Искусство в период между мировыми войнами: что нужно знать перед посещением выставки «Матисс, Пикассо, Шагал...»

28 Октября 2019

    Фото: Рамиль Гали, открытые источники
    Автор материала: Марат Ишкильдин
    В центре «Эрмитаж-Казань» открылась уже 21-я по счету выставка под названием «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-х – 1940-х годов в собрании Эрмитажа». Об истории становления художников с мировым именем и их ключевые работах – в материале ИА «Татар-информ».
    Искусство, представленное на выставке «Матисс, Пикассо, Шагал...», было создано между двумя мировыми войнами. Авторы вошедших в экспозицию работ начали свой путь еще до первой из них, но расцвет их творчества пришелся именно на полный надежд и разочарований период между глобальными конфликтами, изменившими облик мира.

    Постфактум различные направления в живописи начала XX века, продолжавшие наметившийся ранее разрыв с традиционными представлениями о ней, начали называть одним словом – авангард. К нему стали относить, в частности, фовизм и кубизм.

    Авангард, «Осенний салон» и «Дама в шляпе» 

    Одним из важных событий для всего мирового искусства того времени оказалось открытие в Париже очередной выставки «Общества осенних салонов» в 1905 году. Все художники, которые выставлялись тогда на «Осеннем салоне», вошли в золотой фонд европейского искусства XX века. Общество было основано художниками, которые не допускались на выставки Парижских салонов. Среди них были, например, Поль Сезанн – крупнейший представитель постимпрессионизма, Поль Синьяк и многие другие мастера. 

    Именно на выставке 1905 года вниманию публики была представлена работа Анри Матисса «Дама в шляпе». К тому времени он уже был достаточно известен, но его произведение вызвало потрясение зрителей и возмущение критиков. Именно тогда группу новых художников назвали дикарями, fauves по-французски, что и дало название направлению.



    Также на «Осеннем салоне» были выставлены картины Андре Дерена, включая «Просушку парусов» и портрет Матисса, работы Мориса де Вламинка и многих других новаторов.



    «Эти работы объединяет то, что они написаны красками невероятной силы и интенсивности, причем без предварительного рисунка, который мог их удержать. Они буквально брошены на холст и устраивают взрыв», – отметила на церемонии открытия выставки историк искусства, филолог-романист Людмила Торшина. 



     Сам Дерен отмечал, что этот период был для него испытанием огнем, а краски являлись патронами. 

    Анри Матисс, музыкальная гармония, «Танец» и «Музыка» 

    Фовизм как направление и товарищеское содружество стал первым авангардным этапов европейского искусства, обозначившим полный разрыв с академической традицией. Основными его характеристиками были обобщение пространства и объема, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы. 

    При этом фовизм наследует предшествовавшим ему новаторским явлениям в искусстве Франции, например, неоимпрессионизму, который представлен на выставке в казанском «Эрмитаже» работами Жоржа Сера и Поля Синьяка. 

    Главным фовистом был Анри Матисс. Еще будучи учеником художника-символиста Гюстава Моро, он пытался овладеть стихией краски, стараясь не раскрашивать предмет, а передать его сущность. Всю жизнь он искал возможность живописными средствами создать аналог музыкальной гармонии.

    Неслучайно среди известных его картин присутствуют «Танец» и «Музыка». «Танец» изображает лихорадочный хоровод, который объединяет в цепь человеческие тела, несущиеся между небом и землей. А в «Музыке» хоровод распадается на отдельные фигуры красного цвета, которые, кажется, хотят вырваться из него, но не могут, и звук будто вырывается из их открытых черных ртов. 



    «Эти картины имеют невероятную силу воздействия. Потому что даже когда на них реагируют негативно, то делают это взволнованно. Эта сила обогащает и питает картины Матисса», – заметила Торшина.



    Лучшие картины Матисса раннего периода хранятся в Эрмитаже. Незадолго до смерти он заметил, что все его лучшие работы «находятся в Ленинграде». Анри Матисс был не только живописцем, но и скульптором, и графиком, и иллюстратором – ознакомиться со всеми гранями его таланта можно на выставке в казанском «Эрмитаже». 

    Пабло Пикассо, кубизм и Монмартр

    Вторым близким к фовизму явлением того времени был кубизм – направление, где конструирование объемных форм на плоскости осуществлялось с помощью комбинации геометрических фигур вроде куба, конуса или круга. Основным представителем этого направления был Пабло Пикассо. В начале XX века он уже был известен своей работой «Девочка на шаре». 



    В 1908 году из Испании в Париж, в свою студию на Монмартре, Пикассо привез долгожданную для его друзей картину «Авиньонские девицы» в новом стиле, про которую было сказано: «Пикассо пишет кубиками». 



    После этого название закрепилось за целым направлением, которому в молодости отдал дань великий художник. 


     
    Например, работа Пикассо «Дама с веером». «Все кубы, из которых создана картина, достаточно велики, а всеми своими вершинами прямых углов женская фигура сосредоточена в себе. В ней угадывается трагическое одиночество, и художнику удалось обнажить ее внутреннюю конструкцию, воплощающую обреченность личности», – пояснила искусствовед.


     
    К 1912-1913 годам Пикассо переходит к иным композициям, которые составлены из элементов разных конструкций. Так, в «Скрипке и гитаре» художник сделал акцент на наиболее яркой детали – струнах. В целом же картина выражает страсть, свойственную испанской игре на гитаре. 

    К слову, почти все кубистские произведения Пабло Пикассо хранятся именно в Эрмитаже.

    Марк Шагал, Витебск и «Улей»

    Постепенно художники начинают переселяться на Монпарнас, где открывается знаменитая кофейня «Ротонда», которая стала местом притяжения бедных живописцев Парижа. Было и еще одно здание, которое привлекало творческих людей, –  «Улей», где художники могли задешево снять себе крохотную мастерскую для работы. Там в 1910 году поселился еще один мастер – Марк Шагал, который позднее писал об «Улье»: «Там <…> вы либо околевали от голода, либо становились знаменитым».

    Основная часть ранних работ Шагала посвящена его родному Витебску. Он продолжал изображать город, где родился, даже перебравшись в Москву (оттуда благодаря помощи мецената он смог уехать учиться во Францию).



    Картина Шагала «Вид из окна в Витебске», созданная еще на родине, выдержана в свойственной ему уникальной стилистике. «Его трепетное отношение к родине передавалось и его картинам, а ведь в то время он еще не учился во Франции», – сказала на открытии выставки историк искусства. 



    Мастер, даже проживая в Европе, позиционировал себя как «деревенский художник». Так, в картине «Я и деревня» угадывается личное постижение кубизма и свободное использование образов, привезенных из родного Витебска. 



    Картина «Вид из окна в Париже» показывает, как Шагал постепенно усваивает европейскую художественную культуру. Голодая в «Улье» на Монпарнасе, он постепенно становится знаменитым. Из-под его кисти начинают выходить работы, которые поражали воображение современников. После начала Второй мировой войны художник переселился вместе со своей семьей в США, напомнила Торшина. 

    «Все, что писал Марк Шагал, пронизано трепетной любовью к человечеству, миру и жизни», – добавила исследователь. 

    Во времена расцвета авангардного искусства между двумя войнами Эрмитаж не мог приобретать работы создававших его мастеров, так как оно считалось чуждым советскому строю. «В то время считалось, что западное искусство и наше пропагандируют разные идеологии. Поэтому деньги Эрмитажу на эти работы никто не давал», – подчеркнула на открытии выставки Людмила Торшина.

    Но главному музею России все же удалось собрать уникальную коллекцию искусства авангарда. На выставке в Казани впервые собраны произведения, созданные художниками разных стран и поколений, политических и эстетических пристрастий.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Розовая коза, тема туалета и проблемы татарского языка: что не так с новым татарстанским фильмом “Кире”?

    В Казани, в кинозале ДК имени Ленина состоялась премьера фильма татарстанского производства «Кире». Организаторы по какой-то причине отказали корреспонденту ИА «Татар-информ» в аккредитации, однако журналист Рузиля Мухаметова нашла способ попасть на «секретную» премьеру и делится впечатлениями от фильма.

    Культура

    Выстрел на сцене ДК Ленина, большой бал болотных огней и «Оргия праведников»: в Казани отгремел 29-й «Зиланткон»

    Очередной ежегодный международный конвент фантастики, толкинистики и ролевых игр «Зиланткон-2019» завершился в Казанском ДК имени Ленина в минувшие праздничные выходные. О том, что занимало приверженцев популярной субкультуры в то время, пока в России официально отмечался День народного единства, – в репортаже ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна