Из ТЮЗа в ТУЗы: как в Казани будут «взращивать» зрителя под экспериментальные постановки

14 Января 2019

    Автор материала: Оксана Романова
    Театру юного зрителя в Казани после передачи дворовых некогда купеческих построек предстоит масштабное преображение. Однако меняться он будет не только визуально, в связи с реконструкцией, но и содержательно. Как именно, рассказала директор театра Айгуль Горнышева.

    Угадать портрет зрителя из будущего

    – Свое видение увеличившегося вдвое пространства ТЮЗа представили этой осенью в КГАСУ участники студенческого воркшопа. Специалистами разрабатывается техническое задание на проект. А каким будет вектор развития «начинки» театра как храма искусства?

    – Мы создаем, по сути, уже сегодня театр будущего, поэтому должны понимать, кто такой зритель будущего. И работать уже сейчас нужно не на сегодняшнего зрителя, а на того, который будет энное количество лет спустя. Нынешнее поколение так быстро, стремительно развивается, меняется, что мы должны с опережением работать. Проектировать территорию необходимо так, чтобы театр в перспективе имел возможности для развития и затем сам еще один шаг в будущее делал. Это непросто – это как машина времени.

    Это должен быть театр, который будет давать молодому, юному поколению возможность узнать свои способности, понять, что интересно, свои сильные стороны, развивать их, раскрывая внутренний потенциал. Тогда со временем появится и совершенно другой зритель – готовый к экспериментальным спектаклям, современным постановкам, которые требуют определенной работы души и ума. А мы бы очень хотели для такого подготовленного зрителя показывать самые смелые постановки. Режиссеры они, наверное, всегда немного опережают свое время, своего зрителя. Но все-таки прежде, чем ставить такие спектакли, театры всегда задаются вопросом: «А есть ли зритель, который это понимает?».


    – Где взять такого зрителя Казанскому ТЮЗу?

    – Процитирую Александра Александровича Вислова. Это известный критик, председатель экспертного совета «Золотой маски» (российская национальная театральная премия и фестиваль – Ред.). Он говорит, что современные развивающиеся театры – это те театры, которые, во-первых, представляют свои спектакли на «Золотой маске», то есть достигают уровня номинации (у у нас, к слову, недавно спектакль «Из глубины» по раннему периоду творчества Ван Гога был номинирован в четырех номинациях на эту премию). И есть еще две позиции, которые пока для нас были невозможны, но, думаю, по итогам реконструкции, станут. Это наличие своей постоянной лаборатории (поиск современных драматургов, режиссеров и т.д.) и своего фестиваля. Действительно, нам давно нужен свой фестиваль спектаклей для детей и юношества. Сейчас такого в Республике Татарстан нет.

    Сейчас ТЮЗ в понимании многих людей – «театр, где я когда-то был с классом». В будущем это должен быть театр, который работает в постоянном режиме – куда интересно приходить не только на спектакли, а который развивает, удивляет, занимает, увлекает и через развлечения образовывает; где посетители любого возраста могли бы найти себе занятие.

    Инклюзивность, бэби-ориентированность, открытость

    – Конкретные проекты уже обдумываете, разрабатываете?

    – Мы проводим опрос на нашем сайте, что хотят зрители. Поняли, что инклюзивный театр и бэби-театр могут быть в нашем ТЮЗе как стационарные площадки.

    Пришла к нам удивительный педагог Дарья Хуртина, которая имеет опыт работы с подростками и особенными детьми. По образованию она режиссер, влюбленная в театр, конкретно в наш ТЮЗ и в постановки нашего режиссера. Когда она поделилась тем, что у нее есть опыт социальных проектов, выразила готовность и желание этим заниматься, это сподвигло меня на то, чтобы искать гранты. Мы заявились на грант и получили его. Это было стартом: есть человек – есть финансирование.

    Начали эту работу. Смогли отремонтировать под это направление помещение – дубовый зал. Спектакль поставили «Чайка по имени Ливингстон». В спектакле есть персонаж, который, поверив в себя, говорит: «Я хочу летать!». По словам мамы Ирины Биктагировой, ребенок, посмотрев этот спектакль, сказал: «Я хочу жить!»

    Вообще, когда особенные дети приходят в наш театр, они с таким пиететом смотрят на театральный мир! Своей работой энтузиасты, как Даша Хуртина, другие сотрудники нашего театра искорку жизни таких детей поддерживают через творчество – это арт-терапия. Если в театре есть такие люди, есть пространство, где заниматься, почему этим не заниматься? Это совершенно бесплатно.

    Также удачно сложилось с бэби-спектаклем. Мы тоже заявились на грант и получили его. Режиссеры Луиза Чемерчева и Ильгиз Зайниев придумали и воплотили с нашими молодыми артистами спектакль «В поисках чуда», как говорят сами родители и дети – им очень нравится.


    – Для детей старшего возраста и подростков будут направления?

    – Родители хотели бы, чтобы с их детьми работали именно профессионалы, тем более на базе профессионального театра занимались в театральной студии – вводили в этот мир. Тем более, у нас уникальная труппа: наши артисты – прекрасные педагоги. И Елена Ненашева, и Сергей Мосейко, и Павел Густов – еще многих можно перечислить. А ведь театр как модель жизни – здесь можно писать сценарий, реквизит делать, шить костюмы и т.д. Причем, оказывается, в истории нашей страны такой опыт был – Театр юношеского творчества в Санкт-Петербурге. Подростки – самая сложная зрительская аудитория. Фальшь они чувствуют, и даже не искусственно положительные, а просто положительные эмоции их не устраивают.

