Вторая жизнь Ту-22М3: что известно о модернизированном ракетоносце-бомбардировщике родом из Казани?

16 Августа 2018

Фото: Минобороны РФ
Автор материала: Динара Прокопьева
Первый полет Ту-22М3М запланирован на конец третьего квартала этого года. Выкатка состоится уже в середине следующей недели на Казанском авиационном заводе. Корреспондент ИА «Татар-информ» собрал любопытные факты о выдающейся машине, которая вскоре получит вторую жизнь.

В Казани собрали около 270 предшественников Ту-22М3М

Среднему советскому бомбардировщику с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 предшествовал Ту-22М2. В 1974 году конструкторам поручили модернизировать машину под двигатель НК-25, но они решили не только заменить двигатель. Одновременно они улучшили конструкцию и аэродинамику самолета. Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 впервые взмыл в воздух еще летом 1977 года, а уже в конце 80-х был принят на вооружение ВВС СССР. За все время произведено около 500 единиц Ту-22М всех модификаций, порядка 270 бомбардировщиков Ту-22М3 собрали на Казанском авиационном производственном объединении. Серийное производство Ту-22М3 прекращено в первой половине 90-х годов.

Грузинская ПВО нанесла болезненный удар по России — сбила Ту-22М3

Со времен создания бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 ни разу не применялись в масштабной войне, для которой предназначались. При этом машины использовались в локальных войнах. Например, самолеты модификации М3 не раз участвовали в боевых действиях на войне в Афганистане. Так, например, массированное применение бомбардировщиков сделало возможным сравнительно «комфортный» вывод частей 40-й армии. В начале 1989 года последние Ту-22М3 улетели из аэродрома Мары-2 к местам своей постоянной дислокации.

Боевые машины применялись в первой Чеченской войне, за время которой выполнили свыше сотни самолетовылетов. Чаще всего от Ту-22М3 требовалась подсветка местности с помощью ос­ветительных авиабомб.

Десять лет назад бомбардировщики модификации М3 участвовали в грузинско-осетинском конфликте в Южной Осетии. Пятидневная операция нанесла по ВС РФ серьезный удар — один Ту-22М3 был сбит грузинской ПВО.

В Сирии Ту-22М3 использовали для ударов по ИГИЛ (запрещена в РФ). Машины взлетали с территории России, совершали перелет над Ираном и Ираком, чтобы затем нанести групповой удар по террористам.

Не раз бомбардировщик – ракетоносец Ту-22М3 называли одним из ключевых элементов обеспечения военной безопасности СССР и России. Но с течением времени машины этой модификации стали устаревать. Так, в 2012 году в Дальней авиации было порядка 150 (по другой информации — 115 ) Ту-22М3, но только 40 из них оказались боеспособными. 

Авиация России пополнится 30 усовершенствованными Ту-22М3М 

В том же 2012 году стало известно, что Минобороны России заказало модернизацию около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. Перед конструкторами была поставлена задача продлить ресурс планера на несколько десятков лет. Кроме того, самолет должен быть перевооружен на новые крылатые ракеты класса «воздух — земля» Х-32, которые заменят устаревающие X-22. 

«Перечислять все новшества – не хватит пальцев ни рук, ни ног. Все лучшее, чем только располагает сегодня наша военная авиация, внесено в "электронные мозги" этого самолета», — сказал о Ту-22М3М полковник в отставке Виктор Баранец в эфире радио Sputnik.  

Отмечалось, что цель модернизации — довести показатели машины модификации М3 до уровня ракетоносца Ту-160М2 «Белый лебедь». Улучшение легендарного бомбардировщика входит в программу всеобщего обновления стратегической авиации России. Так, например, Казанский авиационный завод имени Горбунова должен произвести полсотни Ту-160М2. В январе этого года прошел демонстрационный полет первой модели сверхзвукового ракетоносца Ту-160М2.




Самое читаемое
Комментарии







Экономика

Приложение «Этажи»: как найти или продать квартиру за пару кликов?

Купить недвижимость, рассчитать ипотеку, арендовать жилье или узнать рыночную цену квартиры? Это кажется сложным, но на самом деле ответ на любой из этих вопросов есть в новом мобильном приложении «Этажи». Директор федеральной риэлторской компании “Этажи” Марат Галлямов рассказал, как за пару кликов найти дом своей  мечты.

Экономика

Экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов: «Казанский завод у нас во все времена был великим, заметным и очень эффективным самолетостроительным предприятием»

Бывший замминистра гражданской авиации СССР —  о том, что происходит с гражданским авиастроением в России, как возродить региональные перевозки, сделают ли на КАЗе сверхзвуковой бизнес-джет, что спасет КВЗ от убытков и почему «Суперджет» не может завоевать рынок.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна