Отсутствие мотивации, противоречивые законы и «профессиональные жалобщики»: 6 факторов, которые мешают инспекторам помогать бизнесу

15 Февраля 2019

    Фото: архив "ТИ", рисунки: Екатерина Семенова
    Автор материала: Диана Авакян
    Татарстанский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» рассказал о препятствиях на пути контрольно-надзорных органов, которые не позволяют им чаще выносить бизнесу предупреждения вместо штрафов.

    О проблемах предпринимателей с контрольно-надзорными органами говорят достаточно давно: бизнес жалуется на бесчисленные проверки, огромные штрафы, непонятные формулировки в предписаниях, да и в целом на негатив и предвзятое отношение проверяющих.

    Накануне в Торгово-промышленной палате Татарстана для разнообразия рассказали о жалобах самих инспекторов. Их представила исполнительный сопредседатель АНО «Центр общественных процедур “Бизнес против коррупции”» Гульнара Сергеева. В прошлом году центр провел обучение для 200 специалистов контрольно-надзорных органов: Роспотребнадзора, МЧС, Госалкогольинспекции и налоговой службы. На основе рассказов инспекторов центр подготовил доклад об основных проблемах, которые мешают надзорным органам проводить профилактику правонарушений и переходить от штрафов к предупреждениям.

    Погоня за показателями и рейтингами

    Все статистические отчетности и рейтинги контрольно-надзорных органов направлены абсолютно не на то, чтобы проводить профилактику, а скорее наоборот. От инспекторов требуют проводить больше проверок и привлекать как можно больше людей к административной ответственности, начала доклад на круглом столе в ТПП РТ Гульнара Сергеева.

    «Соответственно, у них возрастает рейтинг, возрастает показатель. Сотрудники контрольно-надзорных органов абсолютно не мотивированы на проведение профилактических мероприятий», — отметила она.

    Кроме того, от инспекторов поступают тревожные сообщения, что прокуратура обращает внимание на любое вынесенное предупреждение и интересуется, нет ли там коррупционной составляющей. Однако позднее представитель татарстанской прокуратуры опроверг эти домыслы и заявил, что у них нет такой цели.


    Трактовка нормативных актов

    Сергеева обратила внимание на проблемы в законодательных и локальных нормативных актах самих контрольно-надзорных органов. К примеру, в КоАП говорится, что предупреждение — это та мера, которая устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии — и начинается перечисление — причинения или угрозы причинения вреда жизни людей, окружающей среде, объектов животного мира, объектов культурного наследия и т.д.

    «Эта формулировка никаким образом не расшифрована в законодательстве, и все инспекторы говорят: „Нам не совсем понятно, как вообще с этим работать“. У них есть опасения, что их потом обвинят, что не учли эту угрозу. Например, мусор валяется возле урны — это можно трактовать как причинение или как угрозу причинения вреда окружающей среде», — продолжила сопредседатель центра.

    Сергеева предложила контрольно-надзорным органам проработать типичные нарушения, и определить, в каких случаях можно выносить предупреждение, а в каких это нецелесообразно.


    Противоречия в законодательстве

    Спикер рассказала и о противоречивых требованиях в законодательстве, сбивающих инспекторов с толку. Например, правила противопожарной безопасности МЧС требуют, чтобы в детских садах ковры были закреплены к полу. В то же время санитарные нормы Роспотребнадзора говорят о том, что ковры не должны быть зафиксированы — это мешает проведению уборки.

    «И таких противоречий много, думаю. Может, нам начать с конкретных примеров и начать их отрабатывать с точки зрения внесения изменений в эти пробелы? Стоит разбирать каждый случай отдельно. Тогда мы добьемся результатов», — отметила Сергеева.

    Страх общаться с бизнесом неформально

    Часто предприниматели жалуются, что предписания трудно понять — настолько сжато и непонятно они написаны. В некоторых случаях сложно разобрать, в чем же заключается нарушение, чтобы принять попытки устранить его.

    «Как объясняют сами инспекторы, им не разрешено общаться с предпринимателями, дабы опять же их не обвинили в коррупционных связях с бизнесом. Соответственно, писать предписания нужно очень лаконично, на формальном языке», — поделилась Гульнара Сергеева.


    Отсутствие единого сервиса для отправки уведомлений

    В России не существует единой базы предпринимателей с привязкой к объекту проверки, который можно было бы использовать для отправки уведомлений и напоминаний.

    «Нет и межведомственного взаимодействия между федеральными органами такого плана. Например, в международной практике есть такая ситуация. Зарегистрировался бизнес, например, в сфере общепита. Налоговая уведомляет об этом службу типа Роспотребнадзора, который может в последующем связаться с этим предпринимателем и сообщить, как им нужно работать. Такой единой базы у нас нет», — сказала исполнительный сопредседатель АНО «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

    Как вариант Сергеева предложила создать мобильное приложение для этих целей.


    Потребительский терроризм

    Многие проверяющие органы сталкиваются с «профессиональными жалобщиками» — это явление, которое еще называют потребительским терроризмом. Сергеева с сожалением отметила, что от этого страдает и бизнес, и контрольно-надзорные органы.

    «Много времени уходит на проверку вот этих жалоб, отнимает время предпринимателей и инспекторов. У них не остается времени на профилактические работы. Это говорит о том, что у нас нет административной ответственности за необоснованные жалобы. Этот вопрос тоже можно обсуждать и вносить соответствующие изменения в законодательство», — резюмировала Гульнара Сергеева.






    Самое читаемое
    Комментарии







    Экономика

    Стоматолог Антон Агафонов: «Мне все равно кого лечить, хоть вас, хоть Путина — зубы болят у всех одинаково»

    Корреспондент ИА «Татар-информ» встретился с казанским стоматологом и директором клиники Антоном Агафоновым и узнал, как самый ярый болельщик хоккейного клуба «Ак Барс» решил начать свое дело, что ему помогает найти общий язык с пациентами, и раскрыл секрет, какую зарплату получают зубные врачи.

    Экономика

    «В авиационных перевозках России нужно уйти от полной зависимости от зарубежных стран»: эксперты о невоплощенном проекте Ту-334

    Корреспондент ИА «Татар-информ» связался с экспертами в авиаотрасли и выяснил, актуален ли сейчас нереализованный проект ближнемагистрального турбореактивного самолета Ту-334, серийное производство которого планировалось в Казани, а также какова его судьба и перспективы.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна