Анатомия обмана, или как не стать жертвой мошенников в Интернете

1 Апреля 2018

    Фото: Салават Камалетдинов, Султан Исхаков, Ильнар Тухбатов
    Автор материала: Александр Елисеев
    Только за два месяца этого года в Казани произошло 452 случая мошенничества. Более половины из них – 268 – совершены с использованием смартфонов и Интернета. Каждый год злоумышленники изобретают все более и более изощренные способы обмана. Как показывает практика, в подобных ситуациях человек должен рассчитывать прежде всего на самого себя.

    Кто чаще всего становится жертвой мошенников?

    «Мы сейчас живем в информационном пространстве. И чаще всего информационное пространство, виртуальное, неотделимо от реального. И все механизмы, которые используют мошенники, клише и алгоритмы действий – одинаковы. Это принцип работы манипулятора», – поделилась доцент кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ Инна Кротова.

    По мнению Инны Кротовой, мошенники манипулируют информацией и сознанием жертвы. В первую очередь преступник привлекает внимание человека. Как правило, делает он это очень ярко и эмоционально, чтобы найти отклик в душе.

    «Мошенник обращается к эмоциям – к эмоциям страха, к ощущению того, что я не могу контролировать ситуацию, эмоциям опасности. Человек начинает испытывать неуверенность в себе», – отметила Инна Кротова.

    Мошенник может безошибочно выделить в толпе человека с заниженной самооценкой или неуверенного в себе. Такие люди зачастую и становятся жертвами преступлений. Как правило, мошенник манипулирует новой информацией, которую до этого человек не знал, это позволяет злоумышленнику втереться в доверие.

    Для убедительности мошенники используют образы, цифры и в обязательном порядке – выводы. И в конечном итоге они требуют от жертвы срочно принять решение, чтобы у человека не было возможности обдумать происходящее и все взвесить.

    «Необходимо попытаться определить, от кого исходит информация – действительно ли от доверенного круга лиц. Необходимо попытаться контролировать эмоциональное состояние, хотя бы попытаться. Есть приемы – контроль дыхания, да даже досчитать до десяти – это уже будет сосредоточивание на внутренней способности к саморегуляции и регуляции в целом. Нужно подвергать сомнению те фразы, которые подаются как истина, и, конечно, не действовать сразу», – подчеркнула психолог.

    Распространенные способы обмана

    Полицейские отмечают: несмотря на то что мошенники изобретают новые схемы, сейчас их не так много.

    Например, человек размещает объявление в Интернете. Злоумышленник набирает номер, говорит, что хочет купить товар, и предлагает внести стопроцентную предоплату. Для этого спрашивает данные банковской карты продавца, в том числе и секретный код, указанный сзади.


    Полицейские в январе задержали казанца, который таким образом обманул 13 человек на 450 тысяч рублей.

    «Для выполнения операции по переводу денег с карты на карту необходим только шестнадцатизначный номер карты. Остальная информация с банковской карты дает возможность мошенникам получить доступ к счету и списать деньги», – напомнил временно исполняющий обязанности начальника отделения по раскрытию мошенничеств УР УМВД по Казани Раиль Куряков.

    Чтобы получить доступ к банковским данным, злоумышленники рассылают сообщения, содержащие ссылку на вирус. Когда вирус попадает в смартфон жертвы, он автоматически перехватывает данные с банковских приложений и передает их преступнику.

    «Чтобы обезопасить себя от подобных мошеннических атак, необходимо установить на мобильный телефон надежную антивирусную программу. В объявлениях на различных сайтах указывать номер телефона, не подключенный к мобильному банку. Игнорировать СМС от неизвестных абонентов с таким содержанием, как: "Для вас подарок", "Смотри, какие фото я нашел", "Обмен" и т. д. Они, вероятнее всего, содержат в себе ссылки на вредоносные программы», – подчеркнул Раиль Куряков.

    Жительница Казани обманула 17 человек – звонила по объявлениям о продаже одежды и украшений, назначала встречу. В процессе разговора показывала продавцу сообщение на своем телефоне, в котором говорилось, что деньги якобы переведены. Однако на счет продавца средства так и не попадали.

    Если подключена услуга СМС-оповещения, то необходимо дождаться сообщения от банка либо же требовать оплатить товар наличными.


    Еще один способ обмана связан с популярными сайтами. Злоумышленники создают клон сайта, но в адресной строке добавляют разные символы. При этом дизайн сайта полностью скопирован с оригинала. В этом случае необходимо обращать внимание на адресную строку.

    «Пользователи могут заказать товар с подобного сайта и оплатить его, однако товар так и не поступает», – рассказал Раиль Куряков.

    До сих пор люди попадаются на звонки мошенников, которые кричат в трубку: «Мама, я попал в аварию!» или представляются сотрудниками пенсионного фонда и сообщают о реформе.

    В первом случае мошенник, как правило, случайно набирает номер и начинает кричать навзрыд. Истории разные, но сценарий один и тот же – злоумышленник представляется родственником, говорит, что у него проблемы, и просит деньги на взятку полицейским.

    В такой ситуации, советуют полицейские, необходимо прекращать разговор и связываться непосредственно с родственником.


    В отделе полиции «Гвардейский» возбуждено уголовное дело. 22-летнему парню написал в социальной сети друг и попросил денег в долг. Как выяснилось позже, страница друга была взломана. Жертва сообщил мошенникам данные своей карты – в итоге у него украли более 100 тысяч рублей.

    В таких случаях, опять же, стоило связаться с другом любым другим доступным способом и выяснить, он ли просит о помощи или от его имени это делают мошенники.

    Лжесотрудники пенсионного фонда, попадая на номер пенсионера, рассказывают ему о якобы случившейся реформе в ПФР и о причитающихся пенсионеру деньгах. Далее, следуя инструкциям звонящего, жертва идет и добровольно перечисляет деньги мошеннику.

    Полицейские напоминают – настоящие сотрудники пенсионного фонда России никогда не будут по телефону выяснять личные данные человека.

    Отдельный вид мошенничества – мошенничество в сфере грузоперевозок. Злоумышленник звонит от лица владельца груза водителю и меняет адрес выгрузки. На месте с водителем полностью рассчитываются, а товар забирают себе.

    Либо же злоумышленник на сайте находит объявление о грузоперевозке и звонит в организацию, чтобы уточнить условия. После этого, действуя от имени организации, мошенник сообщает место и время погрузки, а также заведомо ложное место выгрузки товара. Таким образом, действуя от имени организации, вслепую координируя водителя, похищает товар.

    В январе этого года полицейские задержали 27-летнего жителя Удмуртской Республики. Он получил информацию о клиентах на сайте грузоперевозок, подделал доверенность от лица руководителя фирмы-получателя и забрал товар.

    «Предотвратить данный вид мошенничества достаточно просто – необходимо в момент погрузки произвести сверку абонентских номеров водителя и логиста организации. При выявлении расхождений немедленно обратиться в полицию. Также на протяжении всего периода транспортировки груза необходимо поддерживать связь с водителем транспортного средства, предварительно взяв у него паспортные данные и номер телефона», – отметил начальник следственной части СУ УМВД России по Казани Руслан Кяляшов.

    Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Эксперты напоминают, что каждый человек в первую очередь должен быть бдительным и стараться не попадаться на удочки мошенников. Всегда перепроверять информацию и не доверять незнакомцам.

     




    Самое читаемое
    Комментарии







    Криминал

    Кто больше всех задолжал по зарплатам, как не «кошмарить» малый бизнес и не допустить роста цен: прокуратура Татарстана подвела итоги 2018 года

    Какие предприятия в республике больше всех должны своим работникам? По чьей вине взрывается газ и гибнут люди в жилых домах? Как решаются проблемы обманутых дольщиков? Чем грозит невнимание к молодежи? Об этом и многом другом в репортаже ИА «Татар-информ» с итоговой коллегии прокуратуры РТ.

    Криминал

    Сбивший насмерть мать с дочерью в Казани водитель: «Где умирать, мне без разницы»

    Сегодня в Московском районном суде Казани стартовал процесс по делу водителя «Митсубиси», который 11 сентября насмерть сбил женщину с ребенком. Трагедия произошла в тот момент, когда мать с дочерью переходили дорогу по «зебре» на проспекте Ибрагимова. После случившегося 70-летний виновник ДТП перенес инсульт и теперь разговаривает с большим трудом.

    Криминал

    Кошка-наркокурьер, побег через канализацию, передачи на квадрокоптере: чем живет самая маленькая колония Татарстана

    Колония, чьи осужденные когда-то построили несколько заводов и «Комбинат здоровья» в Казани, а сейчас шьют на заказ тюбетейки. Из этой колонии в 90-х заключенные пытались сбежать через канализацию, а сегодня она едва ли не образцовая в плане безопасности среди подобных учреждений. ИК № 18 исполнилось 60 лет. О том, почему здесь не случается перебросов запрещенных веществ и как досматривают передачи с воли, – в репортаже ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна