Итоги Казанского международного фестиваля мусульманского кино: 10 фактов и 19 статуэток

13 Сентября 2018

    Фото: Рамиль Гали, Салават Камалетдинов
    Автор материала: www.intertat.tatar, перевод Алии Сабировой
    XIV КМФМК глазами журналиста ИА «Татар-информ» Рузили Мухаметовой.

    Содержание

    1. В этом году Казанский кинофестиваль заключил ряд соглашений с кинофестивалями в других странах – Италии, Турции, Швейцарии, Казахстане. Церемонии подписания соглашений проходили в пресс-центре. Руководители этих фестивалей заявили о желании сотрудничать с КМФМК. Пока формально – есть красивые намерения и подписи на соглашениях. Будем надеяться, что в дальнейшем нам удастся увидеть и результаты. Вперед, до соглашения о сотрудничестве с Каннским международным кинофестивалем!

    2. Если в предыдущие годы кинофестиваль был буквально напичкан разными форумами, круглыми столами, многочисленными пресс-конференциями, то в этом году такого не было. Программа стала легче, освободилось пространство основы фестиваля – кинопоказов. «Меньше слов – больше дела» – как-то так. Увеличилось количество параллельных программ, ретроспектив. То есть кинофестиваль в этом году предлагал не «что послушать», а «что посмотреть». Египетское кино, японское кино, кино Монголии, кино Индии…

    3. Казанский кинофестиваль старается быть общей площадкой для всех кинематографистов Татарстана. Например, были проанонсированы татарстанские фильмы, которые в следующем году войдут минимум в национальный конкурс. Это – фильм «Остазбикэ», мюзикл «Эпипэ». Алексей Барыкин показал историю создания своего фильма «Водяная». Была организована встреча с авторами фильма «Кире». Правда, пришли они практически с «пустыми руками» – новой продукции, помимо записи саундтрека от Эльмира Низамова на слова Камиля Ларина, не представили. Вышли к зрителю… и ничего нового не сказали. Хотя сообщили, что премьера состоится на «Кинотавре». Пусть на «Кинотавре». Хороший фестиваль, хотя, конечно, не Канны.


    Статуэтки

    4. Гран-при Казанского международного кинофестиваля уехал в Казахстан. Статуэтку на сцене получила мама казанца Айдара Шарипова (оператора-постановщика) и обещала передать режиссеру. Премьера художественного фильма «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова состоялась в этом году на Каннском кинофестивале. Он участвовал в одном из основных конкурсов фестиваля «Особый взгляд». В том, что этот фильм попал в программу Казанского кинофестиваля, есть и скромная роль ИА «Татар-информ». Оператор-постановщик фильма – казанец Айдар Шарипов. После возвращения Айдара из Канн наше информагентство стало первым татарстанским СМИ, которое поздравило Айдара и которому он дал интервью. Айдар в том интервью практически поставил свой диагноз всей татарстанской кинематографии, чем вызвал горячие споры.


    ИА “Татар-информ” попросило у дирекции Казанского кинофестиваля обратить внимание на этот фильм и в частности оператора. Спасибо исполнительному директору кинофестиваля – Миляуша Айтуганова пригласила фильм участвовать в основном конкурсе. Картину в Казани представил оператор-постановщик Айдар Шарипов. И по красной дорожке прошел тоже он. Правда, в церемонии закрытия участвовать не смог, в Казахстане начался очередной проект, в котором он занят. Статуэтка ожидает его дома.

    5. Хотите вы этого или нет, уважаемые кинорежиссеры, но согласиться вам придется: лучший кинорежиссер Татарстана – главный режиссер Атнинского государственного театра Рамиль Фазлыев. Это признало почетное жюри: лучшей режиссерской работой был объявлен фильм «Мулла». А режиссеры этого фильма – театральный режиссер Рамиль Фазлыев и молодой кинорежиссер Амир Галиаскаров. Конечно, внимание жюри к «Мулле» радует. Так и должно быть. Фестиваль в первую очередь должен продвигать татарстанские фильмы.

    Рамиля Фазлыева, который уже поставил самую драгоценную статуэтку на самую лучшую полку в своем доме, просим теперь вплотную заняться Атнинским театром. По сравнению с Альметьевским, Мензелинским, Буинским театрами Атнинский пока явно проигрывает. Пусть статуэтка вдохновляет вас на покорение новых вершин в театральном мире!

    А в это время…

     6. Пока фильм «Мулла» в Казани собирал заслуженные призы, другой татарский фильм, получив свой приз, но уже на фестивале в Анапе, возвращается в Казань. Режиссер фильма «Байгал» Ильдар Ягафаров посвятил победу на «Киношоке» татарскому народу, так как картина снята «о татарском народе и на татарской земле». Кстати, киновед и программный директор Казанского кинофестиваля Сергей Лаврентьев тоже высоко оценил фильм «Байгал» и даже считает его новым этапом в кинематографии Татарстана. Почему же этот «новый этап» не был представлен на Казанском кинофестивале? Объяснили это тем, что режиссер хочет участвовать в других фестивалях. Но невольно крадется мысль – а не было ли это «уступкой дороги» для фильма «Мулла»? Примечательно, что эти два фильма снимались и выпускались примерно в одно время. Если их сравнивать, то по опытности режиссеров, техническому исполнению «Байгал», конечно, сильнее. А если брать тематику, тут «Мулла» выигрывает. С этой точки зрения становится понятно, почему для участия в Казанском фестивале выбран «Мулла». Конечно, в этом фильме есть обнаженка… Во-первых, ее чуть-чуть, во-вторых, обнаженные девушки-то наши, татарские, и баня тоже своя, татарская. Кстати, в «Байгале» таких кадров нет.


    Некоторые делают акцент на том, что Миляуша Айтуганова, исполнительный директор КМФМК, сама спродюсировала этот фильм, «Муллу». Ну и что? Ее же нет ни в отборочной комиссии, ни в жюри. Правда, она как руководитель организации оплачивает работу этого самого жюри и отборочной комиссии или является одной из тех, кто это делает. И тех людей, кто будет решать судьбу фильма «Мулла» на кинофестивале, выбирает тоже она сама или по крайней мере участвует в их выборе. И я снова скажу: ну и что? Люди эти – с именами и авторитетом и не станут портить себе репутацию, выдавая призы плохим фильмам. Считаю, этим людям можно доверять. Поэтому верю, что фильм «Мулла» – хороший. И вы тоже поверьте!


    Зритель

    7. В этом году в залах кинофестиваля зрителя было меньше. Люди не захотели перейти в «Ривьеру»? Даже Ирина Алферова не смогла привлечь зрителя, и на семье Виторганов аншлага не было. Говорят, Алферова редко появляется в телевизоре – видимо, забыли. А Виторган в телевизоре слишком часто – не успели соскучиться. И на церемонии закрытия ряды встречающих гостей фестиваля аплодисментами зрителей заметно поредели. Тут поневоле начнешь скучать по татарским бабушкам, которые, прихватив с собой бутерброды, приходили в кинотеатр на целый день.

    В предыдущие годы основным зрителем фестиваля были бабушки, и мы, журналисты, над этим смеялись. У «традиционного зрителя» фестиваля в сумке всегда была еда и компот. Потому что если начнешь перекусывать в буфетах кинотеатра «Родина» или кафе на улице Баумана – тут никакой пенсии не хватит!

    В этом году бабушек стало меньше – не то состарились, не то на пенсию перестали выходить, значит, днем прийти не могут. Короче, кинозалы немного опустели. Хотя татарские фильмы проходили при полных залах. В фильме Нурании Замалеевой «Сироты», например, мест не было совсем – не то чтобы сидеть, стоять было негде.

    Красная дорожка

    8. У красной дорожки гостей фестиваля встречали девушки в национальных костюмах. Глядя на их наряды, зритель пришел к мнению, что они не совсем татарские. Кому-то головные уборы девушек напомнили соску, надетую на горлышко бутылки. В социальных сетях известный художник Наиля Кумысникова посоветовала авторам этих нарядов держаться в рамках национального костюма.


    9. Поедающий чак-чак на красной дорожке пресс-атташе фестиваля Михаил Похваленый явил собой точное отражение отношения гостей к нашему фестивалю. «Ковер у вас мягкий, чак-чак вкусный, а когда гонорар?»

    10. Если на церемонии открытия проход по красной ковровой дорожке превратился в довольно долгое зрелище, то на закрытии фестиваля гостей было заметно меньше. А то, что гости фестиваля просто выходили из отеля и на своих двоих добирались до красной дорожки, превратило мечту под названием «красная дорожка» в обыкновенный красный палас, постеленный перед лестницей.


    Награды XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино

    Гран-при лучший игровой фильм

    Фильм «Ласковое безразличие мира»

    Режиссер: Адильхан Ержанов

    Страна: Казахстан, Франция

     «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Гольнеза»

    Режиссер: Саттар Шамани Гол

    Страна: Иран

     «Лучший режиссер полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Мулла»

    Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

    Страна: Россия

     «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Халеф»

    Сценарист: Мурат Дюзгуноглу

    Страна: Турция

     «Лучший оператор полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Гольнеза»

    Оператор: Мухаммад Факури

    Страна: Иран

    «Лучший актер полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Ласковое безразличие мира»

    Актер, исполнитель главной мужской роли: Куандык Дюсенбаев

    Страна: Казахстан, Франция

     «Лучший актер полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Ксерокопия»

    Актер, исполнитель главной мужской роли: Махмуд Хэмида

    Страна: Египет

    «Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Не чужие»

    Актриса, исполнительница главной женской роли: Лилия Волкова

    Страна: Россия

    «Лучшая актриса полнометражного игрового фильма»

    Фильм «Сумерки»

    Актриса, исполнительница главной женской роли: Юан Ли

    Страна: Китай

     «Лучший полнометражный документальный фильм»

    Фильм «Бирманский учебник истории»

    Режиссер: Петр Лом

    Страна: Нидерланды, Мьянма, Норвегия

     «Лучший короткометражный документальный фильм»

    Фильм «О чем грустит наш дом»

    Режиссер: Кирстен Гайнет

    Страна: Россия (Башкортостан)

     «Лучший короткометражный игровой фильм»

    Фильм «Олива Саада»

    Режиссер: Ахмад Заери

    Страна: Иран

    «Лучший короткометражный игровой фильм»

    Фильм «Бисмилла»

    Режиссер: Алессандро Гранде

    Страна: Италия

     «Лучший фильм в номинации «Россия молодая»

    Фильм «Дерево»

    Режиссер: Хава Мухиева

    Страна: Россия (Чечня)

     «Лучший национальный фильм»

    Фильм «Чистополь. Из жизни малого города»

    Режиссер: Галина Долматовская

     «Лучший документальный национальный фильм»

    Фильм «Зачем я это делаю»

    Режиссер: Алеша

     «Лучший короткометражный национальный фильм»

    Фильм «Рабочий момент»

    Режиссер: Влада Васильева

     «Лучший национальный фильм для детей»

    Фильм «Гульназек – победитель дивов»

    Режиссер: Елена Ермолина

    Приз «За диалог культур в исламском мире»

    Фильм «Звонок отцу»

    Режиссер: Серик Аппымов

     Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

    Фильм «Мопед»

    Режиссер: Шамира Наотунна

    Страна: Шри-Ланка

    Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России

    Фильм «Гульназек – победитель дивов»

    Режиссер: Елена Ермолина

    Страна: Россия

    Приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»

    Фильм «Мулла»

    Режиссер: Рамиль Фазлиев, Амир Галиаскаров

    Страна: Россия

    Приз Мэра города Казани

    Фильм «Коран: от ниспослания до Казанского издания»

    Режиссер: Амир Гатауллин

    Страна: Россия

     Специальное упоминание жюри

    Фильм «Не чужие»

    Режиссер: Вера Глаголева

    Страна: Россия

     Приз зрительских симпатий

    Фильм «Сироты»

    Режиссер: Нурания Замалеева

    Страна: Россия

     Диплом

    Фильм «Нация»

    Режиссер: Юлия Миронова

    Страна: Россия, Финляндия, Нидерланды

    Диплом

    Фильм «Свет и Тень»

    Режиссер: Тынай Ибрагимов

    Страна: Кыргызстан










    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Русский балет и бразильский темперамент: солисты Татарского театра покорили телешоу «Большой балет»

    В конце декабря на телеканале «Россия-Культура» состоялся гала-концерт проекта «Большой балет», где были названы имена победителей. Солисты Татарского театра оперы и балета Аманда Гомес и Вагнер Карвальо названы «Лучшей парой» шоу. «Татар-информ» узнал рецепт победы танцовщиков.

    Культура

    Топ нашумевших событий культуры 2018 года: памятники Нуриеву и Толстому, смерть на сцене, открытие цирка и театра Кариева после реконструкции

    В уходящем году произошло сразу несколько важных для республики культурных событий: открытие обновленных зданий – театра Кариева и казанского цирка, установка памятников Льву Толстому и Рудольфу Нуриеву и открытие первого Качаловского фестиваля. Это и многое другое – в обзоре «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна

    СОБЫТИЯ
    в Яндекс.Дзен
    Подписаться
    ×