«Последний бой — он трудный самый»: как в Казани снимали самую массовую сцену сериала «Зулейха открывает глаза»

19 Февраля 2019

    Фото: Расих Фасхутдинов
    Автор материала: Динара Прокопьева, Артур Казанцев
    В минувшую субботу и накануне центр Казани вновь превратился в съемочную площадку экранизации романа-бестселлера Гузель Яхиной. Тонны снега, три тысячи патронов, два верблюда и Чулпан Хаматова — корреспондент ИА «Татар-информ» оказался на съемочной площадке и узнал, что нужно для создания самой сложной сцены мини-сериала.

    Смешались в кучу кони, люди и... верблюды

    Сцены, которые снимаются в эти дни на Кремлевской, станут самыми массовыми в восьмисерийной экранизации романа «Зулейха открывает глаза» - проекте кинокомпании «Русское» для канала «Россия 1». В них задействованы порядка 250 человек массовки и около 30 конных обозов. Художник по реквизиту Андрей Меняев рассказал, что среди лошадей есть и местные, и привезенные из Кукмора, и из Москвы.

    «Самая массовая сцена снимается именно сегодня [18 февраля]. Снимали еще потопление баржи, там где-то 200 - 250 человек было. Погрузку эшелонов переселенцами тоже снимали, но эта самая массовая, самая тяжелая сцена. Как говорится: „Последний бой  он трудный самый“», — признался Меняев.

    Он также рассказал, что для съемок закуплено 2 тыс. холостых патронов для винтовок Мосина и около тысячи холостых патронов для револьверов системы Наган. Все это светошумовые патроны для охолощенного оружия. Художник по реквизиту рассказал, что макеты оружия стоят дороже охолощенных, поэтому для экономии тульские мастера охолощали настоящие винтовки.

    На съемочной площадке мы также познакомились с двумя верблюдами — Кешей и Малышом. Они приехали из города Болгара — в 2014 году там открылась верблюжья ферма. Кстати, в средневековом Болгаре останавливались торговые верблюжьи караваны.


    «Малышу 8 лет, но у него уже плотная шерсть и ему не холодно на морозе», — ответила одна из ответственных за верблюдов Ольга на наш вопрос, не мерзнет ли верблюд в такую снежную погоду.

    Как пояснили дрессировщики верблюдов, на территории Татарстана в 1930-е годы верблюды были обыденным делом и встретить их на улице не составляло труда.

    К слову, к работе над телепроектом привлекались три консультанта — по костюмам, по быту и исторический консультант. Все они специалисты из Татарстана.

    Вход на съемки строго воспрещен

    На съемочную площадку невозможно попасть без специального пропуска. Полицейские и сотрудники народной дружины без пропуска не дадут пройти. Сотрудники Национального музея, который находится на территории съемочной площадки, также отказывали нам в просьбе погреться.

    «Нам не разрешено сюда никого пускать», — кратко пояснил охранник музея.

    Среди двух сотен человек массовки мы с удивлением встретили двух студенток из Дрездена в сопровождении их подруги Дианы из Уфы. Накануне, проходя мимо съемочной площадки, девушки попросили сфотографироваться с другими актерами массовки и им предложили поучаствовать в съемках.

    «У меня был предмет „история“ в школе, я слышала об этом периоде времени, но знаю о нем не так много. Благодаря участию в съемочном процессе я познаю Россию», — рассказала Ханна из Дрездена.


    Близ самого Казанского кремля возникла ярмарочная площадь с названиями лавок. Здесь можно встретить ремонтную мастерскую, рыбный магазин, телеги с настоящими, а не бутафорскими овощами и даже похоронное бюро.


    Чулпан Хаматова появилАсь на повозке, запряженной лошадьми

    Под звук снегохода на повозке едет Чулпан Хаматова, исполнительница главной роли — Зулейхи. Ее появление вызвало ажиотаж среди журналистов. После съемки эпизода ее долго не отпускали актеры массовки и просили сфотографироваться. Журналистам получить комментарий от актрисы не удалось.


    Затем в Казанском кремле Чулпан Хаматовой предстояли съемки кормления грудного ребенка. Туда журналистов тоже не пустили.

    Домом Зулейхи стал этнографический музей под открытым небом «Туган авылыМ»

    На съемочной площадке мы познакомились с Минедамиром Камальтдиновым, которого все по-свойски зовут Дамиром абый. Созданный его руками этнографический музей под открытым небом «Туган авылым» стал домом киношной Зулейхи, которую играет Чулпан Хаматова.

    «С 2009 года мы начали [строить музей], то есть наша семья учителей. Жена — учительница, дочь — учительница, я сам бывший учитель. Мы начали втроем. Почему начали? У татар такого этнографического музея вообще-то нет. С этого времени мы ездим, реквизит собираем. Оказывается, она [„Туган авылы“] пригодилась! И мне самому было приятно, что в кино снимали», — рассказал Дамир абый.

    Музей находится в 50 километрах от села Ивантеевка Зеленодольского района. Там съемки «Зулейхи» проходили в первые дни февраля. Кстати, сельский энтузиаст помогал кинематографистам и с реквизитом. Например, для съемок используются советские монеты. Часть из них предоставил Дамир Абый.

    После съемок в «Туган авылым» кинематографисты работали в деревне Маскара Кукморского района. Там снималась сцена отправки обоза ссыльных крестьян.

    Когда мы увидим сериал по ТВ?

    Сериал «Зулейха открывает глаза» состоит из восьми серий по 52 минуты. Производством фильма для канала «Россия-1» занимается кинокомпания «Русское». Режиссер-постановщик — Егор Анашкин, который работал над сериалом «Кровавая барыня» о жизни помещицы Салтыковой, оставшейся в истории под именем Салтычиха. Продюсерами экранизации романа Гузель Яхиной выступили главный продюсер службы кинопоказа ГТК «Телеканал „Россия“» Александр Кушаев и генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова.

    Известно, что сериал выйдет на экраны в этом году, но точная дата неизвестна.

    «Даты на сегодняшний день не существует. Сейчас будет монтажно-тонировочный период идти по окончании съемочного периода. Это огромный пласт работы. Когда картина будет полностью завершена, будет сдача на канал, а канал поставит в самое удобное время, чтобы привлечь максимальное количество времени», — сказала директор картины Полина Майорова.

    Съемки сериала стартовали в Татарстане осенью прошлого года. Съемочная группа проекта «Зулейха открывает глаза» также работала в Москве, Ярославле, Архангельске и Перми. 

    Власти Казани пошли кинематографистам навстречу и перекрыли движение на центральных улицах

    Ради съемок многосерийного фильма по бестселлеру Гузель Яхиной в Казани перекрыли две улицы в центре города: Кремлевскую и Миславского. Поначалу предполагалось, что их закроют на период с 8 по 15 февраля, но ограничение продлили из-за корректировки графика съемок фильма.

    Движение по улице Кремлевская на участке от улицы Чернышевского до площади 1 Мая в обоих направлениях перекрыто с 7 утра 14 февраля до полуночи 20 февраля. В это же время закрыт вымощенный брусчаткой спуск от площади 1-го Мая к улице Баумана. Движение по участку улицы Миславского от улицы Кремлевская до улицы Батурина ограничено с 7 утра 17 февраля до полуночи 19 февраля.

    Корреспондент ИА «Татар-информ» пообщался на съемочной площадке со вторым режиссером фильма Лилией Пысларь. Она рассказала, что по просьбе продюсера проекта «Зулейха открывает глаза» власти республики и города сделали все от них зависящее для комфортной работы кинематографистов.

    «Казань делает для нас просто невозможное. Перекрыть центральную улицу столицы, чтобы ни одна машина не могла проехать, — это гениально», — призналась второй режиссер картины.

    Хотя съемки проходят только 16 и 18 февраля, ограничение движения продлится еще два дня. Создатели мини-сериала заложили время на демонтаж возведенных для съемок построек и на вывоз снега с проезжей части.

    Казанский Кремль лишился иллюминации, но только на время съемок

    Власти города пошли кинематографистам навстречу и в других вопросах. Например, по просьбе исполнительного продюсера кинокомпании «Русское» Ильи Паперного ради съемок с Казанского кремля и близлежащих зданий сняли все вывески и иллюминацию.

    «Сложностей у нас не было, они скорее были у властей Казани. Наш продюсер ездил на встречу с Президентом Татарстана и главой города и просил то, что нам может понадобиться. Для нас поснимали все вывески, украшения и гирлянды с кремля и с ближайших улиц, привезли снег на площадку», — рассказала нашему корреспонденту Лилия Пысларь.

    Вдобавок проезд в белокаменной Спасской башне Казанского кремля занавесили массивным плакатом с надписью: «Да здравствует проводимая ЦК Ленинской партии национальная политика и ее руководитель т. Сталин». К слову, попасть в Казанский кремль на этих выходные все-таки было можно — с 15 по 18 февраля вход на территорию культурного комплекса осуществляется через Тайницкую башню.

    На съемочной съемке мы не увидели ничего современного: вывески и дорожные знаки демонтировали, что-то заколотили деревянными досками. То, что нельзя замаскировать или демонтировать, будут стирать с помощью компьютерной графики. Например, адресные таблички на домах.

    Центр Казани завалили тоннами снега ради кино

    В октябре улица Кремлевская уже превращалась в съемочную площадку картины «Зулейха открывает глаза». Тогда современную брусчатку и ровный асфальт перед главным зданием КФУ покрыли землей. Ночью прошел дождь, и к утру это место превратилось в непроходимую грязь. Тогда наш корреспондент пожалела, что надела сапоги на высоких каблуках, а не резиновые сапоги по примеру фотографа «Т-и».

     

    Теперь же на вычищенные тротуары и проезжую часть выгрузили около тысячи тонн снега. Его для кинематографистов привезли с территории Национального музея РТ и Центрального стадиона, от подножия Казанского кремля. Свою роль сыграла и установившаяся в Казани снежная погода. Сегодня в городе вновь разыгралась метель и ощутимо похолодало.

    «Я думаю, что они [погодные условия] нам только помогают. Если нам как людям эти погодные условия не очень удобны, то они хороши для картинки и для кадра. Собственно, мы собрались и работаем для этого. Нам приходится многое терпеть, чтобы все получилось», — рассказал на съемочной площадке художник по гриму сериала Михаил Вигдоров.

    Для актеров съемочный день длится 14 часов — с 7 утра до 9 вечера.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Казахи показали татарам мастер-класс по духовному возрождению

    История и культура Казахстана в археологических находках, этнографических материалах и кино: на этой неделе в Казани проходят мероприятия в рамках государственной программы Казахстана «Рухани жангыру» – «Духовное возрождение». Журналист ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова – о проектах и о том, чему казахские друзья могли бы научить татар в области популяризации своей собственной культуры.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна