Итоги Казанского международного фестиваля мусульманского кино: 10 фактов и 19 статуэток

13 Сентября 2018

Фото: Рамиль Гали, Салават Камалетдинов
Автор материала: www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой
XIV КМФМК глазами журналиста ИА «Татар-информ» Рузили Мухаметовой.

Содержание

1. В этом году Казанский кинофестиваль заключил ряд соглашений с кинофестивалями в других странах – Италии, Турции, Швейцарии, Казахстане. Церемонии подписания соглашений проходили в пресс-центре. Руководители этих фестивалей заявили о желании сотрудничать с КМФМК. Пока формально – есть красивые намерения и подписи на соглашениях. Будем надеяться, что в дальнейшем нам удастся увидеть и результаты. Вперед, до соглашения о сотрудничестве с Каннским международным кинофестивалем!

2. Если в предыдущие годы кинофестиваль был буквально напичкан разными форумами, круглыми столами, многочисленными пресс-конференциями, то в этом году такого не было. Программа стала легче, освободилось пространство основы фестиваля – кинопоказов. «Меньше слов – больше дела» – как-то так. Увеличилось количество параллельных программ, ретроспектив. То есть кинофестиваль в этом году предлагал не «что послушать», а «что посмотреть». Египетское кино, японское кино, кино Монголии, кино Индии…

3. Казанский кинофестиваль старается быть общей площадкой для всех кинематографистов Татарстана. Например, были проанонсированы татарстанские фильмы, которые в следующем году войдут минимум в национальный конкурс. Это – фильм «Остазбикэ», мюзикл «Эпипэ». Алексей Барыкин показал историю создания своего фильма «Водяная». Была организована встреча с авторами фильма «Кире». Правда, пришли они практически с «пустыми руками» – новой продукции, помимо записи саундтрека от Эльмира Низамова на слова Камиля Ларина, не представили. Вышли к зрителю… и ничего нового не сказали. Хотя сообщили, что премьера состоится на «Кинотавре». Пусть на «Кинотавре». Хороший фестиваль, хотя, конечно, не Канны.


Статуэтки

4. Гран-при Казанского международного кинофестиваля уехал в Казахстан. Статуэтку на сцене получила мама казанца Айдара Шарипова (оператора-постановщика) и обещала передать режиссеру. Премьера художественного фильма «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Он участвовал в одном из основных конкурсов фестиваля «Особый взгляд». В том, что этот фильм попал в программу Казанского кинофестиваля, есть и скромная роль ИА «Татар-информ». Оператор-постановщик фильма – казанец Айдар Шарипов. После возвращения Айдара из Канн наше информагентство стало первым татарстанским СМИ, которое поздравило Айдара и которому он дал интервью. Айдар в том интервью практически поставил свой диагноз всей татарстанской кинематографии, чем вызвал горячие споры.


ИА “Татар-информ” попросило у дирекции Казанского кинофестиваля обратить внимание на этот фильм и в частности оператора. Спасибо исполнительному директору кинофестиваля – Миляуша Айтуганова пригласила фильм участвовать в основном конкурсе. Картину в Казани представил оператор-постановщик Айдар Шарипов. И по красной дорожке прошел тоже он. Правда, в церемонии закрытия участвовать не смог, в Казахстане начался очередной проект, в котором он занят. Статуэтка ожидает его дома.

5. Хотите вы этого или нет, уважаемые кинорежиссеры, но согласиться вам придется: лучший кинорежиссер Татарстана – главный режиссер Атнинского государственного театра Рамиль Фазлыев. Это признало почетное жюри: лучшей режиссерской работой был объявлен фильм «Мулла». А режиссеры этого фильма – театральный режиссер Рамиль Фазлыев и молодой кинорежиссер Амир Галиаскаров. Конечно, внимание жюри к «Мулле» радует. Так и должно быть. Фестиваль в первую очередь должен продвигать татарстанские фильмы.

Рамиля Фазлыева, который уже поставил самую драгоценную статуэтку на самую лучшую полку в своем доме, просим теперь вплотную заняться Атнинским театром. По сравнению с Альметьевским, Мензелинским, Буинским театрами Атнинский пока явно проигрывает. Пусть статуэтка вдохновляет вас на покорение новых вершин в театральном мире!

А в это время…

 6. Пока фильм «Мулла» в Казани собирал заслуженные призы, другой татарский фильм, получив свой приз, но уже на фестивале в Анапе, возвращается в Казань. Режиссер фильма «Байгал» Ильдар Ягафаров посвятил победу на «Киношоке» татарскому народу, так как картина снята «о татарском народе и на татарской земле». Кстати, киновед и программный директор Казанского кинофестиваля Сергей Лаврентьев тоже высоко оценил фильм «Байгал» и даже считает его новым этапом в кинематографии Татарстана. Почему же этот «новый этап» не был представлен на Казанском кинофестивале? Объяснили это тем, что режиссер хочет участвовать в других фестивалях. Но невольно крадется мысль – а не было ли это «уступкой дороги» для фильма «Мулла»? Примечательно, что эти два фильма снимались и выпускались примерно в одно время. Если их сравнивать, то по опытности режиссеров, техническому исполнению «Байгал», конечно, сильнее. А если брать тематику, тут «Мулла» выигрывает. С этой точки зрения становится понятно, почему для участия в Казанском фестивале выбран «Мулла». Конечно, в этом фильме есть обнаженка… Во-первых, ее чуть-чуть, во-вторых, обнаженные девушки-то наши, татарские, и баня тоже своя, татарская. Кстати, в «Байгале» таких кадров нет.


Некоторые делают акцент на том, что Миляуша Айтуганова, исполнительный директор КМФМК, сама спродюсировала этот фильм, «Муллу». Ну и что? Ее же нет ни в отборочной комиссии, ни в жюри. Правда, она как руководитель организации оплачивает работу этого самого жюри и отборочной комиссии или является одной из тех, кто это делает. И тех людей, кто будет решать судьбу фильма «Мулла» на кинофестивале, выбирает тоже она сама или по крайней мере участвует в их выборе. И я снова скажу: ну и что? Люди эти – с именами и авторитетом и не станут портить себе репутацию, выдавая призы плохим фильмам. Считаю, этим людям можно доверять. Поэтому верю, что фильм «Мулла» – хороший. И вы тоже поверьте!


Зритель

7. В этом году в залах кинофестиваля зрителя было меньше. Люди не захотели перейти в «Ривьеру»? Даже Ирина Алферова не смогла привлечь зрителя, и на семье Виторганов аншлага не было. Говорят, Алферова редко появляется в телевизоре – видимо, забыли. А Виторган в телевизоре слишком часто – не успели соскучиться. И на церемонии закрытия ряды встречающих гостей фестиваля аплодисментами зрителей заметно поредели. Тут поневоле начнешь скучать по татарским бабушкам, которые, прихватив с собой бутерброды, приходили в кинотеатр на целый день.

В предыдущие годы основным зрителем фестиваля были бабушки, и мы, журналисты, над этим смеялись. У «традиционного зрителя» фестиваля в сумке всегда была еда и компот. Потому что если начнешь перекусывать в буфетах кинотеатра «Родина» или кафе на улице Баумана – тут никакой пенсии не хватит!

В этом году бабушек стало меньше – не то состарились, не то на пенсию перестали выходить, значит, днем прийти не могут. Короче, кинозалы немного опустели. Хотя татарские фильмы проходили при полных залах. В фильме Нурании Замалеевой «Сироты», например, мест не было совсем – не то чтобы сидеть, стоять было негде.

Красная дорожка

8. У красной дорожки гостей фестиваля встречали девушки в национальных костюмах. Глядя на их наряды, зритель пришел к мнению, что они не совсем татарские. Кому-то головные уборы девушек напомнили соску, надетую на горлышко бутылки. В социальных сетях известный художник Наиля Кумысникова посоветовала авторам этих нарядов держаться в рамках национального костюма.


9. Поедающий чак-чак на красной дорожке пресс-атташе фестиваля Михаил Похваленый явил собой точное отражение отношения гостей к нашему фестивалю. «Ковер у вас мягкий, чак-чак вкусный, а когда гонорар?»

10. Если на церемонии открытия проход по красной ковровой дорожке превратился в довольно долгое зрелище, то на закрытии фестиваля гостей было заметно меньше. А то, что гости фестиваля просто выходили из отеля и на своих двоих добирались до красной дорожки, превратило мечту под названием «красная дорожка» в обыкновенный красный палас, постеленный перед лестницей.


Награды XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Гран-при лучший игровой фильм

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Режиссер: Адильхан Ержанов

Страна: Казахстан, Франция

 «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Режиссер: Саттар Шамани Гол

Страна: Иран

 «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

 «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»

Фильм «Халеф»

Сценарист: Мурат Дюзгуноглу

Страна: Турция

 «Лучший оператор полнометражного игрового фильма»

Фильм «Гольнеза»

Оператор: Мухаммад Факури

Страна: Иран

«Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ласковое безразличие мира»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Куандык Дюсенбаев

Страна: Казахстан, Франция

 «Лучший актер полнометражного игрового фильма»

Фильм «Ксерокопия»

Актер, исполнитель главной мужской роли: Махмуд Хэмида

Страна: Египет

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Не чужие»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Лилия Волкова

Страна: Россия

«Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

Фильм «Сумерки»

Актриса, исполнительница главной женской роли: Юан Ли

Страна: Китай

 «Лучший полнометражный документальный фильм»

Фильм «Бирманский учебник истории»

Режиссер: Петр Лом

Страна: Нидерланды, Мьянма, Норвегия

 «Лучший короткометражный документальный фильм»

Фильм «О чем грустит наш дом»

Режиссер: Кирстен Гайнет

Страна: Россия (Башкортостан)

 «Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Олива Саада»

Режиссер: Ахмад Заери

Страна: Иран

«Лучший короткометражный игровой фильм»

Фильм «Бисмилла»

Режиссер: Алессандро Гранде

Страна: Италия

 «Лучший фильм в номинации «Россия молодая»

Фильм «Дерево»

Режиссер: Хава Мухиева

Страна: Россия (Чечня)

 «Лучший национальный фильм»

Фильм «Чистополь. Из жизни малого города»

Режиссер: Галина Долматовская

 «Лучший документальный национальный фильм»

Фильм «Зачем я это делаю»

Режиссер: Алеша

 «Лучший короткометражный национальный фильм»

Фильм «Рабочий момент»

Режиссер: Влада Васильева

 «Лучший национальный фильм для детей»

Фильм «Гульназек – победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Приз «За диалог культур в исламском мире»

Фильм «Звонок отцу»

Режиссер: Серик Аппымов

 Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Мопед»

Режиссер: Шамира Наотунна

Страна: Шри-Ланка

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

Фильм «Гульназек – победитель дивов»

Режиссер: Елена Ермолина

Страна: Россия

Приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»

Фильм «Мулла»

Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

Страна: Россия

Приз Мэра города Казани

Фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания»

Режиссер: Амир Гатауллин

Страна: Россия

 Специальное упоминание жюри

Фильм «Не чужие»

Режиссер: Вера Глаголева

Страна: Россия

 Приз зрительских симпатий

Фильм «Сироты»

Режиссер: Нурания Замалеева

Страна: Россия

 Диплом

Фильм «Нация»

Режиссер: Юлия Миронова

Страна: Россия, Финляндия, Нидерланды

Диплом

Фильм «Свет и Тень»

Режиссер: Тынай Ибрагимов

Страна: Кыргызстан










Самое читаемое
Комментарии







Культура

«Кто-то должен был нарушить это табу»: Нижнекамский театр поставил «Старика из деревни Альдермыш»

Легендарный старик Альмандар из деревни Альдермыш вернулся на сцену – Нижнекамский татарский государственный драматический театр показал свою постановку по знаменитой пьесе Туфана Миннуллина. Это смелый шаг для театра, ведь после ухода со сцены Шауката Биктемирова спектакль никогда больше не ставился на профессиональной татарской сцене и казался уже чем-то неприкосновенным. Среди первых зрителей в зале Нижнекамского театра была также корреспондент ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова.

Культура

Критики разносят в пух и прах, зрители довольны. Что же не так с фильмом «Веном»?

Фантастическая лента «Веном» собрала почти один миллиард рублей в России за четыре дня проката. Главную роль в фильме исполнил Том Харди. Оценки критиков на различных ресурсах сильно разнятся: The Telegraph и The Guardian поставили фильму 2 из 10, на агрегаторе Rotten Tomatoes лишь 31 процент «свежести» (при 89 процентах положительных зрительских рецензий), IMDb и КиноПоиск оценили фильм на 7,1 из 10.

Культура

Новые лица татарского кино: театр эстрады «Мунча ташы», Фирдус Тямаев и Салават Фатхутдинов

Самый национальный татарский фильм, под стать нашему сегодняшнему положению, снимает… «Мунча ташы». Фильм называется «Яу» («Бой») и, хотя он еще не доделан, авторы заявили его на Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Зрителю фильм показали в рамках Национального конкурса – в одном из кинозалов он был представлен в виде предпремьерного показа.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×