Кремлевская в грязи, или Как красные сражались с белыми в Казани: в Татарстане продолжаются съемки сериала «Зулейха открывает глаза»

11 Октября 2018

Автор материала: Рузиля Мухаметова (www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой)
Татарстанские журналисты с разрешения кинокомпании “Русское” на площадке перед Казанским университетом наблюдали за процессом съемок сериала “Зулейха открывает глаза”. О том, как проходил съемочный день – в материале корреспондента ИА “Татар-информ” Рузили Мухаметовой.

Деревенская дорога посреди Казани

Съемочная площадка была устроена на улице Кремлевская. Перед главным зданием Казанского федерального университета выгрузили несколько машин земли и покрыли ею всю брусчатку. Ночью прошел дождь, и к утру это место превратилось в непроходимую грязь. Таким образом, аккуратный асфальт на Кремлевской легко был переделан в грунтовую дорогу.

Съемочную команду фильма по роману “Зулейха открывает глаза” и группу татарстанских журналистов Кремлевская встретила вот в таком виде. Журналистам рассказали, что здесь будут снимать сцены событий 1918 года – столкновение белых и красных.


С начала сентября кинокомпания «Русское» в Татарстане снимает фильм по популярному роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Сериал будет показан по каналу «Россия 1». По данным, опубликованным на официальном сайте кинокомпании, 60 процентов материала для фильма уже отсняты. Режиссер фильма – Егор Анашкин. Продюсеры – Александр Кушаев, Ирина Смирнова.
Участок улицы для съемок огородили переносными металлическими барьерами. Журналистов пускали по одному, строго по записи, предупредили, что телефоны надо поставить на беззвучный режим. При слове «мотор» видеооператор и фотограф должны приостановить свою работу – это тоже инструкция. Потому что щелканье фотоаппарата может попасть на запись, а видеооператор – не может же он раньше выхода фильма показать всем, что будет происходить в кадре? И никаких интервью. Мы также знали, что единственной звездой на съемочной площадке будет Евгений Морозов.

Евгений Морозов в фильме играет энкавэдэшника Ивана Игнатова, который убивает Муртазу и в которого влюбляется Зулейха. Игнатов также дает свою фамилию рожденному главной героиней от Муртазы сыну Юсуфу.

Только вот нас не предупредили, что на Кремлевской будет очень грязно. Мы, конечно, представить себе не могли, что всегда блистающая чистотой улица будет приведена в такое состояние. Самым «запасливым» оказался фотокорреспондент ИА «Татар-информ» Рамиль Галиев – сходил к машине и пришел обутый в резиновые сапоги. А мы на своих каблуках последовали за ним.

Искандер Хайруллин с накладными усами

Хотя далеко пройти не успели, тут же встретили Искандера Хайруллина – с наклеенными усами, в кожаной куртке и кирзовых сапогах. Оказалось, звезда Камаловского театра играет в фильме Бакиева.

В романе Гузель Яхиной Миша Бакиев – соратник Игнатова, друг молодости. Он зовет Игнатова в Казань на службу в ГПУ. Тому бумажная работа кажется неинтересной, и тогда Бакиев отправляет его в деревню – на борьбу с кулаками. С кулаками Игнатов борется успешно – от его пули погибает Муртаза. Он привозит овдовевшую Зулейху и других крестьян, на которых навесили ярлык кулаков, в Казань, чтобы отправить их дальше, в ссылку. Бакиев приказывает другу сопроводить ссыльных до назначенного места. На другой день Игнатов заглядывает к Бакиеву, чтобы попрощаться, и успевает увидеть, что тот задержан, а на его столе – следы обыска. Позже он узнает, что Бакиев расстрелян. Таким образом становится понятно, что Бакиев, отправляя Игнатова сопровождать ссыльных, тем самым спасает его от ареста. Строки из книги: “...Все знают: Мишка Бакиев – умница, партиец, революционер. Наш человек – до последней капли крови, до последнего вздоха. Непременно разберутся и отпустят. Не может такого быть, чтобы не отпустили. Отпустят и извинятся, перед всем коллективом. А виновных – накажут”.
Это все из романа – версия Гузель Яхиной. А вот какую судьбу прописали Бакиеву, Зулейхе, Игнатову в фильме, авторы сценария Анна Аносова, Лариса Леоненко и Василий Павлов пока держат в тайне. Но гримеры, кажется, представляют себе этого персонажа довольно несимпатичным человеком – судя по противным «гитлеровским» усам, Бакиев, пожалуй, будет совсем не положительным героем.

К тому же Искандер Хайруллин отметил, что похожий на Бакиева образ он играл в спектакле Зульфата Хакима «Немая кукушка». В этом произведении его герой – ужасно отрицательный образ. Он всю жизнь не может понять, почему два татарина не стреляют друг в друга (в основе пьесы Зульфата Хакима описывается ситуация, когда два татарина – из Финляндии и СССР – встречаются на советско-финской войне, но не стреляют друг в друга. – Ред.).


Роман «Зулейха открывает глаза» Хайруллин читал и считает его «женской литературой». «Конечно, главный герой – женщина, мужчины – отрицательные образы. Она с ними борется. Можно сказать, находит свое счастье. Это произведение можно определить так: через что только не проходит татарская женщина. В нашей литературе такие произведения есть», – говорит актер.

Об образе Бакиева Искандер рассказать не успел, его вызвали на площадку.

Тут же со стороны дверей Национальной библиотеки, где активно работала съемочная команда, донеслось грозное: «Почему актер не готов?» Кажется, на нем оказались не те очки. Костюмеры быстро подошли и исправили ошибку. Искандер запачкал руку в грязи и обтер ее об одежду, тем самым привел себя в пригодный для съемок вид, и остался стоять в ожидании команды режиссера.

Из татарстанских артистов самая большая роль в сериале досталась Искандеру Хайруллину. Опыт в кино у актера скромный. Единственная его известная мне роль – в фильме «121» татарского режиссера Салавата Юзеева. Короткометражная картина 2007 года посвящена Габдулле Тукаю и снималась в развалинах номеров «Булгар». Искандер Хайруллин сыграл Фатиха Амирхана.

«Мне говорят: “Зачем ты снимаешься?”»

Насколько я знаю, на роль Бакиева приглашали еще одну звезду Камаловского театра – Ильтозара Мухаммадгалиева, но он то ли из-за отпуска, то ли по другой причине не явился даже на кастинг. Кстати, говорят, что от съемок в сериале отказались и несколько других наших артистов – Нури Сафин, Айдар Хафизов, Миляуша Шайхутдинова. А снимаются в сериале Ильдус Ахметзянов, Фирая Акберова из Камаловского театра, Фернат Насибуллин из Кариевского, Ренат Шамсутдинов из Тинчуринского театра. Этих артистов я встретила на площадке в день, когда мы приехали готовить репортаж со съемок сериала.

Если некоторые актеры, желая сняться в российском кино, соглашались на любую роль, то кое-кто оказался здесь ради денег. «Мне говорят: “Зачем ты снимаешься?” Так мне никто деньги не приносит, самому приходится зарабатывать», – говорит один из артистов.


Мы на своих высоких каблуках, перебирая грязь, шагаем на другую сторону Кремлевской улицы. Со стороны колонн университета открывается хороший обзор на развернувшееся тут «представление». Окна Национальной библиотеки заколочены досками, стены университета обклеены листовками. Сооружены баррикады из досок, ящиков, мешков.


– Ты когда-нибудь снимал войну? – спрашивает помощник режиссера Лилия Пысларь у режиссера Егора Анашкина.

– Я не люблю снимать войну, – говорит тот.

Мы наблюдали за тем, как Евгений Морозов – Игнатов и Искандер Хайруллин – Бакиев бегают, отстреливаются, прячутся за баррикадами. На той стороне переносных ограждений за этим наблюдали также и прохожие.


В железных бочках пылает огонь, пиротехники взрывают порох, гримеры из подобранных для массовки мужчин делают «трупы».

Несколько дней тому назад в социальных сетях встречались объявления с приглашением мужчин для массовки. Оказалось, их звали на роли убитых юнкеров. Ребята рассказали, что их выбирали на кастинге, предупредив, что они будут изображать трупы юнкеров. В перерывах съемки они делали совместные фото с известным казанским тележурналистом Дмитрием Пивоваровым.

Правда, не все актеры массовки были готовы встать перед камерами журналистов. Взрослый мужчина в роли крестьянина своего имени не назвал, просто сказал, что он преподаватель университета. «Я не погибаю, крестьянин не умирает, он делает революцию», – сказал он. Почему остался инкогнито – непонятно. Если не для «славы», значит, снимался только ради денег? Говорят, участники массовки получат от 700 до 1500 рублей.

Среди участников массовки встретилась и профессиональная актриса Неля Гараева – руководитель киношколы «Точка.кино». Ее одели как горожанку начала XX века. «Захотела попробовать поработать с москвичами. У нас ведь таких возможностей нет», – говорит она.


Еле таща ноги, отяжелевшие от прилипшей к сапогам грязи, поняв, что Маковецкого, играющего профессора Лейбе, покажут только записавшимся на вторую смену съемок журналистам, собираемся покинуть съемочную площадку.

Организаторы поделили журналистов на две группы – тем, кто пришел до полудня, «достался» Морозов в роли Игнатова, а те, кто пришел после обеда, могли посмотреть на Маковецкого.

В Татарстане, в специально построенной в Лаишевском районе деревне Семрук и в разных локациях внутри Казани сериал «Зулейха открывает глаза» будут снимать до конца октября. Затем съемочная группа отправится в Пермский край – там нашли подходящую деревню и дом для Муртазы и Зулейхи.

Я только не смогла понять одного – почему москвичи думают, что сто лет назад центральная улица Казани, площадь перед знаменитым Казанским университетом, утопала в грязи. К тому же, насколько я знаю, исторические события, отраженные в фильме, происходили в августе. Конечно, мне скажут – мы не снимали исторический фильм, это просто человеческие судьбы на основе исторических событий. Скажут, не можем показать действие на современном асфальте. Или – «так более фактурно». Может, скажут, что навалили грязи в целях экономии. Но все же…


Не я одна, оказывается, осталась в недоумении. В социальных сетях многие задают этот вопрос. Его я задала и пиар-менеджеру кинокомпании «Русское». Но ответа не последовало.





Самое читаемое
Комментарии







Культура

Время возможностей: когда и на какие средства стартует преображение Казанского ТЮЗа

Театр юного зрителя Казани находится в ожидании масштабного преображения – пространства и содержания. Корреспонденты «Татар-информа» узнали, какое «наследство» досталось ТЮЗу, как и с чьей помощью им планируют распорядиться служители искусства.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×