществится, а я буду этой мечтой жить. Со своим оркестром.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Казахи показали татарам мастер-класс по духовному возрождению

    История и культура Казахстана в археологических находках, этнографических материалах и кино: на этой неделе в Казани проходят мероприятия в рамках государственной программы Казахстана «Рухани жангыру» – «Духовное возрождение». Журналист ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова – о проектах и о том, чему казахские друзья могли бы научить татар в области популяризации своей собственной культуры.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна