Казанский IT-стартапер: Офлайн-торговле безразлично, что о них думают покупатели

8 Января 2019

    Автор материала: Егор Никитин
    Традиционный офлайн-бизнес перестал прислушиваться к мнению своих клиентов. Ситуацию изменит проникновение в отрасль онлайн-рейтингов и публичных отзывов покупателей, считает со-основатель стартапа Hotmaps и резидент бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка Денис Булатов. Об этом, а также о том, почему IT-проектам интереснее работать с частными инвесторами и нужно ли стартапам давать время на «раскачку», он рассказал в интервью корреспондентам ИА «Татар-информ».

    Денис, в чем суть вашего проекта, как он работает?

    – Наш стартап называется Hotmaps, мы занимаемся продвижением компаний в картах Google, Яндекс и в локальном поиске. То есть мы создали такой маркетинговый инструмент для бизнеса, который помогает получать больше клиентов.

    Если взять мобильный телефон и зайти на сайт Google или Яндекс и ввести там запросы «стоматология», «кафе», «автосервис» или что-то подобное, то в ответ поисковик выдаст карту. Причем эта карта окажется выше всей остальной выдачи, в том числе контекстной рекламы. Этот блок состоит из трех компаний, которые показаны на карте, и эти компании собирают около 72% кликов от всего трафика. Если смотреть с телефона (а не с компьютера), то карта занимает вообще практически весь экран устройства.

    Фактически эти карты сегодня являются одним из самых эффективных каналов привлечения клиентов в офлайн заведения из онлайна. Такая карта выдается примерно на 50% запросов. Если мы, например, ищем рецепты готовки борща, то, конечно, карта не выйдет. Но если мы ищем автосервис, кафе, ресторан, стоматологию, медклинику и целый ряд других таких же запросов, то выходит карта — и здесь мы помогаем бизнесу получать больше трафика.


    Как вы пришли в ИТ-парк, почему решили заняться интернет маркетингом? Это давняя мечта или так сложились обстоятельства?

    – IT-бизнесом я интересовался еще со школы, частным делом фактически занимаюсь с 11 класса. В конце 2016 года мы с партнером начали развивать наш первый крупный проект, связанный с интернетом. Он успешно заглох, но дал нам опыт и понимание того, что и как нужно делать в этом бизнесе.

    Работая над ним, мы выяснили — вопреки распространенному мнению, работающий с населением офлайн бизнес на сегодняшний день практически не никак не реагирует на обратную связь и отзывы клиентов в онлайне. Несмотря на пафосные заявления, по большому счету современному российскому бизнесу все равно, что думают о них клиенты.

    При этом мы также узнали, что публичные отзывы на таких площадках, как Google-карты, Яндекс-карты, TripAdvisor, и других влияют на конверсию (приток клиентов) из интернета. Аудитория, которая предпочитает искать какие-либо услуги через интернет, большое внимание уделяет высокому рейтингу и положительным отзывам о компании в сети.

    Эти же факторы заметно влияют на то место, которое такая компания займет в выдаче поисковика. Грубо говоря, если я ищу стоматологию и набираю этот запрос в Google или Яндексе, то мне выводится карта с тремя клиниками на ней. И одним из факторов попадания конкретной компании в эту тройку выдачи как раз и являются рейтинги и отзывы.

    Мы с партнером уцепились за эту тему, начали ее развивать и постепенно пришли к текущей модели работы — мы увидели значимость отзывов и рейтингов, но они оказались далеко не единственным фактором, влияющим на выдачу компании в поисковиках. Потребовалось время, чтобы понять, как именно работают поисковые механизмы и как нужно оптимизировать эти карточки, чтобы конкретная фирма выходила в топ.


    С помощью каких инструментов вы этим занимаетесь? У вас какие-то собственные наработки или вы используете уже имеющиеся на рынке инструменты?

    – Сейчас мы больше работаем как маркетинговое агентство — так рынку привычнее воспринимать услугу. Но мы идем в сторону платформенного решения, программного продукта, с помощью которого маркетолог или владелец компании может получить результат в виде притока клиентов.

    Сегодня наш рынок не готов самообслуживанию, поэтому проще продавать сервис в виде услуги. То есть мы работаем по принципу «черного ящика» — бизнес обращается к нам, дает заказ, а мы выдаем готовый результат. Но, несмотря на это, мы двигаемся в сторону самообслуживания, чтобы клиент мог самостоятельно зайти на нашу платформу через сайт, ввести необходимые данные и получить результат после нажатия нескольких кнопок.

    Как вы познакомились с казанским ИТ-парком?

    – С ИТ-парком в первый раз я познакомился еще в 2013 году. Тогда у нас был другой проект, с которым мы пытались пройти в бизнес-инкубатор, но не смогли. Но зато мы поняли, что это вообще такое, как тут все устроено и что нужно делать, чтобы сюда попасть.

    Ведь по сути ИТ-парк — это единственная в регионе площадка такого формата, где сосредоточены нужные для развития стартапов ресурсы.

    Конечно, развиваться можно по-разному. Но здесь новички получают первичную и самую необходимую помощь — они знакомятся с другими стартапами, имеют возможность погрузиться в эту среду и получают независимую экспертную оценку. Адекватное и взвешенное мнение со стороны зачастую просто необходимо, чтобы несколько отрезвить начинающих стартаперов.

    Когда они сюда приходят, то почти каждый из них уверен — именно их продукт «выстрелит» и захватит весь мир. Так было и у нас. Когда мы пришли сюда, нам дали четко понять — мы занимаемся совсем не тем, чем нужно, и тратим впустую наши ресурсы и время. Это очень важный момент, такое понимание нужно начинающим бизнесменам, чтобы не наделать ошибок в самом начале пути и не разочароваться в этом деле в принципе.

    Хотя и полностью сидеть на советах со стороны тоже неправильно, ведь рынок непредсказуем и никто со 100-процентной точностью не может утверждать об успешности или тупиковости твоего пути.

    Как вы в итоге прошли в бизнес-инкубатор?

    – Тот проект мы похоронили и создали другой, с которым сразу прошли в инкубатор в 2017 году. В течение года мы улучшали нашу идею, которая вылилась в нынешний проект Hotmaps, и уже с ним мы еще раз прошли отбор в марте 2018 года.

    Интернет-маркетинг сейчас очень популярен. Есть ли у вас конкуренты с похожим продуктом в Татарстане или по стране? Не боитесь, что будете одними из многих и затеряетесь в этой толпе?

    – История продвижения в картах и локальном поиске новая для России и остального мира. Выдача компаний в картах появилась у поисковиков относительно недавно. При этом за рубежом мало кто занимается продвижением компаний в картах, а в России и Татарстане таких проектов вообще практически нет. Есть схожий проект в Белоруссии, но он все же отличается от нашего. Это новый рынок, и мы на нем — пионеры.

    На какие рынки вам удалось выйти на сегодняшний день? Вообще велик ли спрос на ваши услуги?

    – Да, спрос есть. Сейчас большинство наших клиентов из России и СНГ, русскоговорящий сегмент интернета — пока нам проще работать на русском языке. Но у нас есть клиенты и из Германии, из США, есть заявки из других стран. Работа на этих рынках сложнее из-за языковых и культурных различий, но нам все равно придется заняться ими плотнее, ведь это огромная аудитория и рынок.


    Где взяли начальный капитал на проект и какие инвестиции планируете привлекать для расширения?

    – Начинали мы со своим капиталом, это личные накопления от работы в предыдущих местах. Мы не привлекали никаких сторонних денег, у нас был прагматичный и короткий старт. Мы работали вдвоем и сразу с расчетом на прибыль, времени на раскачку мы не предполагали. Хотя обычно принято считать, что стартап — это не про прибыль и деньги, а про тестирование и эксперименты. Мы решили пойти своим путем, выходить на заработок максимально быстро для окупаемости и роста.

    Какие показатели по выручке у вас сейчас?

    – Мы растем дважды в квартал и за первый год заработали порядка 3 млн рублей выручки. Чистую прибыль не назову, но нужно понимать — мы делали всю работу вдвоем с партнером, а привлекать наемных сотрудников начали совсем недавно, с конца сентября. Хотим взять еще пору человек, для этого и потребуются инвестиции.

    Мы уже второй месяц готовим инвестплан, и у нас есть потенциальные инвесторы, с которыми мы обсуждаем детали. Мы хотим привлечь где-то 6 – 10 млн рублей, в зависимости от различных факторов. В первом квартале 2019 года, надеюсь, мы закроем раунд инвестиций. Средства пойдут на привлечение новых людей в нашу команду и дальнейшую автоматизацию сервиса.

    Весной у вас истекает время инкубации в ИТ-парке. Будете открывать свой офис?

    – Да, в течение ближайших месяцев планируем переезжать в отдельный офис. Он будет в Казани, нет смысла ехать в ту же Москву при работе через сеть. Из Казани мы можем работать со всем миром, при этом не испытывая трудностей переезда команды в другой город.

    При этом у нас растет число партнеров в других регионах страны, которым интересно с нами сотрудничать и которые продвигают наши услуги и зарабатывают вместе с нами. Но опять же, на это вообще никак не влияет наше физическое расположение — в эпоху онлайна такие вещи потеряли всякое значение.


    Среди возможных инвесторов есть какие-то крупные республиканские компании?

    – Мы рассматриваем любого инвестора с двух сторон: как источник средств для развития и как партнера, который может помочь нам не с точки зрения денег.

    Потому что деньги — это хорошо, но помимо этого стартапам, особенно на ранних стадиях, очень важен бэкграунд инвестора — кто он, что это за организация. Сегодня мы смотрим инвесторов в среде частного бизнеса, а большинство крупных компаний — это структуры с госучастием. Почему смотрим в сторону частников — потому что это та среда, где наши услуги востребованы.

    А крупным организациям это не нужно, они уже не нуждаются в какой-либо раскрутке в сети. Поэтому мы скорее ориентируемся на привлечение бизнес-ангелов, частных игроков IT-сферы, которые полностью погружены в эту тему.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Экономика

    «Мы угадываем конфеты, которые будут покупать в 2025 году»: АО «Эссен Продакшн АГ» открыло новую очередь кондитерского производства

    14 августа 2019 года в Набережных Челнах генеральный директор АО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев разрезал красную ленту и торжественно запустил работу линии по производству жевательной карамели. Что компании и покупателю даст открытие второй очереди кондитерского производства, каким экспортным потенциалом оно обладает, и какие инвестиции вкладывает компания — в материале «Татар-информ».

    Экономика

    «Наша служба и опасна, и трудна»: как работает Татарское республиканское управление инкассации

    Российская служба инкассации 1 августа отметит свой 80-летний юбилей. В Татарстане свою деятельность в этом направлении успешно ведет Татарское республиканское управление инкассации — филиал объединения «РОСИНКАС». Какие услуги предоставляет служба? Какими качествами должен обладать профессиональный инкассатор? Выйдут ли из оборота бумажные деньги в связи с информатизацией общества? Об этом в интервью с корреспондентом ИА «Татар-информ» рассказал управляющий Татарским РУИ Васим Вахитов.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна