Спецкомиссии, лишение премий и увольнения: как в Татарстане борются с конфликтом интересов среди госслужащих

19 Марта 2019

    Фото: Егор Никитин
    Автор материала: Егор Никитин
    Конфликт интересов — острая проблема, особенно актуальная для государственных структур. Как эту сферу регулирует отечественное законодательство, что грозит чиновникам, утаившим конфликт интересов, и как эту проблему решают в нашей республике — в беседе с корреспондентами ИА «Татар-информ» рассказали представители отдела антикоррупционных проверок Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Айрат Хайруллин и Салават Рахимов.

    Добрый день. В чем заключается суть конфликта интересов в современных реалиях и как он влияет на работу госструктур и должностных лиц? Как с этим явлением борются в Татарстане?

    Что такое конфликт интересов? Это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная – прим. Т-и) лица может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных – прим. Т-и) обязанностей. Он напрямую влияет на работу должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления. Учитывая, что наша республика является мультинациональным субъектом и у нас большое количество муниципальных образований, конфликт интересов у нас встречается довольно часто.

    Здесь следует подчеркнуть, что само по себе нахождение в ситуации конфликта интересов — это не нарушение. Но регулирование здесь нужно обязательно — для того, чтобы должностное лицо не могло бесконтрольно осуществлять официальные полномочия как в отношении себя, так и в отношении связанных с ним лиц. Это те связи, которые с высокой вероятностью могут побудить служащего быть небеспристрастным и исполнять свои полномочия для того, чтобы принести выгоду или навредить определенным лицам. О каких связях я говорю? Это прежде всего родственные, дружеские связи, имущественные отношения, отношения подчиненности или даже личная неприязнь. 


    Законодательство как-то регулирует эту проблему?

    На предотвращение конфликта интересов направлены многие антикоррупционные ограничения и запреты: на получение подарков, выполнение иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами. Кроме того, при устройстве на работу претендент должен указать о своих связях: о родственниках – местах их работы. Также претенденты представляют сведения о доходах. Основным инструментов выявления конфликта интересов является декларирование, то есть самостоятельное уведомление должностного лица о наличии у него конфликта интересов или личной заинтересованности. Декларирование носит ситуативный характер, то есть осуществляется с момента, как только лицу стало известно о возникшей личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов. Уведомление направляется в адрес представителя нанимателя, и тот несет ответственность за принятие решения об урегулировании конфликта интересов. От декларанта требуется понимание связи личной заинтересованности с конфликтом интересов. В чем заключается смысл урегулирования — отгородить должностное лицо от исполнения обязанностей в отношении себя или лица, с которым может возникнуть личная заинтересованность.

    Кого это касается? Госслужащих?

    Госслужащих, муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также работников подведомственных организаций, то есть это чиновники, руководители органов власти — министры, председатели комитетов, главы районов, главы сельских поселений, депутаты и т.д.

    Какая работа по этому направлению ведется в Татарстане?

    В республике в этом направлении ведется системная работа. Есть принципиальное понимание того, что конфликт интересов необходимо регулировать и уведомлять об их наличии. Для этого разработали специальный образец уведомлений, установлен порядок, как они составляются и подаются.

    Кто рассматривает эти уведомления?

    При муниципальных органах работают комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному – прим. Т-и) поведению и урегулированию конфликта интересов. Рассмотрение вопросов личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей осуществляется на Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. Этими комиссиями устанавливается факт наличия конфликта интересов в каждом конкретном случае и предлагается принять соответствующие меры. Решение комиссий носит рекомендательный характер.

    Что происходит с чиновниками, у которых нашли конфликт интересов?

    Все меры направлены на то, чтобы отгородить должностное лицо от лиц, с которыми у него имеются вышеназванные связи. Начиная от изменения должностного или служебного положения лица, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей или отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.


    Например?

    В качестве примера могу привести ситуацию, когда министр здравоохранения обратился с уведомлением, что у него есть родственники-главврачи в районах республики. Дело житейское, но есть конфликт интересов. В данном случае были приняты такие меры — персональные решения, принимаемые в отношении указанных главврачей больниц, должны приниматься коллегиальным способом без участия министра через комиссию с обязательным участием лиц, не находящихся в подчинении министра (например, органы общественного совета).

    Кто участвует в работе этих комиссий?

    Состав комиссий определен соответствующими нормативными актами, в них принимают участие представители общественности, в том числе общественные советы, которые имеются при министерствах, в районах.

