Наиль Магдеев: Моя мама привила мне одно главное правило: «Не груби, не обижай». Часть 1

19 Февраля 2019

    Фото: Владимир Васильев, Управление по информационной политики и PR исполкома Набережных Челнов
    Автор материала: Александр Третьяков
    Мэр Набережных Челнов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о скандалах в школах, критике Варламова, кризисе на КАМАЗе, планах на ремонт дорог и благоустройство и чем наставления родителей помогают в работе с горожанами.

    ДВОЙНОЙ БЮДЖЕТ 2018 ГОДА

    Добрый день, Наиль Гамбарович! Спасибо, что нашли время прийти к нам в агентство, ответить на вопросы. Давайте начнем с итогов 2018 года. Что важного произошло в жизни второго города республики?

    2018 год для города Набережные Челны, в первую очередь для экономики, был удачным. Все федеральные, республиканские, муниципальные программы, которые были определены руководством страны, Республики Татарстан и руководством муниципалитетов, в полном объеме выполнены. Дополнительно ко всем нашим бюджетным средствам по всем источникам финансирования привлечено более 8 млрд рублей. Это практически это еще один бюджет муниципального образования г. Набережные Челны.

    На какие цели были потрачены эти средства?

    Для решения социально-культурных вопросов, строительства, капитального ремонта. К примеру, мы построили новую школу на 1224 места в молодом развивающемся микрорайоне города. На ее возведение выделено 1 млрд 40 млн. В школе два плавательных бассейна, два спортзала, один актовый зал, вместимость которого не уступает ДК «КАМАЗ».

    За последние годы это же первая новая школа?

    Последняя школа была построена в Набережных Челнах в 1997 году. Эту ситуацию мы изменили. Благодаря поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича и федеральных властей три года подряд, с 2016 года, мы cдаем по школе. Сегодня у нас рождаемость высокая: на свет появляется 7 – 8 тысяч детей ежегодно. Нам школы нужны, так как до 2024 года прогнозируется рост количества школьников. В приоритете также и работа с детскими садами.


    Школа больше чем на тысячу мест – это довольно крупное учебное заведение...

    Да, первую такую мы открыли в 2017 году. Сейчас такую же строим в 65-м микрорайоне. К 1 сентября 2019 года планируем ее сдать. И на этом останавливаться нельзя!

    Вы упомянули и о детских садах. Как обстоят дела с ними?

    В 2018 году нам удалось отремонтировать 9 детских садов. В этом году планы по ремонту такие же. Сейчас ведем строительство еще шести дошкольных учреждений. Будет создано дополнительно 1440 места. В новых детских садах появятся ясельные группы.

    Возвращаясь к школам. Говорят, что Haier еще школу построит. Или пока рано еще об этом говорить?

    У них планы в принципе хорошие. На площадке промышленного парка планируется построить жилье и социальные объекты. Однако я бы не предвосхищал события. Поживем – увидим.

    В скором времени ожидается запуск первого завода на этой площадке – это будет завод по производству стиральных машин. Надеемся, что все свои обещания и пожелания наши китайские партнеры смогут исполнить на территории Набережных Челнов.


    НОВЫЙ ОНКОЦЕНТР В РАЙОНЕ БСМП И 15 ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ ПОЛИКЛИНИК

    С образовательной сферой разобрались, а как обстоят дела в медицинских учреждениях, нет ли там каких-то жалоб?

    В 2017 году мы капитально отремонтировали 15 поликлиник. Cоздана комфортная среда. Теперь нам важно, чтобы медицинские работники соответствовали новой форме. К примеру, врач жалуется, что ее довели, но позвольте напомнить, что человек знал, на какую работу он шел. Если тебя на этой работе доводят, не учись на лекаря – учись на пекаря. Пациент пришел за последней надеждой, а врача, понимаете ли, довели. Я считаю, вина не в людях, вина в нас, что у нас не хватает такта, терпения.

    Какие-то отдельные крупные проекты были реализованы?

    В 2018 году продолжалась программа по капитальному ремонту объектов здравоохранения – 14 учреждений приобрели новый облик. Приступили к капитальному ремонту самой крупной больницы в Республике Татарстан – инфекционной. Капитальный ремонт обойдется в более чем один миллиард рублей.

    Насколько известно, рассматривается возможность строительства в Челнах второго онкоцентра. Какие-то конкретные работы уже начались?

    Нам важно, кроме естественного прироста населения, поддержание здоровья людей в зрелом возрасте. Для этого необходима высококвалифицированная медицина. Продолжительность жизни нужно увеличивать, и радует, что она в последние годы растет.

    Есть несколько факторов, которые в целом влияют на продолжительность жизни. Одни из них – предупреждение болезней сердечно-сосудистой системы и онкозаболеваний. Поэтому есть потребность подобного центра не только для Челнов, а для всей Закамской зоны, так называемой Камской агломерации, где проживает свыше 1 млн человек. Такая задача ставится федеральным центром перед руководством республики. Уже есть определенные договоренности о поддержке со стороны федерального бюджета.

    Задача по укреплению здравоохранения – капитальный ремонт, оснащение новым оборудованием, строительство новых современных медицинских центров – задача сегодняшнего и завтрашнего дня.

    Где будет располагаться новый онкоцентр?

    Определено место в районе БСМП, там должно появиться еще одно здание. Важно создать единый комплекс. Сейчас идет проектирование онкоцентра. Как только будет полная ясность и определен источник финансирования, то мы представим его публично.


    Это вопрос 2020 – 2021 года?

    Я думаю, да.

    Какой средний возраст жителей?

    Если в начале строительства КАМАЗа, средний возраст был 24 года, то сегодня – 37 лет. Продолжительность жизни – 74,8.

    Больше, чем в среднем по республике…

    Да. Сейчас Челны – не депрессивный районный город, а прогрессивный: и в плане рождаемости, экономики, привлекательности. В свое время в Набережные Челны приехали люди 85 национальностей, создали здесь семьи. Сегодня весь многонациональный народ города Набережные Челны работает и трудится, считает Автоград своей родиной. Город достоин, чтобы на него обратили внимание и занимались им.

    НИЗКАЯ СМЕРТНОСТЬ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ ПРИТОК

    Как в городе обстоят дела с демографией: рождаемость, миграция?

    У нас в этом году зарегистрировано 7263 младенца. Это хороший показатель, мы в этом плане уровень держим. Также последние два года мы наблюдаем миграционный приток. Это объяснимо на примере резидентов ТОСЭР «Набережные Челны». Так, компания Haier, которая запустила производство холодильников, а профессионалов в этом направлении пока нет, приглашает специалистов из регионов Российской Федерации. В наш город переезжают семьями.

    Специалист, приезжая из другого города, должен видеть не только перспективы на новом производстве и достойную зарплату, он должен видеть хороший, ухоженный город. Иначе, поработав год-полтора-два, он заработает деньги, но городская среда, инфраструктура его не будет удовлетворять и он уедет. Поэтому нужно создать условия, чтобы ему понравилось, чтобы здесь было лучше, чем в другом городе.

    Насколько удается создавать новые рабочие места и что происходит с рынком труда?

    Мы смогли привлечь дополнительно более 16 млрд рублей инвестиций и создать свыше 3,4 тыс. новых рабочих мест благодаря ТОСЭР «Набережные Челны». Таким образом дополнительно получить налоги во все уровни бюджета, в первую очередь в муниципальный.

    Особенностью 2018 года явилось то, что мы за последние 18 лет мы имеем в Челнах самую низкую безработицу – 0,30%. Это даже меньше, чем по республике, меньше, чем во всех промышленных городах РФ. Это исторический минимум.

    Соответственно, значительное снижение безработицы повлияло и на уменьшение уровня преступности. Так, в Челнах по сравнению с 2017 годом совершено на 6% меньше преступлений. Если человек занят на производстве, если у него есть гарантированная работа и доход в семью, он делом занимается.

    Залогом здоровья остается спорт. Как идет развитие спортивной инфраструктуры в городе?

    Если по численности населения мы на втором месте, то по обеспеченности спортивными сооружениями мы, по моему мнению, на втором месте. C конца.

    У нас 26 подростковых клубов, 21 из них отремонтированы. Появились новые спортивные площадки, в декабре запустили новый хоккейный корт с теплыми, обустроенными раздевалками стоимостью более 10 млн рублей.

    Мы приступаем к строительству Дворца единоборств. Сегодня идет проектирование. Получили одобрения со стороны Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича и президента Федерации дзюдо Павла Михайловича Николаева. Во многом это их заслуга! Борьбу национальную, вольную, греко-римскую, дзюдо в Челнах любят, поэтому нам необходим Дворец единоборств.

    Какие проектные параметры закладываются?

    Первоначально планировалось 1400 посадочных мест, для того чтобы мы могли проводить соревнования российского и международного уровня.


    ПЛАН НА РЕМОНТ ДОРОГ – БОЛЕЕ 30 КМ

    Как оцениваете спрос на жилье в городе?

    Он есть. В 2018 году мы построили 29 жилых домов, введя таким образом 300 тыс. кв. м. Средняя цена квадратного метра коммерческого жилья сейчас – 45 – 48 тыс. рублей. Особенно хорошо реализуют жилье там, где мы строим школы. Например, школу в Замелекесье только построили, а застройщики делятся, что теперь их квартиры расходятся как горячие пирожки. Я порой шучу с ними, что они теперь в долгу передо мной за помощь в продажах. Опосредованно, но помог.

    Они во всех рекламных макетах после пишут, что школа в шаговой доступности.

    Да, школа во дворе! Можешь представить – школа во дворе?! Это же здорово!

    Набережные Челны в 2018 году заняли вторую позицию по качеству дорог, обогнав даже Москву. Какие цели преследуете в 2019-м?

    Планов на этот год не меньше – это касается и масштабов, и финансовых ресурсов. Мы продолжаем участие в программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Если говорить масштабно, то в 2018 году мы привели в нормативное соответствие 8 улиц и 4 проспекта. За счет Фонда моногородов реконструирован Хлебный проезд.

    В этом году планируем в рамках программы БКАД (финансирование оказывается федеральное плюс республиканское) отремонтировать основную дорожную артерию города: начиная от Альметьевского тракта до Залесного проспекта. Протяженность дороги – свыше 20 км.


    Уровень финансирования можете назвать? В целом сколько денег потребуется на ремонт челнинских дорог?

    Общая программа дорожных работ на 2019 год складывается в районе 2 млрд рублей. Это объемы на уровне 2018 года, там есть программа, связанная с капитальным ремонтом дворовых территорий, есть капитальный ремонт улицы Шамиля Усманова, есть капитальный ремонт ряда других дорог.

    Мы планируем часть средств направить на капитальный ремонт дорог в промышленной зоне, понимая, что там тоже 40 лет не ступала нога дорожного строителя, потому что город промышленный, мы не можем не вкладывать деньги и не ремонтировать дороги там. Именно в промышленной части формируется и развивается экономика, а она – первична. Там кроется наш успех. Мы – город-труженик.

    Планируется ли строительство новых дорог?

    Новые дороги пока в этом году строить не собираемся. В прошлом году часть новых дорог построили, это 63-й, 65-й комплекс. В перспективе мы видим работу, связанную с продолжением Московского проспекта. Исторически в генеральном плане эта дорога была. Сегодня Московский проспект переходит в улицу Нариманова и выходит на опять же одну и ту же центральную улицу. Рядом у нас есть еще одна параллельная дорога, но она федеральная, так называемая первая дорога, поэтому мы, к сожалению, имеем ограниченную пропускную способность наших городских дорог.

    По проекту продолжения Московского проспекта сколько жилых участков попадает под строительство? Когда будет проектирование и сколько финансов на это потребуется?

    Сейчас у нас застраивается Орловское поле – компания «ТАЛАН» возводит многоквартирные дома. Мы договорились, что на паритетных условиях часть затрат по проектированию дорог в их микрорайоне с выходом на мост проектируют они. Они этой работой занимаются. Касаемо жилых участков, то это территория порядка десятка домов.

    Мы будем выстраивать отношения с жителями. Мы понимаем, что частная собственность неприкосновенна, но есть определенные механизмы оценки рыночной стоимости, выкупа.

    Какие финансовые затраты потребуются?

    Серьезные финансовые затраты потребуются не только на проектирование Московского проспекта, но и на получение так называемого коридора, то есть свободной земли, для строительства этой дороги. К сожалению, он сегодня застроен. Поэтому еще раз подчеркну – нужно выстраивать отношения с жителями, выкупать их земельные участки, компенсировать стоимость того, что им в свое время было предоставлено и что они построили.

    ЖИВЕМ ПЛОХО – АВТОМОБИЛЬ НЕГДЕ ПОСТАВИТЬ

    Сколько сегодня автомобилей в Набережных Челнах, насколько справляются дороги с трафиком?

    Судите сами: на 1 января 2008 года в Набережных Челнах было 100 тыс. машин, а на 1 января 2018 года – 182 тыс. машин. Всеобщую автомобилизацию никто не отменит. Сегодня же машины у мамы, папы, бабушки, дедушки, сына, дочери, и желательно внучке купить к 18-летию. У нас же сейчас так.

    Я иногда беру на себя смелость пошутить, говорю: «Жизнь тяжелая: у нас во дворах сейчас машины негде ставить, но жизнь тяжелая». Как ни посмотришь, из 10 машин – 8 иномарок, но жизнь тяжелая.

    Решение проблемы – строительство парковок, однако это не быстро окупаемая инвестиция. По обозримым срокам окупаемости наступает после 5 – 6 лет.

    Как решаете проблему с пробками?

    Могу сказать, что город спроектирован уникально, и тот, кто в городе Набережные Челны передвигался, это понял. У нас комфортно передвигаться. Понятно, что прежде чем повернуть на перекрестке, нужно дальше проехать и уйти на разворот – это особенность нашего города, но это обеспечивает более высокую безопасность.

    Первостроители хороший город спроектировали: с широкими проспектами, улицами. Сейчас это влияет на то, что челнинцы в пробках не стоят, хотя имея, по сути, одну магистральную улицу. Порой мне говорят, что в городе пробки. Какие это пробки?! Вы их в других крупных городах России видели?

    О КРИЗИСЕ НА КАМАЗЕ, СКАНДАЛАХ В ШКОЛАХ И КРИТИКЕ ВАРЛАМОВА

    О достижениях поговорили, а какие проблемные места можете назвать в городе? Как поддерживаете обратную связь с челнинцами?

    В 2017 году к нам поступило более 11 тысяч обращений через Интернет, корреспонденцию. В 2018 году таких обращений стало порядка 9 тысяч. Идет явное снижение жалоб по вопросам ЖКХ, дорожного хозяйства, обеспечение мест в детских дошкольных учреждениях, школах. Данные показатели свидетельствуют о качестве нашей работы.

    К примеру, я получал более двух сотен обращений по постройке школы в Замелекесье. Школу построили, и проблема жителей разрешилась.

    Как реагируете на жалобы?

    Мы не можем сказать, что у нас нет денег, орган управления не такой. Если на федеральном, республиканском уровне еще как-то могут сказать, то у нас как Брестская крепость – дальше идти некуда. И апеллировать некуда, почему, чуть что, все вопросы начинают сваливать на муниципалитет – мэр плохой, он не может решить вопрос с финансированием.

    Просто на эти цели денег-то никто не дает! Поэтому мэру приходится выкручиваться вместе со своей командой, как бы сделать так, чтобы и вопрос решить, и проблему снять.

    А как у вас проходят встречи с горожанами, расскажите про контакт с ними?

    Мы организуем традиционные встречи зимой и летом: в январе-феврале и августе. Работают три группы: одну из них возглавляю я, сюда же включены прокурор, начальник УВД, начальники налоговой и пенсионных инспекций, ЖКХ. Другая группа – руководитель исполнительного комитета и его заместители. Третья группа – вице-мэр и депутатский корпус Городского Совета. Общее количество встреч – порядка 80 – 90. Все они проходят в вечернее время. Конечно, накала страстей и вопросов меньше не становится, но они видоизменяются.

    Мы работаем с обращениями горожан и через паблики в социальной сети «ВКонтакте», все запросы внимательно отслеживаем. Взяли за правило отвечать на все вопросы, даже если они не очень приятные.

    Можете прокомментировать ряд скандалов в школах, в частности, когда ребенка не пустили в столовую?

    Школьника не пустили в столовую из-за тарелки каши. Это из ряда вон выходящий факт, которого не должно быть! Понятно, что могут и дети провоцировать, но учителю нужно относиться к людям по-другому, иметь выдержку и терпение. Если этих человеческих качеств в работе учителя нет, тогда нужно менять работу.


    Какие санкции были применены к участникам конфликта?

    Меры дисциплинарного воздействия никто не отменял. Каждый должен нести соответствующую определенную законодательством ответственность. Это касается и директора школы, и педагогов. Это конфликтная ситуация, и оценка должна быть адекватна поступку того или иного должностного лица.

    А как вам приходится справляться с такими ситуациями?

    Моя мама привила мне одно главное правило, ей, между прочим, 84 года и она до сих пор меня учит. Правило это – «Не груби, не обижай». Правда, не всегда это удается. К сожалению, мы не всегда находим время поговорить с людьми по душам.

    По вторникам я провожу личный прием. Ко мне приходят люди с личными трагедиями. Выслушать человека, набраться терпения и обязательно помочь – это наша задача.

    О другом, также немаловажном. Не могу не спросить о роли автогиганта. Как сказывается на городе состояние КАМАЗа? Предприятие испытывало заметные трудности в 2017 году. Как прошел 2018-й?

    КАМАЗ, несмотря на определенные трудности, связанные с конъюнктурой рынка на грузовые автомобили, связанные с внешними и внутренними факторами, достойно отработал в 2018 году и смог выполнить свою инвестиционную программу. Завершено строительства завода каркаса кабин – самого крупного объекта в РФ и в мире. Он будет производить 55 тыс. кабин в год. Стоимость проекта – более 100 млрд рублей. Это дополнительные рабочие места, инвестиции, новый двигатель, новые кабины – это, по сути, новый автомобиль серии К5. КАМАЗ идет в тренде развития мирового автопрома. КАМАЗ является основным градообразующим и бюджетообразующим предприятием, национальным брендом нашей страны и РТ. От самочувствия КАМАЗа зависит самочувствие города Набережные Челны.

    Планируете ли уменьшить зависимость от КАМАЗа?

    Напомню, что город Челны – самый крупный моногород РФ, всего же их 319. В последние годы мы занимаемся диверсификацией экономики. Под этим подразумевается уход в определенной мере от зависимости КАМАЗа, но сразу отмечу, что КАМАЗ – это наша судьба, это всерьез и надолго. Под КАМАЗ строился город, и город строился под КАМАЗ. Это единая ткань, единый организм, и в большей или меньшей степени зависимость от КАМАЗа, конечно, будет.

    Сегодня, по разным подсчетам, одно рабочее место на КАМАЗе дает дополнительно семь рабочих мест в городе. Это и малый бизнес, сфера услуг, торговля, такси и все остальное. Особенностью 2018 года было то, что мы, занимаясь диверсификацией экономики, обратили серьезное внимание на один важный инструмент, который для нас смог повлиять на диверсификацию, – это территория опережающего социально-экономического развития. Сегодня 44 компании входят в число резидентов ТОСЭР. Мы одни из лидеров в стране по количеству компаний, включенных в ТОСЭР.

    Еще одна негативная история – это отзыв и видео Ильи Варламова о Челнах. Что думаете о его мнении?

    У каждого свой взгляд на происходящие события. Варламов ведь не мнение в последней инстанции. Да, это одна из точек зрения, ее нужно уважать. Но я хочу сказать, что мы относимся с уважением к точке зрения любого человека. Естественно, в этой оценке есть и доля справедливости, и доля субъективизма.

    Святых людей и людей, которые не ошибаются в своих оценках, тоже не бывает. Не будем идеализировать никого – ни Варламова, ни Харламова, ни всех остальных. Идеальных государств, городов, семей, людей не бывает. Да, есть ошибки, и над теми недостатками, которые в жизни нашего города есть, мы, безусловно, работаем.

    Мы работаем, чтобы привлекать инвестиции, – что в этом плохого? Я думаю, что другим городам – моногородам особенно – еще поучиться надо у нашей республики и по привлечению инвестиций, и по тому, как мы обустраиваем жизнь.

    Единственное, могу сказать – нас никто не может обвинить в том, что у нас нет желания изменить жизнь челнинцев к лучшему. Вчера были такие дороги, сегодня они стали лучше. Вчера не было предприятий, в чистом поле ветер гулял… Сегодня мы создали свыше 3,4 тыс. рабочих мест. Вчера не было школы у тебя во дворе… Мы же школы строим за 10 месяцев. Кто за такое время школы возводит? Я хочу сказать, что все относительно в этом мире. Оценки каждый имеет право давать и считать свою оценку самой правильной. Мы можем с этой оценкой соглашаться или не соглашаться, но дорогу осилит идущий.


    НОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА И МЕЧТА МЭРА

    В продолжение темы с критикой Варламова – какие у вас планы по развитию общественных пространств?

    В этом году мы продолжали работы по обустройству общественных пространств. Будем завершать площадь Азатлык, она по контракту должна быть закончена в июле 2019 года. Планируем в рамках республиканской программы обустройства общественных пространств взяться за парк «Гренада» и за парк в поселке ГЭС.


    Нам даже ни в какие бумаги заглядывать не надо, мы все эту работу пропустили через сердце. Помогала нам Наталия Львовна Фишман, надо отдать ей должное. Городская среда должна формировать настроение, создавать возможность отдохнуть с детьми на свежем воздухе. Мы понимаем, что это один из инструментов обустройства городской жизни, все это должно быть приведено в порядок, работать для людей.

    Город должен быть привлекательным для жизни. Должны быть хорошие дороги, достойная заработная плата, эргономичная городская среда. Должны быть в полном наборе объекты для жизни человека. Жизнь не ограничивается только тем, что утром на работу встал, пошел на завод – пришел с завода, лег спать, и всё. Спортивные объекты, детские сады, школы в шаговой доступности – все это должно быть. К сожалению, завод и жилье в советское время построили, а объекты спорта, образования, культуры забыли. Сегодня мы этот недостаток благодаря руководству Республики Татарстан, в первую очередь нашего президента Рустама Нургалиевича, восполняем.

    Мы вашего коллегу – мэра Казани Ильсура Метшина спрашивали о его мечте как градоначальника. У вас есть такая мечта, сверхзадача? Метшин сказал, что хочет завершить Большое Казанское кольцо.

    Я думаю, что любой нормальный человек ставит перед собой определенные задачи и, может, не особо афиширует их. Вы меня сильно не критикуйте, но свою мечту не озвучиваю. Могу сказать лишь то, что она совпадает с желаниями полумиллионного города.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Интервью

    Василь Шайхразиев: Положив Стратегию развития татарского народа под подушку, наутро не станешь татарином

    Обсуждение Стратегии от Ростова-на-Дону до Сахалина, негативные комментарии в адрес Стратегии в Интернете, финансирование национальных проектов меценатами и бизнесменами — об этом и не только рассказал вице-премьер РТ, председатель национального совета «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев в новом выпуске проекта «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина.

    Экология

    Федор Батков: «С квадрокоптером какая охота? Это убийство!»

    «Лесные» камеры для борьбы с браконьерами, создание экотроп в республике, новые правила для рыбаков-любителей и уголовные дела о незаконной охоте — об этом и не только председатель Госкомитета РТ по биологическим ресурсам рассказал в новом выпуске проекта Андрея Кузьмина «Интервью без галстука».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна