Вторая жизнь Ту-22М3: что известно о модернизированном ракетоносце-бомбардировщике родом из Казани?

16 Августа 2018

Фото: Минобороны РФ
Автор материала: Динара Прокопьева
Первый полет Ту-22М3М запланирован на конец третьего квартала этого года. Выкатка состоится уже в середине следующей недели на Казанском авиационном заводе. Корреспондент ИА «Татар-информ» собрал любопытные факты о выдающейся машине, которая вскоре получит вторую жизнь.

В Казани собрали около 270 предшественников Ту-22М3М

Среднему советскому бомбардировщику с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 предшествовал Ту-22М2. В 1974 году конструкторам поручили модернизировать машину под двигатель НК-25, но они решили не только заменить двигатель. Одновременно они улучшили конструкцию и аэродинамику самолета. Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 впервые взмыл в воздух еще летом 1977 года, а уже в конце 80-х был принят на вооружение ВВС СССР. За все время произведено около 500 единиц Ту-22М всех модификаций, порядка 270 бомбардировщиков Ту-22М3 собрали на Казанском авиационном производственном объединении. Серийное производство Ту-22М3 прекращено в первой половине 90-х годов.

Грузинская ПВО нанесла болезненный удар по России — сбила Ту-22М3

Со времен создания бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 ни разу не применялись в масштабной войне, для которой предназначались. При этом машины использовались в локальных войнах. Например, самолеты модификации М3 не раз участвовали в боевых действиях на войне в Афганистане. Так, например, массированное применение бомбардировщиков сделало возможным сравнительно «комфортный» вывод частей 40-й армии. В начале 1989 года последние Ту-22М3 улетели из аэродрома Мары-2 к местам своей постоянной дислокации.

Боевые машины применялись в первой Чеченской войне, за время которой выполнили свыше сотни самолетовылетов. Чаще всего от Ту-22М3 требовалась подсветка местности с помощью ос­ветительных авиабомб.

Десять лет назад бомбардировщики модификации М3 участвовали в грузинско-осетинском конфликте в Южной Осетии. Пятидневная операция нанесла по ВС РФ серьезный удар — один Ту-22М3 был сбит грузинской ПВО.

В Сирии Ту-22М3 использовали для ударов по ИГИЛ (запрещена в РФ). Машины взлетали с территории России, совершали перелет над Ираном и Ираком, чтобы затем нанести групповой удар по террористам.

Не раз бомбардировщик – ракетоносец Ту-22М3 называли одним из ключевых элементов обеспечения военной безопасности СССР и России. Но с течением времени машины этой модификации стали устаревать. Так, в 2012 году в Дальней авиации было порядка 150 (по другой информации — 115 ) Ту-22М3, но только 40 из них оказались боеспособными. 

Авиация России пополнится 30 усовершенствованными Ту-22М3М 

В том же 2012 году стало известно, что Минобороны России заказало модернизацию около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. Перед конструкторами была поставлена задача продлить ресурс планера на несколько десятков лет. Кроме того, самолет должен быть перевооружен на новые крылатые ракеты класса «воздух — земля» Х-32, которые заменят устаревающие X-22. 

«Перечислять все новшества – не хватит пальцев ни рук, ни ног. Все лучшее, чем только располагает сегодня наша военная авиация, внесено в "электронные мозги" этого самолета», — сказал о Ту-22М3М полковник в отставке Виктор Баранец в эфире радио Sputnik.  

Отмечалось, что цель модернизации — довести показатели машины модификации М3 до уровня ракетоносца Ту-160М2 «Белый лебедь». Улучшение легендарного бомбардировщика входит в программу всеобщего обновления стратегической авиации России. Так, например, Казанский авиационный завод имени Горбунова должен произвести полсотни Ту-160М2. В январе этого года прошел демонстрационный полет первой модели сверхзвукового ракетоносца Ту-160М2.




Самое читаемое
Комментарии







Экономика

Военные заказы, новые технологии и уникальный опыт: завод «Ремдизель» празднует 40-летний юбилей

Корреспонденты ИА «Татар-информ» побывали на крупнейшем специализированном заводе страны. О том, как «Ремдизель» преодолел все трудности в своей непростой истории, какие изменения произошли после начала сотрудничества с военными и благодаря чему в XXI веке предприятие с уверенностью смотрит в будущее, — в нашем материале.

Экономика

В формате Digital: Концерн Volkswagen и ГК «ТрансТехСервис» открыли в Набережных Челнах первый и пока единственный в Татарстане инновационный дилерский центр

Полностью погрузиться в технологический мир Volkswagen теперь предлагают в Набережных Челнах. В автостроительной столице Татарстана  «ТрансТехСервис» открыл первый и пока единственный инновационный дилерский автоцентр Volkswagen, работающий в формате Digital.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×