Новые лица татарского кино: театр эстрады «Мунча ташы», Фирдус Тямаев и Салават Фатхутдинов

6 Октября 2018

Фото: пресс-служба КМФМК, Рамиль Гали
Автор материала: Рузиля Мухаметова (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
Самый национальный татарский фильм, под стать нашему сегодняшнему положению, снимает… «Мунча ташы». Фильм называется «Яу» («Бой») и, хотя он еще не доделан, авторы заявили его на Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Зрителю фильм показали в рамках Национального конкурса – в одном из кинозалов он был представлен в виде предпремьерного показа.

«Яу» - это карикатура. Пародия и на исторические фильмы, и на национальную кинематографию, и вообще на нашу современную жизнь. Те, кто считает себя созданным для фестивального кино благородным зрителем, в ходе фильма покинули зал.

Режиссер комедии «Яу» - Айдар Габдрахманов. Автор идеи и сценария – Альберт Шакиров. Продюсеры Раис Шайхутдинов и Альберт Шакиров. Изначально бюджет фильма составил 6 миллионов рублей. Точные цифры неизвестны.

Роли в фильме сыграли артисты эстрады и драмы. На главные роли привлечены артисты театра эстрады «Мунча ташы» в полном составе. Почему именно этот театр? По мнению Альберта Шакирова, основной зритель фильма – аудитория «Мунча ташы». Предполагается, что фильм выйдет в прокат, соберет в кинозалах любителей татарского юмора и не просто позволит вернуть те 6 миллионов, но и даст продюсерам заработать.

Если фильм «Яу» сможет привести зрителя «Мунча ташы» в кинозалы – я готова закрыть глаза на его недостатки.

А пока авторы заявляют, что готовы принять критику и, при наличии конструктивных замечаний, внести в фильм изменения. «Поэтому мы так торопились заявиться на фестиваль, даже с незаконченной работой – хотели услышать мнение специалистов», - говорит Альберт Шакиров.

Я, конечно, не дипломированный специалист в области кино, но все же осмелюсь высказать свое мнение.

У театра «Мунча ташы» только в Казани 10-13 тысяч зрителей - судя по тому, что их концерты проходят по 1-2 недели в зале УНИКСа на тысячу мест. Если бюджет фильма – 6 миллионов, и на фильм придет хотя бы половина этой аудитории, то одна десятая часть расходов на фильм покроется уже в Казани. Конечно, при условии, что информация о фильме будет донесена до целевой аудитории. Остальную часть бюджета распределяем поровну между районами республики.

Если зритель придет на эту комедию, то в следующий раз может прийти в кинотеатры, чтобы посмотреть «Муллу» и «Байгала» и «Остазбике», и другие фильмы. Тогда уже появится основание говорить, что у татарского кино есть свой зритель, и у снятых в Татарстане фильмов есть прокат.


Хорошо, вопросы бюджета и зрителя немного рассмотрели. Теперь попробуем разобрать сам фильм. Он идет 90 минут. Полтора часа! Десять тысяч зрителей «Мунча ташы» со мной могут и не согласиться, но полтора часа глядеть на Гамиля Асхадуллу – это довольно серьезное испытание. Почему на него? Так ведь он – в главной роли. Даже произносить это как-то неудобно: звезда «Мунча ташы» Гамиль Асхадулла играет Казанского Хана. Только представьте себе: Гамиль Асхадулла – казанский хан! Остальные роли в фильме исполняют артисты театра эстрады «Мунча ташы», а также артисты Тинчуринского, Кариевского и Атнинского театров.

Снялся в фильме даже Салават Фатхутдинов. Он в роли придворного певца, то есть, можно сказать, в собственном образе. Всего в фильме, включая массовку, задействованы порядка 200 человек – актеров и не совсем. Но это еще не предел. По словам Альберта Шакирова, фильм еще будет дополняться новыми кадрами. Сообщаю как эксклюзивную информацию – Фирдус Тямаев тоже будет! До продюсеров дошли вести, что он очень органичный и удобный артист. Видимо, так сказали авторы мюзикла «Апипа», ведь там ему дали довольно масштабную роль – он в роли шофера транспорта, на котором по гастролям ездят певицы.

Фото со страницы фильма в соцсетях

О содержании фильма «Яу». События происходят в 1430 году. Это еще времена расцвета Казанского ханства. Но враги, конечно, не дремлют. Астраханский хан Мотыйк тоже мечтает о казанском троне, и, чтобы завоевать Казань, строит хитрый план: отправляет в соседнее ханство двух своих воинов. Азамат и Булат должны проникнуть на собрание во дворце Казанского хана.

События разворачиваются, в основном, вокруг путешествия диверсантов в Казань. Путь их полон приключений – они теряют голову при виде молодой красивой женщины и остаются без одежды, и, по законам татарских и русских сказок, попадают в дом Бабы-яги, а потом забредают в логово разбойников. Уделили в фильме место и Московскому царю, и его войску. Показаны и внутренние враги в самом ханстве. Короче, получился построенный на собравшей все это вместе «почти исторической» основе, перемешанный с комическими сценами своеобразный жанр. Это все сделано в стилистике «Мунча ташы».

Авторы говорят, что фильм о нашей современной жизни. «О нем нельзя говорить, как об историческом фильме. Все персонажи выдуманные. Все сюжеты выдуманные. Это пародия на наше сегодняшнее время в исторических декорациях, - объяснил Альберт Шакиров. – И в прежние времена, и сейчас суть человека не изменилась – фильм показывает это. Такие недостатки, как жадность, зависть, есть в любые времена. И такие качества, как любовь и преданность, тоже есть».


«Так как фильм рассчитан на аудиторию «Мунча ташы», был снят в этой стилистике. И роли изначально распределили между артистами этого театра», - говорит Альберт Шакиров. Айдар Габдрахманов, приглашенный в проект только после распределения ролей, пробовал просить о новом кастинге, чтобы заменить некоторых артистов. Но ему отказали, и фильм пришлось делать, как в известной песне «Я его слепила из того, что было...». У Алены Апиной дальше поется: «А потом что было, то и полюбила». Полюбил ли фильм Айдар Габдрахманов, он не сообщил, однако молодой режиссер, набивший руку на клипах для артистов эстрады и другой видеопродукции, признался - хоть он и «отдает предпочтение жанру драмы, чем комедии», эту работу выполняет старательно.

Что сказать об игре актеров? Они играют плохо. Но играют искренне. Скажем, Гамиль Асхадулла изображает не хана, а Гамиля Асхадуллу, притворяющегося ханом. Не поставленный голос и нечеткая дикция поначалу режут слух, а потом ничего, привыкаешь и к этому. А когда шли кадры с Искандером Мутигуллиным (Астраханский хан) – прошу прощения, я старалась не смотреть на экран, просматривала Инстаграм. Он оказался не поддающимся никакой режиссуре «крепким» «актером».

Разные сюжеты в фильме все вместе в кульминации соединяются в сцене собрания во дворце хана. Некоторые кадры напоминают о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - так режиссер «передал привет» знаменитому фильму Гайдая.

По время презентации авторы пожаловались, что близ Казани не осталось мест для съемок исторического жанра. Чтобы найти нужную локацию, приходилось сильно потрудиться. И находить удавалось не всегда. Теперь вот техники тратят время, стирая с кадров попавшие в них приметы цивилизации - электропровода, рельсы и т. д.

Самый восторженный отзыв после презентации фильм получил от журналиста и общественного деятеля Альмиры Адиатуллиной. Съемочной группе фильма, показавшей «трагические для народа события», она выразила огромную благодарность и сказала, что фильм должен быть показан как можно более широкой аудитории. Альмира ханум самый преданной зритель кинофестиваля. Она не одна – у нее есть группа единомышленников.

Если кто-то, посмотрев фильм, станет спорить «это не так было» или «было так», ругать авторов и, желая найти истину, бросится читать исторические книги – это большой успех авторов фильма. Если некоторые журналисты станут возражать, мол, к трагедии в истории нельзя относиться с иронией – это тоже очень естественно. Если кто-то будет воротить нос от сцены, где купают князя – не удивлюсь. А если кто-то просто похохочет, с удовольствием наблюдая за игрой Гамиля Асхадуллина – это тоже вполне возможно… Если мы живая нация, любая реакция естественна.

А я фильм поддерживаю. О себе мы можем сказать только так, с иронией. Только смеясь над собой, мы можем заставить себя задуматься.

А еще бывает - начинаешь смеяться от безвыходности в тяжелой ситуации. Это еще не сумасшествие, а только его начало.




Самое читаемое
Комментарии







Культура

Алексей Гуськов: Быть любимым и любить — это самая насущная проблема нас как таковых

Народный артист России, актер театра и кино Алексей Гуськов — о том, какие комедии разлетаются на цитаты; каково это, когда твоя жена играет твою бывшую, и почему новый фильм посвящен кинорежиссеру, снимавшему Чулпан Хаматову.

Культура

Критики разносят в пух и прах, зрители довольны. Что же не так с фильмом «Веном»?

Фантастическая лента «Веном» собрала почти один миллиард рублей в России за четыре дня проката. Главную роль в фильме исполнил Том Харди. Оценки критиков на различных ресурсах сильно разнятся: The Telegraph и The Guardian поставили фильму 2 из 10, на агрегаторе Rotten Tomatoes лишь 31 процент «свежести» (при 89 процентах положительных зрительских рецензий), IMDb и КиноПоиск оценили фильм на 7,1 из 10.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×