    Словом, если обнаруживается заинтересованность чиновника, это не означает его автоматическое увольнение?

    За нахождение в ситуации конфликта интересов не наказывают. Наказывают за сокрытие конфликта интересов, за отказ принимать меры по его урегулированию, а также за действия в ситуации конфликта интересов. В этом случае служащего могут депремировать, привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.

    В случае обнаружения неурегулированной ситуации конфликта интересов проводится антикоррупционная проверка. Основанием для проверки является информация от правоохранительных органов, от органов по профилактике антикоррупционных нарушений, от общественных организаций, а также от СМИ — через журналистские расследования, которые в том числе могут освещать информацию о наличии у чиновников конфликта интересов.

    По результатам таких проверок установленные факты рассматриваются на комиссии и принимаются соответствующие решения.


    Можете озвучить какие-то цифры по проверкам?

    По итогам прошлого года, уведомлений о возникновении (или такой возможности – прим. Т-и) конфликта интересов было 72 случая по Татарстану. Речь идет об органах государственной власти и местного самоуправления.

    Количество служащих, в отношении которых были приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, из этих 72 случаев — 67. В некоторых случаях может быть заявлен самоотвод или отказ от той или иной выгоды, и тогда конфликт интересов считается исчерпанным.

    Когда речь заходит не о превентивных мерах, а о выявленном конфликте интересов, то все эти ситуации рассматриваются на заседании специальной комиссии, которая создается в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Всего по республике действует 90 таких комиссий — 45 в органах местного самоуправления и еще 45 в органах госвласти.

    По итогам 2018 года комиссии провели 492 заседания. На них рассмотрели 312 материалов в отношении гражданских служащих по вопросу конфликта интересов. Из этих 312 случаев выявили 81 реальное нарушение, когда служащими не были приняты превентивные меры по урегулированию конфликта интересов. Соответственно, на заседании комиссии рассматривались конкретные меры по привлечению этих людей к ответственности, а также меры по урегулированию конфликта интересов. В результате 28 служащих были привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности. 


    Вы считаете, конфликт интересов достаточно отрегулирован в российском законодательстве? Может, нужны какие-то дополнительные меры контроля?

    Вопрос достаточно отрегулирован на уровне закона. Для выявления конфликта интересов в каждом министерстве, госоргане имеются общественные советы. Плюс мы как орган по профилактике коррупционных правонарушений ежедневно мониторим СМИ, изучаем обращения граждан.

    Также работа в этом направлении осуществляется в рамках выездов экспертной группы по противодействию коррупции для оказания практической помощи в районы, министерства.

    Сколько лет работает ваше подразделение?

    Наше управление создано в 2011 году на основе отдела по реализации антикоррупционной политики, в штате у нас работает 11 человек. Наша основная функция — выявление и рассмотрение вопросов конфликта интересов у госслужащих.


    С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?

    Наиболее проблемный вопрос — реализация законодательства не только в госорганах, но и в подведомственных организациях — в государственных или муниципальных бюджетных учреждениях (ГБУ или МБУ – прим. Т-и), а также в унитарных предприятиях, учредителями которых являются органы госвласти. Сложность вопроса заключается в том, что работники таких подведомственных организаций не являются госслужащими.

    Решению этой задачи было посвящено заседание нашей комиссии по координации противодействия коррупции под председательством Президента РТ. Итогом стали рекомендации для принятия дополнительных нормативных актов, которые регулируют конфликт интересов в подведомственных организациях.

    Спасибо за интервью.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Экономика

    Развитие бизнеса, забота о населении, экология и вложения в аграриев: каким будет новый бюджет Татарстана?

    Татарстанский парламент приступил к обсуждению главного финансового документа республики на ближайшую трехлетку. В этом году текст законопроекта, составленного на русском и татарском языках, занимает более 4 тыс. страниц. Что скрывается за сухими цифрами документа, на развитие каких сфер жизни республики пойдут колоссальные бюджетные средства – в материале ИА «Татар-информ».

    Экономика

    Главные закупки августа: Новогоднее оформление Казани, первая очередь промпарка «Саба» и энергосберегающие светильники для аэропорта

    В Мамадыше за 25 млн рублей выпрямят русло и расчистят реку Ошму, затапливающую набережную и участки жителей. А власти Казани выделили 3,5 млн рублей на фестиваль моды. Подробнее о наиболее интересных тендерах августа — в материале ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна