«Единственное, что может остановить секунду и передать впечатления о спектакле, – это фотография»: Илья Славутский рассказал казанцам о том, как фотографировать в театре

20 Апреля 2019

    Фото: Владимир Васильев
    Автор материала: Александра Давыдова
    Что такое театральная фотография? Чем съемка в театре отличается от репортажной съемки? Что рождается в соединении этих двух видов искусства? Об этом на своей лекции «Фотография. Театр. Вопросы и ответы» рассказал актера и режиссера Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова, народный артист РТ, член Союза фотохудожников России Илья Славутский.

    Фотография способна победить время, а театр – одномоментен

    2019 год объявлен в России Годом театра. К этому событию приурочено большое число фестивалей, мастер-классов, премьер и других мероприятий для театралов. Актеры делятся со зрителями секретами закулисной жизни, рассказывают о своем актерском опыте, представляют на зрительский суд новые постановки. Так, актер КАРБДТ им. Качалова Илья Славутский на своем мастер-классе рассказал казанцам о секретах фотосъемки в театре.

    Существует два самостоятельных мира – фотография и театр. Они совершенно не похожи друг на друга, однако, по словам актера, между ними есть некая связующая нить.

    «Фотография – это фиксация какого-то момента, возможность запечатлеть секунду и оставить ее в вечности. Фотография – это возможность победить смерть, победить время: то что сделано, останется навсегда», – отметил Славутский, задавшись при этом вопросом, что же такое театр.

    Театральное искусство эфемерно, считает он. Оно существует одномоментно. «Художник нарисовал картину, скульптор изваял скульптуру – это останется навсегда. А театр существует ровно тогда, когда он происходит, а через секунду его может и не быть», – добавил лектор.


    Какова связующая нить между эфемерным искусством и фотографией?

    Но как же связано театральное искусство, которое растворяется во времени, и фотография? По мнению спикера, даже несмотря на различные инновационные технологии, разработки, запечатлеть театр таким, как он есть, показать все его волшебство может только фотография.

    «Единственное, что, на мой взгляд, может запечатлеть и остановить секунду и передать совершенно точно впечатления о спектакле, – это фотография. Может быть, в силу того, что она придумана как нечто документальное. И удивительно, что, несмотря на свою строгую функцию – зафиксировать, она дает возможность дышать», – подчеркнул актер.

    Славутский также отметил, что спектакль каждый раз идет по одному и тому же сценарию, однако атмосфера в зале все время может быть разной – люди приходят с различным настроением, актеры чувствуют себя по-другому – на это влияет множество факторов. Однако глядя на фотографию постановки, зритель сразу может понять, о чем она, каков уровень театра, какие артисты в нем работают и даже какая пластика представлена в спектакле.

    «Этот огромный объем информации может содержать одна фотография. Мы не слышим музыки, голоса актеров, не знаем их. Однако из одного кадра можно уже множество выводов сделать. Часто получается так, что делаем 500 – 1000 снимков, но главной фотографией спектакля становится всего одна», – заключил он, добавив, что работа театрального фотографа значительно отличается от репортажной съемки.


    Чтобы стать профессиональным театральным фотографом, нужно очень любить театр

    Репортажная съемка – это умение схватить и отразить факт, а театр – это умение передать впечатление или создать его, считает Илья Славутский. По его словам, если в репортаже есть фотограф и событие, то в театре фотограф играет на одной стороне с актерами.

    «Театральный фотограф работает не как сторонний наблюдатель – он играет в те же ворота, что и артисты. Спектакль – это гораздо более глубокое погружение в материал», – подчеркнул он.

    Для того чтобы снять спектакль, надо не просто уметь снимать и быть технически оснащенным, подметил лектор. Для театрального фотографа важна абсолютная воля, разум и интуиция. «Иногда спектакль невозможно снять с первого раза – фотограф не знал, где будут интересные моменты, не почувствовал этого, пропустил важное. Это доля секунды – а он опоздал», – добавил спикер.


    По его мнению, фотографы, профессионально занимающиеся репортажной съемкой, зачастую не могут сделать яркие кадры в театре. «Кто снимает, кто приходит в театр и становится профессиональными фотографами? Я убежден, что это те люди, которые, первое, очень любят театр, второе – очень любят театр, и третье… да-да, очень любят театр», – пошутил Славутский, отметив, что зачастую театральные фотографы восхищаются каким-то конкретным театром или актером.

    Актер и режиссер КАРБДТ им. Качалова считает, что искусство театральной фотографии становится некой религией. Для того чтобы приходить в театр и несколько раз снимать один и тот же спектакль, нужно очень любить театр, желать прикасаться к нему.

    Среди жанров в театре также востребована портретная съемка, бэкстейджи – закулисная жизнь актеров, а также различные фотопроекты. Иногда фотографии используют и как реквизит для спектакля – они делают обстановку более правдоподобной.


    Большое значение имеет техническая оснащенность фотографа

    Театральная фотография – это не только искусство. Она создается и для различных технических нужд театра: для брошюр, буклетов, афиш, баннеров и другого. Поэтому одной из важных деталей является оснащенность фотографа – хорошие фотоаппарат и объектив, подчеркнул актер.

    «Снимать в театре очень трудно, колоссальное количество препятствий: не всегда возможно выбрать точку съемки, динамически меняющийся свет, расстояние между актерами и фотографом, постоянное движение, быстрая смена мизансцен, отсутствие возможности повторения», – объяснил Славутский.

    По его мнению, вся прелесть театральной фотографии в том, что это – неправда, как, собственно, и сам театр. Однако благодаря умелым рукам фотографа они становятся настоящими.

    «От артиста ничего не остается. Когда он заканчивает карьеру или когда уходит из жизни, от него остаются только фотографии. Мы не сможем посмотреть спектакль с его участием, однако мы можем увидеть фотографию», – заключил актер и режиссер КАРБДТ им. Качалова.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Культура

    Пиджак, навеянный Кул-Шарифом, стенд-ап и фантастическая музыка компьютерной игры: как прошел концерт автора саундтреков к компьютерным играм в Казани

    Знаменитый на весь мир благодаря своим саундтрекам американский композитор Пол Ромеро привез в Казань всеми любимые музыкальные произведения из популярной пошаговой стратегии «Герои меча и магии» (Heroes of Might and Magic), которая на протяжении почти 24 лет приковывает к мониторам многих любителей компьютерных видеоигр со всей планеты.  Погрузился во вселенную мира Асхан с помощью музыки в исполнении блистательного Пола Ромеро корреспондент ИА «Татар-информ».

    Культура

    Нуриевский фестиваль-2019: мазохизм балетных, юбилей заслуженного артиста Украины и «подвох» для иностранных прим

    13 мая в Казани в Татарском академическом государственном театре оперы и балета откроется XXXII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Событие, билеты на спектакли которого публика расхватывает за сутки. «Татар-информ» узнал у художественного руководителя театра Владимира Яковлева, что готовит зрителям фестиваль в этом году.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна