Эстетика Youtube, визуальный перегруз и «Новая искренность» на продажу: премьера спектакля «147» по книге Радмилы Хаковой

9 Июня 2019

    Фото: Александр Эшкинин
    Автор материала: Марат Ишкильдин
    Полиэкран на всю сцену с обнаженными телами, рэп и история развода — в премьерном спектакле «147». Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал в творческой лаборатории «Угол» и узнал мнение зрителей и критиков о постановке.

    Язык видеоблога и интересная жизнь других людей 

    Спектакль поставили художник Ксения Шачнева вместе со вторым режиссером и по совместительству художником по свету «Угла» Дарьей Андреевой. Премьерные показы спектакля собрали полный зал. Были среди зрителей знакомые и друзья автора книги, театральные критики Антон Хитров, Олег Лоевский и Елена Гордиенко, а также гости, в том числе из Европы, которым была интересна постановка off-программы VI Театральной лаборатории «Город Арт-подготовка». 

    На сцене создатели спектакля установили полиэкран, который разделили на три зоны. В течение всего спектакля на нем появлялось лицо актрисы Анастасии Радвогиной, которая сыграла главную героиню, кадры из фильма «Титаник», личный инстаграм-аккаунт автора книги, видеопризнание и множество визуальных эффектов, которые должны были помочь зрителям погрузиться в атмосферу постановки. Также перед первым рядом стояли столы, которые использовали ближе к концу спектакля для экспресс-свиданий со зрителем. 

    «Мне кажется, что это хорошая работа. Тут я вижу один из редких и вполне уместных случаев, когда был адаптирован язык видеоблога», — сказал театральный критик Антон Хитров. 

    Такое ощущение сложилось у зрителя из-за полиэкрана, на котором изображение напоминает трансляцию стрима на Youtube. Стримы устроены так, что в отдельном окне транслируется геймплей игры, а в другом окне человек дает свои комментарии касательно игрового процесса. В итоге пространство сцены было организовано схожим образом. Ввиду того, что спектакль разделен на главы наподобие книги, то для каждой главки было оформлено свое решение и был кусок, когда героиня что-то говорит и зрителю сразу это показывают. 

    «Много видеоряда не очень понятного. И зачем было выводить в конце автора? Мне было достаточно персонажа, который есть на сцене», — признался один из зрителей. 

    Хитрову это напомнило блог, когда на слово «коррупция» или «дачи» появляется определенный символ или эмодзи. В «147» все это адаптировалось под текст главной героини. Если нужно было изображение аккаунта приложения «Тиндер», то оно сразу проецировалось на экран и у главной героини была возможность «смахивать» персонажей приложения. 


    Разница между театром и Youtube 

    В какой-то степени использование эстетики сайта Youtube для материала было правильным решением, потому что героиня спектакля сама похожа на видеоблогеров, которые рассказывают о себе. Интересна сама фактура и образ их жизни, потому что Youtube — это море людей, не похожих на тебя, которые живут совершенно по-другому в отличие от зрителя. Кто-то коллекционирует снэки из разных стран, разводит редких лягушек или держит дома сову, и ты смотришь на это для того, чтобы увидеть, как живет другой человек. В спектакле использован похожий принцип. 

    «Эстетика Ютуба хорошо считывается, но разница между театром и Ютубом, индивидуальным просмотром и расширенным пространством для меня имеет значение», — признался театральный критик Олег Лоевский. Для него спектакль был визуально перегружен. Несмотря на то что произведение является новеллой и ее нужно раскрасить, ощущение раскраски не проходило, и было потеряно ощущение взаимодействия с текстом, который был перекрыт изображениями на полиэкране. 

    «Визуал, на мой взгляд, не всегда удачный, например история с караоке или рэпом — это был скорее набор современных элементов», — сказал Олег Лоевский. 

    Рэп исполняла актриса Анастасия Радвогина, хотя он как жанр ей не особо близок. Радвогина призналась, что не слушает рэп, поэтому у нее были некоторые трудности с речитативом и подачей, однако, несмотря на это, актриса свою задачу выполнила. Но, к слову, чтение текста под бит можно было сделать и покороче, потому что он лишь перегрузил сюжет и был скорее отсылкой к модному тренду, нежели интересным режиссерским решением. 


    Жанр «Новая искренность» на продажу, внутренняя драматургия и сильный текст 

    После критик Лоевский затронул тему жанра «Новая искренность». Жанр, дающий людям найти коммуникацию, которой так не хватает в современном мире, при помощи искусства. 

    «Мне кажется, что „Новая искренность“ граничит со всем, что на „продажу“, — все слишком открыто. В спектакле меня что-то смущает и что-то, наоборот, радует. С одной стороны, я к спектаклю подключился, а с другой, похоже, что жизнь проживается для того, чтобы ее описать», — заявил Лоевский. 

    «Новая искренность» мечется между тем, что первично. Пишет ли автор книгу своей жизни или просто живет? Подобный вопрос начался еще с появления писателя Евгения Гришковца, который в итоге запутался, где он, где я, а где не я. При просмотре спектакля возникает такая же путаница. 

    Была в спектакле и внутренняя драматургия. Ярко она была выражена в жизни современной женщины, особенно если смотреть инстаграм-аккаунт реального человека и слышать текст реальных переживаний героини в момент снятого кадра. За улыбкой и позитивом на самом деле могут скрываться тревожные мысли и сильные переживания. 

    «Спектакль текстовой, и изначально для меня, несмотря на его внешнюю подачу, проник глубоко. В тексте идут рассуждения на очень глубокие темы, а вообще для меня „147 свиданий“ — это поиск себя, то есть 147 встреч с самим собой», — поделилась актриса Анастасия Радвогина. 


    Феминизм в зачаточном состоянии 

    «147» — документальная история, но в спектакле не была показана актриса как отдельный человек со своим отношением ко всему происходящему. Автор книги призналась, что режиссер Ксения Шачнева этот ход предложила ей с самого начала, и он оттолкнул Хакову, потому что ей показалось, что это обесценит работу актрисы. Возможно, писательнице стоило дать побольше свободы Шачневой и лишь давать советы в некоторые моменты. Но возможно, что лучше было бы, если бы режиссер и автор «147 свиданий» не были знакомы, и не исключено, что зритель на сцене увидел бы больше честных моментов взгляда со стороны. Не произошло и игры «я не я», повод для нее был, и у режиссера получилось найти идею взаимодействия персонажа. 

    Мне спектакль показался скучным из-за того, что в спектакле лишь пересказана история трех лет жизни главной героини, призналась зрительница из Европы Огнежка. К тому же подобная тема о свиданиях глубже проанализирована и многократно описаны в Европе театром, кино и книгами. 

    «У вас это прожито, а у нас только проживается», — сказал критик Олег Лоевский. 

    «Феминизм в зачаточном состоянии — это тема, которая очень важна сегодня для России. Феминисты вообще заменили в России новых левых, так же как и в Европе. Вообще у нас схожая и религиозная ситуация, потому что католическая церковь занимает такое же место в Евросоюзе, как в РФ православная», — добавил он. 


    Книга, реальная жизнь, спектакль и разные исходные данные 

    Один из зрителей сетовал, что его никуда не привели и ничего не объяснили. Он был этим раздосадован. Несмотря на это, он получил удовольствие от формы спектакля, потому что она была настолько мягкой, что его не затащили в банальные ответы: правильно-неправильно, семья — это хорошо или плохо, феминизм — не феминизм. В этом было настолько много дано свободы, чтобы зритель начал размышлять и куда-то двигаться. 

    В книге все понятно, там главный персонаж Радмила, которая говорит читателю: я буду искать любовь, а вы будете за мной наблюдать. Однако в спектакле этот момент был опущен. 

    Вот это был еще один аспект, который сыграл важную роль при просмотре спектакля. Кто-то знал как содержание книги, так и реальную жизнь Хаковой, поэтому у каждого зрителя были разные исходные данные, а те, кто не читал книгу или не знаком с героиней, видят спектакль только как факт. 

    «Очень важный компонент — это два актера и актерское взаимодействие, это наедине со всеми или наедине с собой, где я один и у меня никого нет рядом. Этого не хватило, и поэтому все перетекло в публичное пространство», — добавил Олег Лоевский. 

    Предыстория произведения «147 свиданий» такова, что писательница Радмила Хакова приняла участие в проекте, который был инициирован международным издательством Splash! (Берлин). Ее целью было сходить на 147 свиданий и найти себе пару. После того как она побывала на 117 свиданиях, эксперимент завершился, а весь личный опыт Хаковой лег в основу книги. 





    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Фламандский минимализм, обнаженные ведьмы и йога перед репетициями: театр «Балтийский дом» представил в Казани спектакль «Макбет» режиссера Люка Персеваля

    Театр «Балтийский дом» в рамках Международного фестиваля «Европа — Россия — Азия» представил в столице Татарстана постановку «Макбет». Спектакль культового бельгийского режиссера Люка Персеваля казанцы могли увидеть на сцене КАРБДТ им. Качалова 4 и 5 июня. Для чего актеры перед репетициями посещали занятия йогой? Какие проявления фламандского минимализма встречаются в постановке? Почему спектакль придется по нраву далеко не каждому зрителю? Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал на премьере и пообщался с исполнителями главных ролей — четы Макбетов — Юрием Елагиным и Марией Шульгой.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна