«И это жизнь?» Диагноз Камаловского театра и Гаяза Исхаки: враги народа – глупые, необразованные женщины

14 Мая 2018

Фото: Салават Камалетдинов
Автор материала: Рузиля Мухаметова (перевод, www.intertat.tatar)
Камаловский театр отличается среди национальных театров России большой историей и передовыми взглядами, и, конечно, каждый спектакль в театре – это новое слово, новое событие.

Отдел менеджмента театра Камала может сделать большим событием даже то, что на событие не очень и тянет. Так и должно быть. Но новая работа молодого режиссера вывела театр «в космос». Вот это – действительно событие, это новая эпоха в татарском театре. Зрители, уже успевшие посмотреть премьеру, единогласны в этом. Среди первых зрителей была и наш корреспондент.

Спектаклем «И это жизнь?» по мотивам произведений Гаяза Исхаки Камаловский театр, во-первых, от имени всего татарского народа выразил уважение великому писателю в год его юбилея; во-вторых, открыл новую страницу в истории (именно так оценил Фарид Бикчантаев – авт.); в-третьих, предложил миру татарского театра режиссера уровня Марселя Салимжанова (мнение киносценариста и журналиста Айсылу Хафизовой – авт.); в-четвертых, «отправил в отставку» всех татарских драматургов (мое личное мнение – авт.); в-пятых, классика есть классика – идеи в произведении, написанного век назад, актуальны и сегодня, что дает возможность возвращаться к ним снова и снова. О последнем свидетельствовали глаза зрителей, выходивших из зала после спектакля.

Обращались к Исхаки Празат Исанбет, Ренат Аюпов и Айдар Заббаров

В 90-х годах прошлого столетия наследие Гаяза Исхаки вернули народу, и первым к его творчеству обратился Татарский государственный академический театр им. Г.Камала, в 1992 году поставив драму «Зулейха». Выдающийся режиссер Празат Исанбет вывел на сцену три произведения Гаяза Исхаки: после «Зулейхи» вышли «Алдым-бирдем» (1994 год), «Жан Баевич» (1995 год). Все спектакли стали важными событиями в культурной жизни. Позже Рамиль Тухватуллин снял фильм по драме «Зулейха».

Все три произведения классика были написаны как пьесы для сцены. А вот первым прозу Исхаки, как мне известно, поставил в 1995 году Фарид Бикчантаев. В Татарском государственном театре «Нур» в городе Уфа спектакль по повести «Коз» («Осень») шел с успехом. Хорошо помню, что театр приезжал с этой постановкой в Казань. «Коз» – первая большая работа Ильтазара Мухамметгалиева в качестве мастера инсценировок.


«Вывести «Коз» на сцену было мечтой актрисы Фирдаус Хайруллиной. Она хотела сыграть в спектакле сама», – отмечал Ильтазар Мухамметгалиев. Но сыграть в спектакле Фирдаус Хайруллиной не посчастливилось, спектакль ставили не в камаловском, а в «Нур»е. Правда, позже дочери актрисы – Нафисе Хайруллиной – выпала возможность снискать известность в другом спектакле по произведениям Исхаки – в «Кукольной свадьбе». Пьесу написали драматурги Мансур Гилязов и Ризван Хамид. Как отметил Мансур Гилязов, имя Гаяза Исхаки было использовано для того, чтобы затронуть щекотливую тему. Кстати, исполнительница главной роли в «Кукольной свадьбе» Нафиса Хайруллина приехала на премьеру спектакля «И это жизнь?». Артистка сейчас живет в Москве, растит ребенка.

Еще один режиссер, не раз обращавшийся к классику, – главный режиссер театра Кариева Ренат Аюпов. В Мензилинском театре он поставил «Соннэтче бабай» и «Остазбикэ», в Челнинском – «Кэлэпушче кыз». Все эти произведения написаны в жанре прозы. «Соннэтче бабай» принес Мензелинскому театру немалую славу, участвовал в фестивалях. На следующий театральный сезон режиссер Ренат Аюпов планирует взяться за четвертое произведение. «В театре Кариева будем работать над «Кэжул читек». Деньги нашли», – поделился он радостью.

Вернемся в театр Камала. Наконец, после Фарида Бикчантаева и Рената Аюпова появился новый режиссер, чувствующий дух Исхаки. Айдар Заббаров – молодой режиссер, выпускник ГИТИС, учился у известного Женовача. На малой сцене Камаловского театра идет его поэтический спектакль «Агыла да болыт агыла», своеобразный диалог Туфана Миннуллина и стихотворений Хасана Туфана.

Дух Исхаки

Название спектакля «И это жизнь?» взято из одноименной повести Гаяза Исхаки, написанного в форме дневников одного студента, но в пьесу вошли несколько произведений классика. Инсценировку написал сам режиссер.

Спектакль идет примерно три часа. За это время я почувствовала дух Исхаки. Невольно подумалось, не снился ли Айдару Заббарову великий писатель во время работы над постановкой?

Художник постановки – Булат Ибрагимов. Над музыкальным оформлением тоже поработал сам Айдар Заббаров.


Ренат Аюпов: «Разве во главе нации стояли невежество и порочность?»

В основном мнения о спектакле после просмотра были положительные. Вопросы остались лишь у режиссера Рената Аюпова: «Я не совсем понял – он делает акцент на том, что во главе нации были невежество и порочность? У меня вопросы не к произведению, а к спектаклю. В произведении мне все понятно. Исхаки – реалист. Некоторые его творения хороши именно для постановок на сцене, некоторые – лишь для чтения. Повесть, которую я посмотрел на сцене театра Камала, на мой взгляд, подходит именно для чтения. Его трансляция на сцене неинтересна. Это было нужно? Нет мотивации».

Аюпов обратил внимание на умение молодого режиссера работать с пространством, артистами, отметил разнообразие мизансцен.

Быть может, тут необходимо мыслить через психоанализ, вспомнить Фрейда…


Кто есть женщины, или Порнографист Гаяз

Когда наследие Гаяза Исхаки вернулось в массы, и народ начал читать его произведения, первая мысль была о том, что писатель описывал женщин не в лучшем свете. Во время просмотра спектакля эта мысль вернулась вновь. Даже красивые актрисы, играя героинь Исхаки, теряют свою привлекательность.

Кто эти женщины? Черт? Ангел? Не человек, это я знаю. А вот черт или ангел – различить не могу. Я всей душой хочу их видеть, проникнуть в них, наслаждаться ими, разговаривать с ними, играться. Они тянут меня к себе с какой-то силой», – пишет Гаяз Исхаки. И его герой Халим говорит эти слова в исполнении Искандера Хайруллина.

Интересный факт: литературный критик Габдрахман Сагди, проанализировав творчество Исхаки, выделил несколько произведений, где отметил писателя как «порнографист Гаяз». В список порнографических произведений он включил «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»), «Шэкерт абый», «Мэдрэсэ жимеше» («История татарской литературы», Г. Сагди, 1926 год).

Явления из жизни медресе и после него

По сюжету спектакля сын деревенского муллы Халим махдум приезжает в Казань учиться. С одной стороны, он изучает исламские науки, мечтает просвещать свой народ, служить его интересам, его взгляды устремлены на русскую и европейскую культуры. С другой стороны, он ставит выше всего свои природные потребности, повинуется чувствам. В конце концов он так и остается деревенским муллой средней руки. Книги пылятся без дела, а герой превращается в невежу.

Отдельно от основной сюжетной линии описана история Галиакбара муллы. Это уже история импотента и его супруги из рассказа Гаяза Исхаки «Мэдрэсэ жимеше». В спектакле не объясняется причина, по которой Галиакбер не может исполнять супружеский долг, но Гаяз Исхаки в произведении объяснял это как последствие шалостей в медресе: «…причина болезни – шалости руками во время пребывания в медресе, кроме этого, больше ничего полезного ему узнать не удалось».


В эпизоде брачной ночи молодого муллы и абыстай режиссер «раздел» заслуженную артистку Татарстана Гульчечек Гайфутдинову, но это не такое демонстративное раздевание, как в «Кукольной свадьбе». Во-первых, они находились в центре полутемной сцены – на приличном расстоянии от зрителей. Во-вторых, перед Гульчечек не стояла задача показать женскую красоту. Она сыграла женщину другого формата, оказавшуюся в трудной ситуации, и нашедшую из нее выход.

А Фаннур Мухамметзянов, сыгравший Галиакбера муллу, видимо, любимый актер режиссера Айдара Заббарова. В спектакле «Агыла да болыт агыла» этот молодой артист очень хорош в роли русского старика. А сейчас блестяще показал муллу, который на переднем плане до седьмого пота пьет чай, пока на заднем плане его женушка заигрывает со слугой. А сцена, где он на санях тянет свою супругу со слугой, стала одной из самых веселых для зрительного зала.


На сцене Камаловского – голый юноша

На этот раз театр Камала раздел не только актрису, но и актера. По сюжету студенты находят сына ишана в публичном доме, голого вытаскивают на улицу и прилюдно избивают. С шестого ряда, где я сидела, Артур Шайдуллин показался голым. Но и эти эпизоды сделаны очень грамотно и ненавязчиво, оно не является «гвоздем» спектакля, то есть голый Артур остается на своем месте, а события уводят зрителя за собой вперед.


Режиссер с аппетитом описывает, как главный герой Халим «теряет свою невинность в вонючем борделе». В роли куртизанки в красном платье – Айгуль Абашева, актриса театра, которая на глазах у зрителя постепенно учится татарскому языку.


Глупая женщина – враг народа

Сначала Искандер Хайруллин выходит на сцену как деревенский невежа в коротком костюмчике, позже отец дает ему свой костюм побольше, потом юноша за 5 рублей приобретает модное пальто, а в конце он превращается в постаревшего от однообразной сельской обыденности некрасивого муллу.

Говоря короче, вердикт классика: враг народа – глупые, необразованные, невежественные женщины. Именно такая жена заставила погрязнуть в быту татарского юношу, горевшего желанием просветить свой народ. Друг молодости уговаривает муллу уехать в город, и он соглашается – этот момент уже из другого произведения Гаяза Исхаки – из рассказа «Могаллим».

Не думаю, что в городе замшелый от жизни с женой-невежей мужчина смог принести хоть какую пользу своему народу.



Гигант татарского театра

Спектакль идет три часа с антрактом. Тексты Исхаки хоть и нелегки для чтения, но в устах Искандера Хайруллина они проникают глубоко в душу. Сетуешь, что проблемы и 100 лет назад, и сегодня остаются одни и те же, а потом переключаешься на игру молодых и талантливых артистов театра, на работу молодого режиссера, не побоюсь этого слова, будущего гиганта татарского театра, и аплодируешь, аплодируешь…




Самое читаемое
Комментарии







Культура

«Если Арслан не станет артистом, переживать не буду. А сегодня я нужна сыну»: Гузель Минакова-Сибгатуллина уволилась из Камаловского театра

Актриса Гузель Минакова, мама пятилетнего Арслана Сибгатуллина, прославившегося чтением «Туган тел» и «Гамлета», сыгравшего роль Утямыша в опере «Сююмбике»,  ушла из Камаловского театра. Наш корреспондент Рузиля Мухаметова выясняет причины и на схожих примерах делает прогноз на будущее.

Культура

Михаил Бычков: «1993 год – время не самое лучшее в истории нашей страны, но тогда казалось возможным построить независимый от государства театр»

В Казанском русском драматическом театре им. В. Качалова проходит Качаловский фестиваль. Первым гостем off-программы масштабного форума стал Михаил Бычков – обладатель многих и многих статусных регалий (включая лауреатство «Золотой маски» и премий имени Станиславского и Волкова), имя, известное в театральных кругах.

Культура

Почему некоторые татарские артисты отказались сниматься в сериале «Зулейха открывает глаза»?

В Татарстане кино пока снимают мало. И качество его не всегда радует, и профессионалов немного. А артисту сниматься в кино хочется. Это естественно. Кино для московских драматических артистов и хлеб, и источник популярности. А нашим актерам драмы ни то ни другое особо не достается. Так почему же в такой ситуации некоторые татарские артисты отказались от московского проекта?

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×