    Можно было бы сделать, наверное, просто зону отдыха для всех, кто приходит в театр (во дворе присоединенной к театру территории – Ред.).

    Но хочется наполнить это жизнью – чтобы не просто гуляли, а, например, в формате оупен-эйр посмотрели постановки, где персонажи могли бы быть в окнах здания. Фантазировать можно много.

    Правда, некоторые родители, ведя ребенка в театральную студию, преследуют свои родительские амбиции – желают звездного часа для своего ребенка. Очень много сейчас шоу, телешоу, которые культивируют легкость «звездного часа». Ты немножко позанимался и уже звезда. А это все на самом деле – очень серьезный труд. Нельзя нивелировать и создавать такую иллюзию легкости, доступности для всех. Должны быть доступны условия для раскрытия своего потенциала. Но надо объективную оценку и самокритику тоже не терять. Все требует труда, и меньше всего хотелось бы превращаться в коммерческую площадку, которая только ради зарабатывания денег.


    Из ТЮЗА в ТУЗы

    – Какой театр стал прототипом ваших планов развития?

    – Мне кажется, кальку с какого-то театра взять невозможно и не надо. Это будет что-то свое. Когда мы запустили анкетирование на сайте театра, увидели, что зрители ждут бэби-спектакли, новые постановки для подростковой, молодежной аудитории на современные темы, социальные проекты, театральные студии... Есть и те, кто хочет больше вечерних старых спектаклей, просят вернуть спектакли, которые шли в годы их молодости.

    – По описанию больше похоже не на театр, а на многозадачный развивающий центр. Сейчас раннее развитие детей и работа с инвалидами очень популярны, создается масса коммерческих проектов. Не потеряется ли суть театра за желанием охватить все и вся?

    -Изучая опыт именно ТЮЗов, однозначно прихожу к тому, что театры должны быть доступны разным людям. Чтобы все могли прийти, сейчас используют тифлокомментирование. Мы тоже думаем, как сделать, чтобы незрячие могли понимать, что происходит на сцене, а не только слышать реплики. Спектакль «Дикий» у нас уже с сурдопереводом.

    Такие люди (инвалиды – Ред.) есть в нашей жизни. Общение с ними здоровым людям даже важнее и нужнее! Это мы видим на примере нашей детской инклюзивной студии. Мне даже кажется, что артисты по-другому играть начинают. Ряд молодых артистов с нашим режиссером Туфаном Имамутдиновым сейчас заняты в проекте фонда «Соединение» – делают постановки с людьми, у которых есть ограничения здоровья. И нам хотелось бы, чтобы после реконструкции основные зоны театра были доступны для всех.


    И я абсолютно не соглашусь с тем, что театр должен давать только вдохновение и радость. Театр – это место, где «душа обязана трудиться». Ведь и уровень регионального театра оценивается не только самой постановкой, но тем, как зал смотрел и слушал ее, готов ли он к встрече с таким материалом. Поэтому режиссер должен постоянно думать о зрителе. А зритель разный. Кто-то готов пройти этот сложный путь, кому-то сейчас нужно дать это успокоение, утешение, а кто-то готов на самый сложный вызов режиссера. Кому-то нужен сложный интеллектуальный спектакль-ребус, где бы он символы раскрывал для себя. А это не одним спектаклем делается – это системная, планомерная работа от простого к сложному – для этого создаются лаборатории современного зрителя.

    Мы для себя даже придумали такую «формулу»: хорошо бы ТЮЗ преобразить в ТУЗ – Театр умного зрителя. Тем более наш режиссер Туфан Имамутдинов, когда пришел сюда, сразу был нацелен на это – на интеллектуальный театр, некое триединство: театр – интеллект – творчество.

    Проект реконструкции Казанского ТЮЗа, напомним, попытается претендовать на федеральное финансирование.

    Общая его площадь после визита и решения Президента РТ о передаче театру нескольких зданий и внутренней территории исторического квартала увеличилась вдвое.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    «Я принес себя в жертву этому миру»: Нурбек Батулла, заливаясь собственной кровью, сыграл главного героя в спектакле «Дэрдменд»

    Перед началом импровизационного хореографического спектакля «Дэрдменд» его режиссер Туфан Имамутдинов предупредил: если кто-то не выносит вида крови – просим не смотреть. Творческое объединение «Алиф» представило зрителю свою очередную экспериментальную работу – спектакль «Дэрдменд». Премьера прошла в Галерее современного искусства ГМИИ.

    Культура

    Закрытая в сейфе любовница, черная комедия в Пестрецах и могила на заводе ЖБИ: Как без бюджета и своими силами снимают кино в Татарстане

    Режиссер сценарист Рудольф Хайнуров в ДК Ленина впервые представил киноальманах из трех своих короткометражных картин — «Дыши глубже», «2 часа до тишины» и «Падай», в которых принимали участие московские и казанские актеры, в том числе режиссер и телеведущий Александр Фельдман. О тяжелых съемках, слаженной команде и кастинге в Москве читайте в материале корреспондента ИА «Татар-информ».

    Культура

    «Когда наши побеждают, на глазах у зрителей слезы»: Зарина Сафина о фестивале «Восток-Запад: Отечественные войны России»

    В Казани 3 и 4 августа на базе Национального музея Татарстана в четвертый раз пройдет Межрегиональный военно-исторический фестиваль «Восток-Запад: Отечественные войны России». Заместитель гендиректора по развитию в интервью «Татар-информу» рассказала о программе предстоящего мероприятия, новшествах и планах на будущее.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна