Вторая жизнь Ту-22М3: что известно о модернизированном ракетоносце-бомбардировщике родом из Казани?

16 Августа 2018

    Фото: Минобороны РФ
    Автор материала: Динара Прокопьева
    Первый полет Ту-22М3М запланирован на конец третьего квартала этого года. Выкатка состоится уже в середине следующей недели на Казанском авиационном заводе. Корреспондент ИА «Татар-информ» собрал любопытные факты о выдающейся машине, которая вскоре получит вторую жизнь.

    В Казани собрали около 270 предшественников Ту-22М3М

    Среднему советскому бомбардировщику с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 предшествовал Ту-22М2. В 1974 году конструкторам поручили модернизировать машину под двигатель НК-25, но они решили не только заменить двигатель. Одновременно они улучшили конструкцию и аэродинамику самолета. Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 впервые взмыл в воздух еще летом 1977 года, а уже в конце 80-х был принят на вооружение ВВС СССР. За все время произведено около 500 единиц Ту-22М всех модификаций, порядка 270 бомбардировщиков Ту-22М3 собрали на Казанском авиационном производственном объединении. Серийное производство Ту-22М3 прекращено в первой половине 90-х годов.

    Грузинская ПВО нанесла болезненный удар по России — сбила Ту-22М3

    Со времен создания бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 ни разу не применялись в масштабной войне, для которой предназначались. При этом машины использовались в локальных войнах. Например, самолеты модификации М3 не раз участвовали в боевых действиях на войне в Афганистане. Так, например, массированное применение бомбардировщиков сделало возможным сравнительно «комфортный» вывод частей 40-й армии. В начале 1989 года последние Ту-22М3 улетели из аэродрома Мары-2 к местам своей постоянной дислокации.

    Боевые машины применялись в первой Чеченской войне, за время которой выполнили свыше сотни самолетовылетов. Чаще всего от Ту-22М3 требовалась подсветка местности с помощью ос­ветительных авиабомб.

    Десять лет назад бомбардировщики модификации М3 участвовали в грузинско-осетинском конфликте в Южной Осетии. Пятидневная операция нанесла по ВС РФ серьезный удар — один Ту-22М3 был сбит грузинской ПВО.

    В Сирии Ту-22М3 использовали для ударов по ИГИЛ (запрещена в РФ). Машины взлетали с территории России, совершали перелет над Ираном и Ираком, чтобы затем нанести групповой удар по террористам.

    Не раз бомбардировщик – ракетоносец Ту-22М3 называли одним из ключевых элементов обеспечения военной безопасности СССР и России. Но с течением времени машины этой модификации стали устаревать. Так, в 2012 году в Дальней авиации было порядка 150 (по другой информации — 115 ) Ту-22М3, но только 40 из них оказались боеспособными. 

    Авиация России пополнится 30 усовершенствованными Ту-22М3М 

    В том же 2012 году стало известно, что Минобороны России заказало модернизацию около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. Перед конструкторами была поставлена задача продлить ресурс планера на несколько десятков лет. Кроме того, самолет должен быть перевооружен на новые крылатые ракеты класса «воздух — земля» Х-32, которые заменят устаревающие X-22. 

    «Перечислять все новшества – не хватит пальцев ни рук, ни ног. Все лучшее, чем только располагает сегодня наша военная авиация, внесено в "электронные мозги" этого самолета», — сказал о Ту-22М3М полковник в отставке Виктор Баранец в эфире радио Sputnik.  

    Отмечалось, что цель модернизации — довести показатели машины модификации М3 до уровня ракетоносца Ту-160М2 «Белый лебедь». Улучшение легендарного бомбардировщика входит в программу всеобщего обновления стратегической авиации России. Так, например, Казанский авиационный завод имени Горбунова должен произвести полсотни Ту-160М2. В январе этого года прошел демонстрационный полет первой модели сверхзвукового ракетоносца Ту-160М2.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Экономика

    6 полезных советов как выбрать своего семейного и свадебного фотографа

    Выбрать подходящего фотографа может быть также сложно, как и своего лечащего врача или учителя. ИА «Татар-информ» рассказывает, как выбрать того фотографа, который подарит отличное настроение во время съемки и не разочарует результатом.

    Экономика

    Шамиль Агеев, ТПП РТ: Чиновники живут одной жизнью, предприниматели — другой

    О том, какие задачи Торгово-промышленная палата (ТПП) РТ ставит перед собой в 2019 году, какую лепту вносит в экономическое развитие республики и как поддерживает малый и средний бизнес, рассказал председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев в интервью гендиректору АО «Татмедиа» Андрею Кузьмину для ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна