Ректор бизнес-школы Сколково: «Татарстан — один из наших самых продвинутых партнеров»

11 Октября 2018

Фото: Московская школа управления СКОЛКОВО
Автор материала: Катерина Фадеева
В интервью ИА «Татар-информ» ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Марат Атнашев рассказал, почему бизнес-школа СКОЛКОВО так популярна у татарстанцев, чему хотят учиться татарстанские чиновники и предприниматели и чем они отличаются от жителей других регионов.

Как, по-вашему, в российской среде изменяются стандарты управления? Много ли заимствуется с Запада?

— На самом деле процесс заимствования происходит постоянно, все заимствуют всё и у всех. Если мы почитаем любую бизнес-литературу, увидим, что это стандартный процесс. Многое из того арсенала, который используют наши компании, — это международная практика. Например, управление проектами — вполне адаптированная заимствованная система, реализованная в России.

Но важно понимать, что каждая экономика каждой страны неповторима, в ней присутствуют определенные культурные и экономические факторы. Для успешной работы компания должна не просто заимствовать и использовать чужие идеи, но и постепенно «перевыращивать» их на своей почве. Кроме того, надо разграничить, что необходимо изобрести, а что быстрее и эффективнее заимствовать. И здесь есть два пути.

Один, который кажется более простым, — заимствовать что-то готовое и адаптировать по принципу «мы скопируем, оно же где-то уже работает». То есть, используя лучшие международные практики, компания нанимает консультанта, который пишет регламент, обучает людей и проводит аттестацию. Но модернизация сверху, как правило, не очень эффективна. Это известный и традиционный путь, но не работающий.

Есть второй, более сложный путь, когда вы вместе с организацией, используя лучшие практики, «перевыращиваете» их и заново изобретаете процесс. Такой поход к работе не на бумаге, а в головах тех людей, которые его реализуют. Этим мы и занимаемся в бизнес-школе СКОЛКОВО — адаптацией и «выращиванием» различных практик внутри отдельно взятой компании.

Какой запрос идет от современного управления из госструктур, чему они хотят научиться?

— Спрос на управленческие навыки есть как у государства, региональных властей и муниципалитетов, так и у университетов, некоммерческих организаций и музеев. Всем руководителям нужны базовые управленческие навыки. Работая в музее, тоже нужно знать, как организовывать бизнес-процессы, выстраивать структуры, управлять финансами и т. д.

Сейчас мы наблюдаем две тенденции, которые характерны для российского бизнеса и некоммерческого сектора.

Первая — серьезный дефицит того, что называется soft skills, навыков, включающих в себя ведение переговоров, эффективное управление командой, творческое мышление, создание полезных контактов, управление временем, работа с мотивацией, критическое мышление и умение разрешать конфликты. Этот важный набор компетенций в России сравнительно слабо развит, так как большую часть времени мы жили в вертикальной иерархической системе. Коммуникации и навыки выстраивания отношений основаны на более сложных и горизонтальных связях — это современный кросс-культурный навык. Сюда же попадает кросс-языковая и кросс-культурная способность. Все это одна большая тема, на которую мы сегодня видим спрос.

Вторая тенденция — это развитие новых технологий. Четвертая промышленная революция, или волна инноваций, не прекращается. Сегодня успешный руководитель не просто должен знать стандарты управления XXI века и уметь общаться с людьми, но и понять, как управленческая структура взаимодействует с новыми технологиями, что такое большие данные и вообще «цифра», какие возможности есть у искусственного интеллекта. Поэтому программа цифровой трансформации тоже интересна всем — от бизнеса до некоммерческих организаций.


Если ли особые запросы от регионов? Отличаются ли запросы в разных субъектах России?

— Конечно, запросы очень разные. Мы работаем с самыми продвинутыми в этом плане регионами, в том числе с Республикой Татарстан, Калининградской областью, Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, Подмосковьем, ХМАО и всеми теми, кто имеет амбиции и довольно активно развивается.

Татарстан — один из наших самых продвинутых долгосрочных партнеров. Мы взаимодействуем в самых разных форматах, реализуем совместные программы по развитию кадрового потенциала и проектному управлению. Поскольку в федеральном поле Татарстан является одним из лидеров, который тестирует новые инструменты в управлении городами, проектном менеджменте, цифровизации и инновациях, нам очень интересно работать с этим регионом.

В других регионах видна такая же тенденция. Им все меньше нужен готовый ответ (неважно, откуда он приходит — из Москвы или из-за рубежа), но необходима информация о том, что делают другие регионы. Мы видим реально растущий интерес регионов друг к другу. Ровно то же самое происходит с бизнесом. Бизнесу в первую очередь интересно, что делают коллеги по индустрии и в похожих условиях, а не абстрактно, что делает компания Google в Силиконовой долине.

Чему хотят научиться татарстанцы? Какие самые востребованные программы среди них?

— По количеству выпускников по всем программам Татарстан — наш чемпион сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. Это очень хороший показатель. В бизнес-школе СКОЛКОВО у нас получается развивать четыре направления взаимодействия с этим регионом.

С одной стороны, работаем с малым и средним бизнесом, теми, кто уже построил свою систему и задается вопросом дальнейшего развития. Для этих людей у нас есть СКОЛКОВО Практикум для директоров. Эта программа поможет понять, куда дальше двигаться, как выйти на другой уровень и выйти в международное пространство. Мы видим интерес к таким программам со стороны предпринимателей из Татарстана.

Много выпускников из Татарстана освоили традиционные программы для бизнес-школы — МBА и Executive MBA. Это наши флагманские программы, которые помогают перспективному управленцу сделать новый рывок в карьере или уже состоявшемуся руководителю получить новые компетенции, знания международного класса и важную сеть стратегических контактов.

Бизнес-школа СКОЛКОВО также работает с огромными предприятиями и корпорациями, в том числе и в Татарстане. В регионе — сильная экономика и много крупных компаний федерального значения. Например, мы сотрудничаем с крупнейшим производителем грузовых автомобилей «КАМАЗ» и вместе реализуем одну из наших корпоративных образовательных программ. Она включают в себя разработку стратегии предприятия, развитие компетенций и навыков, формирование кадрового резерва.

Еще один важный элемент взаимодействия с регионом — инновационность, а Татарстан является инновационной республикой. Ранее целый ряд городов региона входил в нашу программу развития моногородов совместно с РАНХиГС. Во время обучения на программе от каждого города присутствовали мэр, его команда, предприниматели и представители региона.

Программа стала попыткой совсем по-другому посмотреть на развитие города — не как на закрытую задачу городских управленцев, а как на совместную цель региона, города, бизнеса и общественных организаций. В рамках проекта участники совместно создавали адекватный план развития для самых проблемных городов. Представителей от Татарстана было довольно много. В целом нам самим очень интересно приезжать в Татарстан, потому что мы всегда узнаем что-то новое.


Что, например?

— У нас недавно было мероприятие с руководством республики недалеко от Иннополиса, и я увидел, как тут все устроено. В Иннополисе очень много сделано разумно в плане структуры и градостроительных решений. Я думаю, что можно перенести многое из опыта Иннополиса в Москву, только необходимо наладить коммуникации между ним и инновационным центром «Сколково», который находится недалеко от нас. Нашу бизнес-школу СКОЛКОВО часто с ним путают.

Какой из проектов российской IT-индустрии, по вашему мнению, лидирует — московский наукоград «Сколково» или татарстанский Иннополис?

— В бизнес-школе СКОЛКОВО мы придерживаемся мнения, что нужно быть максимально честными с самими собой, поэтому должен проявить некоторую критичность. Я считаю, что оба проекта правильные и нужные. Но есть колоссальные инфраструктурные сложности у обоих.

Эти проекты связаны с созданием среды, из которой должны вырасти новые идеи, и появиться новые бизнесы. Но сегодня на этот процесс в отдельно взятом (пусть даже прекрасно построенном) городе влияет ряд факторов, в том числе геополитика, экономика и последствия нашей так называемой «голландской болезни».

Проекты призваны развивать глобальные и конкурентоспособные бизнесы, но как только появляются такие компании, по нашим наблюдениям, они стремятся быстро переместиться в международное пространство — и юридически, и физически. Очень сложно сказать, что будет удерживать их в ограниченном периметре, например, Иннополиса. Важнейшая задача состоит в том, чтобы решить этот вопрос.

Очень большую роль играет расположение. Я считаю, что для любого человека, который принимает решение, где он будет жить сегодня, стоит отдельный вопрос, как связываться с миром. Иннополис — это очень красивое место, но логистика здесь довольно сложная, он находится не в Казани, доехать до аэропорта тяжело и далеко.

За 12 лет существования бизнес-школы сколько татарстанцев прошли в ней обучение? И кого из них можете особенно отметить? Какие их проекты можете выделить?

— У нас прошли обучение министр экономики РТ Фарид Абдулганиев, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, мэр Казани Ильсур Метшин, советник в Аппарате Президента РТ Ильдар Ибрагимов, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина и многие другие.

Всего у нас 61 студент и выпускник дипломных программ из Татарстана.


В этом году в бизнес-школе СКОЛКОВО впервые разыграл гранты, покрывающие обучение по программе MBA. Татарстан стал одним из лидеров по количеству поданных заявок. С чем связываете такую популярность школы среди татарстанских управленцев?

— Сегодня бизнес-школа СКОЛКОВО меняет систему финансирования обучения, пытается создать удобные инструменты, и активно внедряет гранты. Это сложно, но нам необходимо двигаться в этом направлении, потому что не каждый человек в 25–26 лет должен имеет готовые средства, чтобы инвестировать в себя. Мы ищем талантливого, амбициозного человека с правильными ценностями, который, пройдя обучение и получив пакет знаний, инфраструктуру связей и сетей, а также заряд энергии, сможет эффективнее себя реализовывать.

Всего на конкурс грантов СКОЛКОВО MBA мы получили более 2 тысяч заявок из 90 городов России и 14 зарубежных стран. Это феноменальный результат. Он показывает, что у нас неисчерпаемый потенциал амбициозных и активных людей. По результатам сложного конкурсного отбора в финал вошли 120 участников, 20 из них получили гранты на общую сумму более 600 тысяч евро. Среди победителей был представитель Казани — Булат Курмашов, коммерческий директор компании «Данафлекс». В качестве приза он получил грант в размере 15 тысяч евро на обучение по программе СКОЛКОВО MBA.

Я считаю, что нет ничего удивительно, что у нас есть победитель из Татарстана. Здесь удалось создать активную среду. Даже мы, работая с татарстанскими чиновниками, заметили, что они чувствуют, что могут что-то сделать, что от них зависит что-то. Это очень нетипично для большинства российских систем, которые довольно закрыты и утомлены. Мне кажется, что это сегодня отличает психологический климат республики от многих других регионов. Жители Татарстана ведут себя более активно, и наши программы МВА — как раз для таких людей.




Самое читаемое
Комментарии







Интервью

Сергей Когогин: Юбилей КАМАЗа должен стать поводом для интенсивного развития Набережных Челнов

О запуске производства грузовиков пятого поколения, проблемах молодых специалистов в моногородах, о том, как компания работает в непростых международных условиях и какая судьба ждет профессию водителя, в интервью генеральному директору АО «ТАТМЕДИА» Андрею Кузьмину рассказал руководитель ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Интервью

Роман Шайхутдинов: «По итогам визита Рустама Минниханова в КНР многие китайские компании потянулись в Татарстан»

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан — министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал об итогах визита татарстанской делегации в Китай, предстоящей поездке в Японию, а также о сотрудничестве с Малайзией и Сингапуром.

Интервью

«С контентом мы идем туда, где находится наш читатель и зритель, – в соцсети»: Андрей Кузьмин о миссии «Татмедиа» и современных медиатрендах

Акционерное общество «Татмедиа» было создано согласно указу первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и зарегистрировано 1 октября 2007 года. В 11-й день рождения медиакомпании ее гендиректор Андрей Кузьмин рассказал ИА «Татар-информ», как изменилась работа «Татмедиа» за это время, почему «хоронить» печатные СМИ еще рано и как акционерное общество будет выполнять поручение Президента Татарстана и своевременно реагировать на дезинформацию.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×